Момент истины

Момент истины

По улице идёт человек, он сосредоточен на своих мыслях, ничто его не может отвлечь, и никто не знает, что творится в его голове… На противоположной стороне улицы идёт непохожий на того человек, который суетится и нервничает. Что же между ними общего? Они думают об одном и том же...

«Человек – группа атомов, вполне зависимая в своих движениях от всех сил, деяний и изменений целого; и с другой стороны, как каждый отдельный атом, человек непостижим и существует сам для себя и по себе».

Ф. Ницше

***

«Творческим человеком после каждой страды творения овладевает чувство, что вот теперь дует ветер над скошенными полями и вздыхает о страшной потере».

Ф. Ницше.

I

Человек идёт по тротуару. Он сосредоточен, ни малейшая деталь окружающего мира не волнует его.

Человек останавливается на перекрёстке. Его взгляд прикован к сигналу светофора. Красный. Человек ждёт. Его строгое и холодное выражение лица вызывает интерес. Костюм опрятен, что свидетельствует об интеллигентности персонажа.

Вокруг собирается толпа других, чем-то похожих на него, людей. Но человек с портфелем не обращает внимания на них. Он сосредоточен на сигнале светофора. Никто не знает, что он думает. Никто не может знать.

Всё ещё красный. Но машины стоят. Толпа переходит дорогу, человек стоит. Его не волнует происходящее. Никто из обращающих на него внимание не может и помыслить, о чём думает человек с портфелем.

Зелёный. Человек переходит дорогу. Он собран и ни на что не отвлекается: ни на плач потерявшегося ребёнка, ни на спрашивающего дорогу прохожего, ни на небо… ни на что. Человек идёт, разрывая слои воздуха, бог знает, чем загазованного.

Человек стремится к цели. Она уже близка, почти ощутима. Всё с тем же холодным, невозмутимым лицом он переходит дорогу по пешеходному переходу. Несущиеся, как пули, автомобили резко останавливаются, врываясь в городскую суету скрежетом и визгом колёс. Из машин выходят перепуганные и злые водители и начинают ругать и поносить человека с портфелем, идущего, «закрыв» глаза. Человек, не обращая внимания, продолжает идти. Никто не предполагает, о чём он думает. А человек по-прежнему сосредоточен. Проходящим мимо кажется, что человек боится упустить что-то, что облегчит его жизнь. Поэтому он так сосредоточен и отрешён.

Человек с портфелем идёт через дворы. Местные хулиганы не обращают на него внимания, зная, что тот всё равно не откликнется ни на какие угрозы и оскорбления.

Человек всё идёт, цель его уже видна. Он не обращает внимания на стукнувшийся о его ногу футбольный мяч, на приветствие соседа. Человек быстро, но сдержано поднимается по ступенькам. Он открывает входную дверь. И тут становится видно, что человек нервничает.

Наступает момент истины. Человек отбрасывает портфель и лихорадочно начинает искать записную тетрадь. Находит её на полке. Хватает, открывает и начинает что-то записывать. Он долго пишет, потом перечитывает про себя всё, что написал, потом перечитывает вслух. Снова пишет, долго и много.

А после… кладёт тетрадь и ручку на то же место и улыбается такой улыбкой, будто мечта его жизни исполнилась. Он распахивает дверь балкона, выходит. Человек дышит полной грудью. Он, улыбаясь, здоровается с курящим внизу соседом. Смотрит на небо, смотрит в него, щурится от слепящего солнца. И радуется, как ребёнок. Человек видит качающиеся деревья вокруг, ребятню, играющую в футбол. Он слышит детский смех и шелест листьев от дуновения ветра.

Человек счастлив. Он знает, что ему предстоит. Но теперь он сосредоточен лишь на счастье. И никто по-прежнему не знает, о чём же он думает.

***

II

В ту же самую минуту, когда человек с портфелем переходит дорогу на зелёный сигнал светофора, человек с зонтиком идёт с противоположной стороны дороги. Он движется в том же направлении, что и человек с портфелем. Человек с зонтиком растерян и куда-то спешит. Он сталкивается с прохожим и с растерянным выражением лица, не извинившись, идёт дальше. Его не заботит ни полуденное солнце, ни небо, ни окружающий его мир… ничего.

Человек с зонтиком спешит. Никто не знает, какие мысли сейчас у него в голове.

Впереди идут люди. Они идут очень медленно, гуляя, наслаждаясь этим днём. Им некуда спешить. Человеку с зонтиком есть куда, приближающаяся цель ему ясна. Его интеллигентный вид выдаёт в нём образованного человека, но это не мешает ему, с недоумением смотря на толпу, обгонять её, расталкивая кого-то. Его цель не терпит медлительности. И никто из окружающих и не подозревает, о чём думает человек.

Он всё идёт. Издалека слышатся злые и тревожные голоса водителей, которые чуть не сбили на пешеходном переходе человека с портфелем. Но человека с зонтиком это не интересует. Он всё больше становится растерянным, но всё больше возрастает в нём сосредоточенность.

Он достигает дома в ту же секунду, когда человек с портфелем достигает своего. Человек с зонтиком нервно вставляет ключ в замочную скважину и так же нервно открывает входную дверь. Видно, что он сильно торопится.

Наступает момент истины.

Он отшвыривает зонтик, находит записную тетрадь и начинает писать. Он что-то пишет очень долго. Потом читает написанное просебя, потом читает вслух. Снова пишет и пишет.

А после… откладывает тетрадь и ручку. И с улыбкой садится в кресло. Он думает. Встаёт, идёт к распахнутому окну и садится на подоконник. Он улыбается с лёгкой печалью в глазах. Но всё же он счастлив. Суета и растерянность в его движениях исчезают. Он видит снежные горы вдали, зелёные листья деревьев под окнами, шелестящие от лёгкого ветерка. Он слышит, как разговаривают внизу прохожие, как щебечут птицы в гнёздах. Человек радуется, но всё же немного печален от того, что что-то утратил.

Всё же счастье преобладает в нём, и он улыбается. И никто так и не узнал, о чём он думает.

***

P.S.

Запись в тетради писателя с зонтом:

«Мир не так сложен, каким его делают для себя окружающие. На самом деле просто надо порвать бренные цепи предрассудков на руках, ногах... Разрушить кирпичную стену у себя в голове, а главное, в сердце. И тогда наступит прозрение. И ты увидишь, что чудо просто, красота проста.

Счастье, оно в тебе и вокруг тебя. Нужно только захотеть увидеть его. Работа, суета, сутолока – это цепи. Разорвав их, ты захочешь и сможешь увидеть… счастье. Я увижу».

Запись в тетради писателя с портфелем:

«Прозрение наступает лишь после того, как разрываются оковы затмения. Когда снимается маска, ты видишь…

Мир вокруг тебя не так прост. Миллиарды действий, миллиарды солнц, улыбок, поцелуев. И лишь одно счастье. Одно на всех, и своё для каждого.

Ты увидишь это всё, лишь только стоит скинуть маску, порвать оковы, развеять затмение. Но для этого надо понять, что ты сам себя сковываешь, сам находишь оправдание не видеть. Оно – яд. Стоит только отложить работу – положить обратно на полку эту тетрадь, выбросить ручку – и ты сможешь, захочешь увидеть… счастье. Я увижу».

Посвящается творческим личностям

1111
Начать дискуссию