Как самоучке научиться рисовать как профессионал

Я уверен, что изобразительное искусство одно из сложнейших умений, которое может развить в себе человек. Передавать реальность на холст требует понимания как самых основ миростроения, так и самых её скрытых частей.

Чтобы научиться передавать реальность или что-то близкое к реальности, каждому художнику требуется пройти свой долгий путь, кто-то проходит его чуть быстрее, кто-то чуть дольше, но факт остаётся фактом, чтобы достичь уровня художественного мастерства людям приходится учиться буквально всю жизнь.

Рисую я 3.5 года и за это время я нарисовал 902 работы, считая стадики, наброски и т.д. и за это время я достиг около среднего уровня и всё ещё являюсь начинающим художником. Поэтому советы, которые я перечислю ниже будут скорее для меня самого, но год назад.

Статистика за 3.5 года по количеству рисунков
Статистика за 3.5 года по количеству рисунков

Мои работы можно просмотреть на artstation и в моей группе во вконтакте:

Первое правило самообразования

Никогда не зазнавайся. Рано или поздно труды художника всегда вознаграждаются, будучи неумёхой — у вас когда-нибудь получится нарисовать красивый рисунок и это будет настоящей проверкой на прочность. Одна из сложностей самообразования в том, что некому дать тебе по башке, когда ты сочтёшь, что всему научился.

Я около года рисовал портреты по плечи, был счастлив и считал, что я крут. Как только нужно было нарисовать что-то другое нежели лицо, то тут я отворачивался и говорил, что делать я этого не собираюсь.

Артур Морган. Рисунок 2018го года, спустя какое-то мизерное время после прохождения.
Артур Морган. Рисунок 2018го года, спустя какое-то мизерное время после прохождения.

Да, эта та самая зона комфорта и я скажу банальное: надо из неё себя выводить как можно чаще, иначе прогресса не будет.

«Рисуй каждый день!», стоит ли? (и как это делать)

Один из способов прокачки — рисовать каждый день!

Как видно по статистике, что я показал выше, раньше я рисовал реже. В 2017-2018 годах я занимался этим скорее как хобби, рисовал портреты и делал миллион перерисовок толком не создавая чего-то своего. В 2019 году я понял, что я хочу стать крутым художником, но всё ещё оценивал эту деятельность как возможно дополнительный способ заработка к основному.

В 2020 я понял, что я не хочу заниматься ничем, кроме как малевать стилусом по планшету и именно в 2020 году я поставил себе цель рисовать каждый день.

Статистика по месяцам 2020
Статистика по месяцам 2020

Вначале было сложно, как бы я не любил рисовать, иногда хочется просто посидеть посмотреть фильм или подеградировать над видосами на ютубе. Так что я начал рисовать заранее, рисовал на пару дней вперёд, чтобы когда захотелось отдохнуть — я мог бы себе это позволить.

Но весной начался кризис (как экономический так и моральный) и исправил я его при помощи статистики.

Мой метод заставить себя работать

Как можно было заметить, я обожаю цифры, статистику и графики. Я в какой-то момент начал подписывать к папкам с рисунками цифры с количеством этих самых рисунков за месяц, это придавало мотивации к ежедневному рисованию, я понял это и решил развить эту тему. В итоге я создал эксель документ с подробной статистикой по моим рисункам за 3.5 года.

С визуальной статистикой гораздо проще видеть свою лень, я мог посмотреть в каком месяце больше всего пинал свой болт и это, как ни странно, вызывало у меня чувство стыда. Смотря на скриншот выше, можно понять в каком месяце я начал вести подробную статистику, да, это июль. После июля я начал идти наперёд, так как понял, что я пропинал апрель, май и июнь.

Так стоило ли?

Определённо стоило, сейчас, в феврале 2021, я отказался от статистики и каких-либо других мотиваторов рисовать. Сейчас февраль, а по плану я уже в марте. Пинать самого себя уже не требуется, за год у меня выработалась привычка рисовать ежедневно и это стало суточной нормой. Теперь я работаю лишь над длительностью своих тренировочных работ и их осознанностью.

А про мои осознания какой я лох вообще молчу, ибо рисуя каждый день ты хочешь не хочешь находишь свои слабые стороны, а у меня их в начале года было не мало и вот так весь год я делал их сильнее.

Портрет. Разница ровно год (01.2020 - 01.2021)
Портрет. Разница ровно год (01.2020 - 01.2021)

Но изменения художника не всегда заметны на его картинах, хоть и видна разница качества в портрете, что я показал выше, но своим главным достижением я считаю получение возможности создать собственное виденье. Мудро-пудро написал, в общем теперь я могу создать своего персонажа, который будет меня устраивать в плане реализма, создать реалистичный пейзаж, которого нет в природе и так далее.

На мой взгляд это отличает профессионала от любителя, профессионал использует знания накопленные за несколько лет, чтобы создавать свою реальность, а не копировать чужую.

"The God" April 2020
"The God" April 2020

В интернете легко найти десятки рисунков срисованных с фотографий, много людей (в том числе и я это делал) занимаются тем, что просто берут понравившуюся фотографию и перерисовывают её. Это не плохо и не хорошо, но профессионала это из вас не сделает.

В этом и есть главная сложность рисования, с помощью референсов, знаний и опыта, художник должен воссоздать реальность. Когда художник достигает планки знаний и опыта он становится действительно свободным.

Как учиться то?

Я выделяю шесть фундаментальных вещей в рисовании:

  • История
  • Композиция
  • Построение\Формы
  • Тон
  • Свет
  • Цвет

Я самоучка, поэтому для меня их именно шесть и в них подкатегории, типа в Построение\Формы я засовываю анатомию, потому что для меня анатомия это набор простых форм, также я туда засовываю перспективу, потому что построение и перспектива это неотделимые понятия и т.д.

Я стараюсь рисовать так, чтобы каждый этот пункт с каждой новой полноценкой становился сильнее, причём желательно чтобы они шли параллельно друг-другу. К примеру я разберу собственный рисунок, на нём изображена неуверенная девушка солдат низкого ранга:

Я предлагаю Вам посмотреть на рисунок и предположить где в нём самые слабые стороны (по списку из шести фундаментальных вещей), а где сильные, потом уже прочитать моё мнение.

В этой работе я действительно доволен материалами, смотря на одежду лично мне понятно где какой материал, но рисунок просел в истории, для концепт-арта это неправильно, на рисунке изображена хрупкая девушка солдат низкого ранга. Задумавшись, внимательный зритель заметит, что у неё есть меч. «Меч? У простого солдата?» — вот этого я и не учёл, как говорится плохо изучил предметную область.

Построение — наплечник на левой руке так бы никогда не висел, он должен быть завёрнут.

Свет — странные тени по краям на одежде, художник (я) явно не понимал как это работает.

Анатомия — проблема даже скорее не в ней, а в том, как лежит одежда. Её правая рука немного загнута, но на рисунке этого не видно из-за того, что одежда на руке не прогнулась.

Поза — это подкатегория истории. Я спрашивал у более старших коллег и некоторых из них сказали, что поза даёт понять о неуверенности девушки как солдата, а некоторые сказали, что поза вообще непонятная и никуда не годиться. Я скорее соглашусь со вторыми, потому что над позой я корпел меньше всего и действительно не учёл, что это одна из важнейших частей рисунка.

В общем и целом, остальные моменты сделаны либо на среднем, либо на «сойдёт» уровне, так что работу вполне можно считать успешной, но это не значит, что нужно забывать про минусы и плюсы.

И зачем это?

Зачем я вообще это рассказываю, после каждой полноценки стоит проводить разбор и отдавать работу на фидбек более крутым художникам. Задача: найти слабые стороны и улучшить их.

Именно после этого рисунка я начал изучать позу и подробнее думать о персонаже во время скетча. Если ты самоучка, то тебе придётся учиться на своих ошибках и если об ошибках не задумываться, то художник так и останется на низком уровне.

А как тренировать?

Всё просто — стадики. Те самые перерисовки фотографий, которые я хейтил выше. Ладно, это немного разные вещи. Стадики — это тренировочные работы, цель таких работ улучшить конкретное умение.

Стадик на цвет. Кадр из фильма "Леон"
Стадик на цвет. Кадр из фильма "Леон"

Пример:

Художник понимает, что у него есть пробел в знаниях анатомии торса, он выбирает одну фотографию с которой будет срисовывать и собирает десятки вспомогательных фотографий, будь-то расположение мышц, обрубовка или разбор скелета.

Срисовывая со стадика художник анализирует каждую срисовываемую часть. Если они рисует грудную мышцу, он должен понять, как это мышца выглядит с разных ракурсов, должен понять её форму, должен понять куда она идёт и как устроена — тут и приходит на помощь вспомогательный материал на который художник просто посмотрит и проанализирует, а если не лень, то быстро зарисует.

Дополнительные источники образования

Если художник метит в геймдев на позицию концепт-артиста, то ему явно надо нагнать базу. Для того, чтобы понять как работает концептер есть курсы… и некоторые из них есть на всеми известных сайтах в бесплатном варианте. Также есть статьи и видео на ютубе. Постаравшись всегда можно найти абсолютно бесплатный материал.

Ниже я порекомендую каналы, которые помогли лично мне:

  • CG SPEAK (А если быть точнее их интервью с крутанами, на которых иногда проходят абсолютно бесплатные лекции)
  • Александр Рыжкин (Объяснение анатомии до кончиков пальцев левой ноги)
  • Школа Рожкова. Цифровое Рисование (Замечательные короткие и длинные видео, которые дают понимание темы)
  • Также советую смотреть записи стримов крутанов, которые рисуют не в формате спидпеинта. Так можно подробнейше разобрать пайплайн художника. Например заброшенный канал Игоря Сида помог мне в своё время как раз в пайплайне.
  • Artcraft CG School (Бесплатные подробные лекции с основами)
  • Nikolai Lockertsen (Спидпеинты и лайвы)
  • Vera Velichko (Наверное всё, что надо знать художнику в формате стримов. Начиная от казуальных фонов, кончая реалистичными иллюстрациями
  • moderndayjames (Качественные и интересные уроки на английском в 15-ти минутном формате)
  • Marco Bucci (Ещё один канал на английском с теорией)

Заключение

Умение рисовать развивается только когда художник постоянно думает, думает о том, что в рисунке не так, думает у кого бы попросить фидбек, почему тень падает с этой стороны, почему рефлекс отдаётся с этой и откуда вообще у солдата меч. Именно желание искать свои слабые стороны и делать их сильными — и даёт самоучке тот толчок к развитию, которого нет у многих людей, которые занимаются с преподавателями. Потому что человек зажжённый делом — всегда найдёт способ стать лучше.

Развивайтесь и спасибо за прочтение!

3434 показа
24K24K открытий
11 репост
34 комментария

изобразительное искусство одно из сложнейших умений, которое может развить в себе человек. Передавать реальность на холст требует понимания как самых основ миростроения, так и самых её скрытых частейНет

Ответить

Во-во.
Квантовая механика: я что шутка для тебя? 

Ответить

Тоже не пойму зачем "передавать реальность".
Когда можно придумывать свою реальность с орками и грудастыми эльфками.

Ответить

Мои-картинки-уже-не выглядят-как-полное-говно-и-я-решил-написать-что-все-кто-учится-но-рисуют-не-так-хорошо-тупые-ленивые-пидорасы-пост

Ответить

Я решил написать статью, которая помогла бы лично мне в тот момент, когда мои картинки выглядели как полное говно :)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Это все настолько индивидуально, что оценить срок как учебу в вузе невозможно. Посмотри на moderndayjames - чел учился на врача, потом тупо на 2 года закрылся дома качать навык и уже сейчас сам преподает в крутой школе. Сильно меньше десяти лет у него вышло в итоге. А так, конечно, для большинства это путь непростой. Я вот по причине холодильника и большого желания свалить с моей текущей работы решил сначала заняться 3D как смежной деятельностью, а рисование оставить для хобби, которое глядишь когда-нибудь во что-то серьезное перерастет.

Ответить