Одиночество в пути: обзор фильма «К звёздам» с Брэдом Питтом

Режиссёр «Затерянного города Z» снял один из лучших космических фильмов последних лет, построив его вокруг простой человеческой драмы.

Одиночество в пути: обзор фильма «К звёздам» с Брэдом Питтом

Недалёкое будущее. На Земле всё более-менее в порядке. Человечество планомерно продвигается по солнечной системе. На Луну теперь слетать не сложнее, чем в другую страну, а на Марсе уже есть полноценная база с космодромом.

Это будущее можно было бы назвать идиллией, если бы по всей звёздной системе вдруг не начали расходиться разрушительные электрические импульсы. Их источник находится у Нептуна, где 16 лет назад пропала экспедиция астронавта Клиффорда Макбрайда (Томми Ли Джонс), отправившегося на поиски внеземных цивилизаций.

Когда импульс выводит из строя одну из космических антенн Земли, где работает сын Клиффорда, Рой, американские космические силы приглашают последнего на секретное совещание. Там младшему Макбрайду (Брэд Питт) рассказывают, что его отец, возможно, жив и, возможно, именно его корабль — источник катастроф, охвативших солнечную систему. Недолго думая, Рой соглашается отправиться в экспедицию на поиски папы.

Фильмы про космос обычно делятся на две большие категории — те, что пробуждают любопытство к его исследованию, и те, что, наоборот, притупляют. «К звёздам» — это явно второй случай.

Не подумайте плохого: блокбастер режиссёра Джеймса Грэя («Затерянный город Z») наряду с «Интерстелларом» — одна из самых красивых космических картин вообще. Несмотря на средний бюджет, здесь много ошеломительных кадров и есть несколько со вкусом снятых экшен-сцен, ради которых стоит найти самый большой экран.

Просто взамен космического позитива или экологических нравоучений Грэй в качестве основной темы выбрал для себя критику маскулинности. «К звёздам» — это прямолинейное высказывание о мужчинах, которые вредят себе и окружающим в попытках соответствовать надуманным представлениям о героизме.

«К звёздам» — практически театр одного актёра и одна из лучших ролей в карьере Питта, хоть и играет почти лишённого эмоций человека
«К звёздам» — практически театр одного актёра и одна из лучших ролей в карьере Питта, хоть и играет почти лишённого эмоций человека

Отец персонажа Питта не просто отправился в неудачную экспедицию, которая ни к чему хорошему не привела, но и бросил свою семью, оставив Роя с глубокой душевной травмой. Так что в сущности фильм Грея — это история маленького мальчика, который отправился к папе на работу, чтобы спросить, зачем тот разрушил их семью. И Питт с ролью этого мальчика — внешне сильного, но скрывающего боль, справляется блестяще.

Disney не просто так задвинул «К звёздам» на тихий сентябрь. Это не очень массовое кино, и случайные зрители наверняка сочтут его скучным — диалогов и монологов тут намного больше, чем экшена. Грэй никуда не спешит и методично вытачивает образ главного героя, пока тот меняет планету за планетой и корабль за кораблём.

Чем больше смотришь «К звёздам», тем меньше возникает ассоциаций с «Интерстелларом» и тем больше — с мрачной безысходностью «Бегущего по лезвию» Вильнёва. Грэй явно любит космические путешествия, но не романтизирует их: в каждой следующей точке главный герой оказывается во всё более тесных и неуютных помещениях, а его приключения уносят всё больше и больше жизней, тогда как родная Земля на фоне дальних рубежей только набирает привлекательности.

Одиночество в пути: обзор фильма «К звёздам» с Брэдом Питтом

Ближе к финалу фильм становится настолько тягучим и сюрреалистичным, что волей-неволей начинаешь ожидать финала в духе «Аннигиляции» или «Пекла», но его не наступает. Главный кошмар Роя оказывается даже слишком приземлённым, что на контрасте с несколькими эпизодами из первой половины фильма бьёт особенно больно.

До премьеры «К звёздам» сравнивали со всеми космическими фильмами последних лет, но в итоге картина Грэя оказалась мало на что похожей. Она не рассказывает о любви как «Интерстеллар». Она не просит зрителя беречь планету как «Гравитация» и «Аватар». Она не пытается углубить образ космического первопроходца как «Человек на Луне». И она уж точно не говорит о космосе позитивно как «Марсианин». Да и от Кубрика тут в основном визуальные образы.

Между строк Грэй задаёт зрителю и своему герою риторические вопросы. Зачем открывать новые миры, если там всё равно откроют всё тот же «Сабвей»? Зачем строить базу на Марсе, если и там люди будут искать ответы на все вопросы у Бога? Зачем лететь на край солнечной системы, если там нет ничего кроме одиночества и детских травм?

«К звёздам» — это величественное космическое кино о том, что настоящий герой — не тот, кто улетел дальше всех, а тот, кто нашёл в себе силы остаться рядом.

55 показов
15K15K открытий
119 комментариев

Добавлю ложку дёгтя.

Люблю медленное кино, люблю фантастику с претензией на философию. Но этот фильм - разочарование.

Я вижу большой потенциал, у кино классная тема об одиночестве: личном и общечеловеческом, оно хорошо снято, Питт тащит.

Но как бы кроме сырых идей в фильме нихрена нет и подумать над ними не дают. Не дают потому что тупой войсовер всё проговаривает за тебя, тупо разжевывает то, что и так понятно. Не буду спойлерить, но каждый монолог Питта в последний трети вызывал фейспалм своей ненужностью.

Экшен в фильме вымученный и выглядит не к месту. Особенно сцена на Луне. О персонажах второго плана забывают.

Лично у меня сложилось впечатление, что Грей снял молчаливое кино с минимум действия, а потом это увидели продюсеры и всё исправили: добавили ненужный экшен и тупой экспозиции с помощью войсовера, в которой тебе как идиоту объясняют, что чувствует герой.

За идею - 5, за реализацию - 3. Проблема у фильма не в физике, а в том, что оно пытается быть умной фантастикой, являясь жвачкой с претензией.

Ответить

плюсую, кинцо хлам, там целый ворох проблем и нестыковок.

аля поехал крышей за пару месяцев одиночества,какой крутой у него пульс при первой проблеме улетает, команда крутых дальнобое космоса сосет уже при первой проблеме ДВАЖДЫ за фильм, крик в космосе, осознание предательства лол и тд.

тупизна команды, можно воспринимать как отсылка к Прометею? :D

Ответить

Фильм не о фантастике и научных изысканий, как обычно ожидают, а о философии

Ответить

Отличный фильм! Ибо проще надо быть, а не строить из себя кинокритика. Войсовер вам лишний, экшен тоже...

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Там открытым текстом говорят что это почти дикий Запад, вешают на здания неоновых ковбоев зазывающих в бар, поясняют что "пиратов" покрывают правительства соседних "земель" и они могли вполне нападать чтобы сорвать рандомную миссию (перехват был по явно намеченной дороге к пусковой площадке), взять заложников и допросить, и так далее. Но давайте тупейше в лоб рассуждать о том что пираты обязательно должны... золото воровать с криками "на абордаж!!11" и торчащими бородами из-под шлема )

Ответить

Там на столько много вопросов помимо))) прикольно было, что на луне в зданиях земная гравитация, а когда едут на лунозодах уже лунная))) и на Марсе, к слову тоже другая гравитация, если есть прибор создающий гравитацию то почему его не использовали в кораблях?...и кроме болтовни на фоне про одиночество (и то ооооочень посредственно, тот же Марсианин например) фильм не объясняет больше ВООБЩЕ Н И Ч Е Г О, ни как работает этот импульс, ни какие-то технологии, ни государственный строй земли. и апофеоз (спойлер!) уничтожит механизм завязанный на антиматерии ядерным взрывом...это уже эребор.

Ответить