60 дней кино и сериалов за 0 ₽
Условия подписки: clck.ru/dnhea. 18+
DTF60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 01.09.22 г. включительно на сайте https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.

Продолжение «Теда Лассо» – лучший сериал 2020 года стал глубже и обратился к ментальному здоровью в спорте

Обзор второго сезона. Все еще богаче и еще добрее. Меньше футбола, больше характеров, которых ему так не хватает

Премьера «Тед Лассо» от Apple+ состоялась в августе 2020 года. Первый сезон состоял из десяти 30-минутных серий и рассказывал историю тренера по американскому футболу, который получил назначение в европейском футболе, переехал в Лондон и начал работу с клубом «Ричмонд» (вымышленная команда в рамках сериала). Год спустя вышло продолжение ситкома, И уже по ходу второго сезона «Тед Лассо» получил «Эмми» в категории «лучший комедийный сериал», а исполнитель главной роли Джейсон Судейкис как лучший актер в комедийном сериале.

Подробнее об истории создания «Теда Лассо», важности поднимаемых в нем тем и том, почему это один из самый добрых сериалов последних лет, который нужно смотреть даже тем, кому спорт не интересен, можно почитать в тексте о первом сезоне по ссылке ниже.

Этот же текст о том, куда движется «Тед Лассо» во втором сезоне, чем 12 новых эпизодов отличаются от первых десяти и благодаря чему сериал стал глубже.

«Тед Лассо» уходит от абсурдности сюжета первого сезона и обращается к психологическим проблемам

Второй сезон продолжает историю тренера Теда Лассо (Джейсон Судейкис) в футбольном клубе «Ричмонд». Правда теперь они выступают дивизионом ниже – в Чемпионшипе и стремятся к возвращению в Премьер-Лигу. Комедийная рамка первого сезона (тренер по американскому футболу в европейском) больше не используется. Еще в первом сезоне из нее выжали абсурдистский максимум, и в продолжении это уже не может работать. Об этой особенности из резюме главного героя во втором сезоне практически не вспоминают.

Самого футбола стало меньше. В первом сезоне он был необходим сериалу для решения двух задач:

  1. создание исходной комедийной ситуации – тренера из другого вида спорта;
  2. проверка мягкого характера и понимающего подхода в жесткой конкурентной среде (мотив новой мужественности)

Спортивный аспект был базой для направляющей идеи и основного конфликта. Во втором сезоне «Тед Лассо» уходит от спортивных интриг, превращая их в профессиональный бэкграунд персонажей, сценарный инфоповод обращения к жизням и характерам героев. Вылет «Ричмонда» в Чемпионшип в первом сезоне был важным событием в сюжете. Во втором вплоть до предпоследнего эпизода непонятно, на каком они месте в таблице, побеждают они или проигрывают. Сам футбол появляется только в тех случаях, когда это полезно для развития персонажей, когда спортивные события становятся отправной точкой или кульминацией в сюжетных арках героев:

  • смерть собачки от удара Дани Рохаса пробуждает в нем страх перед пенальти (почти столь же экзистенциальный, как и у драмы Вима Вендерса);
  • хет-трик Обисаньи начинает серию, в которой он становится главной фигурой (кому он забивал даже не сообщается, потому что это неважно);
  • игра Джими Тартта с «Манчестер Сити», как повод затронуть важный для сезона мотив отцовства;
  • матч с «Тоттенхэмом» - развитие центральной темы второго сезона (ментальное здоровье) и завязка самой увлекательной сюжетной интриги (рост амбиций и зависти Нейта)

Уже в первой серии в «Ричмонде» появляется спортивный психолог Доктор Шэрон (Сара Нилс) - новый персонаж задает мотив всего сезона – теперь «Тед Лассо» это история о работе над психологическими проблемами и важности ментального здоровья. Такой подход позволяет глубже проработать характеры и усложнить связи между персонажами поэтому и сюжетных поворотов стало больше. Благодаря развитию отдельных героев усложняются устойчивые отношения: дружеские у Теда и Бирда (Бороды), дружеские у Ребекки и Кили, любовные у Роя Кента и Кили, конфликтные у Роя Кента и Джимми Тартта; и возникают новые: конкурентные у тренеров «Ричмонда», любовные у Бирда, любовные и семейные у Ребекки, наставнические у Роя Кента и Макаду, отношения врач-пациент у Шэрон и всех остальных.

Осложнение связей между героями создает больше перипетий, за счет чего растет и событийная плотность серий. «Тед Лассо» сохраняет горизонтальность сюжета, в котором каждая серия продолжает историю предыдущей. Но во втором сезоне сериал позволяет себе отходить в сторону и создавать вертикальные истории в рамках одного эпизода, которые событийно не оказывают большого влияния на фабулу, но делают сериал глубже, раскрывая характеры героев. Такова, например, серия похорон отца Ребекки «Ноль свадеб и одни похороны» (очевидная отсылка к мелодраме Майка Ньюэла), на фоне которой разворачиваются отношения владелицы «Ричмонда» с мамой, бывшим мужем и новым парнем. Этот же эпизод использует главный визуальный инструмент второго сезона – параллельный монтаж, благодаря которому Ребекка и Тед произносят двойной монолог о своих отцах, что усиливает психологизм.

Благодаря вертикальности и увеличению роли героев второго плана, возникла и, пожалуй, лучшая серия второго сезона – ночные приключения тренера Бирда после матча с «Манчестер Сити». Эпизод-оммаж фильму Мартина Скорсезе «После работы» (1985). В нем не участвует Тед Лассо и другие основные герои, за исключением Бороды (Брендон Хант), который отправляется побродить по Лондону и за несколько часов попадает в череду случайных событий. О том, что это именно подражание работе Скорсезе, а не просто сюжетная схожесть, говорит название эпизода: «Beard after hours» («После работы» в оригинале – «After hours»). После этой серии сомнения в ценности и обаятельности персонажа Брендона Ханта отпадут (если, они к этому времени еще будут оставаться).

Персонажи второго плана выходят на первый, а главный герой поддерживает общий оптимизм

Одно из главных отличий продолжения «Теда Лассо» – внимание ко всем героям. Нет, и в первом сезоне персонажи второго плана имели яркие узнаваемые черты, но они были нужны скорее для отражения характера протагониста (что логично, ведь и сериал назван его именем). Но второй сезон показывает характеры второстепенных персонажей (и теперь их нельзя так называть), они приобретают самостоятельную сюжетную значимость и ценны в отрыве от Теда. В персонажах «Теда Лассо» можно найти разные черты:

  • тщеславие тренера Найта (Ник Мохаммед), который проходит испытание славой и это становится важной сюжетной коллизией;
  • ранимость и проницательность тренера Бирда (Брендон Хант), который во втором сезоне строит отношения с девушкой, а параллельно укрепляется в статусе носителя внутренней философии сериала (не зря почти всегда, когда Бирд на заднем плане, он читает – теперь это не только «Перевернутая пирамида» Джонатана Уилсона, но и не футбольные книги);
  • сдержанность и внимательность Роя Кента (Бретт Голдстин) – он лучше прочих отражает трансформацию традиционной маскулиннности, за демонстрацию которой Голдстин во многом и получил «Эмми» как лучший актер второго плана; этот образ уже стал мемом и породил теории о том, что такого актера не существует, а персонаж создан компьютерной графикой;
  • сомнения Джими Тарта (Фил Данстер) – как и Рой, он растет над собой, но, в отличии от Роя, из-за этого роста теряет часть харизмы, а с ней сюжетную значимость и экранное время (исключение – серия, отражающая его отношения с отцом);
  • рассудительность Сэма Обисаньи (Тохиб Джимо), который во втором сезоне становится главным персонажем из футболистов и своими действиями запускает самую неожиданную интригу «Теда Лассо»;
  • неуверенность и страх перед потенциальным счастьем Ребекки (Ханна Уиддингхэм, у которой тоже «Эмми» за лучшую роль второго плана) – владелица «Ричмонда» отражается в отношениях с мамой, любовниками, подругами;
  • амбициозность Кили (Джуно Темпл), которая окончательно превращается в главного женского персонажа сериала, но (пока) не становится карикатурной сильной независимой карьеристкой, а оставляет себе право на уязвимость и поддержку от мужчины.

Развитие самого Теда проявляется через его общение с командным психологом Шэрон. Их отношения по ходу сезона меняются и приводят к формулированию прогрессивного отношения к публичности со стороны Теда: «не нужно никому звонить насчет статей в прессе, там же написана правда, а, в отличие от других, я способен жить с правдой». А вот личностные качества доктора Шэрон создатели скрывают, возможно, потому что она не нужна сериалу в дальнейшем. Во втором сезона психолог предстает персонажем-функцией, который необходим для раскрытия характеров других героев.

В развитии всех персонажей очевидно влияние главного героя из первого сезона – теперь почти все в «Теде Лассо» стремятся к понимающему подходу. Что отчасти негативно сказывается на антагонистах. В первом сезоне «злодеем» был муж Ребекки (и отчасти сама владелица «Ричмонда»), здесь же такого персонажа нет. Герои противостоят обстоятельствам и сами себе: они борются с ненавистью, завистью, сомнениями, неуверенностью, страхами (и что хорошо для сериала, особенно его третьего сезона, не все из этих схваток заканчиваются в пользу героев).

Центральное место внутреннего конфликта обусловлено психологизмом, которым пронизано все повествование. При этом «Тед Лассо» старается избегать прямовлобых декламаций о важности ментального здоровья в спорте, поэтому, как только Тед заикается об этом на пресс-конференции, следует склейка и мы оказываемся в другой по настроению сцене. Но все же пару красноречивых монологов «Тед Лассо» позволяет себе, главный из них – в последней серии о выборе и шансах: «Выбор, джентльмены, раскрывает нашу суть, куда лучше способностей».

Терапевтически сериал сказывается и на некоторых зрителях. Например, тренер «Арсенала» Микель Артета в сентябре 2021 (после того, как его команда тяжело начала сезон) рассказывал:

Сейчас я смотрю новые серии. «Тед Лассо» великолепен в тяжелые моменты. Он всегда улыбается и верит. Это дает тебе другую точку зрения – нет одного взгляда на вещи. Случает и хорошее и плохое, и есть люди, которые справляются со всем не так, как остальные

Микель Артета

Цитат и отсылок стало еще больше, но и комедийных инструментов тоже

В монолог-исповедь из последнего эпизода Тед вплетает цитату тренера студенческой баскетбольной команды из UCLA Джона Оби-Ван Гендальфа, самоиронично подчеркивая тягу к упоминаниям известных людей и персонажей массовой культуры в «Теде Лассо». Причем этот прием стал еще изощрённей:

  • изучение танца из выступления ‘N Sync на тренировке;
  • «жаль, что у нас нет двух Сэмов Обисанья. А что там с клонированием? От шотландцев давно не было новостей, значит, прорыв уже близок» (отсылка на клонирование шотландскими учеными овечки Долли)
  • в одном предложении Теда могут встретиться Чак Норрис, Шерон Стоун и Усама Бен Ладен (и между ними действительно есть связь);
  • сериал может посмеяться над анонимностью Бэнкси;
  • или любовью Илона Маска к «Твиттеру»;
  • построить сцену вокруг картины современного нигерийского художника Келечи Нванери;
  • задаться вопросом: а не является ли фраза «акуна матата» расистской;
  • запутать персонажей (и, возможно, зрителя) отсылкой к «Дамбо»;
  • и разъяснять социальные взаимоотношения с помощью экологического исследования Сьюзен Симард о коммуникации деревьев;
  • вспомнить классическую реплику из «Крестного отца» про предложение, от которого невозможно отказаться (и улыбнуться тому, что от третей части франшизы не осталось афоризмов);
  • и даже сделать отсылку на себя: «на том же месте в прошлому году у вас уже были шокирующие новости» - говорит Тед Ребекке, напоминая о ее признании в подлости из первого сезона; и тут же Ребекка забрасывает удочку на третий сезон: «жду следующего».

Отсылок, действительно, очень много – все приведенные выше взяты только из одного эпизода. Но сериал не ограничивается цитатами. Для создания комического «Тед Лассо» использует разные приемы, и во втором сезоне этот инструментарий стал шире. Например, визуально через смену ракурса и демонстрацию изначально невидимых зрителю объектов, само наличие которых в конкретной сцене создает комический эффект (как вертолет на тренировочном поле или случайный свидетель эмоционального откровенного диалога). Или с помощью параллельного монтажа, как, например, в ссоре Кили и Роя, в которую «вшита» сцена из «Секса в большом городе».

Сериал продолжает иронизировать над современным футболом, доводя до гротеска создание прически одному из игроков в раздевалке, или называя тактический прием «ложная девятка» (false nine) «фальшивой девяткой» (fake nine). «Тед Лассо» использует каламбуры в стиле «Шэффилд Уэнсдей» он Сатудей; и черный умор, вроде диалога: «Пойми: Джеми и Дани, как Пикассо и Гоген. – Педофилы?».

Сериал создает простые комедийные ситуации, как те, в которых Хиггинс остается без кабинета и слоняется по разным углам на базе клуба, и более сложные по структуре, вроде эпизода похорон отца Ребекки, в котором «Тед Лассо» умудряется шутить, но не кощунственно, а по-доброму, сохраняя базовый оптимизм сериала. Поэтому даже самая назойливая песня в истории Интернета в «Теде Лассо» может быть сентиментальной и трогательной.

Но комической основой все равно остается обыгрыш известных (и не очень) явлений: от слез Майкла Джордана до совпадений в «Магнолии» Пола Томаса Андерсона, от плоской Земли Кайри Ирвинга до биткоинов, от Хизер Ликлир из сериала «Мелроуз Плейс» до звукового семпла из оппенинга «Молодого Папы» в начале финального эпизода; даже те, которые в российском дубляже (и субтитрах) стоит перефразировать с «Darn tootin, Vladimir Putin», на «Именно так, Жак Ширак». Но неймдропинг и цитаты в «Теде Лассо», как соски в «Шоугелз» - к середине фильма перестаешь замечать их, так захватывает сюжет.

Обилие отсылок – не просто постмодернистская причуда сценаристов – это еще оправдано тем, что «Тед Лассо» продолжает притворяется реальностью, делая вид, что футбольный клуб «Ричмонд» и все его сотрудники существуют в одном мире с Дензелом Вашингтоном, Самуэлем Л. Джексоном и Райаном Рейнольдсом, покупающим «Риксем» из пятого английского дивизиона. Это позволяет обыгрывать внешнюю схожесть Джейсона Судейкиса и Эда Хелмса («Мальчишник в Вегасе») и без труда вставлять камео. Так во втором сезоне в роли самих себя появляются бывшие футболисты, а теперь телеэксперты Тьери Анри, Гарри Линеккер, Йан Райт, Крис Камара и самый артистичный судья из когда-либо существовавших в Англии – Майк Дин.

К выходу первого сезона футбольный клуб «Ричмонд» завел официальный аккаунт в «Твиттере», а ко второму открыл фан-шоп, который выглядит, как магазины настоящих футбольных команд – это еще одна примета того, как «Тед Лассо» размывает границу с реальностью.

И последнее, если в первых сериях вам покажется, что «Тед Лассо» погружается в стагнацию и вязнет в самоповторах, не стоит сразу упрощать свое впечатление до клише: ну, это же футбол, и после яркого дебюта у «Теда Лассо» синдрома второго сезона. Дождитесь середины се, ведь любому тренеру нужно время – дайте Теду поработать, и он продолжит вас удивлять.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
realavt
А вот личностные качества доктора Шэрон создатели скрывают, возможно, потому что она не нужна сериалу в дальнейшем.

Она и тут была не нужна - она попросту лишила Теда его очень важной функции, понерфила его до уровня рядового персонажа "из массовки". А ведь это, на секундочку, сериал, который назван именем этого персонажа.

В итоге нам показывают, как Тед сначала перестаёт быть уникальным "психологом-самоучкой", на чем в общем-то и держалось шоу, а потом перестает быть незаменимым тренером, потому что тренеров в целом становится очень много на одну-то команду. Он просто теряется в толпе остальных персонажей, перестает быть важным - вместо него и психологические проблемы порешают, и команду потренируют. Он в общем-то уже и не особо нужен, некогда центровой персонаж этого шоу...

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Коцарь
лучший сериал 2020

Ну... как те сказать...

Ответить
Развернуть ветку
Qu Be

Как же AT ебет

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Коцарь

Ждем онли десяток на экранизации 119-131 глав.

Ответить
Развернуть ветку
Skillet 2099

Что за прилога?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Коцарь

Imdb же

Ответить
Развернуть ветку
Skillet 2099

А у них отдельное приложение есть? Не знал.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Коцарь

Это сайт

Ответить
Развернуть ветку
Skillet 2099

Жаль. Было бы неплохо, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Акын Козлов
лучший сериал 2020 года

А при чем тут Тед Лассо?

Ответить
Развернуть ветку
fireff0xy

а че не сразу три поста один за другим об одном и том же сериале?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
null