Торжество справедливости, или разбор Снайдерката

Снайдеркат лучше фильма 2017-го года, который я здесь и далее буду называть «студийной версией». Это было ясно ещё давно. Зак Снайдер может быть не самым лучшим режиссёром, снимающим не по самым лучшим сценариям, но в одном ему не откажешь – у него есть авторское видение. Даже если в этом видении есть огрехи и почти полное отсутствие чувства меры, оно всё равно породило бы куда более целостное и гармоничное произведение, чем попытки WB угодить всем и сразу, сопряжённые с жуткой спешкой в надежде стать вторым Марвелом и неплохо на этом заработать. Снайдеркат вновь это доказал, но в этот раз на практике.

Однако, прямо скажем, достигнуть более высоких результатов в сравнении со студийной версией – не сказать чтобы слишком большое достижение. В связи с чем возникает вопрос: а насколько версия Снайдера хороша сама по себе?

Что же, давайте разбираться.

Торжество справедливости, или разбор Снайдерката

Глава первая

Более эпическое

Одна из главных перемен в версии Снайдера в сравнении со студийной состоит в том, что фильм разросся и стал более глобальным. В «Бэтмене против Супермена» это только мешало сюжету, потому что порождало множество сюжетных линий, которые не только не были нужны истории, но и всячески мешали ей. В итоге мы получили кучу обещаний, но не само кино, на которое, собственно, пришли. В «Лиге» эта проблема почти сошла на нет.

Помимо самого Дарксайда, глаза фанатов наверняка зацепятся ещё и за Десаада, Granny Goodness и уровнение анти-жизни
Помимо самого Дарксайда, глаза фанатов наверняка зацепятся ещё и за Десаада, Granny Goodness и уровнение анти-жизни

Во-первых, глобальность для главного кроссовера киновселенной – дело вполне естественное. Во-вторых, она даёт фильму контекст, которого раньше сильно не хватало. В-третьих, она не просто не вступает в противоречие с сюжетом, но и дополняет его. Самый яркий пример – Степпенвульф. Дарксайд и прочие обитатели Апоколипса в фильме Зака существуют не только для фан-сервиса и в качестве затравки для следующих фильмов – они помогают лучше раскрыть главного злодея конкретно этой ленты. Степпенвульф здесь намеренно показан как мелкая сошка, как эдакий неудачник, который пытается выслужиться перед «начальством». Это такой персонаж, который когда-то был всем, но вмиг стал никем, и теперь желает вернуть всё как было. Подобный личный конфликт мог легко превратить персонажа в посмешище, но до этого не дошло. Несмотря на своё немного жалкое положение, которое даже вызывает сочувствие, Степпенвульф всё равно крайне умело раскидывает своих врагов, что делает его серьёзной угрозой в глазах зрителя. В итоге мы имеем, пожалуй, лучшего злодея за все три фильма Снайдера по DC.

Я уж не говорю про то, что внешне Снайдеровский Степпенвульф тоже отличается явно в лучшую сторону
Я уж не говорю про то, что внешне Снайдеровский Степпенвульф тоже отличается явно в лучшую сторону

Но в «Лиге» есть затравочки и помимо Дарксайда. Что насчёт них? Можно ли было их вырезать? Да, можно было, однако не всё так просто. К классической схеме «завязка-кульминация-развязка» здесь добавляется эпилог, в котором большая часть этих вставок и расположена. Поместить обещания и затравки именно сюда, после самого сюжета, а не в его середину, где они разрывали бы повествование и превращали бы его в кашу (как раньше) – это очень элегантное решение, которое не отнимает у отдельного фильма его независимость и законченность и одновременно даёт направление для дальнейшего развития киновселенной.

We live in a society
We live in a society

Глава вторая

Более человеческое

Если масштабность всегда была присуща фильмам Снайдера, то с приземлённостью частенько возникали проблемы – иногда она отсутствовала там, где нужна была как воздух. Если бы Супермен был не только архетипом бога, но и человеком, если бы персонаж Бена Аффлека обзавёлся более внятной мотивацией, «Бэтмен против Супермена» только выиграл бы. К счастью, с «Лигой» история не повторилась, и мы наконец-то смотрим на персонажей, которые куда больше похожи на людей.

Как вы уже, наверное, слышали, больше всего «досталось» Флэшу и Киборгу – оно и понятно, ведь у них у одних ещё нет сольников.

Барри Аллен наконец-то перестал быть глупым клоуном. Нет, он всё ещё комик-релиф, но в этом в фильме это напрямую вытекает из характера героя. Шутки с ним не всегда смешные, но они кажутся естественными и играют роль в раскрытии персонажа, чем не могла похвастаться студийная версия. Причём этот фильм понимает, что можно одновременно сделать комик-релифа, нормального персонажа и супергероя, который будет действительно ощущаться, как супергерой. Да, Барри всё ещё толкает врагов, и вообще по всему видно, что он крайне неопытен, причём тут это показывается через видеоряд, а не через нелепый диалог про неумение драться. Однако Флэш здесь всегда старается помогать то гражданским, то остальной Лиге, а под конец получает свой, как говорили наши прадеды, hero moment. Даже неудачи не делают его в глазах зрителя гипертрофированным лузером, как это было в студийной версии. Вот только сцены, в которой Барри выказывает сильную заинтересованность по отношению к Диане, по-прежнему кажутся лишними. Хотя бы здесь он на неё не падает – и на том спасибо.

Торжество справедливости, или разбор Снайдерката

Что касается Киборга, то он и вовсе стал главной звездой Снайдерката. Он получил убедительный конфликт и хорошее, детальное раскрытие через флэшбеки, сцены в кибернетическом астрале (назовём их так) и взаимодействия с отцом и командой. Он, пожалуй, лучший персонаж фильма, хотя раньше был чуть ли не худшим.

Старой гвардии уделяется меньше времени на раскрытие, и это не самое плохое решение, потому что у них уже были свои минуты славы. Тут больше всего радует Бэтмен, весь личный конфликт которого строится на фразе «я просто хотел исправить свою ошибку». Ровно это он и делает весь фильм. Увы, ситуацию немного портит «Бэтмен против Супермена». Если бы Брюса тогда хорошо прописали, то его линия в «Лиге» смотрелась бы ещё лучше, а так некоторые фразы, напрямую вытекающие оттуда, вызывают скорее комический эффект. Аквамен кажется немного недоработанным, но именно что «немного». Чудо-Женщина, наверное, единственная в фильме не имеет вообще никакого конфликта. Относиться к этому можно по-разному, однако сольники неплохо восполняют этот пробел, делая её в Снайдеркате некой опытной старушкой – самой мудрой во всей Лиге. Супермену досталось меньше всего экранного времени, хотя разговоры о нём ведутся частенько, из-за чего возникает ощущение, что он никуда и не уходил. Впрочем, это не помешало Кларку получить свои проблемы и переживания и убедительно их разрешить.

Торжество справедливости, или разбор Снайдерката

Глава третья

Более личное

Да, персонажи раскрываются, причём раскрываются именно как люди. Супермен навёрстывает упущенное, Бэтмен исправляет прошлые ошибки, Киборг примиряется с отцом, Барри ищет своё место в мире, Аквамен разочаровался в собственном народе и семье. Конфликты понятны, близки даже. Здесь по-прежнему сохранились попытки (в этот раз более удачные) в эпичность, глобальность, да и библейские отсылки на месте – вспомнить только Супермена, который в космосе «складывается» в форму креста. Однако всё это не мешает героям быть людьми, и зритель сопереживает им именно из-за этого. Оказалось, что всё это время можно было гармонично объединить и то, и другое.

Торжество справедливости, или разбор Снайдерката

Что ещё немаловажно, все вышеперечисленные конфликты героев так или иначе созвучны с центральной темой фильма – темой разобщённости и необходимости в единстве. Сложно придумать более очевидной проблемы для командной супергероики, но в данном случае это даже не упрёк. Раскрывается она не то чтобы безупречно, но достаточно хорошо, чтобы в неё поверить. Не хватило, разве что, проявления этой разобщённости в жизни не только самих супергероев, но и обычных людей, потому что проблема ставится именно в разрезе всего человечества. Сцена с Чудо-Женщиной в банке вроде как преследовала эту цель, но получилось не очень убедительно. Была попытка показать это через сцену Лоис с матерью Кларка, и попытка была очень хорошая ровно до тех пор, пока не вылез внезапный фан-сервис, который испортил потенциально один из лучших моментов в фильме.

Возвращаясь к хорошему – картина ощущается очень личной и ещё более авторской, чем «Человек из стали» и «Бэтмен против Супермена» вместе взятые. Из-за этого заголовок «Лига Справедливости Зака Снайдера» начинает играть новыми красками. Кажется, будто тема единства протекает через весь фильм не только потому, что так принято в грамотных сценариях, но и потому, что Снайдеру она каким-то образом близка. Киборг и его конфликт с отцом, потерянность Флэша вызывают сопереживания, потому что прописаны не только хорошо, но и правдиво. Не знаю, связано ли это как-то со смертью дочери Снайдера, ведь фильм разрабатывался ещё до этого события, однако надпись «for Autumn» в конце максимально гармонирует со всем, что происходило до этого. Возможно, совпадение. Так или иначе, «Лига» – очень искреннее кино. Настолько искреннее, что это даже как-то нетипично для Снайдера.

Торжество справедливости, или разбор Снайдерката

Глава четвёртая

Мир в замедленной съёмке

Зато что даже слишком типично для Снайдера – так это постоянные слоу-мо. Ещё в первые полчаса возникает ощущение, как будто замедленной съёмки здесь больше, чем когда бы то ни было. Разумеется, далеко не везде она нужна – более того, она почти нигде не нужна. Исключение составляют, например, сцены с Флэшем, ведь там слоу-мо показывает, как работают способности персонажа, однако помимо них редко встречаются моменты, где такой приём нужен и оправдан. Создаётся ощущение, что в детстве Зака поразила болезнь, из-за которой он видит весь мир в замедленной съёмке – просто ему о ней не сказали, боясь поднимать деликатную тему. В остальном режиссура получилась без откровений – Снайдер как Снайдер.

И да, этот фильм, как и фильм 2017-го – это снова полукино, полумультик. Как к этому относиться, решайте сами.

Торжество справедливости, или разбор Снайдерката

Зато саундтрек однозначно стал лучше. Junkie XL, он же Tom Holkenborg, постарался на славу. Казалось бы, основную тему Чудо-Женщины было сложно сделать ещё совершенней, но у него получилось.

Глава пятая

Вглубь

Снайдеркат ещё до его выхода многие сочли беспрецедентным явлением в мире кино. Обычно режиссёрские версии – это ровно те же самые фильмы, просто с прибавлением пары вырезанных сцен, которые иногда дополняли общую картину, а иногда, напротив, оказывались ненужными вставками. Был ещё «Терминатор 2», где поменяли концовку, но даже там масштабы изменений были поскромнее. Немудрено, что после выхода «Лиги» Снайдера в сети стали гулять два мнения: что фильм вообще не изменился, и что он изменился до неузнаваемости. Я буду придерживаться золотой середины.

Торжество справедливости, или разбор Снайдерката

Действительно, очень многое осталось как прежде – те же экшен-сцены, которых не только не прибавилось, но и даже убавилось, ведь в версии Зака, например, Бэтмен не борется с парадемонами в одиночку. Однако если тогда баталии казались какими-то блеклыми, то сейчас всё с точностью да наоборот. Та же битва под землёй смотрится банально интереснее и бодрее просто из-за того, что мы теперь знаем, что у этих персонажей стоит на кону. Когда Киборг видит своего отца в плену, для зрителя это не пустой звук. Раньше про их взаимоотношения мы знали только на словах, но сейчас нам показали грамотно построенную предысторию, благодаря которой эта сцена смотрится уже совсем по-другому. Также из версии Зака исчезли все по-клоунски нелепые моменты, сильно раздражающие в студийной версии.

Так что да, не стоит ждать совершенно другого фильма. Это правда, что тут очень многое повторяется. Однако за эти четыре часа «Лига» не только расширилась, но и углубилась. И из-за этого углубления разница получается настолько разительная, что сказать, что ничего не изменилось, просто язык не поворачивается.

Торжество справедливости, или разбор Снайдерката

Глава шестая

Эпилог

Новая версия «Лиги» показала то, насколько по-разному WB и Снайдер видят понятие «работа над ошибками». Зак учёл всё то, что не получилось в «Бэтмене против Супермена», и поработал над тем, чтобы это исправить без ущерба своему авторскому почерку, который, как мы выяснили в начале, только добавляет произведению целостности. Я слукавлю, если скажу, что эта работа над ошибками получилась идеальной. Лишние сцены есть, но их меньше, лишний фан-сервис есть, но всего один, огрехи в сценарии тоже проскальзывали, цветокор стал разнообразнее (да и смотрится выигрышнее в сравнении со студийной версией), зачем был формат 4:3 – да кто его знает, лишнее слоу-мо… ну ладно, его ещё больше.

Однако чтобы увидеть, как в WB понимают работу над ошибками, достаточно посмотреть фильм 2017-го года. Людям не понравился тёмный цветокор? Сделаем так, чтобы всё наоборот было слишком яркое. Не хватило шуток? Будем их вымучивать, сделаем персонажа-клоуна и обреем фанатов Флэша. Слишком много заделов на будущее? Лишим фильм глобального сюжета вообще, и пускай злодей от этого только пострадает. В общем, крайность за крайностью.

Торжество справедливости, или разбор Снайдерката

Снайдеркат в очередной раз доказал, что придерживаться видения одного автора, пускай и не самого гениального, было бы во многом более мудрым решением, однако спешка и погоня за Марвелом сделали своё дело, и в итоге студия лишь ещё сильнее наломала дров и осталась у разбитого корыта. Тут бы впору сказать, что, быть может, теперь-то WB призадумаются, посмотрят на количество зрителей Снайдерката, на отзывы, в большинстве своём сугубо положительные, увидят, что люди только рады посмотреть четырёхчасовой фильм, и всё-таки выделят деньги на сиквел, выпустят его на том же HBO Max, вновь развязав Заку руки в плане творческой свободы и хронометража, однако, пока я готовил этот текст, и WB, и сам Снайдер уже заявили, что продолжения не будет. Похоже, на чудо надеяться не приходится, хотя фанаты не сдаются и осыпают твиттер уже новыми хэштегами – #RestoreTheSnyderVerse.

С другой стороны, одно чудо уже случилось. Зрители-таки вымолили Снайдеркат, и главное – совершенно не зря. Фильм не только превзошёл студийную версию, что было ожидаемо, но и оказался хорош сам по себе. Под конец просто хочется нас всех с этим поздравить.

Торжество справедливости, или разбор Снайдерката
2.9K2.9K открытий
11 репост
80 комментариев

Главное достижение Снайдерката - поверка практикой доказала, что кино от творца в любом, даже самом слоу-мошно перекрученном виде будет по итогу на 3-4 головы лучше продюссерской помойки, которую собирают на ходу по итогам тестовых просмотров, а не чьего-то видения и чувства вкуса. Снайдер молодец.

Ответить

Ну да, как будто история не знает множества примеров когда безконтрольность режиссера убивала фильм

Ответить

В девяностых WB выдавили Бёртона и мы получили Бэтменов Шумахера. Проходит 20 лет и WB снова наступают на те же грабли.

Ответить

Вот только не забывай что после БпС студия заставила Зака добавить больше шуток и снизить темный тон. Поэтому мы сейчас имеем буквально самый народный фильм Зака Снайдера.

Все надо быть в меру.

Ответить

Ахаха, что? Лучше?

Лучше это когда люди с удовольствием готовы принести кассу фильму в 800-1000 млн.

Я жду, когда ВБ выпустит статистику по доходам Снайдерката и мы сравним.

Ответить

Но...

<ВНИМАНИЕ, дальше ИМХО, оно может вредить вашему здоровью!>

В итоге это просто рядовой крепкий боевик. Без второго дна, без выдающейся художественной ценности, простой обычный боевик. Был бы... но так он ещё и бессмысленно затянутый часа так на полтора. Если бы мне не было лень, я бы перемонтировал его, вырезав бессмысленные сцены и тупняки героев (а они тупят постоянно, даже в бою регулярно с минуту стоят на месте и ничего не делать) и было бы только лучше.

Тем не менее, пусть и не имея художественной ценности, он имеет безусловную коммерческую ценность и, очевидно, создал значимый для индустрии прецедент. Почти наверняка режиссёрские версии будут стараться так же с помпой выпускать на онлайн-площадках, в то время как раньше они были в основном на DVD для особых энтузиастов.

Я не смотрел прокатную версию, без понятия на сколько там всё плохо, но и 4 часов жизни итог не стоит тоже. И если говорить о большой потерей о пересъёмках, то мне думается, что какой-нибудь Изгой-Один (не самое великое кино, но, пока думается, там закладывалось несколько больше смыслов) в видении оригинального режиссёра имел большую ценность, чем Снайдер Кат. Но у того парня не было активной фан базы, да и он сам не раскручивал из этого целую драму в инфо-поле, может, не желая портить отношения с Диснеем. Итог? Хайп создал средненький Снайдер Кат, но не оригинальный Изгой-Один.

И если уж говорить о длинных фильмах, то такого хайпа куда больше заслуживал бы Бегущий по Лезвию 2049, вот где нет никакой нужды что-то перемонтировать, всё на своих местах, но... Мир не справедлив — он про пиар и хайп.

Ответить

«Нет нужды что-то перемонтировать» - я прошу прощения, но при съемках Бегущего по лезвию 2049 коней на переправе не меняли. И да, это такой же «рядовой боевик» даже рядом не стоящий по глубине с первой частью, имхо.

Ответить