Бондарчук и его мечта о русском фантастическом блокбастере: обзор «Вторжения»

Бондарчук и его мечта о русском фантастическом блокбастере: обзор «Вторжения»

Недалёкое будущее. С падения космического корабля в Чертанове прошло три года. Юля (Ирина Старшенбаум) учится в университете вместе с парнем по кличке Гугл, который совсем не тайно в неё влюблён, но покорно остаётся во френдзоне.

Жизнь девушки трудно назвать нормальной: после того, как инопланетянин отдал ей свою жизнь в финале «Притяжения», за ней круглосуточно ходят охранники. После пар отец (Меньшиков) подвозит Юлю не домой, а в лабораторию Министерства обороны: над ней регулярно проводят эксперименты, но в основном психологические — на эмоциях девушка создаёт мощные возмущения в воде.

Когда такая жизнь начинает казаться главной героине совсем невыносимой, её внезапно похищает Хэкон (теперь — Харитон). Как оказалось, он не умер, вернулся на Землю после восстановления и тайно жил в деревенском доме с огородом, пока готовил план побега. В финале «Притяжения» девушка получила невиданную силу, и теперь инопланетный искусственный интеллект Ра хочет её уничтожить.

Есть нечто показательное в том, что «Вторжение» в эти новогодние праздники выходит именно против «Союза спасения» и «Холопа». Пока другие российские фильмы углубляются в прошлое страны, Бондарчук, отстрелявшийся со «Сталинградом» и «Девятой ротой», старательно его игнорирует и преследует только одну цель — сделать шаг в будущее и снять большой фантастический блокбастер, который будут с удовольствием смотреть во всём мире.

«Притяжение» было российским фильмом, но ни в коем случае не фильмом о России. Между делом в сценарии немного критиковали пропаганду в СМИ, но по большей части это была смесь «Района №9» и «Сумерек». Блокбастер успешно прошёл в прокате РФ и показал рекордную выдержку.

Ну а потом случился ролик BadComedian, и вооружённая вилами и факелами толпа резко низвела репутацию Бондарчука до кого-то уровня Сарика Андреасяна. Хотя на деле их во всех смыслах разделяет бездонная пропасть.

Бондарчук и его мечта о русском фантастическом блокбастере: обзор «Вторжения»

Главный творческий и кассовый провал в карьере Фёдора — это вторая часть «Обитаемого острова». Ну а глобально его можно обвинить только в одном — он всегда смотрит на Запад и черпает вдохновение именно там. Но как раз поэтому его фильмы зачастую получаются более складными и бодрыми по темпу, чем у большинства его российских коллег.

И если к наивному и местами откровенно дурацкому «Притяжению» было легко прикопаться в том числе за неудачную адаптацию «Района №9» к московским реалиям и элементы «гопнической» романтики, то во второй части режиссёр проделал почти эталонную работу над ошибками.

«Вторжение» во многих отношениях — самый амбициозный российский фильм вообще. И по масштабу событий, и по качеству их демонстрации. Этого у него не отнять.

Поначалу может показаться, что Бондарчук израсходовал весь бюджет на первую погоню, но это лишь затравка. Как и в любом голливудском блокбастере, каждая следующая экшен-сцена здесь амбициознее предыдущей.

Особенно сильно на общем фоне выделяется битва вертолёта и экзоскелета, которая раньше казалась чем-то невозможным в российском кино в принципе. Но ничто в этом фильме не сравнится с грандиозным финалом, где Москву разносят к чертям — без заезженных столбов света в небе.

Бондарчук и его мечта о русском фантастическом блокбастере: обзор «Вторжения»

После пресс-показов «Вторжения», прошедших в конце декабря, в российском киношном Фейсбуке начали осторожно писать, что фильм выглядит на 150 миллионов долларов, хотя он на деле примерно в два раза дороже первой части. И Бондарчук явно будет рад таким отзывам.

Режиссёр вообще старательно делает вид, что его фильм не снимался в России (звук действительно делали не у нас, и это... слышно). «Вторжение» начинается с красивой моушн-вставки, которая вкратце напоминает зрителю о событиях первой части — прямо как в сиквелах «Человека-паука» Сэма Рэйми. И даже эта деталь настраивает на нужный лад. Она напоминает о том, что российское кино обычно не доживает до сиквелов — если это не комедия.

Ну а то, что начинается после открывающих титров — это бодрая смесь ранних фильмов Майкла Бэя вроде «Острова» и, конечно же, «Дня независимости» Роланда Эммериха. Примерно с тем же градусом абсурда. Что особенно важно, Бондарчук, учитывая его рекламное прошлое, не зацикливается на экшене и красивой картинке, но и аккуратно подводит своих героев к финалу — эмоциональному и зрелищному. Во «Вторжении» весь сценарий столкновения с инопланетянами крутится вокруг группы из пяти людей, и это идёт фильму только на пользу.

Бондарчук и его мечта о русском фантастическом блокбастере: обзор «Вторжения»

Подражание Бондарчука Западу выливается и в, наверное, самую спорную часть фильма. Искусственный интеллект Ра начинает использовать против Юли социальные сети и фейковые новости, из-за чего Министерство обороны достаёт из пыльных шкафов телеграфы, а газету «Комсомольская правда» превращают в доску для информирования населения.

Некоторые критики решили, что так Бондарчук поддерживает закон о «суверенном интернете», но чтобы увидеть это в фильме надо очень постараться. Сценаристы тут явно преследуют две цели: во-первых, хотят повеселить зрителей рабочим штампом о том, как военных спасает старое оборудование, а во-вторых — с опозданием на пару лет пытаются поговорить об опасности фейковых новостей и социальной инженерии.

Поверить в то, что «Вторжение» — это пропаганда закона о суверенном интернете, в целом трудно. В превращении Юлю во врага народа с помощью СМИ и новостей можно увидеть и вполне себе антиправительственное заявление — ровно так же клеймо ставят на протестующих. Да и закон был уже подписан президентом и начал действовать. Кому нужна такая пропаганда именно сейчас?

Бондарчук и его мечта о русском фантастическом блокбастере: обзор «Вторжения»

«Вторжение» по большому счёту совсем не кажется прокремлёвским. Бондарчук выводит президента России из уравнения буквально с первых же минут — по сюжету, глава страны 12 часов летит в самолёте и лишён связи. Ну а дальше в сюжет время от времени проскакивают вполне себе оппозиционные шутки: главная из них — про «политические» уголовные дела.

Более того, в лучшем моменте «Вторжения» сценаристы буквально покушаются на святое — сталкивают пришельца из космоса с православным священником и уморительно шутят по этому поводу. Вообще, юмор, пожалуй, одна из самых сильных сторон сиквела — он не хуже спецэффектов толкает фильм к такому желанному образу настоящего голливудского блокбастера, сделанного в России.

Если вы из тех людей, которые читают обзоры только после звёздочек, то у меня для вас сюрприз — фильм мне понравился. Поначалу я даже не хотел писать этот текст, так как знал, что в ответ получу 250 комментариев про BadComedian, про чемоданы, про Бондарчука, который «снимает шляпу», и ещё бог знает про что. Предубеждение по отношению к этому фильму было таким сильным, что вполне может его и потопить.

Я никогда не был принципиальным сторонником российского кино и никогда ничего ему не прощал только потому, что оно «российское». Однако на фоне тотального доминирования Disney на Западе «Вторжение», бесстыдно собранное из американских блокбастеров девяностых и нулевых, лишённое так утомившей многих «повесточки», смотрится на удивление свежо и бодро.

Бондарчук и его мечта о русском фантастическом блокбастере: обзор «Вторжения»

Я не побоюсь этого сказать, но я получил от блокбастера Бондарчука больше удовольствия, чем от многих голливудских фильмов 2019 года. Я действительно переживал за персонажей и даже просидел до конца титров под песню Билли Айлиш, чтобы узнать, что никакой послетитровки в фильме нет.

Самое главное, что вам нужно знать о «Вторжении»: сиквел намного лучше первой части по всем возможным статьям. Даже главная героиня и персонаж Меньшикова тут стали живее и интереснее, а за сюжетом при всём его безумии интересно следить. И никаких «Это наша Земля!» и «А мы из Чертаново!».

Бондарчук и его мечта о русском фантастическом блокбастере: обзор «Вторжения»

Само собой, сейчас соцсети наводнят комментарии про абсурдные повороты истории, про очередную роль Петрова, которого Бондарчук даже хотел убрать из рекламной кампании, и про много чего ещё. Как и первую часть, фильм будут ругать за то, что с лёгким сердцем прощали каким-нибудь «Трансформерам» — за жанровые глупости и допущения. Таков уж путь нашего блокбастера, решившего потягаться с Голливудом.

Бондарчук — даже не лучший российский режиссёр, но его мечта о крутом русском фантастическом блокбастере всё-таки подкупает. Если не считать недавний «Аванпост», то он чуть ли не единственный настырно пытается снимать в России дорогую фантастику, хотя у нас окупаются только комедии и исторические драмы.

Россияне, родившиеся в девяностые, всё детство смотрели на то, как инопланетяне крушат Нью-Йорк и Лос-Анджелес, и задавались вопросом: «А почему мы так не можем? Почему мы не можем красиво разрушить Москву?» Так вот, «Вторжение» подобрались к этому запросу ближе, чем любой другой фильм в истории. Но нужно ли нам такое кино в 2020 году? Это вы решите сами, проголосовав своим кошельком.

261261
392 комментария

Не вижу метки ПРОМО.

268
Ответить

Ееее, чемоданы. Зачеркнул в своём бинго.

127
Ответить

Будто что-то не может просто понравится. Я от различны людей слышал что фильм норм, но им то точно никто чемоданов не заносил, так как они никого пропиарить не могут.

11
Ответить

У нас тута можно не ставить, тут вам не твитч западный. 

Ответить

Фу, это же рубли, причем мелкими купюрами!

Ответить

Россияне, родившиеся в девяностые, всё детство смотрели на то, как инопланетяне крушат Нью-Йорк и Лос-Анджелес, и задавались вопросом: «А почему мы так не можем? Почему мы не можем красиво разрушить Москву?»

191
Ответить
48
Ответить