Запоздалая десятка

Галопом по самым важным для меня фильмам за последнее десятилетие. Обещаю без «Джокера» и «Мстителей».

В новогоднюю ночь ко мне явился дух Андрея Тарковского и спросил о том, как кино повлияло на мою сознательную жизнь. Я был не в состоянии дать развернутый и аргументированный ответ, а потому вкратце описал свои эмоции от каждого фильма. И вот перед вами вырезка из моих размышлений касательно прошедших лет. Не обещаю, что удивлю или сломаю мозг своим выбором, но клянусь, что писал от чистого сердца.

Полночь в Париже / Midnight In Paris (2011)

Реж. Вуди Аллен

Запоздалая десятка

Мое первое знакомство с творчеством Вуди Аллена. И, пожалуй, именно эта встреча запомнилась мне больше всего. На фоне просто неимоверного количества работ режиссера каждый может найти для себя пару-тройку любимчиков. «Полночь в Париже» копается в голове творческого человека, что уже автоматически привлекло в свое время мой интерес, а также рассуждает на столь редко встречающуюся в искусству тему, как ностальгия.

Ностальгия в фильме предстает не как привычная приятная романтизация воспоминаний, а как самая настоящая зависимость от прошлого. Здесь можно повстречать столь знакомое вечное недовольство в том, что раньше трава была зеленее, после чего отправиться прямиком в то самое «раньше» и понять, что люди все еще продолжают ныть по этому поводу. И так повторяется из раза в раз на протяжении всего хода истории.

«Полночь в Париже» позволяет совершить незабываемое путешествие сквозь года и пообщаться с творческими гениями своего времени, а разворачивается вся эта красота в декорациях, как всегда великолепного и сказочного, Парижа, выстроенного режиссером со всей его любовью к старой музыке, костюмам и эстетике. Спасибо Вуди Аллену за такой душевный опыт.

Артист / The Artist (2011)

Реж. Мишель Хазанавичус

Запоздалая десятка

Я абсолютно равнодушен к немому кинематографу, но отчего-то я искренне проникся этой французской одой, снятой со всей любовью и заботой в память о былых временах. «Артист» рассказывает душераздирающую историю о том, как одна эпоха сменяет другую, когда множество талантливых и некогда знаменитых людей оказывается «за бортом жизни».

«Однажды в Голливуде… » недавно продолжил эту тему, но больше был сконцентрирован на субъективных переживаниях режиссера в то время, как «Артист» — это послание всему миру о том, что «старое» кино никуда не делось. Оно все еще живет и способно удивлять, надо лишь подобрать правильный подход к просмотру, иначе можно заснуть с непривычки.

Эта картина помогает таким современным и далеким от тех времен людям, как я, отыскать в немом кино нечто особенное. То, чего раньше я мог не замечать в угоду своего узколобия, а теперь научился ценить благодаря столь очаровательной любовной открытке под названием «Артист».

Драйв / Drive (2011)

Реж. Николас Виндинг Рефн

Запоздалая десятка

Этот фильм стал моим первым путеводителем в расширенный мир кинематографа, где, кроме классической драматургии и режиссуры, также присутствует такое важное понятие, как «эстетика». «Драйв» учит получать удовольствие от магического сочетания цветов на экране и музыки в ушах.

Кино очень немногословное, но этим оно и очаровывает. Всю необходимую информацию передает картинка, пока персонажи лишь изредка выдают пару нелепых реплик в адрес друг друга. «Драйв» можно превратить в немое кино, при этом не утратив суть истории, а это уже говорит о многом в пользу режиссера, умело орудующего всеми возможными инструментами всемогущего киноязыка.

Благодаря этому режиссеру я открыл для себя новые способы для познания кино, научился понимать скрытые знаки других авторов и, в целом, изменил свой подход к просмотру фильмов, сделав его более неспешным и скрупулезным. «Драйв» — блестящая история о том, как человек обретает свое лицо не с помощью пустых слов, а при помощи конкретных действий, определяющих его личность и делающих из него настоящее человеческое создание, настоящего героя.

Рейд / Serbuan Maut (2011)

Рейд 2 / Serbuan maut 2: Berandal (2014)

Реж. Гарет Эванс

Запоздалая десятка

«Лучший экшен в истории кинематографа» — как вам такое заявление? Признаюсь, я жульничаю, добавляя на одну позицию сразу две картины, но по-другому я просто не могу. Оба фильма с точки зрения сюжета довольно слабо связаны между собой, но каждый из них эмоционально прикован к своему второму кровному брату.

Второго «Рейда» не было бы без первой части, ставшей полигоном боевых действий для масштабного сиквела, но вся особенность дилогии заключается далеко не в одном только производственном факторе. Будучи сценаристом и режиссером обеих картин, Грет Эванс проводит изумительную трансформацию первого фильма во второй, помещая героя по противоположную сторону баррикад и кардинально меняя жанр истории.

Из замкнутого триллера «Рейд» превращается в криминальную драму, где герой все еще оказывается скован в своих действиях и прикован к определенным сюжетным обстоятельствам. По сути, оба фильма можно смотреть по отдельности, прекрасно поняв суть происходящего, но в моей голове они столь гармонично дополняют друг друга, что воспринимать их раздельно я не могу.

Пленницы / Prisoners (2013)

Реж. Дени Вильнев

Запоздалая десятка

Доведенный до идеала психологический триллер со столь заезженной завязкой: «На что готов пойти человек в отчаянии ради того, кого он любит? » Дени Вильнев отвечает на этот вопрос, не стесняясь своей фирменной жестокости и давления на психику каждого из персонажей.

К этому фильму я больше всего пристрастен. В нем заключены блистательные работы трех любимых моих актеров, режиссера и композитора. Как в самых влажных мечтах, мои кумиры собрались вместе и создали то, чего я искренне хотел. Правда, режиссер все-таки решил обломать мне всю сказку своим открытым финалом. Я, конечно же, не обижусь, но все равно запомню это, Дени, не забывай.

«Пленницы» — это грамотный пример жанровой работы, выполненной руками режиссера, обладающего невероятным по своей силе авторским видением. История по атмосфере во многом напоминает мой любимый «Heavy Rain» только без некомпетентной сценарной работы с материалом.

Отель «Гранд-Будапешт» / The Grand Budapest Hotel (2014)

Реж. Уэс Андерсон

Запоздалая десятка

Театры далеки от меня, как я сам от Соединенных Штатов, но от работ Уэса Андерсона я попросту не могу оторваться. «Отель «Гранд-Будапешт»» можно пересматривать хоть целую вечность за доведенный до совершенства гений режиссера. К этой работе он словно бы шел всю свою карьеру, и страшно представить, что еще припрятано в рукаве у маэстро.

Как будущему режиссеру и сценаристу, а, проще говоря, рабу кинематографа, для меня этот фильм важен тем, что он практически идеален в каждом из своих аспектов. Лишь недавно мне не посчастливилось отыскать при просмотре косяк, связанный с монтажом, из-за которого лямка на плече Сирши Ронан постоянно прыгает с места на место, но эта безумно незначительная мелочь, особенно на фоне с остальным совершенным исполином.

Это кино безупречно совмещает в себе драматичные и комедийные элементы, взаимодействующие между собой в рамках безупречно красивого кукольного домика, где каждая игрушка находится на своем месте. Если бы нужно было назвать самые отличительные ленты в истории кинематографа, «Отель «Гранд-Будапешт»» определенно бы первым пришел мне на ум.

Дурак (2014)

Реж. Юрий Быков

Запоздалая десятка

В этом фильме содержится вся душа и суть современной России со всеми ее недостатками. Кто бы что ни говорил, а это очень честное и, разумеется, грубое кино, выполненное в лучших традициях режиссера, где весь посыл строится вокруг нескрываемого символизма. Для меня «Дурак» — самое истинное супергеройское кино из всех возможных.

Заранее обреченная история о бравом герое, пытающемся спасти безысходное общество от его же представителей, трагично дает ответ на слоган фильма: «Сумеет ли он спасти всех?» К сожалению, нет. В отличие от Андрея Звягинцева, местный главный дурак пытается бороться с так называемой «чернухой», а не является ее частью, из-за чего происходящее несет в себе куда более ценное и глубокое послание зрителям.

Юрий Быков отчаянно борется за нашу страну, он сражается за наших людей, вернее за тех, кто этого по-настоящему заслуживает, поэтому этот режиссер всегда найдет теплый прием в моем сердце, как и его «Дурак», пробудивший в свое время у меня веру в наш кинематограф. Жаль, что, подобно своим героям, Юрий из раза в раз проигрывает киногонку, из-за чего еще сильнее загоняется по этому поводу, но люди все помнят, и это самое главное.

Лобстер / The Lobster (2015)

Реж. Йоргос Лантимос

Запоздалая десятка

Хладнокровная и отталкивающая антиутопия про одиночество, созданная циничным творцом. Лучшего определения для фильма и не найти. Йоргос Лантимос берет за основу привычное человеческое общество, но в корне меняет его мышление, обесценивая саму суть в выборе подходящего партнера для любви.

«Лобстер» происходит в абсурдном мире, где человеку на законодательном уровне запрещено быть одиноким, поэтому любовные отношения теперь выстраиваются не по воле сердца, а благодаря суровому рациональному мышлению, лишенному «высоких» и необъяснимых эмоций, ставших пагубными для человечества по версии Йоргоса Лантимоса и героев его фильма.

Мне нравится подход режиссера к созданию историй, в которых он выступает бесчувственным богом, творящим со своими персонажами все, что пожелает, без какого-либо сожаления. Такой «машинный» подход к повествованию отнюдь не лишает «Лобстера» предельно человеческих отношений и не менее человеческих размышлений касательно природы нас самих.

Я, Эрл и умирающая девушка / Me and Earl and the Dying Girl / (2015)

Реж. Альфонсо Гомес-Рехон

Запоздалая десятка

«Не будь мудаком и научись ценить свою жизнь» — таков посыл фильма. Простой, очевидный, но какой же правдивый и жизненный стержень. Это лучшая подростковая лента за все время, содержащая в себе все возможные элементы жизни: «выживание» в скучной школе, страсть к творчеству, приятельские отношения, а также самый «любимый» тип романтических отношений под названием «вроде любовь, а вроде бы и нет».

При наличии в истории смертельно больной красивой девушки фильм совершенно не пытается спекулировать на эту тему, вместо этого каждый раз всячески подкалывая зрителя за его ожидания. Единственный более-менее отрицательный персонаж в этом фильме - это сам главный герой, погрязший в пагубном цинизме. Даже местные родители не выставляются типичными «вредными предками», и за это отдельный плюсик в карму режиссера.

Полагаю, большая часть моей любви к этому кино заключается в том, что я буквально «сросся» с главным героем во время просмотра. Каждый его комментарий был мне знаком по собственному опыту жизни социального изгоя. Хотел бы я отправить это кино самому себе в прошлое. Глядишь, я бы поумнел и не натворил бы так много глупостей, хотя, может, в то время я бы его и не понял. Ведь совершать ошибки - это нормально. Обидно, конечно, но вполне естественно и не противозаконно.

Место встречи / The Place (2017)

Реж. Паоло Дженовезе

Запоздалая десятка

Столик в уютном кафе, один слушатель, несколько посетителей и бесконечные разговоры один на один. Больше в этом фильме ничего не происходит: ни взрывов, ни погонь, ни драк, ни истерик. Два часа беспрерывных диалогов за одним столом между незнакомыми людьми, которые самым таинственным способом начинают влиять на жизни друг друга.

В центре истории находится некий дьявол, предлагающий каждому пришедшему исполнить его желание в обмен на услугу. И вся прелесть заключается в том, что фильм так до конца и не раскрывает того, а был ли этот милый дядечка мистическим созданием на самом деле или же попросту хорошим манипулятором?

Есть условие: любое желание в обмен на одно конкретное задание, больше «дьявол» ничего не делает, а все возможные злодеяния совершают уже сами люди по собственному желанию. «Место встречи» виртуозно вскрывает все пороки человечества, даже те о существовании которых мы могли и не подозревать, а режиссер, зараза, все-таки сумел докопаться до сути.

И что с того?

Да, ничего.

Запоздалая десятка

Я смотрю фильмы уже на протяжении долгих лет в надежде, что однажды сумею пробиться и снять свое собственное кино, дабы отдать должное искусству, что так сильно радует и вдохновляет меня на протяжении всей жизни.

Выбрать объективно худший или лучший фильм - невозможно. На каждый посредственный, по вашему мнению, фильм всегда найдется толпа любителей подобного, а это означает, что плохого кино не существует. Бывают, конечно, объективно халтурные работы с очевидными проблемами, но даже тогда найдутся люди, готовые закрыть на это глаза, потому как удовольствие - вещь неизмеримая.

Любое кино можно любить и ненавидеть, но это лишь сделает его "плохим" или "хорошим" в ваших глаза. Год назад я решил завести группу вместе со своим другом, которая для меня стала онлайн-дневником, куда я до конца своей жизни буду записывать различные мысли по поводу кино, музыки, игр и других ценных вещей, что сопровождают меня на жизненном пути.

Я живу, чтобы заниматься своим любимым делом, а также писать о нем, поэтому надеюсь, что в этом году вы будете получать эмоции от всего, что делаете, ведь это, на мой взгляд, самое важное не только в искусстве, но и в жизни.

​Спасибо DTF за прекрасно проведенное время
​Спасибо DTF за прекрасно проведенное время
99 показов
6.3K6.3K открытий
63 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Стрингер так-то лучшая роль его на сегодня

Ответить

 В новогоднюю ночь ко мне явился дух Андрея Тарковского

Кто-то на ночь читал Ч. Диккенса?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Какой Новый новый год без старины Диккенса?

Ответить

Пожалуй Драйв один из лучших фильмов десятилетия, от каждого кадра можно ловить оргазм. Жалко водить не умею. 

Ответить

Зубочистка нужна?

Ответить