Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

Принцесса, пришедшая в холод: рецензия на фильм «Спенсер» Пабло Ларраина Статьи редакции

Не столько жизнеописание принцессы Дианы, сколько фантазия о нём — восхитительно снятая, но чересчур прямолинейная.

«Почему здесь никогда не делают теплее?» — вслух спрашивает себя принцесса Диана, приехав в рождественскую резиденцию британской королевской семьи, но уже знает ответ — таков обычай. К её неудовольствию, не единственный. Диане во дворце первым делом измерили вес — потому что каждый за праздники должен набрать не меньше трёх фунтов. Диане нужно постоянно менять костюмы и платья — в том строгом порядке, который ей предписали. Диане необходимо ждать за столом, когда начнёт есть королева, — и ужинать не нормальной едой, а изысканной зелёной жижей.

Чтобы принцесса делала всё правильно, за ней приглядывает (если не сказать следит) новый мажордом, который прежде был военным, а ещё её муж, принц Чарльз. Но Диане неинтересно делать правильно и совсем не хочется видеть супруга, который ей изменяет. Одним словом, Диана находится на грани нервного срыва. Вдобавок у принцессы, видимо, нелады с головой: почитав биографическую книгу, она начинает видеть во сне и наяву Анну Болейн.

Если бывают фильмы-открытки, фильмы — любовные письма, то «Спенсер» сперва кажется посылкой со спорами сибирской язвы. Не то чтобы в кино раньше не критиковали англичан и правящую ими династию, но чилийский режиссёр Пабло Ларраин («Джеки», «Эма: Танец страсти») показывает вместо дворца королевской семьи почти что обитель зла. Принцесса Диана в его версии живёт в атмосфере, которая постоянно, ежеминутно на неё давит: пороки проявляются и в мелких ритуалах, и в отношениях между членами семейства, призванного быть образцовым.

Найти же хоть какой-то изъян в том, как сделана «Спенсер», не представляется возможным — это фильм удивительной, нечеловеческой красоты. Мало кто сейчас сравнится с Ларраином в умении нарисовать эпизод, но здесь он вместе с оператором Клэр Матон («Портрет девушки в огне») занимается живописью почти буквально. Диана тайком ест в кладовой. Диана, измождённая рождественским ужином, пытается прийти в себя в уборной. Диана проникает в заброшенный дом своих родителей. Каждая из этих сцен — по композиции, ритму, цветовым решениям — выглядит совершенно изумительно.

Как, впрочем, изумительны и наряды, и интерьеры, и джазовый, будто рассыпающийся на части саундтрек Джонни Гринвуда, который создаёт иллюзию, что на части вместе с музыкой и принцессой рассыпаешься ты сам. Да чего уж там, всё в этом фильме, что касается формы, исполнено прекрасно.

Главная красота «Спенсер» в любом случае — Кристен Стюарт. Актриса решает сложнейшую техническую задачу: известная по образам сдержанных, как бы отрешённых девушек, она играет здесь максимально напоказ, на грани хорошего вкуса. Принцесса Диана в её исполнении — сплошная женственность, уязвимость; она то плачет, то пытается убежать, она всё время напряжена, её часто тошнит. Такой образ запросто мог бы показаться театральным, но Кристен Стюарт превосходно справляется с ним, в ней видна только органика.

Но чем изящнее выглядит актриса и мизансцены, в которых она оказывается, тем заметнее, что за всей этой нарядностью скрывается не так много сокровищ. В «Джеки» — ещё одном фильме Ларраина об отношениях женщины с властью — таким сокровищем была, собственно, реальная история Жаклин Кеннеди, создавшей миф о своём убитом муже, который навсегда остался в истории. В «Спенсер» подобной истории нет — вместо этого, как честно признаётся режиссёр в эпиграфе, в ней рассказывается сказка, основанная на трагической жизни принцессы.

Идея понятна: Диана не выстраивает миф, а пытается из него вырваться, вновь стать, говоря грубо, Дианой Спенсер, а не Виндзор. Но во-первых, не очень ясно, кого эта мысль способна потрясти, а во-вторых, сценарист Стивен Найт («Лок», «Острые козырьки») дополняет её невыносимо искусственными приёмами. Тем же сравнением Дианы с Анной Болейн или сквозной линией с пугалом из угодья родителей Дианы, которое она в детстве наряжала, а спустя годы вновь увидела и захватила с собой во дворец.

Другие линии проваливаются в никуда (отношения Дианы с её личной слугой, которая в итоге признаётся принцессе в любви), либо оборачиваются банальностями. Какие-то идеи, и без того очевидные, героям вдобавок приходится проговаривать прямым текстом: «мне нравятся простые, обычные вещи вроде фастфуда», «мы для них — лишь лица на валюте», «у тебя должно быть две версии себя: настоящая и для фотографов»; мудрости, достойные мемов по тем самым «Острым козырькам».

Не сказать, что эти наброски мыслей ничего не стоят — они просто не соответствуют роскошным рамам, в которые их облачили. И крайне обидно, конечно, что обе работы Пабло Ларраина в этом году — первой был мини-сериал «История Лизи» по книге Стивена Кинга — удались не на сто процентов из-за слабой драматургии. Но так или иначе «Спенсер» заслуживает от нас хотя бы частицу той любви, которую вложил в свой фильм режиссёр. То, что так прекрасно, и без высокого смысла не безнадёжно.

Добро пожаловать в джунгли реальности: рецензия на «Память» Апичатпонга Вирасетакуна Статьи редакции

Новый фильм режиссёра «Дядюшки Бунми, который помнил свои прошлые жизни» — такой же завораживающий и живописный, как и предыдущие, и точно так же способный и заинтриговать, и взбесить.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Егор Аргунов

Кристен Стюарт в фильме восхитительно красива, обворожительна и просто прекрасна. Лучшая ее роль в карьере, лучшая женская роль в этом году вообще (из увиденных мной). Надеюсь, возьмёт «Оскар».

Ответить
Развернуть ветку
vfhufhby

Да Стюарт вообще красивая девушка, да и играет хорошо, как правило

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bo

Думаю, лет 10 назад от таких слов жирнота бы залила глаза хейтеров Сумерек (з.ы.: благо, коронная фишка ушла в прошлое - таки рот научилась закрывать)

Ответить
Развернуть ветку
vfhufhby

В Сумерках у неё была роль отстранённой бабы - она с ней справилась

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bo
Ответить
Развернуть ветку
Егор Аргунов

И фотки со съёмок.

Ответить
Развернуть ветку
TheTheASHER

чот она на себя не похожа, вангую многа грима

Ответить
Развернуть ветку
Егор Вдовиченко

Подруга затащила смотреть, и вопреки ожиданиям фильм мне прям понравился. Смотреть на игру Стюарт одно удовольствие, а вайб фильма чем-то напомнил Сияние Кубрика. Годнота на разок

Ответить
Развернуть ветку
Shadowlordm

Теперь ты подругу должен затошить в другое место

Ответить
Развернуть ветку
Егор Вдовиченко

Взял нам билеты на премьеру Человека паука: нет пути домой ха

Ответить
Развернуть ветку
Shadowlordm

Про другое место говорил.

Ответить
Развернуть ветку
BBHunter

Те места уже исследованы

Ответить
Развернуть ветку
vfhufhby

Может он не фанат Матрицы ?

Ответить
Развернуть ветку
Winterfire Sunday

Все таки Стюарт гораздо лучше выглядит в этом образе, чем остальные попытки других актрис.

Ответить
Развернуть ветку
Jack K.

Я бы не сказал, что лучше

Ответить
Развернуть ветку
John G

Фильм еще не смотрел, но судя по хвалебным отзывам, надеюсь, вслед за Паттинсоном, карьера Стюарт после этого фильма пойдет в гору.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Строго говоря, карьера у Стюарт давно на горе — она отлично сыграла у Оливье Ассайяса («Персональный покупатель» и «Зильс-Мария»), Келли Райхардт («Несколько женщин»), Грега Моттолы («Парк культуры и отдыха»), Вуди Аллена («Светская жизнь»). Клёвая она, в общем.

Ответить
Развернуть ветку
John G

Спасибо! Не особо следил последние лет 5-6, оказывается много где снялась.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Клаутов

Ну карьера актёра не определяется только тем сыграл ли он у известных режиссёров тем более список странный тот же Парк вышел в 2008 году и сложно сказать что Стюарт все эти годы на горе была. После Сумерек ее карьеру точно успешной назвать нельзя особенно сравнивая с Патиссоном который в последние пару лет ситуацию изменил
Плюс да возможно для самих актеров классно поработать с культовыми режиссёрами, но даже у великих бывают средние или плохие фильмы

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Не определяется, да, но в тех же фильмах Ассайяса и Райхардт, которые вышли относительно недавно, Стюарт блистательно сыграла, и сами фильмы замечательные, одни из лучших в годы своего выхода.

Паттинсон, безусловно, в фильмах позаметнее (и почаще) снимается. Но это у него как раз в последнее время ситуация, когда сам он часто интереснее выглядит, чем кино, в котором он играет.

Ответить
Развернуть ветку
Shadowlordm

Они встретиться в Бэтмане 3

Ответить
Развернуть ветку
Александр Демьяненко

Она вроде давно пошла в гору.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Клаутов

Зависит от того что горой считать

Ответить
Развернуть ветку
Непонятный мангал

Та давно с ней там ок фильмы выходят

Ответить
Развернуть ветку
MR.BRUH
Ответить
Развернуть ветку
Genesi5

По-королевски

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Михайловский

Стюарт - Безруков американского кинематографа. Во всех фильмах она одинакова. От ее драматично приоткрытого рта (вспоминаются уроки актерского мастерства от Джоуи Триббиани ) в каждой сцене начинает дергаться глаз.
Фильм- сильно на любителя ностальгирующего на ванильный авангард 70х-80х.

Ответить
Развернуть ветку
Korol Putzka

Мне фильм понравился. Хоть и смотрел с телефона. Не понял художественный приём - почему картинка с такой низкой контрастностью, из-за этого все цвета выглядят странно.
Стюарт умница, по-моему ее лучшая роль.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Longman

Наверно это стилизация под ТВ картинку тех времён

Ответить
Развернуть ветку
Goodbye Moonmen

Я надеюсь, что тот, кто кастанул Хрыстю на эту роль сейчас сидит перед зеркалом и приговаривает "Господи, как же я хорош! Как же хорош!" целыми сутками.

Ответить
Развернуть ветку
Shadowlordm

Надо будет потом посмотреть

Ответить
Развернуть ветку
Непонятный мангал

Глянул этоо фильм в субботу в кино

Формат фильма в квадрате конечно забавен

Нормальный фильм, о тяжбах таких не сразу ясно понятных

Истинна простая хочешь быть любимой -люби сама в первую очередь

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 32 комментария
null