Кикимора оказалась не так проста, как я думал

Продолжаю писать свой роман и одновременно разбираться в старо-славянской мифологии. По моей задумке в третьей главе героям предстоит преодолеть болотные топи, где свою роль должна будет сыграть кикимора. Не хотелось делать её клишированной. И я понял, что застрял. Потому что первое, что приходит в голову — это зеленоватая старуха на болоте, верно? Ну, или паукообразная тварь из «Ведьмака», тоже болотная.

Кикимора. Иллюстрация Михала Невяры к бестиарию книги А. Сапковского «Перекресток воронов»
Кикимора. Иллюстрация Михала Невяры к бестиарию книги А. Сапковского «Перекресток воронов»

Поэтому решил покопаться в источниках, чтобы понять, что с ней делать. Час изучения фольклора превратился в три, три в пять, и выяснилось, что кикимора — это персонаж гораздо более противоречивый и запутанный (перечитывая, понял, что тут у меня получился каламбур 😁), чем казалось. Про болото. Да, мы все привыкли к «кикиморе болотной». Но вот незадача: в настоящем славянском фольклоре это существо почти всегда домашнее. Живет за печкой, как домовой (в некоторых верованиях даже является женой домового). А все эти болота — в основном придумка советских мультфильмов и «Ведьмака», где авторы, видимо, не особо заморачивались с этнографией, или как раз решили полностью переосмыслить этого персонажа.

Иллюстрация И.Я. Билибина «Кикимора» из книги «Всеобщая мифология» (1934)
Иллюстрация И.Я. Билибина «Кикимора» из книги «Всеобщая мифология» (1934)

Но раз уж болотная кикимора так прижилась, то почему бы все равно не использовать это? Вопрос в только том, как сделать ее не банальной. Поэтому я решил выделить основные «свойства» древне-славянской кикиморы. Она прядет. На Русском Севере считалось, что кикимора прядет не просто нитки — она прядет судьбы всех обитателей дома. Молодая красавица с косой до пояса, которая существует одну неделю в году (на Святки) и управляет нитями жизни. Прямая параллель с греческими мойрами. А в центральной России та же кикимора — уже крошечная старуха размером с наперсток, которая прядет «наотмашь». То есть все делает наоборот. Путает нити, жжет кудель, превращает пряжу в комок. Есть даже пословица: «От кикиморы рубахи не дождешься» Две совершенно разные версии. И обе — про прядение, про нити. Она отвечает на вопросы. Также мне попались записи, где говорилось, что в деревнях XVIII-XIX веков люди собирались «вопрошать» кикимору. Она отвечала через стук по половицам. Это было целое развлечение: вся деревня приходила посмотреть. Кикимора могла выстукивать песни, подсчитывать людей (правда, только до трех), и крестьяне оставляли ей подарки — яйца, мед, пироги. И здесь она снова не злобный монстр, а настоящий деревенский оракул-перкуссионист. Она когда-то была богиней. Еще я вычитал, что на Русском Севере кикимору также называли «Мокуша» или «Мокоша», что весьма созвучно с одной из главных славянских богинь, покровительниц прядения и женской магии. Затем нагрянувшая христианизация превратила богиню в демона, пряху судеб и в домашнего вредителя. Но память осталась в образе: прядение, женские ремесла, власть над нитями жизни. Прямо настоящая история культурного падения: от божества до «нечисти». Что же мне с этим всем делать? В романе она должна появиться, как препятствие на пути героев — и вот эти находки помогли мне понять, как с ней работать. Чтобы кикимора не вышла типичным монстром, я решил смешать некоторые перечисленные выше ипостаси. У меня она будет болотная, потому что этот образ всем знаком и работает для атмосферы. Но также будут присутствовать элементы прядения, путания нитей. В итоге получилась не просто старуха с болота, а существо, которое вплетается в судьбы, запутывает пути. Буквально и метафорически. Не просто «злобная тварь», а нечто более многослойное. С отголосками древнего, забытого, с функцией, которая когда-то имела смысл. Осталось только дописать эту главу 😅 Вот, собственно, чем я хотел поделиться. Понимаю, что для тех, кто «в теме» этот материал будет мало информативен. Возможно я где-то даже лажанул и нашел неверную информацию. Но в любом случае для меня это было весьма увлекательное путешествие. Это, наверное, самое интересное в работе с мифологией — находить слои, которые лежат под привычными образами. Вот так роешься в этнографии, а там вдруг богиня, превращенная в демона. Или домовой дух, который когда-то был оракулом становится болотной тварью. Чудеса, да и только! Буду копать дальше :)

5
3
8 комментариев