Я календарь переверну: как создавался культовый «День сурка»

Фильм, который превратил локальный американский праздник во всемирно известный мем и сделал Билла Мюррея суперзвездой.

Я календарь переверну: как создавался культовый «День сурка»

В современном лексиконе словосочетание «День сурка» стало синонимом состояния застоя, монотонной жизни, в которой каждый следующий день похож на предыдущий, и вырваться из этого бесконечного цикла нереально.

Однако так было далеко не всегда — всего 30 лет назад День сурка был милой и малоизвестной традицией, принятой в одном из провинциальных американских городков, в которых кроме дальнобойщиков, братьев Винчестеров, да Тени из «Американских богов» и гостей-то особо не бывает.

Однако после того, как в феврале 1993 года в прокат вышел фильм Гарольда Рамиса «День сурка» с Биллом Мюрреем, праздник стал всемирно известен, и теперь каждое 2 февраля пенсильванский городок Панксатони привлекает десятки тысяч туристов, собравшихся посмотреть, как поведёт себя сурок по имени Панксатонский Фил.

Билл Мюррей играет Фила Коннорса, телевизионного метеоролога, который приезжает в Панксатони, чтобы снять репортаж об очередном Дне сурка. Фил — не очень приятный человек, он не очень рад поездке в глушь, не пытается это скрывать и мечтает как можно быстрее вернуться в Питтсбург. Однако после того, как немыслимым образом Фил застревает во временной петле и вынужден раз за разом переживать события 2 февраля, он постепенно начинает переосмысливать свою жизнь, меняться к лучшему и даже пытается помочь другим людям.

Фильм превратил Билла Мюррея в суперзвезду и обрёл культовый статус, а ведь всего этого могло и не быть. Режиссёр Гарольд Рамис крайне неохотно хотел браться за «излишне авторский» сценарий Дэнни Рубина, на главную роль «сватали» Тома Хэнкса и Чеви Чейза, а переживавший сложный развод Билл Мюррей превращал жизнь окружающих в настоящий ад.

Мохнатый метеоролог

Я календарь переверну: как создавался культовый «День сурка»

Традиции судить о сроках наступления весны по поведению конкретных животных уходят корнями ещё в Европу, где в качестве предсказателей использовали ежей, барсуков и даже медведей. После того как немецкие переселенцы в XVIII веке перевезли свои обычаи в Пенсильванию, где не водилось ни ежей, ни барсуков, роль почётного метеоролога досталась более распространённому аборигену — сурку.

На новом месте традиция прижилась, а в городке Панксатони начиная с 1886 года День сурка и вовсе стал официальным праздником. Его суть заключается в том, что каждый год 2 февраля ответственные лица, горожане и все заинтересованные туристы направляются на Индюшачью горку за пределами города, где и живет сурок Фил. Если зверёк отказывается просыпаться самостоятельно, его будят и заставляют выбраться из норы. Считается, что если день выдался пасмурным, то сурок спокойно пойдёт по своим делам, и зима скоро закончится. Однако если на небе покажется солнце, Фил испугается своей тени и юркнет обратно в норку, а Пенсильванию ждёт ещё шесть недель зимы.

Справедливости ради, Панксатони Фил — далеко не единственный предсказатель погоды. Сегодня в США и Канаде живут ещё шесть мохнатых метеорологов: Виартонский Вилли, Статен-айлендский Чак, Шубенакадский Сэм, Бальзакский Билли, Сурок Джимми из Кентукки и Генерал Борегард Ли из Вирджинии.

В петле времени

В 1988 году молодой чикагский сценарист Дэнни Рубин, только-только перебравшийся из города ветров в город ангелов, раздумывал над идеями для нового сценария. Перебирая старые наработки, Дэнни вспомнил задумку о человеке, застрявшем во временной петле. Рубин подумал, что будет интересно, если главный герой будет вынужден снова и снова переживать один и тот же день своей жизни, причём события должны развиваться вдали от его привычной среды обитания, родных и друзей.

Я календарь переверну: как создавался культовый «День сурка»

Раздумывая о том, в каком именно дне должен застрять персонаж, Рубин листал календарь и наткнулся на упоминание Дня сурка. Тогда-то сценарист и решил, что главный герой должен стать метеорологом из Питтсбурга, приехавшим в глубинку делать репортаж о местной традиции.

Согласно задумке Рубина, застряв в одном и том же дне, Фил должен был пройти через несколько этапов: недоумение, развлечение, депрессия, «стадия бога» и «стадия добра». При этом первоначальная версия сценария существенно отличалась от финальной. Повествование начиналось in medias res — в разгар событий.

В начале фильма Фил уже был в плену временной петли, и первые минуты фильма зритель бы вообще не понимал, почему главный герой так прекрасно осведомлён о том, что сейчас произойдёт. В какой-то момент Фил говорил, что прожил таким образом уже 10 тысяч дней, а в финале выяснялось, что и Рита, любовный интерес Фила, также обречена раз за разом переживать один и тот же день своей жизни.

Закончив сценарий, Рубин показал его своему агенту, и тот честно сказал, что хотя ничего лучше в своей жизни он не читал, пристроить сценарий на студию будет практически невозможно. И действительно, первое время Рубин получал отказ за отказом, однако затем сценарий попал в руки продюсера Тревора Альберта. С трудом оторвавшись от чтения, Альберт решил, что это как раз тот проект, который так нужен его давнему знакомому, режиссёру Гарольду Рамису.

После «Зверинца», «Фрикадалек», «Мальчика для гольфа», «Добровольцев поневоле», «Каникул» и «Охотников за привидениями» за Рамисом закрепилась слава создателя лёгких комедий, и режиссёр отчаянно искал нечто более серьёзное, «экстремальное, ломающее барьеры и ни на что не похожее».

Однако поначалу замысел и сюжет «Дня сурка» не произвёли на Рамиса должного впечатления. Альберту пришлось буквально уговаривать приятеля взяться за проект, и наконец, Рамис согласился, но только при условии, что сценарий будет существенно доработан и переделан.

Адаптируя сюжет

Я календарь переверну: как создавался культовый «День сурка»

Первым делом Рамис выбросил в корзину оригинальный финал и дописал сцены, рассказывающие о жизни Фила до его попадания в День сурка. Студийные боссы настойчиво советовали добавить в сценарий причину, по которой Фил застрял во втором февраля, например, обьяснить его злоключения проклятием бывшей любовницы, но этому воспротивились и Рамис, и Рубин.

Затем наступил черёд подбора актеров. И хотя сегодня невозможно представить в этой роли кого-то кроме Билла Мюррея, Рамис поначалу рассматривал в роли Фила Коннорса Стива Мартина и Чеви Чейза, а затем предложил её Тому Хэнксу. Однако Хэнкс был уже занят на съёмках «Неспящих в Сиэтле». Позже он признавался, что даже рад, что не снялся в «Дне сурка», так как Мюррей подходил для этой работы гораздо лучше. И только в последнюю очередь Рамис обратился к своему давнему другу Биллу Мюррею, чем совсем не обрадовал сценариста Дэнни Рубина.

Когда я услышал, что Гарольд взял на главную роль Билла, я подумал: «Да они вообще не воспринимают мой фильм всерьёз». Гарольд и Билл прославились легкомысленными комедиями для малолетних поедателей поп-корна, моя же история была рассчитана на более серьёзного зрителя. Все были настроены очень оптимистично. Кроме меня. Я был очень скептичен.

Дэнни Рубин, сценарист

Дружба длиной в два десятилетия

Я календарь переверну: как создавался культовый «День сурка»

Рамис и Мюррей были не просто коллегами, они дружили более двадцати лет, и Мюррей даже стал крёстным отцом детей Рамиса. Они познакомились ещё в 1972 году на сцене импровизационного театра The Second City в Чикаго и с тех пор регулярно сотрудничали: работали в редакции популярного юмористического журнала National Lampoon, записывали радиопередачи, придумывали скетчи, снимали юмористические телешоу.

В 1979 году друзья добрались до кинематографа, и в течение десяти следующих лет создали вместе пять комедийных картин: «Фрикадельки», «Гольф-клуб», «Добровольцы поневоле» и две части «Охотников за привидениями». Причём Мюррей всегда был для Рамиса больше чем просто актёром: Билл постоянно участвовал в доработках сценария, предлагал собственное видение тех или иных сцен, импровизировал в кадре.

Однако когда друзья приступили к работе над «Днём сурка», их взгляды на фильм разошлись. Рамис хотел снять классическую комедию, а Мюррея тянуло к чему-то более философскому. Рамис жил в Лос-Анджелесе, Мюррей в Нью-Йорке, и Билл регулярно доставал друга телефонными звонками в два часа ночи. В конце концов, терпение Рамиса лопнуло, и он отправил в Нью-Йорк Рубина, чтобы он отшлифовал сценарий с Мюрреем без его участия. Тогда обиделся уже актёр: всякий раз, как Рамис звонил Рубину узнать, как обстоят дела, Мюррей знаками давал понять, что его рядом нет.

Тяжёлые съёмки

Я календарь переверну: как создавался культовый «День сурка»

Хотя действие фильма разворачивалось в Панксатони, съемочная группа «забраковала» сам город и предпочла снимать картину в Вудстоке, штат Иллинойс, потому что городской центр Вудстока лучше смотрелся в кадре. Съёмки начались в самый разгар зимы, и актерам и членам съёмочной группы приходилось спасаться шнапсом, который они добавляли в горячий шоколад.

Мюррей находился в разгаре крайне сложного бракоразводного процесса, и развод крайне плохо сказывался на нём. Билл регулярно опаздывал на съёмки, исчезал на несколько дней, отказывался общаться с другими актёрами, спорил с режиссёром, а когда Рамис пытался дать ему какие-то указания, Билл отмахивался от него и говорил: «Просто скажи, хороший Фил или плохой».

Билл явно был очень негативно настроен по отношению к съёмкам, так что общаться с ним было очень тяжело. Он не отвечал на телефонные звонки. Не перезванивал. Помощники продюсера не могли его найти. В конце концов, кто-то не выдержал и сказал: «Билл, знаешь, всем было бы проще, если бы ты нанял себе личного помощника. Тогда бы тебе не пришлось возиться со всей этой ерундой». Он сказал: «Хорошо».

И он нанял себе глухонемного помощника, который общался только с помощью языка жестов, которого не знали ни Билл, ни вся остальная съёмочная группа. На что Билл ответил: «Не волнуйтесь, я выучу язык жестов». Это было настолько неудобно, что его хватило на две недели. Вот это явное нежелание общаться. Давайте не будем говорить об этом.

Гарольд Рамис, режиссёр

Разлад между актёром и режиссёром привёл к тому, что когда настала пора снимать заключительную сцену фильма, в которой Фил и Рита просыпаются в одной постели, Рамис был вынужден устроить настоящее голосование среди всей съёмочной группы. Причём режиссёра интересовал даже не вопрос, был ли между героями секс или ещё нет, его волновало, проснутся они раздетыми или в одежде. В конце всё свелось к голосу помощника парикмахера, которая сказала, что если герои проснутся голыми, то это попросту разрушит весь фильм.

Конец дружбы

Мюррей и Рамис дружили двадцать лет, но «День сурка» их дружба не пережила. Как только съёмки подошли к концу, Билл Мюррей оборвал все контакты с режиссёром, и следующие двадцать лет они почти не общались.

Скрытный и необщительный Мюррей так никогда и не раскрыл причины разлада с режиссёром, а вот Рамис в интервью не раз подчёркивал, как он опечален произошедшим и как ему снится, что их дружба снова возобновилась, и они вместе снимают новый фильм.

Лишь незадолго до смерти Рамиса, когда режиссёр уже был неизлечимо болен, старший брат актёра, Брайн Дойл-Мюррей, сыгравший в «Дне сурка» роль мэра Панксатони, уговорил брата навестить умирающего друга. Кто знает, о чём они говорили, но после смерти Рамиса Мюррей написал небольшой некролог и очень трогательно вспомнил о друге на церемонии вручения «Оскара».

Мы с Гарольдом Рамисом вместе создали шоу National Lampoon на Бродвее, сняли «Фрикадельки», «Гольф-клуб», «Добровольцев поневоле», «Охотников за привидениями» и «День сурка». Он заслужил своё место на этой планете. Да хранит его бог.

Билл Мюррей, Фил Коннорс

Никто так и не понял, что побудило Мюррея оборвать все контакты с Рамисом, тем более, что ему было грех жаловаться. Прежде он считался одноплановым актёром одной роли, «День сурка» же показал всю многогранность его таланта. Возможно, именно в этом и заключалась проблема: совместные друзья Мюррея и Рамиса предполагают, что Билл просто устал от спекуляций, что всей своей карьерой он полностью обязан Гарольду.

Кроме того, именно на съёмках «Дня сурка» Билл встретил свою будущую жену. Дженнифер Батлер работала на съёмочной площадке костюмером. Их отношения продержатся около пятнадцати лет.

Место в истории

Поначалу «День сурка» выступил весьма скромно, собрав в американском прокате всего 70 миллионов долларов. Но вскоре фильм обрёл культовый статус, а Дэнни Рубин стал получать письма от представителей самых разных религиозных конфессий, писавших, что «День сурка» полностью выразил их философские верования.

После выхода «Дня сурка» колумнист газеты «Вашингтон пост» Дессон Хоу написал, что хотя «День сурка» довольно неплох, вряд ли Библиотека Конгресса когда-нибудь признает его кинематографическим сокровищем. Тринадцать лет спустя Библиотека Конгресса именно это и сделала.

Энди Макдауэлл считает, что фильм подкупает зрителей идеей, что даже в самой безвыходной и сложной ситуации человек может учиться, работать над собой и становиться лучше.

Критики сходятся во мнении, что причина успеха фильма кроется в удивительном сочетании умного и действительно смешного сюжета с выдающейся актёрской игрой и ненапрягающей, но очень правильной моралью: счастье и любовь порой можно обрести, только перестав искать его специально и посвятив себя самосовершенствованию и помощи близким.

«День сурка» — наглядный пример того, как из крайне сложного и проблемного производства рождаются настоящие шедевры. Особенно если на съёмочной площадке встречаются умный сценарий, понимающий сюжет режиссёр и талантливый, пусть и неприятный в общении актёр. Вы же уже знаете, что будете смотреть сегодня вечером, верно?

1515 показов
18K18K открытий
33 репоста
58 комментариев
Ответить

Традиция. Да Олег? ))

Ответить

только-только перебравшийся из города ветров в город ангеловОн из Сургута, да?

Ответить

А город ангелов - Архангельск 

Ответить

Хотел тоже данным видео поделиться, годнота, круто всякие мелочи подмечены.

Ответить