Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

Николас Кейдж уходит в бесконечный запой, попутно играя свою самую лучшую роль в карьере .

Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

Бен Сандерсон – алкоголик. Он – в прошлом успешный голливудский сценарист, от которого ушла жена, все друзья давно отвернулись, а из кинокомпании его уволили, выписав крупный чек. Он складывает свои старые вещи в чёрные мусорные мешки, сжигает фотографии и оставляет своё счастливое прошлое на обочине дороги. Впереди – Лас-Вегас и желание просто там «напиться до смерти». В городе Бен знакомится с проституткой Сэрой и с ней у него завязываются очень странные отношения.

Фильм основан на одноимённой книге Джона О’Брайэна, который сам был алкоголиком, и который застрелился у себя в доме на Беверли-Хиллс 10 апреля 1994-го – спустя всего две недели, после того, как начались съёмки. Его роман, напечатанный в 1990-м – полу-автобиографическая исповедь человека, излившего на бумагу всю свою душевную боль.

Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

Британский режиссёр Майк Фиггис до «Покидая Лас-Вегас» (1995) занимался недорогими триллерами и неонуарами. Но тут – внезапно, безоговорочный успех, хит проката, престижные награды.

Сюжет о психически нездоровом герое был для режиссёра не в новинку – за два года до этого он поставил драму «Мистер Джонс» с Ричардом Гиром, где персонаж Гира страдал маниакально-депрессивным расстройством. Теперь же, в центре внимания – теряющий контроль алкоголик, решивший свести счёты с жизнью.

Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

Фильм, из-за скромного бюджета в 4 миллиона долларов, целиком был снят на дешёвую 16-миллиметровую плёнку (на неё обычно записывали домашнее видео и фильмы для взрослых). Такое решение привело к особенному здешнему видеоряду – тёплому, интимному, ностальгическому.

Маленькая 16-мм камера позволила группе работать на улицах без соответствующих разрешений, а актёры в эмоциональных эпизодах могли играть более раскованно и свободно, не обращая внимания на громоздкую аппаратуру прямо перед своим лицом. Некоторые сцены снимались сразу за один дубль – наверное, именно поэтому всё тут выглядит настолько естественным и живым.

Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

Про Бена Сандерсона зрителю расскажут немного – ну была у него семья, были коллеги, была работа. Теперь ничего не осталось – он уходит в беспробудный запой и уезжает в город посреди пустыни, чтобы окончательно спиться там всего за четыре недели.

– Вам не стоит столько пить.

– Может, мне не стоит столько жить?

По приезду в Вегас, Бен встречает Сэру – она работает по ночам, переходя из одного казино в другое, надеясь подцепить там клиентов. Её сутенёр Юрий часто занимается рукоприкладством, требует зарабатывать больше денег, а ещё он чем-то насолил мафии и поэтому прячется от них в отеле.

Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

Столкнувшись на ярко-освещённом шоссе посреди Вегаса, Бен и Сэра перекинулись взглядами и парой словечек, а потом он её «снял». Но вместо того, чтобы заниматься любовью, он предложил ей выпить и просто о чём-нибудь поговорить. И она согласилась, потому что с кем ещё говорить по ночам, как не с отчаявшимся человеком, отдающим 500 долларов за то, чтобы с ним могли наедине тихонько посидеть.

Бен ставит ей одно условие – Сэра не должна, ни в коем случае, просить его бросить пить, потому что он уже всё окончательно насчёт себя решил. И она принимает его выбор, ведь она знает каково ему, ведь она почти такая же, как и он.

Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

До этого фильма Николас Кейдж, в основном, играл в комедийных проектах («Воспитание Аризоны», «Придорожное заведение») и роль в «Покидая Лас-Вегас», за которую он получил свой единственный Оскар, стала одной из самых драматичных во всей его карьере. Здесь Кейдж, без остановки выпивающий целые бутылки водки, медленно спускающийся в алкогольно-неоновый ад – на пике своей актёрской силы.

Бен и Сэра настойчиво ищут встречи друг с другом на улицах бурлящего Вегаса, потому что все вокруг них – чужие, но они – будто два странника, потерянные в этой огромной-огромной стране. Светящиеся вывески города, переливающиеся всеми красками, холодны и бесчувственны к тем, кто оказался не нужен, кто остался на обочине, у кого не получилось взять и влиться в типичный ритм жизни.

Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

Печально-джазовый, почти нуаровый саундтрек, наигрывает на фоне, как величественный гимн, посвящённый всем неприкаянным душам, которым давно уже нет никакого дела до глянцево-фальшивой американской мечты.

Как и многие картины 90-х, «Покидая Лас-Вегас» – про внутреннюю тьму, не дающую покоя, про саморазрушение, не знающее жалости, про тотальную меланхолию, охватывающую с ног до головы.

Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

В исполненной Стингом заглавной композиции, с которой начинается фильм, буквально задаётся следующий вопрос: было ли у вас когда-нибудь чувство, что вы близки к тому, чтобы потерять рассудок? Бен Сандерсон, наверняка, ответил бы на это утвердительно.

Несмотря на мрачные темы, лента Фиггиса хоть и наполнена невыносимой печалью, всё же не оставляет после себя в унынии, ведь это кино не о пьянстве и не о стремлении умереть – оно о двух абсолютно одиноких людях, встретившихся однажды в ночном городе и решивших побыть какой-то отрезок, отведённого им в этом мире времени, вместе.

Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

Поэтому, когда больше не на кого положиться, а жизнь, и правда, оставила тебя позади, спивающийся неудачник и обычная проститутка могут стать даже не любовниками, нет – а просто спутниками на этом, быстро крутящемся по своим делам, земном шаре, которому ты уже давно перестал принадлежать.

И если кто-то ещё сомневается, что Николас Кейдж обладает актёрским талантом – «Покидая Лас-Вегас» легко разубедит даже самых отъявленных скептиков. На него здесь просто невыносимо смотреть – трясущиеся руки, внезапные приступы агрессии, мешки под глазами, потерянный взгляд.

Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

В прошлом году фильму стукнуло 25 лет, а он по-прежнему остаётся в стороне от типичных мелодрам про несчастную любовь, в стороне от моралистских историй про вред алкоголя, в стороне от социальных драм про изнанку Америки. «Покидая Лас-Вегас» – это окрашенные закатом красные облака, это последний выпитый в закрывающемся баре коктейль, это похмелье, тянущееся сквозь годы.

И если существует самый тоскливый фильм на свете, то это именно он – но эта тоска, как тоска по чему-то несбывшемуся, как тоска по потерянной жизни, как тоска о душе, не способной больше выносить жестокий прищур окружающей реальности.

Один фильм в пятницу вечером: «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса

И, благодаря картине Майка Фиггиса, с нами ещё есть тот далёкий Лас-Вегас, где Николас Кейдж – в самом расцвете сил, Элизабет Шу – ослепительна, царит середина 90-х, а грязные мотели и затерянный посреди пустоты город связывают искалеченные судьбы, и каждый покинет это место по-своему, оставив после себя только истёртые временем, полузабытые воспоминания.

102102 показа
3.5K3.5K открытий
21 комментарий

Он совсем не забавный. Там человек, который потерял вообще смысл, решил как в калине красной Егор....праздник найти. К сожалению его нет, праздника этого и все гулянки только нашли , шлюшку, те самые дамы с персиками, с которой он решил уйти из этого мира. Тяжёлый фильм.

Ответить

Как же этот фильм сильно тебя погружает в свою атмосферу .... наводит депрессии и безысходности.... Кейдж красавчик, заслужено получил оскара

Ответить

Прекрасный фильм

Ответить

Если хочется на волне продолжить тёмный деструктивный трип Кейджа по ночному городу обязательно смотрите "Воскрешая мертвецов". Реконструкция персонажа фильма из "Покидая.." прослеживается

Ответить

Воскрешая мертвецов вообще по мне лучшее у Скорсезе после славных парней в 90х-нулевых

Ответить

Один из любимых фильмов. Спасибо за рецензию.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить