Кикимора оказалась не так проста, как я думал
Продолжаю писать свой роман и одновременно разбираться в старо-славянской мифологии. По моей задумке в третьей главе героям предстоит преодолеть болотные топи, где свою роль должна будет сыграть кикимора. Не хотелось делать её клишированной. И я понял, что застрял. Потому что первое, что приходит в голову — это зеленоватая старуха на болоте, верно? Ну, или паукообразная тварь из «Ведьмака», тоже болотная.
Поэтому решил покопаться в источниках, чтобы понять, что с ней делать. Час изучения фольклора превратился в три, три в пять, и выяснилось, что кикимора — это персонаж гораздо более противоречивый и запутанный (перечитывая, понял, что тут у меня получился каламбур 😁), чем казалось. Про болото. Да, мы все привыкли к «кикиморе болотной». Но вот незадача: в настоящем славянском фольклоре это существо почти всегда домашнее. Живет за печкой, как домовой (в некоторых верованиях даже является женой домового). А все эти болота — в основном придумка советских мультфильмов и «Ведьмака», где авторы, видимо, не особо заморачивались с этнографией, или как раз решили полностью переосмыслить этого персонажа.
Но раз уж болотная кикимора так прижилась, то почему бы все равно не использовать это? Вопрос в только том, как сделать ее не банальной. Поэтому я решил выделить основные «свойства» древне-славянской кикиморы. Она прядет. На Русском Севере считалось, что кикимора прядет не просто нитки — она прядет судьбы всех обитателей дома. Молодая красавица с косой до пояса, которая существует одну неделю в году (на Святки) и управляет нитями жизни. Прямая параллель с греческими мойрами. А в центральной России та же кикимора — уже крошечная старуха размером с наперсток, которая прядет «наотмашь». То есть все делает наоборот. Путает нити, жжет кудель, превращает пряжу в комок. Есть даже пословица: «От кикиморы рубахи не дождешься» Две совершенно разные версии. И обе — про прядение, про нити. Она отвечает на вопросы. Также мне попались записи, где говорилось, что в деревнях XVIII-XIX веков люди собирались «вопрошать» кикимору. Она отвечала через стук по половицам. Это было целое развлечение: вся деревня приходила посмотреть. Кикимора могла выстукивать песни, подсчитывать людей (правда, только до трех), и крестьяне оставляли ей подарки — яйца, мед, пироги. И здесь она снова не злобный монстр, а настоящий деревенский оракул-перкуссионист. Она когда-то была богиней. Еще я вычитал, что на Русском Севере кикимору также называли «Мокуша» или «Мокоша», что весьма созвучно с одной из главных славянских богинь, покровительниц прядения и женской магии. Затем нагрянувшая христианизация превратила богиню в демона, пряху судеб и в домашнего вредителя. Но память осталась в образе: прядение, женские ремесла, власть над нитями жизни. Прямо настоящая история культурного падения: от божества до «нечисти». Что же мне с этим всем делать? В романе она должна появиться, как препятствие на пути героев — и вот эти находки помогли мне понять, как с ней работать. Чтобы кикимора не вышла типичным монстром, я решил смешать некоторые перечисленные выше ипостаси. У меня она будет болотная, потому что этот образ всем знаком и работает для атмосферы. Но также будут присутствовать элементы прядения, путания нитей. В итоге получилась не просто старуха с болота, а существо, которое вплетается в судьбы, запутывает пути. Буквально и метафорически. Не просто «злобная тварь», а нечто более многослойное. С отголосками древнего, забытого, с функцией, которая когда-то имела смысл. Осталось только дописать эту главу 😅 Вот, собственно, чем я хотел поделиться. Понимаю, что для тех, кто «в теме» этот материал будет мало информативен. Возможно я где-то даже лажанул и нашел неверную информацию. Но в любом случае для меня это было весьма увлекательное путешествие. Это, наверное, самое интересное в работе с мифологией — находить слои, которые лежат под привычными образами. Вот так роешься в этнографии, а там вдруг богиня, превращенная в демона. Или домовой дух, который когда-то был оракулом становится болотной тварью. Чудеса, да и только! Буду копать дальше :)