«Оно 2» — фильм о детских травмах, снятый на пересечении трёх жанров

Сиквел заметно слабее оригинала по смысловому наполнению, но это не значит, что его стоит пропускать.

«Оно 2» — фильм о детских травмах, снятый на пересечении трёх жанров

Дискуссии о том, удался ли перезапуск «Оно», идут до сих пор, но с некоторыми вещами не поспоришь — фильм получил позитивные отзывы прессы, стал самым кассовым хоррором в истории без учёта инфляции и смог привлечь к съёмкам во второй части завидный актёрский состав.

«Оно» 2017 года вышло очень «кинговским» по духу: фильм убедительно показывал, что жестокий отец или школьный задира могут быть не менее страшными, чем древнее зло. При этом у режиссёра хватило времени на то, чтобы раскрыть жизнь в провинциальной Америке конца восьмидесятых, когда дети чаще были предоставлены сами себе и потому раньше взрослели.

В «Оно 2» события переместились на 27 лет вперёд, и история тут же потеряла часть своего очарования. Город Дерри вместе с пошловатым китайским рестораном догнала глобализация, и он резко поскучнел — в том числе и для самого режиссёра. Плюс, в этот раз все персонажи оказались буквально вырванными из контекста своих новых жизней, так что сквозных второстепенных героев во втором фильме почти нет — только «Неудачники», задира с ножом и клоун.

К счастью, с актёрами тут проблем нет: после 15-20 минут привыкания обновлённый состав кажется на удивление точно подобранным, и только Джессику Честейн можно с натяжкой назвать неудачным выбором — её сходства с Софией Лиллис ограничиваются одними лишь рыжими волосами.

Когда несколько месяцев назад Мускетти назначали на пост режиссёра «Флэша», многие посчитали выбор странным, но теперь ситуация прояснилась. Заполняя образовавшийся в сиквеле смысловой и сюжетный вакуум, постановщик обратился к юмору. В это трудно поверить до просмотра, но «Оно 2» — очень смешное кино. Местами — уморительное.

«Оно 2» — фильм о детских травмах, снятый на пересечении трёх жанров

Вот уже несколько лет СМИ наперебой пишут, что традиционные комедии в Голливуде стремительно вымирают и постепенно растворяются в других жанрах — например, в супергеройском кино. Тем удивительнее, что в хоррорах юмор используют не так часто, как хотелось бы: даже в тех трейлерах, которые показывают прямо перед сеансом «Оно 2» видно, что постановщики аналогичных фильмов почему-то относятся к себе с дьявольской серьёзностью.

«Оно 2» — лучшее доказательство того, что юмор и страх — родственные эмоции, и Мускетти талантливо переключается между первым и вторым, не давая зрителю скучать.

У сиквела есть ещё одна существенная черта — фильм выходит на новое для сегодняшнего Голливуда поле. Поскольку первая часть даже с рейтингом «R» умудрилась собрать больше 700 миллионов долларов, на продолжении Warner Bros. не экономила. Сиквелу выдали, по разным данным, от 60 до 80 миллионов долларов, но ощущается он значительно дороже: тут и огромные декорации, и всегда безупречная графика, а экшен-сцены сложны в исполнении и поставлены как в кино совершенно другого калибра.

Мускетти досталась редкая возможность — построить ужас не вокруг невнятных теней и резко обрывающихся сцен, а, напротив, вызывать отвращение и дискомфорт у зрителя, показывая всё в подробностях. Не все такие эпизоды сработали удачно, но местами режиссёру удалось нащупать ныне практически несуществующую формулу хоррор-блокбастера — когда жуткий клоун не прячется по углам, а, наоборот, подавляет героев своими размерами и пугает яркими образами.

«Оно 2» явно хуже первой части. С этим сложно спорить. Уж слишком неравными были стартовые условия для обоих фильмов. Местами вторая часть кажется чуть ли не самоповтором, местами — раздражает избытком тривиальных скримеров. Ну а кто-то попросту устанет от трёх часов в напряжении.

Однако второй фильм дилогии даже в таких условиях лучше большинства хорроров, которые идут сейчас в кино. На каждую тривиальную сцену Мускетти обязательно выдаёт какой-то интересный визуальный приём или изящный штрих. Чего стоит только эпизод со старушкой, где режиссёр десятком разных средств нагоняет ужас и чувство тесноты — жалко, что его почти целиком выдали в трейлере.

«Оно 2» — фильм о детских травмах, снятый на пересечении трёх жанров

Дилогия «Оно» и «Оно 2» — пожалуй, самый амбициозный хоррор за много лет. Таких массовых и масштабных фильмов в жанре не было очень давно. Вполне возможно, через несколько недель мы будем писать об очередном кассовом рекорде или даже о миллиардных сборах.

Что самое главное, несмотря на трансформацию в редкий гибрид фильма ужасов и блокбастера, сиквел всё же не назовёшь глупым и бессмысленным. Немного поменяв сюжет книги, сценаристы чётко обозначали главную тему продолжения — это история о столкновении с детскими травмами, которые могут изнутри отравлять жизнь человека даже спустя десятки лет. Быть может, эта метафора и лежит на поверхности, но её вполне достаточно для того, чтобы фильм успешно работал не только как аттракцион.

Как и любая психологическая травма, Пеннивайз силён ровно настолько, насколько мы ему позволяем. И как с любой психологической травмой, с ним лучше бороться не в одиночку.

159159
109 комментариев

Комментарий недоступен

57
Ответить

Все же не так "глубоко" как твои посты в драме.

15
Ответить

Мораль фильма - если ты жирный, то тебе не дадут, хоть упишись стихами и ухаживаниями, а если ты качок - то нет проблем.

46
Ответить

даже у ксавье бабу отобьешься

Ответить

Разочаровал герой МакЭвоя: какого чёрта он, уже будучи сорокалетним дядей, снова ведётся на всю эту историю с братом? Ведь была же отличная сцена в конце первого фильма, в которой эту линию полностью "закрывали".

Юмора много, даже слишком, в первой части всё таки было оптимальное количество, а тут прям чуть ли не в каждую сцену впихнули.

Ну и тема с ориентацией Ричи совершенно ни к чему в этом фильме, её даже не раскрыли, просто один жирнейший намёк за весь фильм и всё.

Но мне фильм понравился, если в целом.

31
Ответить

Hо ведь они ничего не помнят из детства. По крайней мере, в книге так было. Они все забыли, когда уехали из Дерри

5
Ответить

Дядя, просто весь фильм это дополнение частями к 1 фильму, а так же бедтрипы приходящие им в взрослом возрасте, и из-за того что они без бебиситера приходы ловят они сильные,и выйти из они не могут....

Ответить