Бог вам судья: обзор фильма «Последняя дуэль» Ридли Скотта

Рыцарская драма, основанная на реальных событиях — эффектная, хитро устроенная и неожиданно своевременная.

Новый фильм Ридли Скотта — совсем не «Гладиатор», с которым его активно сравнивали до выхода (в основном, из-за исторического сеттинга). И даже не «Царство небесное», хотя их и роднит угрюмая эстетика реалистичного Средневековья. В первую очередь, это рыцарский «Расёмон».

Если название шедевра Акиры Куросавы вам ни о чём не говорит, вот маленькая справка: то был революционный для своих лет фильм, который использовал метод «ненадёжного рассказчика». Одна и та же история — об убийстве и изнасиловании в лесу — поочерёдно раскрывалась со стороны каждого участника событий: одинаковые события они описывали с разной интонацией и отличающимися деталями.

Тем же самым занимаются герои «Последней дуэли» — основанные, кстати, на реальных исторических личностях. Сценаристы, среди которых Мэтт Деймон и Бен Аффлек, а также автор «Сможете ли вы меня простить?» Николь Холофсенер, взяли за сюжетную основу настоящий случай: в 1386 году французский военный Жан де Карруж сразился в «судебном поединке» с Жаком Ле Гри.

На тот момент подобный вид разбирательства не практиковался уже много лет, но рыцарь добился лично у короля, что свою честь и честь жены, Маргарет (которая обвинила Ле Гри в изнасиловании), он будет отстаивать именно так. А дальше уже Господь рассудит, кто в этой ситуации прав — тот, кто после битвы останется на ногах.

Скотта, правда, суд Божий не очень интересует — он предлагает зрителю самому разобраться, кто в этой ситуации прав. Историю сложных отношений Ле Гри, де Карружа и его несчастной жены он показывает с трёх разных перспектив, деля фильм почти ровно на три части: сначала свою версию расскажет герой Мэтта Деймона (де Карруж), потом Адама Драйвера (Ле Гри), а в конце Джоди Комер (Маргарет) изложит всё с точки зрения жертвы.

Бог вам судья: обзор фильма «Последняя дуэль» Ридли Скотта

Отличаются они не только деталями событий, но и, по сути, жанрами. В глазах де Карружа всё превращается в героический эпос о смелом полководце, которого его же лучший друг сначала лишил должности, потом — законно полученной земли, а после ещё и надругался над женой. А всё потому, что Ле Гри «примазался» к местному графу (его играет Бен Аффлек) и склонил его на свою сторону.

Ле Гри же видит типичный рыцарский роман: историю запретной любви между ним и женой Карружа, в которую он влюбился с первого взгляда, и которую неграмотный вояка-рыцарь просто не заслуживает.

Для самой Маргарет всё это — угрюмая драма о тяжёлой доле женщины в мире, где изнасилование воспринимается не как надругательство над дамой, а как «преступление против собственности мужа».

Бог вам судья: обзор фильма «Последняя дуэль» Ридли Скотта

«Последняя дуэль» изящно тасует факты и меняет интонации. Вообще, весь фильм можно воспринимать как любопытный эксперимент над зрительским восприятием: оказывается, достаточно сделать последнего мерзавца главным героем и показать мир его глазами, как мы уже сопереживаем ему и верим именно его интерпретации событий.

Только что мы были абсолютно уверены в правоте де Карружа — ну а как можно не доверять человеку с настолько трагичной историей? И вот уже беспрекословно внимаем его злейшему врагу, в чьих глазах герой Дэймона из храброго рыцаря превращается в неблагодарную истеричку и просто полнейшего идиота. Бен Аффлек из строптивого лорда превращается в радушного кутилу. Романтичный взгляд — в настороженный. Заигрывание — в крик о помощи. Милая сцена свадьбы вмиг становится жутким напоминаем о том, что к жёнам в Средневековье относились не лучше, чем к кобылам.

Список можно продолжать бесконечно — «Последняя дуэль» не устаёт удивлять тем, насколько легко манипулировать сознанием зрителя, как одни и те же события могут по-разному трактоваться в зависимости от выбранной оптики и контекста. Насколько, наконец, серьёзна сила убеждения искусства, если им занимаются люди, кое-что понимающие в повествовании.

Каждому актёру тут, по сути, приходится играть сразу несколько ролей — настолько иначе их герои воспринимаются в разных вариациях истории
Каждому актёру тут, по сути, приходится играть сразу несколько ролей — настолько иначе их герои воспринимаются в разных вариациях истории

И, конечно, это всё не просто формалистский трюк ради трюка. Во-первых, в деталях очерчивая мотивацию и взгляды каждого из героев, фильм изящно поднимает ставки к финалу — когда происходит та самая последняя дуэль из названия.

Мало того, что битва Карружа и Ле Гри бесподобно снята (это, допустим, для Скотта неудивительно — он даже в худших своих фильмах остаётся великим сценографом), зритель к тому моменту ещё и знает абсолютно всё о трёх участниках сражения: рыцаря, его противника и жены, которую в случае поражения мужа сожгут заживо. Мы слишком хорошо понимаем, что для каждого из них значит эта дуэль.

«Последняя дуэль» — возможно, самый визуально впечатляющий фильм Скотта последних лет
«Последняя дуэль» — возможно, самый визуально впечатляющий фильм Скотта последних лет

Во-вторых, «расёмоновская» форма нужна Скотту для того, чтобы напрочь деконструировать эстетику рыцарского романа. Нам абсолютно ясно, на чьей стороне в этом драматургическом треугольнике стоят авторы фильма — они этого и не скрывают. Все романтические и героические нотки в историях де Карружа и Ле Гри эффектно разбиваются о мрачную правду жизни, которую излагает Маргарет.

Никакой романтики в Средневековье, согласно «Последней дуэли», быть не может — только грязь, смерть и повсеместная глупость мира, в котором до сих пор верят, что от изнасилования ребёнок просто физически не может родиться. Если Акире Куросаве нужен был дух, чтобы рассудить героев, у Ридли Скотта истина однозначно за женщиной.

Бог вам судья: обзор фильма «Последняя дуэль» Ридли Скотта

Вообще удивительно, что один из самых точных и доходчивых фильмов о новой этике снял 83-летний Ридли Скотт — и что это не степенная драма о современности, а исторический фильм с кровавыми баталиями и эпическим размахом.

«Последняя дуэль» не читает нотаций, а вместо этого эффектно крушит шаблоны: показывает, что за романтизированным мифом вполне может крыться простой бытовой мрак. Достаточно просто взглянуть на него со стороны тех, чьи чувства обычно остаются между строк героических баллад.

389389
123 комментария

о, мне про подобное мем попадался

318
Ответить

В голосину

4
Ответить

взяли за сюжетную основу настоящий случай: в 1836 году французский военный Жан де Карруж сразился в «судебном поединке» с Жаком Ле Гри.в дате ошибки нет? может 1386?

Спасибо за рецензию, фильм жду. Только недавно посмотрел "Робин Гуда"  Скотта, очень понравился. После прометея и чужого думал, что дед окончательно поехал, надеюсь , что нет.

24
Ответить

Ну у него скоро Дом Gucci выходит, тоже норм фильм будет. Вот с фантастикой у деда чёт не очень, а с приземленными пока что хорош.

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Советую пересмотреть режиссерскую версию Прометея, на самом деле это шикарная фантастика. А вот Завет конечно слабый фильм.

6
Ответить

Да, опечатка)
Спасибо, что заметили!

1
Ответить