Вопросы без ответа: как работает экспозиция в «Матрице» Материал редакции

Когда рассказать нужно много, а хронометража не хватает.

В закладки
Аудио

Спустя двадцать лет после выхода культовой «Матрицы», пожалуй, мало кто не слышал про вселенную и завязку этого фильма. Человечество поработили машины, которые выращивают людей в капсулах и внушают им жизнь в виртуальном мире.

Однако люди, которые шли на премьеру картины в 1999 году, об этом всём почти ничего не знали — подробностей о сюжете было мало. Братьям Вачовски пришлось продумать экспозицию так, чтобы сценарий правильно представил мир «Матрицы» зрителям и в то же время не показал всех козырей до самого финала.

На YouTube-канале Lessons from the Screenplay появился ролик о том, как режиссёрам удалось правильно ввести зрителей в курс дела — и при этом сохранить интригу на протяжении всей картины.

Экспозиция в «Матрице» следует правилам, которые описал в своей книге «История на миллион долларов» Роберт Макки — сценарист и кинотеоретик.

Если в определённом месте рассказа необходимо раскрыть какой-либо факт из экспозиции, так как без него зрители не смогут разобраться в дальнейших событиях, пробуждайте любопытство и желание это узнать. [...] Когда люди жаждут информации, даже наиболее сложный набор драматургических фактов будет легко воспринят и понят.

Роберт Макки

«Матрица» пробуждает любопытство у зрителя с первых минут. Фильм начинается со следующего диалога Сайфера и Тринити — в нём много неизвестных переменных, и в то же время их достаточно, чтобы вызвать интерес.

— Он тебе нравится, да? Ты любишь за ним наблюдать?
— Не смеши меня.
— Мы обрекаем его на смерть, ты же это понимаешь?
— Морфеус верит, что Нео — избранный.

Зритель узнаёт о неком человеке, с которым у Тринити есть эмоциональная связь, а также о том, насколько высоки риски неких действий. Более того, строчка об «Избранном» звучит довольно важно — хоть и на данный момент для аудитории она бессмысленна. Прошло лишь несколько секунд с начала фильма, а у зрителей уже есть вопросы.

Остальная часть пролога ещё более загадочная. Полицейские пытаются арестовать какую-то девушку, у которой, внезапно, есть суперспособности. Чуть позже выясняется, что они есть и у федеральных агентов, которые её преследуют. Затем девушка подбегает к телефону и исчезает.

К этому моменту зритель уже жаждет узнать, что происходит и почему — и это чувство намеренно поддерживается авторами на протяжении первых тридцати минут фильма. Лишь к концу первого акта аудитория начинает узнавать, что такое Матрица — вместе с Нео, берущим красную таблетку.

Герой Киану Ривза просыпается в реальном мире: вокруг сплошные капсулы с людьми, снующие рядом с ними роботы, а впереди — бездонная пропасть. В этот момент не произносится ни одного слова: зритель узнаёт все подробности через картинку.

Следующие двадцать минут фильм отвечает на большинство вопросов, которые сложились у аудитории. Морфеус рассказывает, что произошло за последние двести лет — про восстание машин и создание Матрицы. Вместо того, чтобы показать один лишь диалог, детали истории сопровождаются визуальной демонстрацией.

«Добро пожаловать в реальный мир»

Впрочем, «Матрица» — это в первую очередь боевик. Так что Вачовски включают в экспозицию экшен-сцены — например, с дракой Нео и Морфеуса — и тем самым объясняют, как работает местный мир.

Ты думаешь, моя реакция и сила в этом месте зависят от мускулов? Нет. Я даже воздухом не дышу.

Морфеус

Далее сюжет раскрывает ещё больше деталей. Лента демонстрирует, как тело и сознание человека связано с Матрицей — через момент с кровью, которая пошла у Нео в реальности из-за удара, нанесённого в симуляции. Фильм рассказывает, насколько опасны агенты внутри Матрицы (в той самой сцене с женщиной в красном) и машины в реальном мире — через отрывок, где корабль Навуходоносор уходит от погони.

К этому моменту проходит час фильма, почти половина хронометража — и всё это время «Матрица» рассказывает правила этого мира. Вачовски удалось добиться того, чтобы настолько огромная экспозиция оставалась интересной для зрителя. Однако это ещё не всё: выясняется, что не все законы Матрицы можно соблюдать, и в итоге с каждой новой экшен-сценой фильм продолжает подбрасывать детали.

Например, ещё в первой половине фильма в Нео «загрузили» знания о кунг-фу — значит, нет ничего странного в том, что Тринити мгновенно узнаёт, как водить вертолёт, или что в самой Матрице герои могут себе «выдумать» огромное количество оружия.

И, как раз потому, что в начале фильма Морфеус намекнул Нео на его потенциал Избранного, сцена с уклонением от пуль — вполне логичная и даже закономерная.

Что любопытно, всё это так же подчиняется правилам из «Истории на миллион»:

Оставляйте лучшее напоследок. Ведь если мы раскроем слишком много и слишком быстро, зрители смогут предугадать кульминацию задолго до того, как она наступит.

Роберт Макки

Фактически, всё повествование в «Матрице» построено на том, чтобы фильм вызывал у зрителя множество вопросов — а потом отвечал на них настолько зрелищно и изящно, насколько это возможно.

Братья Вачовски использовали все кинематографические инструменты того времени, чтобы добиться глубокой и интересной экспозиции — и в итоге благодаря этому фильм интересно пересматривать и сейчас, даже со знанием всего сюжета.

Благодаря режиссёрам в фильме продолжают появляться новые детали и захватывающие сюрпризы — вплоть до самих титров.

Lessons from the Screenplay
{ "author_name": "Artyom Kaleev", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440","\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430"], "comments": 38, "likes": 111, "favorites": 210, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 67425, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 02 Sep 2019 17:03:52 +0300", "is_special": false }
Подкаст «Жиза ГД»: Почему игры столько стоят
Слушать фоном🎧
0
{ "id": 67425, "author_id": 17412, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/67425\/get","add":"\/comments\/67425\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/67425"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
38 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Или это твой твинк, или вы работаете в одном отделе.

Ответить
23

Это агенты, мы их раскрыли!

Ответить
5

дежавю - сбой матрицы))

Ответить
–8

Надо ещё больше зелёного фильтра

Ответить
5

А что не так?

Ответить
32

милленеалы узнали про матрицу)) тссс, так они и до блейда доберутцо!

Ответить
0

емнип, кстати, матрица 99 и соответствующее издание на VHS не имела такого агрессивного зеленого в палитре, как 2 и 3, и получила дополнительное "озеленение" с выходом то ли на dvd, то ли на bluray

UPD ну, почти: издание DVD 1999 (?) (это я её на VHS до дыр засмотрел) vs 2008
https://www.youtube.com/watch?v=gtktg9hbC_g

Ответить
0

На Морфеусе особенно заметно
Каждый раз как смотрю FullHD/4K копии, меня бесят эти жудкие черные шрамы на щеках.
Как будто бы цветокоррекцию подросток через фильтры Instagram делал.

Ответить
7

Черные шрамы от смены цвета это пол беды.
А вот, что у его дочки-порноактрисы такой же взгляд как у него – вот это реальная проблема )
Теперь каждый раз ее порно вспоминается, когда Морфеуса видишь.

Ответить
1

Как зовут порноактриссу

Ответить
2

Монтана Фишберн, она на свое 18 летие снялась в порно за 100 тысяч долларов, потом продолжила карьеру.
Морфеус с друзьями пытался выкупить все диски с ее первым фильмом.

Ответить
1

Да, изначальный цветокор был намного лучше, при этом там были явные оттенки зеленого в матрице, всё было видно, с реальным миром не спутать. Для чего было так упарываться в зелень в 2008 - вообще не ясно

Ответить
3

История на миллион крайне рекомендуется к прочтению, даже просто ради расширения кругозора.

Ответить
1

Интересно, четвертая матрица будет хуже третьей? 🤔

Ответить
6

последнее, что я видел от "сестёр" было восхождение юпитер... и оно было ужасно... так что не жду от 4-ой матрицы ничего интересного) зато с удовольствием схожу в октябре на первую)

Ответить
1

А как же их сериал восьмое чувство?)

Ответить
0

Трудно быть хуже 2 и3 матрицы, но сестры постараются, я уверен.

Ответить
2

А теперь ещё одну статью про матрицу.

Ответить
1

Это совпадение, на самом деле — по нумерации постов видно, что этот начал писаться намного раньше

https://dtf.ru/cinema/67425
https://dtf.ru/cinema/67469

Ответить
3

Да это всего лишь не смешная шутка.

Ответить
2

Да, повествование, сюжет, моменты раскрытия проработаны изумительно в фильме. Но мы забываем многие тренды того времени, которые тогда были популярны и раскрыты в ленте: боевые искусства, экшен, первые мобильные телефон, экстравагантные костюмы, развитие электроники и, конечно, начало рвотного рефлекса у людей к офисной жизни и системе. По сути Матрица про борьбу независимой личности с системой. И не забываем про революционер решения в мире кино (slow motion, цветокор, компьютерная графика и др.)

Ответить
1

" а потом отвечал на них настолько зрелищно и изящно,"

Справедливо, сам не сразу заметил что Нео возвращается в комнату 303 того же отеля где в начале была Тринити.

А Смит когда гонится за ним не просто так голову на верх поднимает, он вспомнил отель.

Ответить
1

Возможно у вас СПГС, и на самом деле просто использовались одни и те же декорации для экономии бюджета.

Ответить
–1

Возможно вы не осведомлены, потому что это сделанно намеренно,

The number 303 is also used in the status code "HTTP 303", which is a way to redirect web applications to a new URI (Uniform Resource Identifier). Bluepills can be 'redirected' or 'transferred' from the Matrix to the real world via a telephone call.

+ почитайте книгу про Вачовски и Матрицу, они подобного рода отсылки всю свою молодость собирали.

Ответить
3

Нет, это именно СПГС. Идем в Википедию:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_кодов_состояния_HTTP#303
Введено в HTTP/1.1.

https://ru.wikipedia.org/wiki/HTTP#История_развития
HTTP/1.1 <...> принята в июне 1999 года

Когда кино уже вовсю монтировалось. Даже если принять во внимание, что на утверждение спецификации протокола требовалось время, маловероятно, что Вачовски всерьез решили вставить в фильм что-то из глубоких черновиков HTTP 1.1, которые еще сто раз менялись потом.

Ответить
3

Если бы дело было только в экономии бюджета, то на дверь просто повесили бы другой номер

Ответить
1

Ладно я тебя обманул, на самом деле 303 - это из-за Тринити. Погугли значение числа 303.

Ответить
2

Ага, а еще из той же статьи, откуда вы все это понадергали:

303 could also be a reference to "Roland TB-303" a bass synthesizer, which is often used in electronic dance music genre. The track "Mind Fields" by The Prodigy on The Matrix' soundtrack album, used a Roland TB-303.

Но ни это, ни имя Тринити вообще никак не относятся к тому, что вы процитировали:

" а потом отвечал на них настолько зрелищно и изящно,"

На что же так изящно отвечает отсылка к Roland TB-303?

Ответить
1

Мне одному кажется что "Матрица" один из тех фильмов, который создает ощущение глубины, там где её нет?

Ответить
0

даже если так, сам факт уже интересен

Ответить
1

Фильм несомненно выдающийся, налицо интересная и оригинальная идея про жизнь в виртуальной реальности

Меня интересует сама тенденция создавать в фильме ощущение, что в нем есть ещё что-то значительное, что-то особенное. А когда пытаешься выразить это словами, оно оказывается настолько эфемерным, что самое конкретное, что можно сказать: "В этом фильме что-то есть"

В этом смысле к "Матрице" претензий минимум, в фильме есть крепкий сюжет, помимо ощущения "в этом фильме что-то есть"

Ответить
0

Люди до сих пор спорят был ли реальный мир ещё одной матрицей или нет. Одно это уже делает фильм вполне себе особенным.

Ответить
1

Сбой матрицы во время постинга?

Ответить
0

Тред нелегетимен без этого видео: https://youtu.be/RCNXHrmp2ec

Ответить
0

"отвечал на них настолько зрелищно и изящно, насколько это возможно." Это троленг или перфоманс?

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]