Идеология фильма «Чужие среди нас» 1988 года

Наиболее известный анализ идеологии фильма Карпентера «Чужие среди нас» проводил философ Славой Жижек в своей документалке, но он высказал лишь пару идей и подробно весь фильм не изучал. Я решил этот пробел компенсировать и немного детальнее в основных идеях данного кино.

Джон Нада Кадр из фильма «Чужие среди нас»
Джон Нада Кадр из фильма «Чужие среди нас»

Общий контекст фильма привязан ко времени создания

Режиссер Карпентер с первых минут фильма демонстрирует Америку времен президента Рейгана. Главный герой — Джон Нада, фамилия на испанском значит «ничто», то есть это обычный человек, каким мог оказаться любой. Он потерял работу из-за внезапно закрывшихся фабрик и банков — что уже говорит о критике экономической политики Рейгана — «Рейганомики». В те годы для бизнеса снизили налоги, и государство провозгласило политику невмешательства в дела предпринимателей.

Рейган 
Рейган 

Богатые богатели, а бедные беднели. Безработное население США обвиняло во всех бедах именно президента и его администрацию. Правительство не защищало их интересы, считали бедные слои населения.

Причина безработицы, жертвой которой и стал главный герой фильма — постиндустриальная эпоха и закрытие крупных заводов. Некоторые из производств просто перенесли в другие страны с дешевой рабочей силой. В такие времена людям без работы тяжело адаптироваться к новым реалиям, они оказываются в отчаянии, не найдя поддержки у государства.

Джон Нада — американец 80-х

Архетип странствующего героя-кочевника или бродяги часто встречается в американском кино. Обычно, такой персонаж появляется в новом городе, решает какую-то проблему или спасает мир. Имя Нада появляется только в финальных титрах, никто к нему так не обращается за весь хронометраж. Почему Карпентер выбрал такую говорящую фамилию, как «ничто»? Здесь есть несколько версий.

Я пришел сюда жевать жвачку и надирать задницы, и жвачка закончилась!
  • Первая интерпретация — Джон Нада ненужный человек для своей страны. Он обычный рабочий среднего класса, который остался за бортом, его нет в нашей реальности, так как Джон пустое место.
  • Вторая интерпретация — главного героя вообще не было. События фильма лишь гипотетическое представление об идеальном герое, который спасет страну от корпораций и капитализма. Такой более пессимистический взгляд режиссера на будущее.

Парадоксальная правда Фрэнка Эрмитейджа

Фрэнк это новый знакомый Джона, с которым они работают на стройке. Как и главный герой также потерял работу и вынужден переехать, оставив семью. Фрэнк спорит с Джоном и говорит, что во всех бедах виноваты богатые люди с большими запасами золота. То есть он является сторонником теории заговора политических элит.

Фрэнка в модном фиолетовом свитере
Фрэнка в модном фиолетовом свитере

Заговорщиков он называет «Они». Название фильма в оригинале They Live, то есть «Они живут», что также отсылает к словам и мыслям Фрэнка о заговорах правителей.В действительности Фрэнк оказывается прав. Пришельцы захватили планету и заставляют покупать ненужные товары, закрывают фабрики и эксплуатируют землян.

8-минутная сцена драки Фрэнка и Джона и немного некорректная трактовка Жижека

Сцена драки

Жижек утверждал, что отчаянное сопротивление Фрэнка просто примерить очки, чтобы увидеть замаскированных инопланетян и скрытые послания, это психологическое нежелание принимать правду, оставаясь в комфортной зоне. Но Фрэнк уже говорил про заговор, он в нем убежден и так, очки лишь стали бы 100% доказательством. Тут скорее Джон Нада прозрел, увидев какова реальность на самом деле и пытается помочь другу, но выглядит это странным, мало кто поверит в то, что надев очки ты увидишь реальный мир с инопланетянами и контролирующими лозунгами.

В чудо-очках видно вместо денег обычную бумагу с надписью: это твой бог
В чудо-очках видно вместо денег обычную бумагу с надписью: это твой бог

«Город справедливости»

Фрэнк и Джон живут в приюте для бездомных с названием Justiceville — город справедливости. В отличие от «другой реальности» капитализма, здесь своего рода действуют более гуманистические идеалы, бесплатная еда и место для сна. Разные люди по возрасту и происхождению заботятся друг о друге, разделяют труд — кто-то повар, кто-то сантехник. Это своего рода рай или коммунизм. Сам приют, что характерно, находится в криминальном и бедном районе Лос-Анджелеса.

Идеология фильма «Чужие среди нас» 1988 года

Рабочих из фильма также подозревают в том, что они готовят «коммунистический» заговор против правительства. Каким-то образом простые бедняки создали организацию и добыли чудодейственные очки разоблачающие инопланетян. Как именно это им удалось, в фильме не раскрывается.

Идеология фильма «Чужие среди нас» 1988 года

Длительное ношение очков вызывает головную боль и Жижек говорил, что это метафора на травмирующее состояние при столкновении с реальностью. Но заговорщики впоследствии дают героям усовершенствованные линзы без побочных эффектов. Это либо прогресс личности вследствие принятия истинной картины мира, либо Жижек ошибся.

СМИ и правительство в сговоре с пришельцами

Организацию рабочих подставляет лазутчик и шпион — работница телеканала. Она ради прекрасной жизни и денег готова пожертвовать бедными людьми и человечеством. Так поступают и представители власти. Очень богатые люди и правительства договорились с пришельцами о скрытом сотрудничестве ради собственной выгоды.

Идеология фильма «Чужие среди нас» 1988 года

Тут показана недальновидность «продавшихся» людей — что будет с ними, когда инопланетяне выкачают все ресурсы из планеты Земля? Вряд ли их возьмут к себе на родину пришельцев. Богатые просто хотят денег и мнимой власть здесь и сейчас и показаны как эгоистичные люди, которые не задумываются о будущем.

Конференция сотрудничества пришельцев и продавшихся людей
Конференция сотрудничества пришельцев и продавшихся людей

Инопланетяне также вербуют своих сторонников из бедняков. Один бродяга из приюта в концовке фильма присутствует на торжественном вечере в дорогом костюме. Он просто сдался, ему надоело жить в нищете и смотреть на роскошную жизнь, пусть и иллюзорную, бродяга захотел ее попробовать.

Как технологии инопланетян контролируют человечество в фильме?

Инопланетяне действуют более хитро для захвата человечества. Они выглядят также, как люди, у них есть устройства телепортации, «чужие» проникли в полицию и стараются окружающих склонить на свою сторону.

Истинный облик инопланетян 
Истинный облик инопланетян 

В 80-е телевидение в США это главное средство массовой информации. Поэтому человечество с помощью гипноза из скрытого сигнала телевещания зомбируется инопланетянами. Может, это одна из насмешек режиссера над вредностью просмотра телевизора, Карпентер считал, что канал MTV невозможно смотреть.

Подчиняйся
Подчиняйся

Помимо скрытых сигналов поступающих в мозг через телеэфир, в картине уделяют большое внимание пропаганде потребления. Надев очки Джон видит реальный смысл всех вещей. Мир в них предстает черно-белым и даже серым. На обложках журналов и рекламных плакатах красуются надписи настоящих посланий рекламы — покупай, женись, размножайся, не спорь с властью, подчиняйся и т.д.

Основные лозунги пропаганды
Основные лозунги пропаганды

То есть инопланетяне хотят с помощью пропаганды увеличить популяцию «рабов потребления». Компьютерные технологии тоже имеют посыл порабощения, Карпентер как бы предугадал куда двигаются технологии будущего.

Вместо заключения

Чтобы оценить широту интерпретаций фильма, лучше всего его просто посмотреть. Это малобюджетный, но интересный и культовый боевик о вторжении инопланетян.

7.3K7.3K открытий
22 репоста
20 комментариев

Ну, так-то идеология фильма и его посыл вполне очевидны, но это не умаляет того, что он достаточно неплох. Спасибо за статью.

Ответить
Автор

Пожалуйста. 

Ответить

Увидел упоминание Жижека и не смог дочитать статью. Пошел пересматривать киногид, совсем забыл о его существовании.
Спасибо) Потом дочитаю

Ответить
Автор

У Жижека была и книга на тему идеологии. 

Ответить

Как-то жижко получилось. 😁

Ответить

Хе-хе читал подробное исследование фильма недавно

Ответить