"Дюна": о новом фильме Дени Вильнёва

Немного об одном из самых ожидаемых фильмов 2021 года.

Достижение разблокировано – посмотреть "Дюну", полностью абстрагировавшись от мнений, оценок и рецензий.

Кадр из фильма "Дюна" (2021)
Кадр из фильма "Дюна" (2021)

Впервые за долгое время, я пришел на крупный, ожидаемый фильм, даже не посмотрев на его предварительную оценку на КиноПоиске. Давно хотел так сделать, но всё не получалось – то в новостной ленте попадется статья / рецензия, то всплывет видео с обзором на YouTube. И пусть подобные материалы могут давать лишь общую информацию, или высказывать субъективное мнение, они все равно, так или иначе, влияют на твое восприятие, пусть даже несущественно, формируют определенный спектр ожиданий.

Поэтому, ты уже не смотришь кино "в вакууме", формируя о нем мнение исключительно в разрезе увиденного на экране.

Но здесь – получилось. Даже телефон выкидывать не пришлось. Сходить в первые дни премьеры и пару дней быть достаточно занятым, чтобы толком не читать новости и привычные новостные паблики – верный способ остаться непредвзятым.

Впрочем, пора бы уже переходить непосредственно к самой картине.

Начать говорить о экранизации одной из главных серий за всю историю фантастики, конечно, стоило бы с книжного первоисточника – только вот, к своему стыду, я с ним не знаком.

А значит, и рассуждать о том, какой он, насколько ему соответствует картина, и какую роль он играл и играет в рамках фантастики – не самая удачная идея.

Зато, с ним был прекрасно знаком режиссер фильма и один из моих самых любимых режиссеров последних лет – Дени Вильнёв.

Кадр из фильма "Дюна" (2021)
Кадр из фильма "Дюна" (2021)

Поэтому, пожалуй, с него и начнем:

Приведу две цитаты из его интервью, которые выходило на КиноПоиске (ссылка на полное интервью ниже):

Я впервые прочел ее подростком, и мне особенно понравилось, что природа Арракиса, по сути, главный действующий персонаж «Дюны». Экосистемы в мифологии Герберта завораживают, а выводы писателя о последствиях колонизации до сих пор актуальны.

Дени Вильнёв

Но я всегда был уверен, что кто-нибудь обязательно снова снимет «Дюну». Годами я тщетно ждал, пока это случится. В итоге, когда у меня появились нужные знания и ресурсы, пришлось снять ее самому.

Дени Вильнёв

Дени Вильнев – режиссер, фильмография которого говорит о знаке качества. Каждая картина, снятая им – будь то загадочное «Притяжение», масштабный «Бегущий по лезвию 2049» или суровый психологический триллер «Пленницы», это качественные, проработанные фильмы, снятые с уважением и четким видением своей работы.

К ним можно относиться по-разному, ведь у всех у нас разные вкусы, но стоит признать одно: это невероятно красивые фильмы, в которых проще простого отыскать кадры, приводящие вас в восторг. Потому что почти каждый кадр, особенно крупные планы, в этих картинах (за исключением «Пленниц», что обусловлено жанром) именно такие.

Кадр из фильма "Дюна" (2021)
Кадр из фильма "Дюна" (2021)

Поэтому, учитывая его любовь к первоисточнику, природу Арракиса, о которой он говорил в цитате выше, и однозначно сильные стороны его предыдущих работ, он казался идеальным режиссером для столь сложной экранизации.

Я думаю, что в итоге ставка сыграла отлично.

«Дюну» Дени Вильнева сложно назвать выдающимся фильмом: он хороший, задает отличный тон для последующих экранизаций и вообще выглядит как интригующий пролог, приглашающий массового зрителя в новый, толком неизведанный им мир, который не имеет ничего общего со «Звездными войнами» или «Marvel» (а то ощущение, что последнее время вокруг них свет клином сошелся).

Таким, я полагаю, он и задумывался, и со своей первостепенной задачей, я надеюсь (окупиться и зайти массовому зрителю) он справится, потому что смотреть следующие фильмы в серии после его просмотра определенно хочется.

Это свежая, оригинальная и нешаблонная фантастика, и ощущается она в череде бесконечных мультивселенных и сиквелов как глоток свежего воздуха, с небольшим привкусом песка.

Но есть то, что о нем можно сказать почти что наверняка: он бесконечно красивый. Почти каждый кадр - это произведение искусства, они буквально завораживают тебя, когда смотришь картину на большом экране.

Кадр из фильма "Дюна" (2021)
Кадр из фильма "Дюна" (2021)

Несмотря на большой хронометраж и неспешное повествование, которое всё, по сути, одна большая завязка без ярко выраженной кульминации, в которой к тому же подается большой пласт лора, она не смотрится затянутой или нудноватой.

И, на мой взгляд, именно благодаря визуальному ряду: как мастер в визуальном повествовании, в создании запоминающихся образов, Вильнёв буквально погружает нас во вселенную «Дюны», используя любимые приемы.

И вот зритель уже утопает в бесконечной пустыне, загадочных планетах и общих планах, на которых главные герои стоят так, чтобы кадр получился как можно более впечатляющим.

Кадр из фильма "Дюна" (2021)
Кадр из фильма "Дюна" (2021)

Через визуальную составляющую картины нас очаровывает незнакомый нам мир, нам хочется смотреть, что еще в нем есть, как он развивается, как проживают в нем свои жизни пока еще мало знакомые нам персонажи.

В общем, визуал фильма и правда потрясает.

Актерский состав тоже подобран отлично.

Не хочется сильно углубляться в эту тему, потому что она, по большому счету, очевидна: прекрасный Оскар Айзек, невероятная Ребекка Фергюсон, Джейсон Момоа, которого сложно было узнать без бороды, а также мало присутствующая в картине Зендая были органичны и хороши.

Но все это было бы неважно, если бы произошел мискаст на роль определяющего персонажа картины, Пола Атрейдеса.

Роль, которая в итоге досталась Тимоте Шаламе, о котором на каждом углу вздыхают девушки, обсуждают критики и которого превозносит весь Голливуд, хотя он по сути, еще нигде толком и не играл.

Давайте вновь послушаем Вильнёва:

— А зачем искать? Тимоти Шаламе — вот и всё. Никаких других вариантов. Во-первых, он очень вдумчивый, и это видно по его глазам. А Пол как раз интеллектуал, который может засомневаться, пересмотреть отношение к миру и принять новую реальность. Во-вторых, Пол по книге должен стать духовным лидером и поэтому быть харизматичным. Тимоти как раз такой. Он как безумная рок-звезда. В-третьих, хотя Тимоти было 22—23 года, когда мы снимали, можно поверить, что его герою 15—16 лет. Камера делала Тимоти моложе своих лет. Идеальная комбинация для Пола Атрейдеса.

Дени Вильн

На самом деле, попадание практически стопроцентное.

Кадр из фильма "Дюна" (2021)
Кадр из фильма "Дюна" (2021)

Шаламе был органичен, вдумчив, харизматичен, отыграв прекрасно. Он не казался переоценённым идолом для подростков, или голливудской однодневкой. Он вообще не воспринимался как Тимоте Шаламе, он воспринимался как Пол Атрейдес, и это лучший комплимент, который можно высказать актеру.

«Дюна» убедила меня в том, что хочется верить в то, что Шаламе – не просто симпатичный актер а-ля Зак Эфрон, а новая актерская звезда Голливуда именно благодаря актерскому таланту, а его внешность – лишь еще одна, но никак не определяющая, сильная сторона.

Другими словами – Леонардо ДиКаприо своего поколения.

В «Дюне» он был хорош. И правда хорош.

Накладывая на все вышесказанное очередной впечатляющий саундтрек от Ханса Циммера, крепкий сюжет, интригующий новый мир, мы получаем «Дюну» Дени Вильнева – хороший фантастический фильм, на который ничуть не жалко потраченного времени.

Кадр из фильма "Дюна" (2021)
Кадр из фильма "Дюна" (2021)

Размышляя о котором, ты надеешься, что его успех прервет череду «безопасных» фильмов, когда студии боятся экранизировать и снимать что-то сложное, боятся экспериментировать раз за разом выдавая массовому зрителю очередной блокбастер Marvel, новый фильм по вселенной «Звездных войн» или подростковую антиутопию.

Например, я правда хочу увидеть экранизацию «Хроник Амбера» Роджера Желязны, пусть это и изначально чертовски сложная задача.

И это лишь один из десятка примеров выдающихся произведений, за которые просто боятся браться, потому что финансовых рисков слишком много.

Миру большого кино нужны эксперименты: нужен глоток свежего воздуха.

«Дюна» может им стать. Уже пора.

Сейчас ответ за зрителями – к сожалению, в нашем мире money voice имеет слишком большое значение, чтобы студии не слушали его, даже если он не позволит им экранизировать возможно, и их детские и самые смелые мечты.

P.S. И черт побери, сделайте уже сериал по Mass Effect.

...

Если вы хотите больше интересных материалов и личных впечатлений о кино, сериалах, играх и книгах, то подписывайтесь на мой телеграмм канал:

А также, напишите в комментариях - сходили ли вы уже на "Дюну", и какие впечатления оно у вас оставила.

1414
35 комментариев

Мейнстрим попер

5
Ответить

то подписывайтесь на мой телеграмм каналясн

5
Ответить

У меня на сеансе из моей компашки никому не понравилось, как и сидящим впереди.

3
Ответить

У меня полный зал, ни один человеку не вышел

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

такое впечатление, что экранизацию Линча никто не смотрел

3
Ответить

Я смотрел. Чот не зашло. Вот сериал был неплох, учитывая бюджетность конечно. И да, книжки, все, зачитаны до дыр 

Ответить