Райя, последняя Нага и Юго-Восточная Азия

Что за мультфильм?

“Райя и последний дракон” - последний мультфильм Дисней о новой принцессе. Мне нравится, что Дисней экспериментирует и выпускает много новых IP с репрезентацией разных рассово-классово-культурных слоев, а не паразитирует на старых персонажах.

Сюжет Райи прост. Была страна Кумандра. Были страшные злые монстры Друуны, превращающие все живое в камень и забирая их души. И были волшебные драконы. Земля когда-то существовала как единый регион, где люди жили бок о бок с драконами.Но драконы потратили всю свою магическую силу для создания сферы, пожертвовали собой для спасения людей и уничтожили злое зло обратившись в камень. Больше их никто не видел вот уже 500 лет.

Люди Кумандры такую жертву не оценили, разосрались и разбились на 5 отдельных стран. Клык, Коготь, Сердце, Хребет и Хвост (Каждая страна называется частью дракона).

Райя из клана Сердца - наследница и хранительница той самой волшебной Сферы. Но по сюжетной случайности сфера разбивается на 5 частей, Друуны выходят на свободу, а народы воруют себе по осколку сферы.

Райя, последняя Нага и Юго-Восточная Азия

Склейка и вот спустя 6 лет Райя пытается найти последнего дракона из мифов (и находит) для спасения человечества. Тут у нас и начинается основной сюжет. Собрать части сферы, объединить народ и вообще командная работа и доверие к людям. Мир, дружба, жвачка - это основной посыл.

В сравнении с другими Диснеевскими мультфильмами о принцессах тут нет песен, а сама Райя опытный воин, потерявший веру в людей. В этот момент “Райя и последний дракон” все больше концептуально напоминает Аватара. У нас есть “легендарный ребенок” (Дракон Сису) и люди из разных кланов вокруг нее. Приключение на 20 минут туда и обратно.

Райя, последняя Нага и Юго-Восточная Азия

Как Дисней создавал мир Кумандры

В отличии от большинства фильмов о принцессах Диснея, история Раи не взята из каких-либо дошедших до нас культурных источников, а придумана с нуля диснеевскими сценаристами. Это итог реакции на прошлый мультфильм Диснея - Моана. В 2016 году Моана вызывала споры из-за шутовского изображения полинезийского бога Мауи. Некоторые сочли такой подход оскорбительным, а также включение элементов культур коренных народов, зрители посчитали расистскими стереотипами. Поэтому при создании Райи Дисней опирался на стилистику и быт Юго-Восточной Азии, но не брали конкретные сказки и мифы.

Райя, последняя Нага и Юго-Восточная Азия

Для мультфильма Дисней черпал вдохновение из Юго-Восточной Азии. Для создания фэнтезийного мира Кумандры команда совершала исследовательские поездки в Лаос, Индонезию, Таиланд, Вьетнам, Камбоджу, Сингапур и Малайзию, чтобы собрать материал, который поможет создать мир мультфильма. Над сценарием работали Адель Лим (американский сценарист, родившийся в Малайзии) и соавтор Куи Нгуен (американец вьетнамского происхождения). Тайская художница Фаун Веерасунтхорн была “Head of story”. Она также входила в состав Disney Story Trust, который собирал хореографов, музыкантов, лингвистов, архитекторов, культурных экспертов, мастеров боевых искусств и антропологов из Юго-Восточной Азии для консультации по фильму. Из-за такого подхода Кумандра невероятно детализирована. Персонажи носят драпированные топы сабаи, штаны сампоты, владеют национальными клинками Крис и филиппинским боевым искусством Арнис де Мано.

Райя, последняя Нага и Юго-Восточная Азия

Королевство Клыка опирается на геометрическую архитектуру Индонезии, а Коготь состоит из плавучих рынков, напоминающих рынки Таиланда. Последний дракон, Сису черпает вдохновение у нагов, змееподобных существ из фольклора Азии. Характер основан на доброжелательных волшебных драконах вьетнамского фольклора, а их дизайн основан на фольклоре нагов Таиланда и других стран. Это восхитительные, безопасные и не огнедышащие - красочные змеи, которые летают, плавают и в целом ведут себя как извивающиеся милые маскоты со стилистикой My Little Pony.

Райя, последняя Нага и Юго-Восточная Азия

Эти мелочи заполняют каждую минуту экранного времени, делая Райю потрясающим и ярким зрелищем. Ты начинаешь верить в этот мир. В этом и был смысл, как объяснил Нгуен: «Это было похоже на кучу пасхальных яиц в культурном отношении для всех нас, когда мы могли сказать: «Эй, вы найдете свою культуру в этом фильме».

Персонажи и ассеты

Как Дисней создавал мир Кумандры

Райя, последняя Нага и Юго-Восточная Азия

Кроме Райи и дракона Сису в фильме есть персонаж из каждой страны. Тут у нас и младенец с кучей обезьян, и мальчишка шеф - капитан корабля, и карикатурный огромный нежный воин. Их имена вы скорее всего забудете сразу же после просмотра. Как персонажи они скорее заглушки, двигающие сюжет вперед. Куда интереснее антагонист картины - Намаари.

По сути это реверсивный персонаж. Такая же девочка, любящая мифы о драконах, как и Райя. Опытный боец и обратная сторана Райи. Весь мультфильм ведет к тому, что персонажам нужно начать доверять друг другу. Только так возможно победить зло, но что Райя, что Намаари просто не готовы простить старые обиды и помириться. Тут опять же возникают флешбеки Аватара и появляются сравнения с тем же Зуко.

При всем этом Диснею удается удержать мультфильм самобытным, хоть некоторые ассеты других произведений будут проглядываться на протяжении всего хронометража.

Райя, последняя Нага и Юго-Восточная Азия

Итог

Райи не хватает хронометрожа. Мультфильм тратит очень много времени на мир и погружения тебя в него, но при этом не успевает раскрыть второстепенных персонажей. Сама Райя тоже страдает из за такого подхода и показано достаточно однобоко. Я бы с удовольствием посмотрел сериал на 8 серий в этой вселенной.

Но при всей простоте персонажей, технически проработанный мир поглощает тебя полностью. Ты веришь в эту историю, а после конца хочешь еще.

“Райя и последний дракон” это крепкая история в духе Стражей Галактики, где по воле случая несколько персонажей вынуждены действовать сообща для спасения всего человечества, а главная их цель - научиться доверять друг другу.

Райя, последняя Нага и Юго-Восточная Азия
22 показа
6.8K6.8K открытий