Десять лучших фильмов девятнадцатого года

Специальное упоминание:

- Среди короткометражек выделю в первую очередь комедии с Гарольдом Ллойдом. Особо отмечу «Марафон» — в этом фильме едва ли не впервые использован эстрадный номер, в котором герой повторяет движения другого персонажа, изображая отражение в зеркале. Нашего зрителя мог бы заинтересовать и фильм «Сэмми в Сибири» - там Гарольд Ллойд спасает русскую крестьянку от большевиков, но ничего интересного кроме завязки в нем нет.

- В конце года родилась новая кинозвезда: «Парамаунт» выпускает мультфильмы о приключениях черного кота, названного Феликсом — «счастливым».

- «Мрачная игра» (The Grim Game) - банальный триллер, не стоящий упоминания, если бы не иллюзионист Гарри Гудини, сыгравший главную роль. В фильме он проделывает несколько невероятных кунштюков, в том числе освобождается от веревок, будучи подвешенным вниз головой.

- «Испорченная милашка» (The Wicked Darling) - начинается фильм реалистической демонстрацией жизни городского дна, но затем превращается в типовую мелодраму. Первый фильм Тода Браунинга с Лоном Чейни, "человеком с тысячей лиц".

-- Полной версии "Девьих гор" Санина и Желябужского не существует, поэтому трудно по доступным фрагментам оценить эту экранизацию легенды о волжских амазонках и Антихристе. Уникальный пример русского фолк-хоррора.

- Мужское и женское (Male and Female) ДеМилля — забавная робинзонада, доказывающая, что половые различия важнее классовых. В обязательном эпизоде из прошлого Глория Суонсон появляется в невероятном головном уборе с перьями. Композиция картины Габриэля Макса скопирована в одной из мизансцен этого эпизода: ДеМилль в очередной раз демонстрирует источники своего творчества — романтическую академическую живопись рубежа веков.

Глория Суонсон и лев в "Мужском и женском".​
Глория Суонсон и лев в "Мужском и женском".​

- Карл Теодор Дрейер в «Председателе суда» (Præsidenten) также вдохновлялся живописью, но в данном случае - северными символистами. Визуальная составляющая фильма интересна, но игра актеров и сценарий не так уж и хороши.

10. Величайший вопрос (The Greatest Question)

Лилиан Гиш натягивает улыбку в "Сломанных побегах" Гриффита.​
Лилиан Гиш натягивает улыбку в "Сломанных побегах" Гриффита.​

В главном фильме девятнадцатого года, возглавляющем все топы, забитый и униженный персонаж растягивает пальцами кончики губ, чтобы изобразить улыбку. Мне "Сломанные побеги" кажутся слишком уж сентиментальными, запоминаются из фильма только пара сцен. А вот сделанный в сжатые сроки "Величайший вопрос" — крепко сбитый жанровый фильм, в котором есть все то, что прославило Гриффита в десятые годы: саспенс, ритм, красавица в беде, устрашающие злодеи.

9. Сигарета (La cigarette)

Десять лучших фильмов девятнадцатого года

Сюжет не заслуживает особого внимания: это традиционная для мелодрамы история о старом муже и молодой жене, переживающих семейный кризис. В нескольких эпизодах Жермен Дюлак начинает нарушать условности традиционного повествования: ускоряет, например, темп действия с помощью быстрого монтажа или выделяет с помощью неожиданных ракурсов важные образы. Во Франции постепенно набирает силу новое направление, согласно которому фильм должен напоминать музыкальное произведение, а не выглядеть театром на пленке.

8. Слепые мужья (Blind Husbands)

Десять лучших фильмов девятнадцатого года

Еще один впечатляющий дебют года, снятый Эрихом фон Штрогеймом, сыном австрийских графа и баронессы. Фон Штрогейм прославился благодаря ролям злодеев и в "Слепых мужьях" создает один из лучших образов за всю свою карьеру: он играет вертлявого австрийского офицера, ухаживающего на альпийском курорте за женой американского хирурга. Фильму немного мешает скованность режиссера, не позволяющего себе излишеств ни в сценарии, ни в монтаже.

7. Я обвиняю (J'accuse)

Десять лучших фильмов девятнадцатого года

Масштабный фильм Абеля Ганса, в котором есть и драма из предвоенной жизни, и сражения Первой Мировой, и грандиозный аллегорический финал. Ганс - из режиссеров-монументалистов, повелевающих людскими массами (в прологе актеры выстраиваются в огромные буквы, изображая название кинокартины) и реконструирующих подлинные события. Как всегда и бывает в таких случаях, характеры кажутся не слишком убедительными и временами этот практически трехчасовой фильм кажется немного затянутым.

6. Возвращение к природе (Back to God's Country)

Десять лучших фильмов девятнадцатого года

Расхваливая деревенские драмы Шёстрема и Стиллера, мы забываем, что не одни только скандинавы использовали в своих лентах впечатляющие натурные съемки. Один из самых дорогих и успешных канадских фильмов - "Возвращение к природе" - также делает суровую северную природу действующим лицом авантюрного сценария, написанного по мотивам рассказа Джеймса Кервуда.

5. Зловещие истории (Unheimliche Geschichten)

Десять лучших фильмов девятнадцатого года

Популярный формат фильма-альманаха: дьявол, смерть и блудница покидают свои портреты в лавке антиквара и знакомятся с четырьмя историями из старых книг. Две из них - экранизации По и Стивенсона, кроме этого есть еще потрясающая новелла о пропавшей из гостиничного номера женщине. Разыскивающему ее герою все сообщают, что никакой женщины на самом деле не было: этот сюжет будет пользоваться в дальнейшем популярностью и в кинематографе, и в литературе. Фантастические сюжеты, экспрессивная игра актеров, боковое освещение - добавить к этому искаженные декорации и получится фильм "Кабинет доктора Калигари", который выйдет на экраны через пару месяцев в следующем году. Новый модернистский кинематограф утверждается и в Германии.

4. Когда пролетают облака (When the Clouds Roll by)

Десять лучших фильмов девятнадцатого года

Абсурдистская кинокомедия с Дугласом Фербенксом, над героем которого ставит опыт безумный ученый. В одной из первых сцен нам показывают, как танцуют в животе у Фербенкса после позднего ужина овощи. В голове у него же ведется неравная борьба разума, страха, ревности и чувства юмора: каждого изображает актер в стилизованном костюме, у чувства юмора, например, шутовской наряд. В 1919-м Фербенкс приобрел права на историю о мстителе в маске, "Знак Зорро" будет популярнее его причудливых комедий десятых годов.

3. Деньги господина Арне (Herr Arnes pengar)

Десять лучших фильмов девятнадцатого года

Скандинавы продолжают выпускать экранизации современной классики: сценарий этого фильма Морица Стиллера написан по мотивам повести Сельмы Лагерлеф. Мистическую историю Стиллер и Муландер превращают в историческую мелодраму: самой Лагерлеф не понравилось упрощение характеров героев. Вытягивает фильм главным образом картинка: тщательно воссозданные костюмы и интерьеры, снег, леса и море. Кадр с похоронной процессией, в котором соединяются белизна снега и чернота траурных одежд, задающий объем кадра корабль и уходящая вдаль зигзагом вереница людей, впечатляет еще до просмотра.

2. Победа (Victory)

Десять лучших фильмов девятнадцатого года

"Сердце тьмы", "Дуэль" и "Секретный агент" Джозефа Конрада еще не получили воплощения в кино, но вот "Победа" удачно экранизирована Морисом Турнером. История Конрада о спокойном читателе, в чей удаленный от цивилизации райский уголок вторгаются чужаки, рассказана блестяще - в очередной раз удивляешься, почему Турнер не числится среди главных режиссеров эпохи. В кульминационной сцене конфликт между диким и цивилизованным началом в душе человека подчеркивается с помощью бокового освещения, а также противопоставления небольшого источника света (камина или лампы) и окружающей тьмы. Хороши все актерские работы, стоит как всегда выделить Лона Чейни, сыгравшего одного из злодеев. Кристин Томпсон отмечает, что местами фильм выглядит так, будто его снимали в 1930-х; здесь мы встречаем один из первых примеров "восьмерки", в которой одного из собеседников снимают из-за плеча другого.

1. Кукла (Die Puppe)

Десять лучших фильмов девятнадцатого года

Как известно каждому, Любич - гений, и в 1919 году он снимает сразу несколько отличных фильмов. Наибольшей популярностью (в том числе и в Америке) пользовался исторический фильм "Мадам Дюбарри". Мне равным образом нравятся комедии "Принцесса устриц" (Die Austernprinzessin) и "Кукла", но после повторного просмотра я все же решил выбрать для списка второй фильм. В нем интересно используется метаповествование: как главный герой принимает живую девушку за куклу, так и мы принимаем за фрагмент жизни искусственную реальность, напоминает автор, выстраивая мир картины в первых кадрах. В главной роли - Осси Освальда, вновь демонстрирующая свою удивительную мимику, знакомую уже по другим фильмам Любича.

Большинство этих фильмов есть уже на Ютьюбе в смотрибельном качестве. Часто можно найти известно где варианты с высоким разрешением картинки. Ниже привожу ссылки на пару короткометражек и фильмы из основного списка.

Feline follies (первый фильм о коте Феликсе)

The Marathon (комедия с Гарольдом Ллойдом)

Back to God's Country (разрешение 1080p)

Unheimliche Geschichten (лучшего качества мне найти не удалось)

4444 показа
5.9K5.9K открытий
56 комментариев

У меня аж пенсне свалилось. Снимаю цилиндр.

Ответить
Ответить

Стреляет редко, но метко.

Выдержка у чувака конечно титаническая.

Ответить

Так и вижу дтф в 2119: Лучшие игры 19-го года.


И комментарии: почему дес стрендинг на седьмом месте, и даже не в первой пятёрке!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да можно уже и про настолки 1910-х писать)

Ответить

Этот ваш синематограф для юнцов безусых, серьёзный мужчина никогда не пойдёт смотреть на движущиеся картинки.

Ответить