Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены

Сегодня я хотел бы рассказать про самые популярные планы в кино (дальний, средний, вот это все).

Чтобы было сподручнее, в качестве примера возьму так нежно любимую мной сцену дуэли из "Хорошего, плохого, злого", благо там все эти планы есть.

Сама сцена

Я говорю про те планы, которые обозначают расстояние от камеры до объекта, то есть, "крупкость" кадра.

Пойдем мы от самого дальнего к самому близкому.

Дальний план

Нам показывают место действия, на его фоне маленькие люди.

В качестве примера из "Х П З" — сцена, где герои расходятся на свои места перед дуэлью на фоне кладбища.

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены

Общий план

Основной фокус на том, что герои делают. Если в предыдущем плане главной задачей было показать масштаб и панораму, то тут — показать, какое действие происходит.

В качестве примера — начало движения героев, фокус на Туко с Сентенцо.

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены

Средний второй план, он же американский.

Показывает человека почти целиком, обычно фокусируется на одном герое. Используется в случае, когда общий план будет слишком далеким, а средний — слишком близким.

Пример — стойка Блондинчика перед началом дуэли.

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены

Средний план

Самый распространенный план, показывает взаимодействие двух-трех человек.

Пример — разговор Туко и Блондинчика.

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены

Крупный план

Выделение какого-то предмета, фокусировка на нем. Самый частый случай — лицо человека.

В качестве примера — лицо Сентенцо в середине дуэли.

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены

Деталь, он же итальянский план

Супер-близкий кадр, концентрирующий фокус на какой-либо части объекта сильно вблизи. Название "итальянский" пошло от спаггети-вестернов, где так любили показывать глаза ковбоев или пистолеты.

Кадр из "ХПЗ" — разумеется, глаза Сентенцо во время кульминации дуэли.

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены

Про сцену, еще раз

Если посмотреть внимательнее, то в данном отрывке, от начала самой дуэли (герои расходятся на места) до её кульминации (выстрел Блондинчика), планы все приближаются и приближаются, становясь крупнее — начиная с общего вида кладбища и заканчивая глазами героев в момент выстрела.

Если добавить к этому ритмический монтаж (частота смены кадров нарастает, к кульминации синхронизируясь с ритмом музыки), то мы получим одну из самых захватывающих сцен в кинематографе, вся искусность которой достигнута за счет мастерства оператора и монтажера (а не актерской игры или сценария).

Рассказ про планы в кино, на примере одной сцены

А ведь Серджио Леоне (режиссера) в начале карьеры уничижительно называли ремесленником и недоучкой ...

Спасибо за прочтение!

8383
24 комментария

Фильмы про ковбоев и дуэли всегда забавляют. В реальности их тупо не было, почти всех знаменитых бандитов ковбоев убили в спину их же друзья или приятели.  

1
Ответить

Комментарий недоступен

24
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Ага, ага. Еще скажи, что такого как в Форсаже никогда не было и быть не может...

Ответить

Этак ты договоришься до того, что ковбои это вообще-то просто пастухи, а не "крутые парни" которые всех убивают направо и налево.

Ответить

Кстати, если присмотреться, то видно, что Сентенцо встает так, чтобы солнце светило в глаза Туко. Из этого можно предположить, что степень опасности Блондинчика он ставил выше.

5
Ответить

очередная хуйня, высосанная из пальца. Вы умудряетесь находить "знаки" там, где их нет.

1
Ответить