Запоздалая десятка

Галопом по самым важным для меня фильмам за последнее десятилетие. Обещаю без «Джокера» и «Мстителей».

В новогоднюю ночь ко мне явился дух Андрея Тарковского и спросил о том, как кино повлияло на мою сознательную жизнь. Я был не в состоянии дать развернутый и аргументированный ответ, а потому вкратце описал свои эмоции от каждого фильма. И вот перед вами вырезка из моих размышлений касательно прошедших лет. Не обещаю, что удивлю или сломаю мозг своим выбором, но клянусь, что писал от чистого сердца.

Полночь в Париже / Midnight In Paris (2011)

Реж. Вуди Аллен

Запоздалая десятка

Мое первое знакомство с творчеством Вуди Аллена. И, пожалуй, именно эта встреча запомнилась мне больше всего. На фоне просто неимоверного количества работ режиссера каждый может найти для себя пару-тройку любимчиков. «Полночь в Париже» копается в голове творческого человека, что уже автоматически привлекло в свое время мой интерес, а также рассуждает на столь редко встречающуюся в искусству тему, как ностальгия.

Ностальгия в фильме предстает не как привычная приятная романтизация воспоминаний, а как самая настоящая зависимость от прошлого. Здесь можно повстречать столь знакомое вечное недовольство в том, что раньше трава была зеленее, после чего отправиться прямиком в то самое «раньше» и понять, что люди все еще продолжают ныть по этому поводу. И так повторяется из раза в раз на протяжении всего хода истории.

«Полночь в Париже» позволяет совершить незабываемое путешествие сквозь года и пообщаться с творческими гениями своего времени, а разворачивается вся эта красота в декорациях, как всегда великолепного и сказочного, Парижа, выстроенного режиссером со всей его любовью к старой музыке, костюмам и эстетике. Спасибо Вуди Аллену за такой душевный опыт.

Артист / The Artist (2011)

Реж. Мишель Хазанавичус

Запоздалая десятка

Я абсолютно равнодушен к немому кинематографу, но отчего-то я искренне проникся этой французской одой, снятой со всей любовью и заботой в память о былых временах. «Артист» рассказывает душераздирающую историю о том, как одна эпоха сменяет другую, когда множество талантливых и некогда знаменитых людей оказывается «за бортом жизни».

«Однажды в Голливуде… » недавно продолжил эту тему, но больше был сконцентрирован на субъективных переживаниях режиссера в то время, как «Артист» — это послание всему миру о том, что «старое» кино никуда не делось. Оно все еще живет и способно удивлять, надо лишь подобрать правильный подход к просмотру, иначе можно заснуть с непривычки.

Эта картина помогает таким современным и далеким от тех времен людям, как я, отыскать в немом кино нечто особенное. То, чего раньше я мог не замечать в угоду своего узколобия, а теперь научился ценить благодаря столь очаровательной любовной открытке под названием «Артист».

Драйв / Drive (2011)

Реж. Николас Виндинг Рефн

Запоздалая десятка

Этот фильм стал моим первым путеводителем в расширенный мир кинематографа, где, кроме классической драматургии и режиссуры, также присутствует такое важное понятие, как «эстетика». «Драйв» учит получать удовольствие от магического сочетания цветов на экране и музыки в ушах.

Кино очень немногословное, но этим оно и очаровывает. Всю необходимую информацию передает картинка, пока персонажи лишь изредка выдают пару нелепых реплик в адрес друг друга. «Драйв» можно превратить в немое кино, при этом не утратив суть истории, а это уже говорит о многом в пользу режиссера, умело орудующего всеми возможными инструментами всемогущего киноязыка.

Благодаря этому режиссеру я открыл для себя новые способы для познания кино, научился понимать скрытые знаки других авторов и, в целом, изменил свой подход к просмотру фильмов, сделав его более неспешным и скрупулезным. «Драйв» — блестящая история о том, как человек обретает свое лицо не с помощью пустых слов, а при помощи конкретных действий, определяющих его личность и делающих из него настоящее человеческое создание, настоящего героя.

Рейд / Serbuan Maut (2011)

Рейд 2 / Serbuan maut 2: Berandal (2014)

Реж. Гарет Эванс

Запоздалая десятка

«Лучший экшен в истории кинематографа» — как вам такое заявление? Признаюсь, я жульничаю, добавляя на одну позицию сразу две картины, но по-другому я просто не могу. Оба фильма с точки зрения сюжета довольно слабо связаны между собой, но каждый из них эмоционально прикован к своему второму кровному брату.

Второго «Рейда» не было бы без первой части, ставшей полигоном боевых действий для масштабного сиквела, но вся особенность дилогии заключается далеко не в одном только производственном факторе. Будучи сценаристом и режиссером обеих картин, Грет Эванс проводит изумительную трансформацию первого фильма во второй, помещая героя по противоположную сторону баррикад и кардинально меняя жанр истории.

Из замкнутого триллера «Рейд» превращается в криминальную драму, где герой все еще оказывается скован в своих действиях и прикован к определенным сюжетным обстоятельствам. По сути, оба фильма можно смотреть по отдельности, прекрасно поняв суть происходящего, но в моей голове они столь гармонично дополняют друг друга, что воспринимать их раздельно я не могу.

Пленницы / Prisoners (2013)

Реж. Дени Вильнев

Запоздалая десятка

Доведенный до идеала психологический триллер со столь заезженной завязкой: «На что готов пойти человек в отчаянии ради того, кого он любит? » Дени Вильнев отвечает на этот вопрос, не стесняясь своей фирменной жестокости и давления на психику каждого из персонажей.

К этому фильму я больше всего пристрастен. В нем заключены блистательные работы трех любимых моих актеров, режиссера и композитора. Как в самых влажных мечтах, мои кумиры собрались вместе и создали то, чего я искренне хотел. Правда, режиссер все-таки решил обломать мне всю сказку своим открытым финалом. Я, конечно же, не обижусь, но все равно запомню это, Дени, не забывай.

«Пленницы» — это грамотный пример жанровой работы, выполненной руками режиссера, обладающего невероятным по своей силе авторским видением. История по атмосфере во многом напоминает мой любимый «Heavy Rain» только без некомпетентной сценарной работы с материалом.

Отель «Гранд-Будапешт» / The Grand Budapest Hotel (2014)

Реж. Уэс Андерсон

Запоздалая десятка

Театры далеки от меня, как я сам от Соединенных Штатов, но от работ Уэса Андерсона я попросту не могу оторваться. «Отель «Гранд-Будапешт»» можно пересматривать хоть целую вечность за доведенный до совершенства гений режиссера. К этой работе он словно бы шел всю свою карьеру, и страшно представить, что еще припрятано в рукаве у маэстро.

Как будущему режиссеру и сценаристу, а, проще говоря, рабу кинематографа, для меня этот фильм важен тем, что он практически идеален в каждом из своих аспектов. Лишь недавно мне не посчастливилось отыскать при просмотре косяк, связанный с монтажом, из-за которого лямка на плече Сирши Ронан постоянно прыгает с места на место, но эта безумно незначительная мелочь, особенно на фоне с остальным совершенным исполином.

Это кино безупречно совмещает в себе драматичные и комедийные элементы, взаимодействующие между собой в рамках безупречно красивого кукольного домика, где каждая игрушка находится на своем месте. Если бы нужно было назвать самые отличительные ленты в истории кинематографа, «Отель «Гранд-Будапешт»» определенно бы первым пришел мне на ум.

Дурак (2014)

Реж. Юрий Быков

Запоздалая десятка

В этом фильме содержится вся душа и суть современной России со всеми ее недостатками. Кто бы что ни говорил, а это очень честное и, разумеется, грубое кино, выполненное в лучших традициях режиссера, где весь посыл строится вокруг нескрываемого символизма. Для меня «Дурак» — самое истинное супергеройское кино из всех возможных.

Заранее обреченная история о бравом герое, пытающемся спасти безысходное общество от его же представителей, трагично дает ответ на слоган фильма: «Сумеет ли он спасти всех?» К сожалению, нет. В отличие от Андрея Звягинцева, местный главный дурак пытается бороться с так называемой «чернухой», а не является ее частью, из-за чего происходящее несет в себе куда более ценное и глубокое послание зрителям.

Юрий Быков отчаянно борется за нашу страну, он сражается за наших людей, вернее за тех, кто этого по-настоящему заслуживает, поэтому этот режиссер всегда найдет теплый прием в моем сердце, как и его «Дурак», пробудивший в свое время у меня веру в наш кинематограф. Жаль, что, подобно своим героям, Юрий из раза в раз проигрывает киногонку, из-за чего еще сильнее загоняется по этому поводу, но люди все помнят, и это самое главное.

Лобстер / The Lobster (2015)

Реж. Йоргос Лантимос

Запоздалая десятка

Хладнокровная и отталкивающая антиутопия про одиночество, созданная циничным творцом. Лучшего определения для фильма и не найти. Йоргос Лантимос берет за основу привычное человеческое общество, но в корне меняет его мышление, обесценивая саму суть в выборе подходящего партнера для любви.

«Лобстер» происходит в абсурдном мире, где человеку на законодательном уровне запрещено быть одиноким, поэтому любовные отношения теперь выстраиваются не по воле сердца, а благодаря суровому рациональному мышлению, лишенному «высоких» и необъяснимых эмоций, ставших пагубными для человечества по версии Йоргоса Лантимоса и героев его фильма.

Мне нравится подход режиссера к созданию историй, в которых он выступает бесчувственным богом, творящим со своими персонажами все, что пожелает, без какого-либо сожаления. Такой «машинный» подход к повествованию отнюдь не лишает «Лобстера» предельно человеческих отношений и не менее человеческих размышлений касательно природы нас самих.

Я, Эрл и умирающая девушка / Me and Earl and the Dying Girl / (2015)

Реж. Альфонсо Гомес-Рехон

Запоздалая десятка

«Не будь мудаком и научись ценить свою жизнь» — таков посыл фильма. Простой, очевидный, но какой же правдивый и жизненный стержень. Это лучшая подростковая лента за все время, содержащая в себе все возможные элементы жизни: «выживание» в скучной школе, страсть к творчеству, приятельские отношения, а также самый «любимый» тип романтических отношений под названием «вроде любовь, а вроде бы и нет».

При наличии в истории смертельно больной красивой девушки фильм совершенно не пытается спекулировать на эту тему, вместо этого каждый раз всячески подкалывая зрителя за его ожидания. Единственный более-менее отрицательный персонаж в этом фильме - это сам главный герой, погрязший в пагубном цинизме. Даже местные родители не выставляются типичными «вредными предками», и за это отдельный плюсик в карму режиссера.

Полагаю, большая часть моей любви к этому кино заключается в том, что я буквально «сросся» с главным героем во время просмотра. Каждый его комментарий был мне знаком по собственному опыту жизни социального изгоя. Хотел бы я отправить это кино самому себе в прошлое. Глядишь, я бы поумнел и не натворил бы так много глупостей, хотя, может, в то время я бы его и не понял. Ведь совершать ошибки - это нормально. Обидно, конечно, но вполне естественно и не противозаконно.

Место встречи / The Place (2017)

Реж. Паоло Дженовезе

Запоздалая десятка

Столик в уютном кафе, один слушатель, несколько посетителей и бесконечные разговоры один на один. Больше в этом фильме ничего не происходит: ни взрывов, ни погонь, ни драк, ни истерик. Два часа беспрерывных диалогов за одним столом между незнакомыми людьми, которые самым таинственным способом начинают влиять на жизни друг друга.

В центре истории находится некий дьявол, предлагающий каждому пришедшему исполнить его желание в обмен на услугу. И вся прелесть заключается в том, что фильм так до конца и не раскрывает того, а был ли этот милый дядечка мистическим созданием на самом деле или же попросту хорошим манипулятором?

Есть условие: любое желание в обмен на одно конкретное задание, больше «дьявол» ничего не делает, а все возможные злодеяния совершают уже сами люди по собственному желанию. «Место встречи» виртуозно вскрывает все пороки человечества, даже те о существовании которых мы могли и не подозревать, а режиссер, зараза, все-таки сумел докопаться до сути.

И что с того?

Да, ничего.

Запоздалая десятка

Я смотрю фильмы уже на протяжении долгих лет в надежде, что однажды сумею пробиться и снять свое собственное кино, дабы отдать должное искусству, что так сильно радует и вдохновляет меня на протяжении всей жизни.

Выбрать объективно худший или лучший фильм - невозможно. На каждый посредственный, по вашему мнению, фильм всегда найдется толпа любителей подобного, а это означает, что плохого кино не существует. Бывают, конечно, объективно халтурные работы с очевидными проблемами, но даже тогда найдутся люди, готовые закрыть на это глаза, потому как удовольствие - вещь неизмеримая.

Любое кино можно любить и ненавидеть, но это лишь сделает его "плохим" или "хорошим" в ваших глаза. Год назад я решил завести группу вместе со своим другом, которая для меня стала онлайн-дневником, куда я до конца своей жизни буду записывать различные мысли по поводу кино, музыки, игр и других ценных вещей, что сопровождают меня на жизненном пути.

Я живу, чтобы заниматься своим любимым делом, а также писать о нем, поэтому надеюсь, что в этом году вы будете получать эмоции от всего, что делаете, ведь это, на мой взгляд, самое важное не только в искусстве, но и в жизни.

​Спасибо DTF за прекрасно проведенное время
​Спасибо DTF за прекрасно проведенное время
145145
63 комментария

Комментарий недоступен

8
Ответить

Стрингер так-то лучшая роль его на сегодня

30
Ответить

 В новогоднюю ночь ко мне явился дух Андрея Тарковского

Кто-то на ночь читал Ч. Диккенса?

2
Ответить

Комментарий недоступен

30
Ответить

Какой Новый новый год без старины Диккенса?

3
Ответить

Пожалуй Драйв один из лучших фильмов десятилетия, от каждого кадра можно ловить оргазм. Жалко водить не умею. 

10
Ответить

Зубочистка нужна?

5
Ответить