Смотрите «Дом Дракона» 22 августа в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
«Дом Дракона»
Смотрите в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
18+

Вопросы без ответа: как работает экспозиция в «Матрице» Статьи редакции

Когда рассказать нужно много, а хронометража не хватает.

Спустя двадцать лет после выхода культовой «Матрицы», пожалуй, мало кто не слышал про вселенную и завязку этого фильма. Человечество поработили машины, которые выращивают людей в капсулах и внушают им жизнь в виртуальном мире.

Однако люди, которые шли на премьеру картины в 1999 году, об этом всём почти ничего не знали — подробностей о сюжете было мало. Братьям Вачовски пришлось продумать экспозицию так, чтобы сценарий правильно представил мир «Матрицы» зрителям и в то же время не показал всех козырей до самого финала.

На YouTube-канале Lessons from the Screenplay появился ролик о том, как режиссёрам удалось правильно ввести зрителей в курс дела — и при этом сохранить интригу на протяжении всей картины.

Экспозиция в «Матрице» следует правилам, которые описал в своей книге «История на миллион долларов» Роберт Макки — сценарист и кинотеоретик.

Если в определённом месте рассказа необходимо раскрыть какой-либо факт из экспозиции, так как без него зрители не смогут разобраться в дальнейших событиях, пробуждайте любопытство и желание это узнать. [...] Когда люди жаждут информации, даже наиболее сложный набор драматургических фактов будет легко воспринят и понят.

Роберт Макки

«Матрица» пробуждает любопытство у зрителя с первых минут. Фильм начинается со следующего диалога Сайфера и Тринити — в нём много неизвестных переменных, и в то же время их достаточно, чтобы вызвать интерес.

— Он тебе нравится, да? Ты любишь за ним наблюдать?
— Не смеши меня.
— Мы обрекаем его на смерть, ты же это понимаешь?
— Морфеус верит, что Нео — избранный.

Зритель узнаёт о неком человеке, с которым у Тринити есть эмоциональная связь, а также о том, насколько высоки риски неких действий. Более того, строчка об «Избранном» звучит довольно важно — хоть и на данный момент для аудитории она бессмысленна. Прошло лишь несколько секунд с начала фильма, а у зрителей уже есть вопросы.

Остальная часть пролога ещё более загадочная. Полицейские пытаются арестовать какую-то девушку, у которой, внезапно, есть суперспособности. Чуть позже выясняется, что они есть и у федеральных агентов, которые её преследуют. Затем девушка подбегает к телефону и исчезает.

К этому моменту зритель уже жаждет узнать, что происходит и почему — и это чувство намеренно поддерживается авторами на протяжении первых тридцати минут фильма. Лишь к концу первого акта аудитория начинает узнавать, что такое Матрица — вместе с Нео, берущим красную таблетку.

Герой Киану Ривза просыпается в реальном мире: вокруг сплошные капсулы с людьми, снующие рядом с ними роботы, а впереди — бездонная пропасть. В этот момент не произносится ни одного слова: зритель узнаёт все подробности через картинку.

Следующие двадцать минут фильм отвечает на большинство вопросов, которые сложились у аудитории. Морфеус рассказывает, что произошло за последние двести лет — про восстание машин и создание Матрицы. Вместо того, чтобы показать один лишь диалог, детали истории сопровождаются визуальной демонстрацией.

«Добро пожаловать в реальный мир»

Впрочем, «Матрица» — это в первую очередь боевик. Так что Вачовски включают в экспозицию экшен-сцены — например, с дракой Нео и Морфеуса — и тем самым объясняют, как работает местный мир.

Ты думаешь, моя реакция и сила в этом месте зависят от мускулов? Нет. Я даже воздухом не дышу.

Морфеус

Далее сюжет раскрывает ещё больше деталей. Лента демонстрирует, как тело и сознание человека связано с Матрицей — через момент с кровью, которая пошла у Нео в реальности из-за удара, нанесённого в симуляции. Фильм рассказывает, насколько опасны агенты внутри Матрицы (в той самой сцене с женщиной в красном) и машины в реальном мире — через отрывок, где корабль Навуходоносор уходит от погони.

К этому моменту проходит час фильма, почти половина хронометража — и всё это время «Матрица» рассказывает правила этого мира. Вачовски удалось добиться того, чтобы настолько огромная экспозиция оставалась интересной для зрителя. Однако это ещё не всё: выясняется, что не все законы Матрицы можно соблюдать, и в итоге с каждой новой экшен-сценой фильм продолжает подбрасывать детали.

Например, ещё в первой половине фильма в Нео «загрузили» знания о кунг-фу — значит, нет ничего странного в том, что Тринити мгновенно узнаёт, как водить вертолёт, или что в самой Матрице герои могут себе «выдумать» огромное количество оружия.

И, как раз потому, что в начале фильма Морфеус намекнул Нео на его потенциал Избранного, сцена с уклонением от пуль — вполне логичная и даже закономерная.

Что любопытно, всё это так же подчиняется правилам из «Истории на миллион»:

Оставляйте лучшее напоследок. Ведь если мы раскроем слишком много и слишком быстро, зрители смогут предугадать кульминацию задолго до того, как она наступит.

Роберт Макки

Фактически, всё повествование в «Матрице» построено на том, чтобы фильм вызывал у зрителя множество вопросов — а потом отвечал на них настолько зрелищно и изящно, насколько это возможно.

Братья Вачовски использовали все кинематографические инструменты того времени, чтобы добиться глубокой и интересной экспозиции — и в итоге благодаря этому фильм интересно пересматривать и сейчас, даже со знанием всего сюжета.

Благодаря режиссёрам в фильме продолжают появляться новые детали и захватывающие сюрпризы — вплоть до самих титров.

Lessons from the Screenplay
0
42 комментария
Написать комментарий...
Роман Козлачков

Братья? Ну это репорт.

Ответить
Развернуть ветку
Энергетический якорь
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anthony

дежавю - сбой матрицы))

Ответить
Развернуть ветку
Огонь Fire

Надо ещё больше зелёного фильтра

Ответить
Развернуть ветку
Boss Nass

А что не так?

Ответить
Развернуть ветку
Anthony

милленеалы узнали про матрицу)) тссс, так они и до блейда доберутцо!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Автомобильный Артем

На Морфеусе особенно заметно
Каждый раз как смотрю FullHD/4K копии, меня бесят эти жудкие черные шрамы на щеках.
Как будто бы цветокоррекцию подросток через фильтры Instagram делал.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Черные шрамы от смены цвета это пол беды.
А вот, что у его дочки-порноактрисы такой же взгляд как у него – вот это реальная проблема )
Теперь каждый раз ее порно вспоминается, когда Морфеуса видишь.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Элхон

Как зовут порноактриссу

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Монтана Фишберн, она на свое 18 летие снялась в порно за 100 тысяч долларов, потом продолжила карьеру.
Морфеус с друзьями пытался выкупить все диски с ее первым фильмом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Boss Nass

Похоже на то, но я не думал что все так плохо.

https://dtf.ru/cinema/67469-pervaya-matrica-vernetsya-v-rossiyskiy-prokat-14-oktyabrya?comment=2800456

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Raketa

История на миллион крайне рекомендуется к прочтению, даже просто ради расширения кругозора.

Ответить
Развернуть ветку
perfect_genius

Вот бы её почитали в Марвел, а то в последних сериях совсем похерили логику и повествование.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Символический Валера

последнее, что я видел от "сестёр" было восхождение юпитер... и оно было ужасно... так что не жду от 4-ой матрицы ничего интересного) зато с удовольствием схожу в октябре на первую)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Элхон

А как же их сериал восьмое чувство?)

Ответить
Развернуть ветку
Энергетический якорь

Трудно быть хуже 2 и3 матрицы, но сестры постараются, я уверен.

Ответить
Развернуть ветку
Windows Seven

А теперь ещё одну статью про матрицу.

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Kaleev
Автор

Это совпадение, на самом деле — по нумерации постов видно, что этот начал писаться намного раньше

https://dtf.ru/cinema/67425
https://dtf.ru/cinema/67469

Ответить
Развернуть ветку
Windows Seven

Да это всего лишь не смешная шутка.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Петров

Мне одному кажется что "Матрица" один из тех фильмов, который создает ощущение глубины, там где её нет?

Ответить
Развернуть ветку
Yury Solovyov

даже если так, сам факт уже интересен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Петров

Фильм несомненно выдающийся, налицо интересная и оригинальная идея про жизнь в виртуальной реальности

Меня интересует сама тенденция создавать в фильме ощущение, что в нем есть ещё что-то значительное, что-то особенное. А когда пытаешься выразить это словами, оно оказывается настолько эфемерным, что самое конкретное, что можно сказать: "В этом фильме что-то есть"

В этом смысле к "Матрице" претензий минимум, в фильме есть крепкий сюжет, помимо ощущения "в этом фильме что-то есть"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
perfect_genius

При пересмотре нашёл косяк раскрытия - когда Морфеус говорит "Матрица повсюду". Это вот лишнее, проще ведь было сказать "мы в программе" и компьютерщик рядом сразу понял бы. А тут нагнетение загадочности.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Тесёлкин

Да, повествование, сюжет, моменты раскрытия проработаны изумительно в фильме. Но мы забываем многие тренды того времени, которые тогда были популярны и раскрыты в ленте: боевые искусства, экшен, первые мобильные телефон, экстравагантные костюмы, развитие электроники и, конечно, начало рвотного рефлекса у людей к офисной жизни и системе. По сути Матрица про борьбу независимой личности с системой. И не забываем про революционер решения в мире кино (slow motion, цветокор, компьютерная графика и др.)

Ответить
Развернуть ветку
Строгий космос

" а потом отвечал на них настолько зрелищно и изящно,"

Справедливо, сам не сразу заметил что Нео возвращается в комнату 303 того же отеля где в начале была Тринити.

А Смит когда гонится за ним не просто так голову на верх поднимает, он вспомнил отель.

Ответить
Развернуть ветку
Boss Nass

Возможно у вас СПГС, и на самом деле просто использовались одни и те же декорации для экономии бюджета.

Ответить
Развернуть ветку
Строгий космос

Возможно вы не осведомлены, потому что это сделанно намеренно,

The number 303 is also used in the status code "HTTP 303", which is a way to redirect web applications to a new URI (Uniform Resource Identifier). Bluepills can be 'redirected' or 'transferred' from the Matrix to the real world via a telephone call.

+ почитайте книгу про Вачовски и Матрицу, они подобного рода отсылки всю свою молодость собирали.

Ответить
Развернуть ветку
Boss Nass

Нет, это именно СПГС. Идем в Википедию:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_кодов_состояния_HTTP#303

Введено в HTTP/1.1.

https://ru.wikipedia.org/wiki/HTTP#История_развития

HTTP/1.1 <...> принята в июне 1999 года

Когда кино уже вовсю монтировалось. Даже если принять во внимание, что на утверждение спецификации протокола требовалось время, маловероятно, что Вачовски всерьез решили вставить в фильм что-то из глубоких черновиков HTTP 1.1, которые еще сто раз менялись потом.

Ответить
Развернуть ветку
Автомобильный Артем

Если бы дело было только в экономии бюджета, то на дверь просто повесили бы другой номер

Ответить
Развернуть ветку
perfect_genius

Экономили и на номере : )

Ответить
Развернуть ветку
Строгий космос

Ладно я тебя обманул, на самом деле 303 - это из-за Тринити. Погугли значение числа 303.

Ответить
Развернуть ветку
Boss Nass

Ага, а еще из той же статьи, откуда вы все это понадергали:

303 could also be a reference to "Roland TB-303" a bass synthesizer, which is often used in electronic dance music genre. The track "Mind Fields" by The Prodigy on The Matrix' soundtrack album, used a Roland TB-303.

Но ни это, ни имя Тринити вообще никак не относятся к тому, что вы процитировали:

" а потом отвечал на них настолько зрелищно и изящно,"

На что же так изящно отвечает отсылка к Roland TB-303?

Ответить
Развернуть ветку
Полноценный вентилятор

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Йозеф Кома

Тред нелегетимен без этого видео: https://youtu.be/RCNXHrmp2ec

Ответить
Развернуть ветку
Michael Loktev

"отвечал на них настолько зрелищно и изящно, насколько это возможно." Это троленг или перфоманс?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Петров

Прикольно другое. Да, фильм и я отношу к шедеврам, шедеврам Идеи, прежде всего. Метафора абсолютно верна про Матрицу, про спящего ЧелоВека, про Пробуждение, про скрытые ВозМожности. Для УЖЕ МЫслящего Образы великолепны и греют Душу. НО и печалит, что ВСЕ мировые шедевры, РЕАЛЬНО ВСЕ, и этот, есть сознательная или НЕ сознательная ПРОВОКАЦИЯ, ПРОФАНАЦИЯ всех вышеперечисленных идей, УБИВАЯ в зрители НЕ СОЗНАТЕЛЬНОМ ВозМожности, которые ЯКОБЫ фильмом призваны быть показанными. Идея Матрицы увела мысль от Матрицы как энрго-информационной структуры МироЗдания, вполне ЗА-КОНомерной - АрхеТипики МироЗдания, искажающейся по законам АнтиТезиса в биологической жизни, создав ГНЕЗДОВАНИЕ, создав механизм для проявления сознания, без которого не возможно осознание и ИНОГО, но, само по себе, без Свободного Выбора ВОПРЕКИ природе и гнезду, уводит в рационльное, прагматичное, назад к животному,чем и в фильме и знаменуют, совершая ОШИБКУ, Пробуждение НЕО с поцелуя Тринити. Типа, любовь, что не есть то, что МЖ отношения организует, Пробуждает. Суть Свободного Выбора - ВНУТРЕННЕЕ Пробуждение, Избрать Себя Самому, преодолев ЗАВИСИМОСТИ от кого-то и чего-то, введенные в нас с молоком матери из гнезда, приняв НА Себя Ответственность ЗА ВСЁ в Своей Жизни, Выбрав отношение, что ВСЁ есть Движение во Тьму и только Твоя Бдительность Учиться и Корректируется не ради кого-то и чего-то, это Сущность Жизни - Единый Поток Творческой Энергии и он во Мне!!!! ВСЕ шедевры человеческой культуры - мощнейшие исказители нашей ЧелоВеческой КультУРы, крик больной души в застенках ГНЕЗДОвательной биороботной идеологии.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 42 комментария
null