Как "Бэтмен против Супермена" похоронил киновселенную DC

На экранах гремит "Супермен" Джеймса Ганна, дав старт второй попытке DC построить киновселенную. Первая провалилась, и огромную роль в этом сыграл Зак Снайдер. Но как ему удалось похоронить многомиллиардную медиафраншизу?

Как "Бэтмен против Супермена" похоронил киновселенную DC

Первый ответ, который вам наверняка приходит в голову – это «никак», потому что после выхода «БпС’а» киновселенная DC прожила ещё семь лет, какое-то время приносила прибыль, и спустя годы Зак остался одним из немногих, чья репутация благодаря участию в ней только выросла. Чем сильнее падали акции «Уорнеров», тем сильнее росли акции Снайдера, и пока каждая следующая часть франшизы разочаровывала фанатов всё больше, вокруг его фильмов успел вырасти крепкий религиозный культ, словно они сами по себе были недостаточно религиозны.

Фанаты Зака в большинстве своём не фанаты DC. Они даже придумали термин «Снайдерверс», как способ одним словом сказать: «ваши фильмы отстой и недостойны стоять в одном ряду с нашими». Проблема в том, что «Снайдерверс» был ядром Расширенной вселенной, и именно ошибки, допущенные Заком во многом определили её судьбу. Этот снежный ком неверных решений усилиями руководства DC стремительно рос, пока не похоронил первую попытку DC построить свою киновселенную. О причинах, приведших к провалу, мы поговорим сейчас.

Упущенное время

Зрительский интерес к кинокомиксам проснулся ещё в сороковые, и вплоть до конца двадцатого века законодателями мод на этом рынке оставались DC. После десятилетий экспериментов «Супермен» Ричарда Доннера сформировал канон супергеройского кино, а «Бэтмен» Тима Бёртона окончательно раскрыл его коммерческий потенциал. Marvel в это время побирались на VHS, и самым громким их фильмом был «Утка Говард».

Как "Бэтмен против Супермена" похоронил киновселенную DC

К концу девяностых ситуация изменилась. После успеха «Блэйда» в 1997 году крупные кинокомпании бросились покупать лицензии на экранизацию марвеловских комиксов: «Люди Икс» отошли к Fox, «Человек-Паук» достался Sony, а «Халка» урвал Universal. Пока DC пытались поженить супергероику с серьёзным кино, выпуская «Тёмного рыцаря» и «Хранителей», Marvel незаметно наладили производство собственных фильмов и в 2008 перевернули игру, но поначалу этого никто не заметил.

Они приняли простое, но гениальное решение: вместо выпуска отдельных кинофоаншиз объединить все свои картины в единое художественное пространство, скреплённое сквозным сюжетом. Подобная модель распространения существует в самих комиксах, где где популярные герои имеют собственные серии, пересекаясь в кроссоверах и глобальных событиях. Перенесённая на экран она попала в нарастающую волну сериаломании, когда публика стала требовать всё больше часов контента и модель «три фильма про Бэтмена за восемь лет» уступила место модели «пять фильмов про Железного человека за пять».

В 2009 году Marvel был куплен «Диснеем», под руководством которого киновселенная несколько лет спустя станет самой успешной медиафраншизой мира. Их конкуренты из DC и WarnerMedia осознали происходящее, только когда сборы «Мстителей» улетели за полтора миллиарда. Работу над «Человеком из стали» они начинали без чётких планов развития киновселенной. Следуя принципу «брось мальчика в воду и посмотри, вы плывет ли», Снайдеру дали снимать фильм о Супермена, который последний раз успешно выступал в прокате 30 лет назад. И мальчик выплыл: «Человек из стали» понравился большинству зрителей и критиков и собрал 670 миллионов долларов. В тот же год «Железный человек 3» Заработал миллиард-двести, и «Уорнерам» оставалось лишь наблюдать, как огромный сухогруз с деньгами проплывает мимо их лица.

В попытке повторить успех Marvel они начали работу над фильмом, который должен был без раскачки сразу запустить собственную киновселенную, познакомив зрителей с ключевыми персонажами и дав завязку будущим сюжетам. Так появился: «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости».

Источники вдохновения

Команда «БпС» во главе со Снайдером черпала идеи из многих комиксов, но по большей части сценарий основан на трёх: это «Возвращение тёмного рыцаря», арка «Смерть Супермена» и чуть менее очевидно «Второе пришествие». Из первого Зак позаимствовал противостояние заглавных героев, из второго – появление Думсдея и гибель Супермена, а от третьего взял мотив обожествление супергероев вкупе со страхом перед ними.

Три этих комикса очень разные по стилю и духу, но их объединяет одно: все они работали, потому что им предшествовал огромный контекст. «Кингдом кам» был одой любви комиксам Золотого века, написанной в эпоху, когда не осталось нерушимых канонов. «ДКР» подводил черту под супергероикой Бронзового века, представляя читателям деконструированные образы постаревших героев. А «Смерть Супермена» банально шокировала читателя гибелью казалось неуязвимого героя и реакцией мира на неё.

У фильма Снайдера такого контекста не было. Люди, конечно, давно знакомы с героями по предыдущим экранизациям, но конкретно эти версии Супермена, Бэтмена и Чудо-женщины появились на экране впервые, у них просто не успела сложиться эмоциональная связь со зрителем. Но это же Зак Снайдер: человек, снявший годные «300», сносных «Хранителей» и кусок говна под названием «Запрещённый приём» – ему просто необходим крутой оригинал, иначе выйдет лажа. И вот он приходит к студийным боссам и говорит:

– А было бы круто, если бы Супермен подрался с Бэтменом.

– Да, есть у нас несколько таких комиксов.

– И чтобы всё в серых тонах, с тонной драмы и переосмысления привычных образов, и заставляющего жопу сжиматься от мрачности.

– Знаем парочку.

– И чтобы Бэтмен такой ходил в крутом экзоскелете и мрачно так смотрел вверх.

– Больше ни слова, – и кладёт на стол томик «Возвращения тёмного рыцаря».

Как "Бэтмен против Супермена" похоронил киновселенную DC

Это отличный комикс. Но вообще-то он о том, как постаревшие Бэтмен и Супермен в мире не грани апокалипсиса оказались по разные стороны идеологических баррикад. И по-хорошему этой историей киновселенная или по крайней мере значимая её фаза должны заканчиваться. Она не о знакомстве героев.

И сценаристы DC на самом деле это понимали, взяв у Фрэнка Миллера только только визуальные образы, которых не хватило, чтобы заполнить два с половиной часа фильма, поэтому в качестве второй сюжетной линии использовали сражение Супермена и Думсдея с последующей смертью обоих. Почему этот сюжет работал в комиксах? Потому что авторы вывели из сюжета персонажа, который был постоянно активен с самого основания издательства, и читатели понятия не имели, когда он вернётся. Что сделал Снайдер? В первом фильме он ввёл героя, во втором убил, а в третьем воскресил, при чём о его участии в «Лиге справедливости» было известно изначально.

Но почему же Зак так ошибся с выбором первоисточников? Неужели он обманулся их культовым статусом? Свет на эту загадку проливают многочисленные слухи и утечки о не состоявшемся сиквеле «Лиги», а также флешфорварды, разбросанные по вышедшим фильмам Зака. Легко предположить, что Снайдер пытался поскорее проскочить основные этапы становления своих героев и экранизировать... «Инджастис». Да, в качестве ядра киновселенной, скрепляющего все сюжеты, он выбрал комикс-адаптацию игры для детей-эджлордов, густо обмазавшей персонажей DC говном. И это было самое снайдеровское решение в истории.

Бэтмен против паршивого сценария

В момент выхода фильм находился на том уровне ажиотажа, когда любое решение авторов может как завоевать сердца фанатов, так и навсегда сделать их врагами. Снайдеру пришлось скакать по минному полю, и он с достоинством самурая решил разминировать его целиком, но сначала поговорим о плюсах. В фильме отличные спецэффекты, зрелищная постановка экшен-сцен без намёка на реализм, стильные костюмы, и вообще всё, что связано с визуалом не вызывает никаких претензий. Галь Гадот и Бен Аффлек, которых принимали насторожено до выхода, отлично вписались в образы героев, а Ханс Циммер и Junkie XL создали самобытный и запоминающийся саундтрек. Успеху фильма помешали только некоторые проблемы со сценарием. Если точнее, из-за отсутствия в те далёкие времена нейросетей сценарий писал калькулятор.

Итак, у нас есть Супермен: нечеловечески сильный пришелец, взявший на себя роль добровольного спасателя планеты Земля. Люди относятся к нему с религиозным обожанием и столь же религиозным страхом, гадая, окажется он злым или добрым божеством. Также у нас есть Бэтмен, но не простой Бэтмен, а старый и побитый жизнью, давно пересмотревший систему морали. Теперь он клеймит преступников, что по какой-то причине служит для них чёрной меткой в тюрьме: видимо, Бэтмен в этом мире настолько не уважаем, что любой контакт с ним автоматически переводит тебя в касту водолазов.

Всё это не устраивает Супермена, поэтому он преследует Бэтмена за то, что тот, не имея никаких полномочий, берёт на себя обязанности правосудия, чем по удивительном совпадению занимается и сам Супс. Брюс в свою очередь ненавидит Кларка за то, что тот, сражаясь с генералом Зоддом, разрушил несколько небоскрёбов в Метрополисе, что привело к смертям тысяч людей, включая подчинённых Уэйна, и факт спасения в тот же момент всего населения Земли, Бэтмена никак не смущает. В общем, им есть, из-за чего сражаться.

Как "Бэтмен против Супермена" похоронил киновселенную DC

И словно мало того, что единственные супергерои Земли ведут себя, как импульсивные подростки, их ещё и пытается поссорить Лекс Лютор. Делает он это в стиле злодея из аниме: такого, который кажется умным, когда тебе 12. Для начала он находит в море огромный кусок криптонита, который почему-то не выловило ни одно мировое правительство. Затем его наёмники расстреливают людей в Африке, используя специальные пули, которые производит только «ЛексКорп», и в этом обвиняют Супермена: ох уж этот криптонский фанат огнестрела.

Провернув настолько хитрейший обман, Лютор решает его повторить. Дождавшись слушаний по поводу убитых африканцев, он отправляет туда шахида-колясочника с тонной взрывчатки, чудесно уместившейся в кресле-каталке. И, когда Супермен появляется дать показания, взрывает собравшихся, чтобы... вызвать у Бэтмена чувство вины. В роли камикадзе выступил бывший работник Уэйна, и когда хитрый Лекс подорвал суд, Брюсу подали газету с надписью: «ты позволил своей семье умереть», окончательно убедившись Бэтмена убить Супермена.

Давайте взглянем на список обстоятельств, которые могли его насторожить. Пулями «ЛексКорп» были убиты люди, из-за которых вообще произошли слушания. Лекс вытащил из тюрьмы будущего подрывника и снабдил коляской, которую тот никак не смог бы купить сам. Также Лютор единственный, кто не пришёл на слушания. По совпадению его компания занимается разработкой оружия против Супермена и разыскивает криптонит, а сам Лекс имеет доступ к кораблю криптонцев и собирает досье на металюдей. Эта цепочка настолько очевидна, что её распутал бы даже Виталий Казунов, но не величайший детектив в мире. Защищая Бэтмена, можно сказать, что он не знал часть этих фактов, но ему даже не пришло в голову их расследовать.

Лютер действительно переиграл Тёмного рыцаря: он смог выяснить личность и Бэтмена, и Супермена. В случае последнего это было не так уж сложно, потому что тот даже не скрывает лица, но всё же это разоблачение обнажает серьёзную логическую дыру, и ставит нас перед вопросом, почему аналогичное не мог провернуть любой более-более-менее влиятельный противник Супса, включая Бэтмена и американское правительство, располагающих теми же ресурсами, что и Лекс.

Но Бэтс тут не сыщик, а скорее школьный хулиган, который пытается выцепить задрота-очкарика за гаражами. И когда ему это удаётся, он выбивает из того всё криптонское дерьмо. Наступает кульминационный момент: Бэтмен с криптонитовым пырялом нависает над поверженным пришельце, а дальше происходит момент, ставший мемом е совсем заслуженно. Я понимаю, что пытался показать Снайдер: Брюс впервые увидел в Кларке человека со своими чувствами, способного любить, а не бездушного пришельца. Отменяет ли это как-то вызванные им разрушения? Снимает ли чувство вины, в котором Брюс убедил себя сам? Может быть Супермен стал менее опасен для человечества?

Нет, но Бэтмен резко меняет мнение, потому что он импульсивный подросток, и именно так ведёт себя весь фильм. При первой же встрече с Кларком, услышав критику в сторону своего альтер-эго, он начинает защищаться так, словно атакуют Брюса Уэйна, потому что его эта критика задевает. Разумеется, он ведётся на все уловки Лютора и отказывается вести с кем-либо диалог.

То же самое можно сказать и про Супермена. Как он поступает, после взрыва на суде? Сбегает вместо того, чтобы защищать себя, отказываясь разбираться с проблемой. Он ничего не добивается в конфликте с Бэтменом. Какая у Кларка была изначально претензия? Что Бэтмен слишком жесток с преступниками. Хорошо, разбираясь с Лексом, Брюс убил ещё несколько человек и не собирается останавливаться. По сути их конфликт не разрешился вообще никак, но теперь они друзья, потому что их мам зовут одинаково.

Враги предсказуемо становятся друзьями, но у Лютора есть запасной план: он создаёт Думсдея. И ему это удаётся, потому что инструкция по созданию зачем-то вшита в программу криптонского корабля. При чём искусственный интеллект оговаривается, что это строжайше запрещено советом Криптона, на что получает бронебойное: «ну и где теперь твой совет?» и послушно выполняет приказ. Супермен мог легко остановить процесс: он прибыл на место с запасом и спокойно слушал обратный отсчёт. Наверное, после фразы: «до воскрешения осталось 20 секунд», он подумал, что речь идёт об актёрской карьере Кевина Костнера.

Фанаты долго спорили, чем же руководствовался Лютор, создавая не управляемое чудовище, которое в случае поражения Супермена гарантированно уничтожило человеческую цивилизацию. Одни считали, что он, находясь под контролем Дарксайда, готовил Землю к вторжению. Другие – что Лекс видел в Супермене образ своего тираничного отца, что несколько более вероятно в фильме, где все герои ведут себя, как подростки. Но, поскольку в дальнейшем это никак не раскрывается, мне кажется, он просто троллил.

Фильм заканчивается трагическим самопожертвованием Супса, который мог бы целиться в голову, и длинной сценой похорон, способной выбить слезу из любого зрителя, не посмотревшего каст «Лиги Справедливости».

Как "Бэтмен против Супермена" похоронил киновселенную DC

Если отбросить все логические дыры, в фильме всё ещё много мишуры, никак не двигающей сюжет. Бэтмен долго расследует перемещение криптонита и в результате крадёт его из офиса Лекса, для чего никакие расследования были не нужны. Лоис полфильма пытается изобличить Лютора, пока тот сам не вскрывает свои планы, полностью обесценив её труды. Брюс хочет раскрыть личность Дианы, причём та сама даёт ему на себя компромат, но она бы в любом случае пришла на бой с Думсдеем, Нашёл бы Бэтс её фото или не нашёл.

При все своей простоте фильм пытается строить очень серьёзную мину, подавая конфликт героев не то битвой богов и людей, не то – двух богов, и весь пропитывается подобным натужным символизмом, пока герои ведут не менее натужные диалоги, пафосно рассуждая о добре и зле в попытках объяснить свою мотивацию. А его гнетуще мрачная атмосфера не подкрепляется соответствующей мрачностью событий.

Но главная проблема в том, что он не так уж хорошо раскрывает своих героев. Узнали ли мы из него что-то новое о Супермене? Нет. Претерпел ли он развитие? Продвинулись ли его отношения с Лоис? Тоже нет. Мы многое узнали о Бэтмене, но изменился ли он за фильм? За исключением Марта-момента он ни разу не признаёт своей неправоты. В самой концовке Бэтс отказывается клеймить Лекса Лютора, что, наверное, должно символизировать его внутренний рост, но в действительности это значит, что он перекрошил массовку и ничем не навредит главному злодей. А Чудо-женщина просто не нужна сюжету.

Коммерческий успех и репутационный провал

«Бэтмен против Супермена» собрал в прокате 870 миллионов долларов, серьёзно обогнав показатели «Человека из стали». Но критики смешали его с говном: фильм набрал всего 26% положительных рецензий на «Томатах» и выиграл несколько «Золотых малин». Была ли критика заслужена во всём? Нет. Разочаровал ли фильм зрителей? Определённо.

Снайдер взял персонажей, которых принято изображать мудрыми и рассудительными, и превратил в идиотов. Устроил смерть ключевого героя, но сам же заранее её обесценил. И просто снял затянутое и тяжеловесное кино, которому понадобилась трёхчасовая версия, чтобы хоть как-то оправдаться перед фанатами.

Специально для вас я поминутно разобрал для вас новые сцены, отсутствовавшие в театралке:

– Лоис полторы минуты знакомится с Джимми Ольсеном, которого убьют ещё через две минуты.

– Лоис и африканский генерал 30 секунд фоном спорят про США.

– Военные 30 секунд обсуждают, помогать ли журналистке, и решают помочь.

– Наёмники Лютора сжигают тела убитых африканцев, а потом уезжают на мотоциклах, пока военные скачут на лошадях. Кстати, это ещё одна логическая дыра: Лоис затирает про нейтралитет США в местной гражданской войне, когда в километре от неё сидят солдаты. Сцена длится минуту.

– Военные в слоумо прибывают на место и видят тела, принимая их за жертвы криптонского пироманьяка – минута-сорок.

– Полицейские 30 секунд смотрят футбол.

– Кларк смотрит по ТВ интервью оговорившей его женщины и пытается её найти, но не находит. Суммарно две сцены больше минуты.

– Лоис обсуждает с Кларком и Перри найденные пули, Перри отправляет Кларка освещать благотворительный вечер – 30 секунд.

– Кларк 20 секунд расспрашивает мать, почему отец не любил путешествовать.

– Лоис изучает пули, а Кларк – преступления Бэтмена, заклеймённого бандита ведут в тюрьму – минута.

– Инвалид ноет, а бандита убивают по поручению Лютора – 30 секунд. И это неиронично важная сцена, которая объясняет, почему клеймо Бэтмена обладает такой дурной славой.

– Кларк приходит в полицию и встречает жену убитого бандита, которая винит Бэтмена – минута.

– Лекс зачем-то пытается убить свою основную свидетельницу, хотя мог спокойно взорвать её на суде, и та бежит стучать сенатору – 30 секунд.

– Лоис ни о чём болтает с Перри, а сенатор с помощником 50 секунд.

– Свидетельницу бросают под поезд 20 секунд.

– Супермен больше минуты выносит раненых и смотрит на последствия взрыва.

– Альфред рубит дрова и слушает новости минуту.

– Кларк 20 секунд беседует с индейцами в горах, а потом Лоис две минуты ведёт бессмысленное расследование.

– Диана 10 секунд смотрит новости.

– Лютор минуту беседует со Степным волком, пока его не пакует спецназ.

– Лоис 30 секунд беседует с Мартой и рассматривает кольцо, да и в целом похороны значительно длиннее.

– Бэтмен 30 секунд обещает посадить Лютора в Аркхэм.

Всё это вместе с отдельными расширенными диалогами и просто более длинными кадрами образует 30 минут нового хронометража, который, полностью меняет восприятие фильма. Двое критиков принесли извинения. К сожалению, в кинотеатрах шла не бомбезная режиссерская версия, а отстойная театралка, поэтому фильм не получил заслуженного признания.

Критика больно ударила по руководству DC и заставила пересмотреть планы дальнейшего развития вселенной и отказаться от мрачного снайдеровского тона. Что важнее, она подорвала их доверие к кроссоверам, заставив сосредоточиться но сольных фильмах. Будущее же «Снайдерверса» теперь целиком зависело от успеха «Лиги Справедливости», но из-за семейной трагедии Зак не смог закончить работу над ней, из-за чего картина окончательно провалилась.

И DC просто свернули свой глобальный сюжет. Этим они уничтожили то, что делало кино вселенную киновселенной, разбив её на отдельные серии фильмов, в которых посторонние герои могли рассчитывать лишь на камео. В конечном счёте зритель потерял к франшизе интерес, и даже проекты, которые в целом нравились публике, перестали приносить прибыль.

Проблемы DC разрастались, как снежный ком, погребая под собой отдельные удачные решения. Руководство компании пыталось строить свою вселенную без чёткого плана, резко меняя концепцию после первых же неудач, и делало слишком большую ставку на фильмы, которые обернулись разочарованием. Отчасти им не везло: делу мешали личные обстоятельства актёров и режиссёров. Но снежный ком породили они сами, и первым снежком в нём был «Бэтмен против Супермена».

12
2
1
1
36 комментариев