3D HFR — перспективная технология, но «Гемини» — неудачная её демонстрация и попросту ужасный фильм

3D HFR — перспективная технология, но «Гемини» — неудачная её демонстрация и попросту ужасный фильм

Как вы, наверное, заметили, за последние недели я единолично писал о «Гемини» на DTF. Это не потому, что мне больше всех надо, а потому, что я всегда активно интересуюсь новыми технологиями в кино. Если эта индустрия предлагает какой-то новый опыт, я обязательно попытаюсь его оценить — «Аватар» и «Гравитация» в своё время поразили меня именно технологической частью.

Поэтому, когда появилась первая информация о «Гемини», я начал регулярно писать на почту прокатчику и спрашивать, в каком виде фильм выйдет в России. Отвечали мне достаточно активно, но неохотно — игнорируя часть моих вопросов.

Почему «Гемини» не показывают в 2D HFR? Почему в IMAX фильм идёт только в 2D? Я так и не знаю ответов на эти вопросы. Они пропали в нашей переписке словно слёзы под дождём.

3D HFR — перспективная технология, но «Гемини» — неудачная её демонстрация и попросту ужасный фильм

Так или иначе, 10 октября мы (вы знаете с кем) отправились целенаправленно смотреть «Гемини» в 3D HFR. В России это единственный способ увидеть фильм с частотой 60 кадров в секунду. Ещё вечером предыдущего дня я заподозрил что-то неладное, когда увидел, что практически все кинотеатры Петербурга пустили первые ночные показы в 2D 24 FPS, но не придал этому значения.

На сайте «Формулы кино» я выбрал сеанс в хорошем кинотеатре рядом с домом, но когда я попытался купить билеты, кассирша вдруг заявила, что такого сеанса не существует. Я показываю ей на графу «Гемини 3D HFR» у неё за спиной и спрашиваю: «Ну вот такие сеансы у вас сегодня были?» Она отвечает: «Не знаю».

Похоже, все HFR-показы экстренно отменили.

Мне нужно было посмотреть фильм именно в этот вечер и именно в этом формате, так что я достал телефон и начал искать другие сеансы с 3D HFR. Оказалось, что в моём районе в этот вечер был только один такой показ, да и тот — в худшем кинотеатре из всех. Хорошие почему-то просто пустили фильм в 2D.

Мы доехали до того самого кинотеатра, и я спросил кассиршу, действительно ли они будут показывать «Гемини» в HFR или в расписании ошибка. Работницу кинотеатра никто не предупредил, и она стала куда-то звонить: «Слушай, что такое Хэ Фэ Эр? Ага... Ага... Ага...» Положив трубку, сотрудница уверенно заявила: «Ну это обычное 3D, только чётче». Технически она не ошиблась — в HFR движения действительно более чёткие, так что я купил билеты.

Когда начались трейлеры, я вспомнил, почему никогда не хожу в этот кинотеатр. Лампу в проекторе не меняли несколько лет, так что даже 2D-трейлеры выглядели блёкло. А уж когда начался «Гемини», то картинка стала совсем тёмной.

И тут нужно небольшое отступление. Посмотрев трейлеры, вы, возможно, думаете, что молодого Уилла Смита с помощью графики в фильме сделали отлично. Но это не так.

На самом деле 3D-модель актёра получилась жуткой, и поэтому режиссёр Энг Ли старательно прятал её... в темноте. Да, «Гемини» — очень тёмный фильм, который показывают в обычном 3D, игнорируя более светлый IMAX 3D. И в самом конце картины я понял, почему такое решение было принято — без очков и при свете белого дня цифровой двойник Уилла Смита выглядит как игровой персонаж. На живого человека он не похож.

Так вот: в плохом российском кинотеатре, которых по стране — десятки тысяч, голубая мечта Энга Ли попросту рассыпалась. Вам повезёт, если вы попадёте в зал с новыми лампами, но для многих зрителей это фильм стоило назвать «Белки глаз Уилла Смита в темноте».

Так что же там с HFR, спросите вы? А вот с высокой частотой кадров всё отлично. Иногда. Примерно 80% всего фильма технология почти никак не себя не показывает, но в середине начинается та самая сцена погони на мотоциклах, и тут «Гемини» единственный раз по-настоящему расцветает.

В немногочисленных экшен-сценах фильма Энг Ли использует видеоигровую режиссуру, снимая многие эпизоды от первого лица, и в 60 FPS это действительно работает. А уж когда Уилл Смит несётся по узкой улочке на мотоцикле, от плавности его движения становится щекотно где-то в нижней части живота. В этот момент хочется, чтобы все экшен-фильмы снимали только так. Разлетающиеся осколки, взрывы и рикошеты от пуль в HFR завораживают.

Но потом этот праздник кинематографа заканчивается, и снова начинается ужасно тёмное кино. Более того, ближе к финалу в кадре появляется компьютерный ниндзя, с которым Энг Ли наступает на те же грабли, что и Питер Джексон в «Хоббите». Если настоящие съёмки в HFR выглядят божественно, то драки с цифровым противником сразу же выдают себя неестественностью движений. Реальность уже давно готова к HFR, а вот студийные спецэффекты — нет. Чтобы снимать фильмы с пятикратной частотой кадров, нужно ко всей «магии кино» прикладывать пятикратные усилия, и Энга Ли хватило только на одну реально крутую сцену.

После просмотра «Гемини» в 3D HFR не отпускает чувство, что в этот раз Ли откусил больше, чем смог проглотить. Ему стоило выкинуть идею цифрового двойника Уилла Смита на помойку и снять реалистичный экшен-триллер в духе «Идентификации Борна» — сделать фильм более светлым и поставить именно на практические эффекты, а не на графику. Но из-за попытки совместить две технологии сразу Ли провалился в обеих.

И что самое обидное, идея цифрового двойника не работает сюжетно. Ли вроде бы замахивается на какие-то философские рассуждения, но выдаёт чудовищную историю про хладнокровного убийцу, у которого на старости лет проснулась совесть. Историю про старого агента, на которого охотится молодой агент, какую мы уже видели десятки раз.

Кажется, это худший фильм Уилла Смита со времён «После нашей эры» — ну или как минимум такой же пустой и бессмысленный. Такое ощущение, что актёр в последние годы перестал читать сценарии, которые ему присылают.

3D HFR — перспективная технология, но «Гемини» — неудачная её демонстрация и попросту ужасный фильм

Да, в середине «Гемини» есть самая впечатляющая 3D HFR-сцена, что я когда-либо видел, но к ней прикреплён посредственный, скучный и тёмный фильм. Настолько тёмный, что все люди из зала, где мы смотрели картину, ушли с середины сеанса, предварительно покричав на работников кинотеатра.

В итоге досматривали мы фильм вдвоём, а встретившая нас на выходе кассирша улыбнулась и пошутила: «Ну зато смотрели как дома!»

А уже в субботу этот кинотеатр отменил все HFR-сеансы.

44 показа
39K39K открытий