"Простой" гайд от мэтра научной фантастики: «Как стать писателем». ОСТОРОЖНО — ЛОНГ.

Что делает человека писателем? Может огромные гонорары? Но много ли писателей зарабатывают на этом много? Человек десять в стране. А сколько зарабатывают хоть что-то? А важно ли вообще зарабатывать на этом? Или может все писатели бездари, потому и зарабатывают гроши? Так тогда надо пойти учится, у нас вот вышка есть или курсы литературного мастерства, их у нас вообще, что грязи, как говорится.

Точно. Жанр. Ну понятно же, что из Донцовой, с ее детективчиками дешевыми, писатель никакущий. Нужно писать высокую литературу! Вот тогда да. Ты писатель.

На мой скромный(нет) взгляд, важнее всего, чтобы писателя читали. Или даже так: писателем человека, делают его читатели. Книгу написать может практически любой человек, это на самом деле не очень сложно, было бы время и желание. Сильно сложнее потом найти того кто её прочтёт. А если читать надо будет забесплатно? Практически нереально.

Самый классический путь: направить свою рукопись издателю, уж он то обеспечит вас толпой читателей! Правда ведь?

А если издатель откажет?

Обо всем этом (ну не прям обо всем) рассуждает в своем эссе Роберт Хайнлайн. О том, что собой представляет научная фантастика как таковая, о том, что нужно делать чтобы написать книгу, о том, что потом с ней делать. А еще дает "простое" пошаговое руководство: Как стать писателем.

Ро́берт Э́нсон Ха́йнлайн (англ. Robert Anson Heinlein; 7 июля 1907 года, Батлер, Миссури, США — 8 мая 1988 года, Кармел-бай-те-Си, Калифорния, США) — американский писатель, сценарист и футуролог, один из крупнейших писателей-фантастов, во многом определивший лицо современной научной фантастики. Его называют «деканом писателей-фантастов».

Хайнлайн стал первым профессиональным писателем-фантастом США и одним из первых, кто стал публиковаться в крупных популярных изданиях, например, The Saturday Evening Post в конце 1940-х годов. Его первые рассказы появились в журнале Astounding Science Fiction в 1939 году, он относился к группе писателей, ставших известными благодаря редактору Astounding Джону Кэмпбеллу.

Карьера писателя длилась почти полстолетия, в своём творчестве Хайнлайн затронул многие темы, в том числе социальные и философские: индивидуальную свободу, ответственность индивида перед обществом, роль и формат семьи, природу организованной религии и многие другие.

В англо-американской литературной традиции Роберта Хайнлайна вместе с Артуром Кларком и Айзеком Азимовым относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

Он стал обладателем престижных премий «Хьюго» и «Небьюла», единственным писателем, получившим «Хьюго» за пять романов.

В его честь названы астероид и кратер на Марсе.

Даже если вы о Хайнлайне не слышали, то скорее всего смотрели фильм Пола Верховена "Звездный десант".

"Простой" гайд от мэтра научной фантастики: «Как стать писателем». ОСТОРОЖНО — ЛОНГ.

Так вот, он основан на одноименном романе Хайнлайна (обладатель премии Хьюго 1960 г.). Фильм про войну с насекомыми, сложно назвать экранизацией романа в прямом смысле слова: на самом деле в её основе лежал оригинальный сценарий Эда Ньюмайера «Охота на жуков на Девятой заставе», лишь отдаленно напоминающий книгу Хайнлайна. Права на «Звёздный десант» продюсеры купили из опасений, что их обвинят в плагиате, и только потом сценарий был переработан, дополнен многочисленными деталями из романа, а герои получили те же имена, что у Хайнлайна. Но я точно уверен, этот фильм многим запомнился.

Кажется, я немного отвлекся. Так что там с эссе?

Из эссе Р. Хайнлайна 1947 года «On the Writing of Speculative Fiction»

Я никогда не обсуждаю своих произведений, и еще менее желаю обсуждать работу моих коллег. Что касается влияния фантастической литературы на людей, то я стою слишком близко к ее центру, чтобы судить. И какие переживания может иметь автор в связи со своей работой? Он работает один, в обществе только пишущей машинки. Почти все, что может с ним случиться, — это землетрясение.

Тысячи контактов с людьми в течение более тридцати лет позволяют мне оценить процент желающих быть писателями среди взрослого населения нашей страны равным пятидесяти процентам — или больше. Я могу объяснить вам менее чем в полусотне слов, как напечататься, но если вы слишком робки, чтобы признаться в своем желании писать и публиковать написанное, я не буду себя утруждать.

Попробуем еще раз. Сколько из вас заинтересованы в том, чтобы писать и публиковаться? Я не буду говорить, если только кучка хочет слушать. Хорошо, этого достаточно, чтобы оправдать обсуждение этого вопроса. Остальные пусть примут возбуждающее и подумают о журнале "Плейбой".

  • Первое: Вы должны писать.
  • Второе: Вы должны заканчивать написанное.
  • Третье: Вы должны воздерживаться от переделки, кроме случаев, когда на изменениях настаивает редактор.
  • Четвертое: Вы должны выйти с вашим произведением на рынок.
  • Пятое: Вы должны держать его на рынке, пока его не купят.

И это все.

Это надежнейшая формула, чтобы добиться публикации любого — именно любого! — произведения. Но так редко кто-либо следует всем пяти правилам, считая, что профессия писателя — это и без того легкий труд. Хотя большинство писателей-профессионалов не слишком толковы, не слишком умны и не слишком производительны. Дело в том, что эти правила действуют только последовательно, а не параллельно. Если вы "проскакиваете" одно из них, вы проваливаетесь полностью — и ваше произведение не будет опубликовано.

Посмотрим, как работают эти правила. Я сказал, что половина взрослого, грамотного населения США утверждает, что хочет писать. Пусть это будет пятьдесят миллионов. Так что начнем именно с этой цифры.

50 000 000

Девять из десяти, говорящих, что они хотят писать, никогда этого не делают. Остается пять миллионов.

5 000 000

Не более одного из десяти, которые начинают писать что-нибудь и заканчивают когда-либо то, что они начали, — заканчивают это полностью: корректируют, печатают на машинке через двойной интервал на одной стороне листа стандартного формата. Это оставляет в лучшем случае — пятьсот тысяч человек.

500 000

Из тех, кто заканчивает рукопись, девять десятых не могут оставить ее в покое. Они начинают возиться с ней, переписывать, отделывать, изменять... пока они не выхолостят из нее живую душу и потеряют к ней интерес. Мы спустились к пятидесяти тысячам.

50 000

Большинство из тех, кто пережил это испытание, не посылают свое творение во внешний мир — к редактору. О, нет! — Это включает возможность провала, и они к нему не готовы.

Писатели — все писатели, включая покрытых шрамами старых профессионалов, — чрезвычайно гордятся детьми своих мозгов. Они скорее готовы видеть своего настоящего первенца съеденным волками, чем пережить боль оттого, что отвергнута их рукопись. Так что многие предпочитают читать свою рукопись вслух супругам и многострадальным друзьям.

Это составляет только пять тысяч выживших, которые на самом деле посылают свою рукопись на рынок — к редактору, — и она возвращается обратно с письмом об отказе.

Это очень больно для писателя.

Обычный любитель на этом и останавливается. Он так разочарован, что прячет свою рукопись и забывает о ней.

5 000

Или он может послать ее еще раз. Второй отказ еще болезненней, чем первый. Нужна настоящая настойчивость, чтобы послать ее третий раз. Только кучка людей будет посылать рукопись четыре раза. Еще меньшее количество будет продолжать посылать ее столько раз, сколько необходимо, пока ее не купят. Потому что она будет куплена. Если у рукописи есть какие-нибудь достоинства и автор будет продолжать пробовать, то, в конце концов, ее купят. Какой-нибудь редактор обнаружит, что он подошел к крайнему сроку с пустыми страницами, которые срочно надо заполнить. Он залезает в кипу дряни и вытаскивает рукопись, о которой он помнит, что она плохая, но не совершенно безнадежная, перечитывает ее и размышляет: "Ну ладно, если я отрежу эту бесполезную первую страницу и начну прямо с действия, затем укреплю конец, выброшу все эти прилагательные, пройдусь синим карандашом по описанию погоды — и она как раз влезет.

Пегги! Пошли этому типу письмо по форме два, ну той, что дает мне право сокращать, чтобы подогнать, и добавь обычный параграф о том, что мы будем рады видеть другие его работы, но не более, чем на сорок пять сотен слов".

Итак, теперь наш герой уже публикуемый автор...

И если он так же настойчив в продолжение писания, как и в том, что он держит свою работу на рынке, то у него будет какая-нибудь рукопись, которую уже отвергали несколько раз, но которую он считает возможным сократить с семи тысяч до сорока пяти сотен слов. Он делает это, и видит, что сокращенный вариант читается много лучше... и таким путем получает самый важный урок в писательском ремесле: любая рукопись улучшается, если с нее срезать жир.

Этот последний из пяти открытых либо закрытых вентилей исключает еще девяносто процентов. Мы начали с пятидесяти миллионов, теперь у нас только пятьсот выживших.

500

Эти числа в основном правильны. Несколько лет назад организация, к которой я принадлежу, Американское объединение писателей, произвела исследование, чтобы выявить всех писателей-профессионалов. Мы обнаружили только четыреста человек, которые заявили, что они обеспечивают себя и свои семьи исключительно писательским трудом. Все остальные имели другие основные источники дохода.

Введем поправку на возрастание населения и на всех пропущенных при исследовании — их немного, имена настоящих профессионалов видны повсюду на витринах: они не могут спрятаться. Так что примем как максимум - пятьсот человек.

500

Только пятьсот человек, зарабатывающих себе на жизнь чисто писательским трудом, — из населения более чем двухсот миллионов. Менее одного на четыреста тысяч.

1 / 400 000

И, тем не менее, я сказал, что профессия независимого писателя — легкая. Это именно так. Знаете ли вы о какой-либо профессии, в которой человек сам себе хозяин, где не требуется никаких капиталовложений, никаких служащих, о которых надо беспокоиться, никакой платежной ведомости, не нужно соблюдать никакого расписания, нет необходимости встречаться с людьми иначе, чем когда и где сам этого пожелаешь, жить, где хочешь, одеваться, как хочешь, работать три или четыре месяца в году, брать длинные, длинные отпуска — и все-таки зарабатывать на весьма комфортабельную жизнь?

Но что при этом необходимо делать — это соблюдать указанные правила, каждое из них, всегда, без исключения - и продолжать следовать им из года в год.

Это означает работать, когда вам не хочется работать, несмотря на то, что никто не говорит вам, что вы должны. Это означает следование этим правилам даже когда вы разочарованы длинной цепью отказов и у вас болит голова или расстроен желудок, а ваша жена думает, что вы делаете глупость, не подыскивая работу. Это означает отказ от встреч с вашими лучшими друзьями, когда вы пишете, и приказание вашей жене и детям выйти из кабинета... Это означает оскорбление людей, которые не могут понять, что процесс написания нельзя прерывать - ни для званых обедов, ни для дней рождения, ни даже для Рождества. Это означает приобретение репутации самовлюбленного скупца с отвратительным характером — и примирение с тем, что вы будете жить с этой репутацией, хотя вы хотели бы нравиться, иначе не пытались бы добраться до людей своими писаниями.

Я, возможно, не убедил вас, что эти пять правил — все, что вам нужно.

Но это правила деловой деятельности для каждого, кто изготовляет что-либо на продажу.

Возьмите столяра, изготовляющего мебель вручную. Он должен сделать мебель и закончить каждый предмет. Он никогда не разламывает сделанный им стул, потому что придумал лучшую модель. Нет, он предлагает стул для продажи и использует новую разработку, чтобы сделать другой, — это правило "не переписывать".

Закончив стул, он ставит его на выставку и держит там, пока он не будет продан. В худшем случае он его переоценит и поставит в свой подвал с уцененной мебелью — и писатель делает то же с рукописью, которая не продается на рынках, где хорошо платят, он ставит на ней свой псевдоним, предназначенный для дешевки, и посылает ее на громадные рынки с малой оплатой... и не проливает над ней слез: слова стоят столько, сколько хочет заплатить рынок - не больше, не меньше.

Начинающему трудно поверить в правило "непереписывания". Укоренился миф, что рукопись должна быть переработана хотя бы один раз, чтобы стать подходящей для опубликования.

Совершенная чушь!

Станете ли Вы пережаривать яичницу? Разберете ли только что построенную стену? Разломаете ли новый стул? Смешно! Эта глупая практика переработки основана на нелепом предположении, что вы сегодня умнее, чем вчера. Но это не так. Эффективный способ написания, как и всякой другой работы, - делать это правильно сразу!

Я не хочу сказать, что рукопись не нужно корректировать, и сокращать. Немногие из писателей так искусны в печатании на машинке, орфографии, пунктуации и грамматике. Большинству из нас необходимо возвращаться, чтобы исправить все это, а также — прежде всего! — выбросить все лишнее и украшательство.

Затем надо перепечатать рукопись — для аккуратности. Перепечатывание - не переписывание. Переписывание предполагает новый подход, фундаментальное изменение формы.

Не делайте этого!

Единственный капитал писателя - это его время. Вы не можете позволить себе начать писать, пока вы точно не знаете, что вы хотите сказать и как вы это хотите сказать. Если вы этого не знаете, то вы тратите не бумагу, а ваше весьма ограниченное и невозобновимое время.

Я полагаю, что у меня есть время сказать относительно так называемых курсов "литературно-художественного творчества". Это всего три слова: "Не нужно их!"

Творчеству нельзя научить. Можно научить грамматике и композиции, но невозможно научить писательскому творчеству. И всякий, кто претендует на это, — обманщик. Творческие личности не обучаются, они обучают себя сами. Вы не можете научить писателя творить. Никто не учил Шекспира, или Марка Твена, или Эдгара Аллана По, или Стенли Гарднера, или Рекса Стаута, — и никто не сможет научить вас.

Я обязан моей жене за ее определение термина "сюжет".

"Сюжет, - сказала она мне, - это нечто, выдуманное профессорами английского языка, чтобы объяснить то, что писатели все равно делают".

Может быть, и существуют авторы, которые разрабатывают сюжет своих произведений, я никогда ни одного такого не встречал. Да, конечно, автор часто набрасывает контуры того, что он хочет написать. Он может ссылаться на этот контур как на "сюжет". Но я никогда не слышал о работающем писателе, который бы беспокоился о таких вещах, как "катастрофа", "развязка в драме", "развязка", "завязка", "осложнения", "драматическое единство" и тому подобных понятиях, и он не позволит своему наброску превратиться в прокрустово ложе.

Как только его герои оживают, как только он может слышать их голоса, они начинают жить самостоятельной жизнью, они поступают как им нравится, и они разбивают этот набросок на куски.

Это не мое личное восприятие, я слышал об этом много раз от других авторов.

Теперь вернемся назад к научной фантастике. Более девяноста процентов всей научной фантастики — это хлам. Это пример проявления закона Старджона: девяносто процентов чего угодно — полное барахло. Это наверняка верно для всех видов искусства: взгляните вокруг себя. Пьесы, кинокартины, поэзия, музыка, скульптура, живопись, литература — почти все это хлам.

И это всегда было верно. На каждого Бетховена, или Микеланджело, или Рембрандта были, по крайней мере, дюжина соперников, которые работали достаточно хорошо, чтобы зарабатывать на жизнь, но чья работа не выдержала испытания временем.

То же верно и для научной фантастики. Герберт Уэллс написал большую часть своих научно-фантастических произведений три четверти века тому назад — и их до сих пор читают. "Человек-невидимка", "Война миров", "Машина времени" — эти книги есть в каждой публичной библиотеке, их можно найти в книжных магазинах, они выставлены в витринах. А как с серийными изданиями Фрэнка Рида, выходившими в то же самое время, исключительно популярными и относившимися все, как одна к научной фантастике? Кто сегодня их читает? Кто хотя бы слышал о них?

Мы обнаружим ту же градацию в современной научной фантастике от комиксов типа Бэка Роджерса до романов класса "1984" Джорджа Оруэлла и "Прекрасного нового мира" Олдоса Хаксли. Кто из вас слышал о той или другой книге — или "1984" или "Прекрасный новый мир". Пожалуйста, поднимите руки. Благодарю вас. Кто из вас читал ту или другую из этих книг? Хорошо. Кто читал обе — и "1984",и "Прекрасный новый мир"? Спасибо.

Я думаю, тени Оруэлла и Хаксли имеют основания быть довольными; одна книга вышла двадцать пять лет назад, другая немного более сорока.

При тридцати тысячах новых названий, выходящих ежегодно, трудно вспомнить даже бестселлеры пяти или десятилетней давности. И, тем не менее, эти две книги и сейчас свежи, и сейчас оказывают влияние. Каждая из них заставляет нас думать, и мрачные предупреждения, заключенные в них, даже более настоятельны теперь, чем когда они были опубликованы.

И обе общепризнанны как настоящая английская литература.

И обе — подлинная научная фантастика.

Что такое научная фантастика?

Это не пророчество. Несмотря на бесконечный список предметов, появившихся в научной фантастике прежде, чем они стали физической реальностью, — радиолокация, подводные лодки, телевидение, автомобили, танки, летательные аппараты, космические корабли, спутники связи, пересадка органов, компьютеры, атомные бомбы, атомная энергия — назовите сами, что хотите, — научная фантастика не пророчество.

Она и не чистая фантазия — хотя невежественные в науке критики часто затрудняются отделить одну от другой. Я не принимаю фэнтези; я получаю от нее удовольствие и иногда сам пишу ее. Но фэнтези — не научная фантастика.

Научная фантастика — это реалистическая литература.

Аналогично - не художественной литературой являются направленные в будущее так называемые "сценарии", исходящие от Гудзоновского института, Римского клуба и корпорации Рэнд. Они отталкиваются от существующего мира и пытаются экстраполировать возможности нашей будущей истории.

Они задают себе вопрос типа: "Что будет, если...?". Что будет, если дюжина или около этого, менее устойчивых наций получит атомное оружие? Что будет, если мы потеряем Панамский канал? Что будет, если кто-нибудь изобретет Машину Судного дня и она попадет в руки безумного диктатора типа Гитлера? Что будет, если мы окажемся отрезаны от нефти Ближнего Востока? Что будет, если Китай и Россия нанесут удар друг по другу?"

Эти футурологи работают группами, используя компьютеры и много других вспомогательных средств.

Серьезный писатель, научный фантаст, должен пробовать делать подобные же вещи, но вместо того, чтобы нанять команду политологов, военных экспертов, физиков, психологов и демографов, он должен сделать это один... А затем преобразовать свой сценарий в произведение, которое будет развлекать читателя — тысячи читателей, — иначе он потерпит неудачу, как бы логически безупречно он ни экстраполировал настоящее в будущее.

Научная фантастика обладает одним преимуществом над всеми другими формами литературы: это единственная ветвь литературы, которая хоть пытается иметь дело с действительными проблемами нашего быстро меняющегося и опасного мира.

Все другие ветви даже не пробуют. В этом сложном мире наука, научный метод и результаты применения научного метода стоят в центре всего того, что делает род человеческий и того, куда мы идем. Если мы взорвем себя, мы сделаем это с помощью неправильного применения науки; если мы сумеем избежать того, чтобы взорвать себя, мы сделаем это благодаря разумному применению науки. Научная фантастика — единственная форма художественной литературы, принимающая во внимание эту главную силу нашей жизни и нашего будущего. Другие формы литературы, если они вообще замечают науку, попросту сожалеют о ней — подход, очень модный в атмосфере антиинтеллектуализма наших дней. Но мы никогда не выйдем из хаоса, в котором мы находимся, просто ломая руки.

P.S. БОНУС

На это эссе ответил Роберт Сойер, канадский писатель-фантаст, не известный в России. Хотя в мире-то он достаточно известен, у него есть и Хьюго, и Небьюла, и Аврора, и Премия Кэмпбелла, и так-то больше пятидесяти наград...

Сойер на свой лад комментирует советы Хайнлайна.

Правило первое: вы должны писать

Звучит до смешного очевидно, не правда ли? Но применять это правило очень сложно. Нельзя просто говорить о желании стать писателем. Вы не можете просто пройти курсы, или прочитать о процессе письма, или мечтать о том, чтобы когда-нибудь это удалось. Единственный способ стать писателем — это сесть за клавиатуру и приступить к работе.

И не жаловаться, что у тебя нет времени писать.

Настоящие писатели покупают время, если не могут получить его другим способом. Возьмем, к примеру, Теренса М. Грина из Торонто, учителя английского языка в средней школе. Его третий роман, «Тень Пепла», только что вышел в издательстве «Тор». Каждые пять лет Терри берёт неоплачиваемый годовой отпуск, чтобы написать книгу.

И большинство писателей, которых я знаю, приносили подобные жертвы ради своего искусства.

Из ста наших первоначальных писателей-претендентов половина никогда не удосужится написать что-либо. Остается пятьдесят...

Правило второе: вы должны закончить то, что начали

Вы не сможете научиться писать, не доведя текст до конца.

Первые страницы могут быть слабыми, и может возникнуть соблазн их выбросить. Не надо.

Продолжайте заставлять себя писать, пока не закончите. Когда у вас будет общий черновик с началом, серединой и концом, вы удивитесь, насколько легко увидеть, что работает, а что нет.

И вы никогда не овладеете такими вещами, как сюжет, неизвестность или развитие персонажа, если вы не создадите целый и законченный фрагмент.

По связанному с этим вопросу: если вы работаете в писательской мастерской, не позволяйте людям критиковать ваш роман по главе за раз. Никто не может правильно судить о книге по фрагменту, извлеченному из нее наугад, и вы получите всевозможные бессмысленные советы: «Эта часть кажется неуместной». «Ну, нет, вообще-то, через сто страниц это очень важно…»

Из пятидесяти оставшихся потенциальных писателей половина никогда ничего не закончит — в процессе осталось только двадцать пять...
"Простой" гайд от мэтра научной фантастики: «Как стать писателем». ОСТОРОЖНО — ЛОНГ.

Правило третье: вы должны воздержаться от переписывания, за исключением требования редактора

Из-за этого у Хайнлайна возникли проблемы с учителями писательского мастерства.

Возможно, более подходящей была бы формулировка: «Не пытайся бесконечно возиться со своей историей». Вы можете бесконечно изменять, корректировать и полировать. Есть старая поговорка, что истории никогда не заканчиваются, их можно только забросить — научитесь отказываться от своих.

И хотя многие новички в это не верят, Хайнлайн прав: если ваша история близка к публикации, редакторы скажут вам, что вам нужно сделать, чтобы ее можно было продать.

Некоторые небольшие журналы делают это подробно, но вы также получите советы от Analog, Asimov's и The Magazine of Fantasy & Science Fiction.

Из наших оставшихся двадцати пяти писателей двенадцать будут играть бесконечно, и теперь они выбыли из игры. Еще двенадцать, наконец, объявят произведение готовым...

Правило четвертое: вы должны продать свой текст

Это самое сложное правило для новичков.

Вы не можете просто заявить о себе как о профессиональном писателе. Скорее, это титул, который вам должны дать те, кто готов платить деньги за ваши слова. Пока вы на самом деле не покажете свою работу редактору, вы можете жить фантазией о том, что вы ничем не хуже Гая Гавриэля Кея или Уильяма Гибсона. Но для большинства людей очень сложно понять, имеет ли эта фантазия какое-либо обоснование.

Я знаю одного канадского писателя-претендента, которому удалось задержать рассылку своего рассказа на два года, потому что, по его словам, у него не было никаких американских марок для конверта с адресом и маркой. И это несмотря на то, что он знал десятки людей, которые регулярно ездили в Штаты и могли получить для него марки, и несмотря на то, что он мог сам проехать через границу и забрать марки.

Нет, ему не хватало не штампов, а позвоночника.

Он боялся узнать, продавалась ли его проза. Не будьте трусом: разошлите свою историю.

Из оставшихся двенадцати авторов половина никогда так и не решится подать заявку, осталось только шесть...

Правило пятое: вы должны пытаться продать свой текст до тех пор, пока он не будет продан

Это факт: работы все время заворачивают.

Почти наверняка ваша первая заявка будет отклонена.

Не позвольте этому останавить вас. В настоящее время у меня в файлах 142 заявления об отказе; у каждого профессионального писателя, которого я знаю, есть их стопки (плодовитый канадский писатель ужасов Эдо ван Белком делает отличную лекцию на конвенциях научной фантастики под названием «Процветание на неприятии», в которой он зачитывает отрывки из многих отказов, которые он получил за долгие годы).

Если в записке об отказе содержится совет, который вы считаете правильным, пересмотрите историю и отправьте ее снова. Если нет, то просто повторите манёвр: отправьте ее по почте, отправив на другой рынок. Держись! Не сдавайся. Мой собственный рекорд по максимальному количеству поданных перед продажей рассказа — восемнадцать, но история в конечном итоге нашла хорошее применение.

(И через несколько дней я снова продал его в антологию, предназначенную только для перепечатки; первая публикация статьи открывает совершенно новые рынки.)

Если ваш текст завернули, отправьте его в другое издательство в тот же день.

Тем не менее, из наших шести оставшихся авторов трое будут настолько обескуражены этим первым отказом, что бросят писать навсегда. Но еще трое будут продолжать...

Правило шестое: начинайте работать над чем-то еще

Это мое собственное правило (Robert J. Sawyer).

Я видел, как слишком много начинающих писателей годами трудились над одним рассказом или романом. Как только вы закончите одно произведение, переходите к другому. Не ждите, пока первая история вернется от редактора, которому вы ее отправили; приступайте к работе над своим следующим проектом. (И если вы обнаружите, что испытываете писательский кризис в своем текущем проекте, начните писать что-то новое - настоящий писатель всегда может что-то написать.) Вы должны создать объем работ, чтобы считать себя настоящим профессионалом.

Из нашей первоначальной сотни подражателей только один или двое будут следовать всем шести правилам. Вопрос в том, станете ли вы одним из них? Я надеюсь на это, потому что если у вас есть хотя бы немного таланта и если вы будете жить по этим шести правилам, у вас все получится.
3.6K3.6K показов
834834 открытия
22 репоста
12 комментариев

Ну понятно же, что из Донцовой, с ее детективчиками дешевыми, писатель никакущий.На мой скромный(нет) взгляд, важнее всего, чтобы писателя читали. Сильно сложнее потом найти того кто её прочтёт. Нет ли тут противоречий? Донцову, при всей её всратости, читает довольно большое количество людей.
Более девяноста процентов всей научной фантастики — это хлам.Сильное заявление. И, довольно глупое, на мой взгляд. Если тебе что-то не нравится, то не значит что это хлам.
При тридцати тысячах новых названий, выходящих ежегодно, трудно вспомнить даже бестселлеры пяти или десятилетней давности.10 лет назад у Уотса вышла Эхопраксия, например. У Джеймса Корри книги выходили не так давно. Тот кто интересуется, вспомнит больше, я просто мало читаю, в последнее время.
В общем, некоторые мысли у тебя, довольно странные.
Лонг норм, но текст можно было бы и подсократить, но это так, имхо.

Ответить

Более девяноста процентов всей научной фантастики — это хлам.Сильное заявление. И, довольно глупое, на мой взгляд. Если тебе что-то не нравится, то не значит что это хлам.Буквально "Откровение Старджона": «90 процентов чего угодно — ерунда».

Ответить

1) как вы делаете цитаты? не могу найти кнопку)
2) "Нет ли тут противоречий? Донцову, при всей её всратости, читает довольно большое количество людей."

Конечно - противоречие намеренно и я говорю о том, что не надо вешать ярлыки. У Донцовой есть все чтобы называться писателем, тиражи, деньги и читатель (да и талант у неё есть). Я намерено с сарказмом пишу про Донцову, это популярное про нее мнение: мол ну какая Донцова, то ли дело Байрон/Достоевский/Толстой/etc... А далее идет мое мнение: для меня важнее, чтобы мои писательские потуги прочли, нежели получить за это деньги или увидеть свои буквы на бумаге (хотя, конечно, будет приятно).
Правильного ответа на эти вопросы, думается мне, нет.
3) "Сильное заявление. И, довольно глупое, на мой взгляд. Если тебе что-то не нравится, то не значит что это хлам."

Возможно я не четко разделил, но это уже не мои слова, хотя и согласен с ними, отчасти. В литературе, а в особенности в фантастике, хлама довольно много. Но и ваша правда есть, что хлам для меня (или в даном случае для Хайнлайна), вполне заслуженно может считаться шедевром для другого человека. У каждого произведения есть свой читатель.
4) "В общем, некоторые мысли у тебя, довольно странные."

После слов "Из эссе Р. Хайнлайна" собственно идет цитата из его эссе, без моих дополнений, мое в лонге только предисловие. И тут стоит понимать, что: а) Хайнлайн жил в 1907-1988. б) Думается мне, что он и вправду принижает заслуги коллег. Но мысль его в том, что уровня 1984 и Фаренгейта, едва ли выходило что то столь же значимое. В том числе и у Хайнлайна.
5) "Лонг норм, но текст можно было бы и подсократить, но это так, имхо."

Спасибо!

Ответить

Если сокращать текст, то это не будет похоже на писательский. Они ведь любят графоманить

Ответить

Спасибо за статью, было интересно)

Ответить

Пожалуйста)

Ответить

Отличный текст, спасибо большое.

Ответить