Роуд-муви на вечер. «Самоубийцы: история любви»

Трое неудачников путешествуют по загробному миру для самоубийц под саундтрек от Тома Уэйтса и Gogol Bordello.

Роуд-муви на вечер. «Самоубийцы: история любви»

Про хорватского режиссёра Горана Дукича едва ли известно хоть кому-то, кроме поклонников «Самоубийц». Один из самых примечательных инди-дебютов нулевых не подарил миру нового Кустурицу или Джармуша – сняв фильм, получив пару призов на фестивалях и положительную критику, Дукич навсегда исчез с радаров. Так чем же хороша его дебютная картина, к чему вспоминать её сегодня?

Молодой парень по имени Зия (актёр Патрик Фьюджит из «Почти знаменит»), недавно расставшийся с любимой девушкой, решает выпилиться. Под пластинку с песней Dead and Lovely Тома Уэйтса он драит квартиру, поливает растения и вскрывает себе вены. Но на этом, как ни странно, жизнь не заканчивается: отрубившись на полу в ванной, Зия попадает в этакий лимб, мир, предназначенный самоубийцам.

Мир этот не сильно отличается от нашего, разве что он немного хуже. Бескрайняя периферия, населённая аутсайдерами и психопатами; здесь никто не улыбается, на небе нет звёзд, а вокруг царят разруха и уныние. Однако назвать это место мрачным нельзя, скорее странным и меланхоличным – своим настроением оно напоминает локации из фильмов Джармуша, будь то Нью-Йорк из «Отпуска без конца» или даже Детройт из «Выживут только любовники». И это первая интересная находка Дукича: если сцены нашего мира объективны, представлены в обычной цветокоррекции, то мир самоубийц – это восприятие человека, глядящего за грань.

Роуд-муви на вечер. «Самоубийцы: история любви»

Зия отказывается от новых попыток убить себя (вдруг будет ещё хуже?), он снимает комнату, находит работу в пиццерии «Камикадзе» и под Joy Division монотонно попивает вечерами пиво в местном баре.

Там же он встречает Женю, русского эмигранта и музыканта-неудачника – его образ списан с Евгения Гудзя из группы Gogol Bordello; собственно, песни персонажа – и есть песни группы. Евгений живёт с родителями и младшим братом (да-да, в мире самоубийц). История о русских, для которых очень важна семья и которые даже в загробном мире пьют за здоровье, отлично иллюстрирует юмор и настроение картины.

Спустя время Зия узнаёт, что его бывшая тоже свела счёты с жизнью, и вместе с Евгением отправляется на поиски. В начале пути к ним примыкает Микал – автостопщица, утверждающая, что попала в лимб по ошибке.

Роуд-муви на вечер. «Самоубийцы: история любви»

Кстати, уже упомянутый Том Уэйтс появляется в фильме не только как композитор. Музыкант, известный своим хриплым, «вымоченным в бочке с бурбоном» голосом, любит сниматься в нестандартных картинах. За свою карьеру он сыграл небольшие роли у Копполы в «Бойцовой рыбке», в «Кофе и сигаретах» у Джармуша, а также в «Семи психопатах» у Мартина Макдоны. «Самоубийцы» здорово дополняют список, здесь Уэйтс играет Кнеллера – чудаковатого и загадочного хозяина трейлерного парка.

Роуд-муви на вечер. «Самоубийцы: история любви»

На первый взгляд «Самоубийцы» – типичная жизнеутверждающая комедия с чёрным юмором и хэппи-эндом, ещё и снятая за три цента на перемотанную скотчем камеру. Но забавно-трагичные истории обитателей загробного мира делают фильм оригинальным высказыванием о депрессии и нежелании жить. На месте персонажей может очутиться каждый, и главное в такой беде – двигаться дальше, желательно в правильной компании. «Сядь в поезд, высадись у моря», – писал классик. «Заводи раздолбанный универсал и отправляйся в дорогу, на поиски смысла», – как бы вторят ему авторы «Самоубийц».

Горан Дукич поступил изобретательно, упаковав тривиальную историю о разлуке и любви в несколько жанровых обёрток: фантастика, чёрная комедия и роуд-муви. Каждый жанр выполняет свою задачу: показывает мировосприятие главного героя, его реакцию на досадные обстоятельства, а также этап их преодоления.

Роуд-муви на вечер. «Самоубийцы: история любви»

При этом фильм до конца остаётся развлекательным. Местами он напоминает «Трассу 60» Боба Гейла, однако не столь прямолинейный: за счёт визуальной и сюжетной приземлённости его метафоры и фэнтезийные элементы не бросаются в глаза. Как маленькие чудеса вроде летающих спичек, на которые чудак Кнеллер просит не обращать внимания.

149
6 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Ох, прям накатили воспоминания. Почти 6 лет назад, ездил в Питер, и ночью пили с подругой в абсолютно пустых "Пирогах" на Фонтанке. И смотрели этот фильм через проектор в оригинале. Было очень атмосферно.

2
Ответить

Один из любимых фильмов периода бурной молодости 2009-12х годов, есть в нём что то такое меланхолично теплое и тоскливо приятное, что хорошо билось с моим тогдашним мироощущением, очень рад, что о нем до сих пор вспоминают)

2
Ответить

Шэннин Соссамон, Том Уэйтс в составе уже достаточная причина посмотреть. Фильм хорош

1
Ответить

хороший артхаус, плюсую!

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить