Митинги, правосудие и диалоги – фильм Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой»

Претендент на «Оскар» о событиях 1968 года, которые актуальны и сегодня. Вторая режиссерская работа сценариста «Социальной сети» Аарона Соркина. В ней он воссоздает судебный процесс над лидерами антивоенных протестов в США и переосмысляет жанр юридической драмы. Эдди Редмэйн, Джозеф Гордон-Левитт, Саша Барон Коэн и даже Майкл Китон ищут истину в бесконечных диалогах, а «Суд над чикагской семеркой» становится критикой политических дел и панегириком разделению властей.

Митинги, правосудие и диалоги – фильм Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой»

1968 – рубежный год в истории 20 века, его события, люди, явления определили образ жизни, то, без чего нас невозможно представить, еще труднее понять. Пик войны во Вьетнаме, убийство Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди, покушение на Энди Уорхола, образование Led Zeppelin и Deep Purple, Beatles перед распадом, смерть Юрия Гагарина и первый полет к Луне, выход «Космической одиссеи» Стенли Кубрика. Нескучно узнать почему это не просто совпадения можно здесь. Особенно важным 1968 делают протестные движения: студенческая революция во Франции, «Пражская весна», ввод войск в Чехословакию и демонстрация семерых на Красной площади, «Битва Валле Джулия» в Италии и расстрел митингующих в Мексике. Митингов было так много, что им посвящена отдельная статья на Википедии.

Одним из актов проявления гражданской активности 1968 года стали протесты во время съезда Демократической партии США в Чикаго. Они были организованы разными независимыми движениями, среди которых йиппи (Джерри Рубин и Эбби Хоффман), Комитет за прекращение войны во Вьетнаме (Дэвид Деллинджер), Студенты за демократическое общество (Том Хэйден и Ренни Дэвис). Их лидеры были арестованы. Судебному процессу над ними и посвящен фильм «Суд над чикагской семеркой».

Чикагская семерка + Бобби Сил. Верхний ряд: Джерри Рубин, Эбби Хоффман, Том Хэйден, Рэнни Дэвис. Нижний ряд: Бобби Сил, Ли Уайнер, Джон Фройнс, Дэвид ДеллинджерЧикагская семерка + Бобби Сил. Верхний ряд: Джерри Рубин, Эбби Хоффман, Том Хэйден, Рэнни Дэвис. Нижний ряд: Бобби Сил, Ли Уайнер, Джон Фройнс, Дэвид Деллинджер
Чикагская семерка + Бобби Сил. Верхний ряд: Джерри Рубин, Эбби Хоффман, Том Хэйден, Рэнни Дэвис. Нижний ряд: Бобби Сил, Ли Уайнер, Джон Фройнс, Дэвид ДеллинджерЧикагская семерка + Бобби Сил. Верхний ряд: Джерри Рубин, Эбби Хоффман, Том Хэйден, Рэнни Дэвис. Нижний ряд: Бобби Сил, Ли Уайнер, Джон Фройнс, Дэвид Деллинджер

Юридическая драма – важный жанр американского кино. Наряду с вестерном, самый американский. Сам характер судопроизводства США способствует этому: не всегда открытые для документальных съемок заседания дают возможность достраивать процессы помощи протоколов, отчетов прессы, зарисовок. Поэтому даже в самых скрупулезных художественных адаптациях есть элементы вымысла. «Суд над чикагской семеркой» основан на реальных событиях, но в нем есть исторические неточности (о них лучше узнавать после просмотра).

Суд – это понятный пограничный момент в судьбе человека – одно решение определяет жизнь, причем его принимают другие люди и оно может быть ошибочным. Все это способствует эмоциональной связи с героями и увеличению напряжения. В громких американских делах почти всегда есть шанс на противоположные исходы (взять хотя бы дело О. Джей Симпсона (допуск ТВ-камер к нему, кстати, стал отдельным событием). Прецедентное право и состязательная система, при которой не только обвинение, но и защита проводит расследование, собирает улики, опрашивает свидетелей до заседания, предполагает поиск истины непосредственно в зале суда.

Митинги, правосудие и диалоги – фильм Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой»

В 2008 Американский институт киноискусства составил список «10 лучших американских фильмов из 10 жанров». Среди судебных драм оказались «Несколько хороших парней» (1992) по пьесе Аарона Соркина, он же занимался и сценарной адаптацией, это был его первый опыт в кино. В дальнейшем элементы юридической драмы появлялись и в других его сценариях, в том числе в режиссерском дебюте «Большая игра» (2017). Соркин превращает судебную драму в теоретический детектив. В «Суде» это достигает совершенства.

Любая юридическая драма наполнена разговорами и репликами персонажей. Это опросы свидетелей, прения сторон, обсуждения присяжных, красноречивые речи адвокатов и прокуроров, слова подсудимых. И так уж вышло, что диалоги – любимый сценарный инструмент Соркина. Его стиль текстоцентричен. В «Суде» нет и десятисекундной паузы, а переход между сценами – не всегда конец разговора или реплики, а наоборот. Таковы контрастные склейки в экспозиции, помогающие представить характеры персонажей. Вот дипломатичный Том Хэйден (Эдди Редмэйн) говорит: «Мы поедем в Чикаго, чтобы высказать нашу солидарность и наше отвращение, но самое главное, чтобы…» - смена плана и эксцентричный йиппи Эбби Хоффман (Саша Барон Коэн) заканчивает реплику: «…переспать с первой встречной». Или пацифист Дэвид Деллинджер (Джон Кэррол Линч) общается с сыном о том, что делать, если его арестуют полицейские: «Очень спокойно и вежливо…» - смена плана и радикальный представитель «Черных пантер» Бобби Сил (Яхья Абдул-Матин II) продолжает: «… отхерачить тварей к чертовой матери».

Митинги, правосудие и диалоги – фильм Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой»

Прием, при котором герой из одной сцены продолжает реплику персонажа (или отвечает ему) из предыдущей сцены, позволяет Соркину визуализировать свой текст и становится основой для системы флэшбеков. Монтаж превращает опрос свидетелей в мини-истории, через которые мы и узнаем о происходящем в 1968 году в Чикаго. Как только персонаж в зале суда начинает рассказывать о том, что было, экранное действие переносится к тем событиям, свидетелем или участником которых он был. Это несколько смещает угол обзора, так как чикагское прошлое показано с позиции определенного человека, которого в настоящем времени допрашивают в суде. В ситуациях, когда требуется уравновесить повествование и дать альтернативную точку зрения, в параллельный монтаж добавляется третья линия: стендап Эбби Хоффмана. Он одновременно и увеличивает динамику в пиковые моменты и создает контраст: драматические события и комическая перспектива.

Монтажер Алан Баумгартен уже работал с Соркиным над «Большой игрой». А еще он был номинирован на «Оскар» за лучший монтаж в 2014 за «Аферу по-американски» (из других заметных работ последних лет – «Зомбиленд» и «Веном»). В 2021 у него снова такая номинация. Равно, как сценарная у Соркина и главная у всего фильма. А от богатого актерского состава на «Оскар» претендует только Саша Барон Коэн («Борат») – он невероятно органичен в роли йиппи-шута Хоффмана, который репликами и выходками регулярно разряжает обстановку суда, превращая его в абсурд. Важная, а может, и главная роль, у Энди Редмейна («Фантастические твари», «Вселенная Стивена Хоккинга»), который играет Тома Хэйдена – по фильму именно он негласный лидер «чикагской семерки» (в жизни – он самый успешный политик из подсудимых).

Митинги, правосудие и диалоги – фильм Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой»

В «Суде» практически нет женских образов, это двухчасовой разговор мужчин, который должен идти по закону, а в итоге сбивается на понятия. Государственный обвинитель (Джозеф Гордон Левитт) здесь испытывает если не симпатию, то сочувствие к подсудимым (благородный прокурор – характерный образ и для другой работы Соркина – «Несколько хороших парней». Антагонистом выступает судья Джулиус Хоффман (Фрэнк Ланджелла, «Фрост против Никсона»). И это не самая типичная ситуация для юридической драмы. Обычно судья занимает независимую позицию и часто либо не заметен в сюжете, либо является воплощением высшей, почти божественной воли, которая не вмешивается в дела людей, максимум, модерирует их споры, призывает держаться в рамках приличия, а люди (присяжные, адвокаты, прокуроры) сами решают человеческие вопросы. Но у противоречивого образа судьи Хоффмана был соответствующий прототип в реальной жизни.

Важная сюжетная задача у Майкла Киттона, который появляется только в заключительном акте «Суда», выступая как засадный полк. Это тот самым свидетель, возникновение которого меняет ход дела. Это характерный момент для жанра - в тех же «Парнях» Соркина схожая роль у Джека Николсона. Но в «Суде» все обставлено так, что возникает ощущение издевки над подобными роялями в судебными кустах.

Соркин любит писать сценарии, основанные на реальных событиях, точнее, на реальных людях. Для полного метра он уже адаптировал истории программиста Марка Цукерберга («Социальная сеть»), футбольного менеджера Билли Бина («Человек, который изменил все»), изобретателя Стива Джобса («Стив Джобс»), бизнесвумен Молли Блум («Большая игра»). Когда-нибудь по работам Соркина будут изучать биографии, но делать этого, конечно же, не нужно. А вот изучать смыслы – пожалуйста. «Суд над чикагской семеркой» - история о том, как важно в демократическом обществе разделение властей, о том, что бывают уголовные и гражданские судебные процессы, а если какие-то из них превращаются в политические, то это должен видеть весь мир. The whole world is watching.

55 показов
1.4K1.4K открытий
13 комментариев

его события, люди, явления определили образ жизни, то, без чего нас невозможно представить, еще труднее понять.Леонид Парфенов сидит на DTF?))

По теме - видел как-то трейлер, и впервые за многие годы после трейлера захотелось посмотреть сам фильм. Сейчас почитал, и тем более стало интересно. Вообще всегда было интересно нечто подобное

Ответить

Нет, но сейчас я пью вино которое он советывал.

Ответить

я его посмотрел несколько месяцев назад. сильно удивлён что это номинант. фильм интересный, но вообще не запоминается и кажется очень стерильным

Ответить

Фильм интересный, конечно. Но очевидно написанный  для американской аудитории перед их выборами с совершенно определённой повесткой и сглаженными углами показывающими только одну сторону.

Ответить

Смотрел недавно этот фильм и он хорош, болеешь за ребят (особенно на последнем заседании при чтении имен погибших).
Советую посмотреть.
Вполне себе претендент на Оскар, хотя сложно сказать, как нынешняя политическая обстановка повлияет на критиков (у них там с этим совсем туго). Оскар уже давно не тот (

Ответить

Какой самый важный исторический шаг сегодня ты видел??

Что останется после нас и по каким тегам нас запомнят!!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить