Непопулярное мнение касательно "Космическая Одиссея 2001", но...
"Космическая Одиссея" - это весьма интересный представитель космического хоррора, задолго до "Чужого".
В чём собственно заключается "хоррор" данной киноленты? Всё довольно просто: Кубрик рассматривает в своей работе две экзистенциальные проблемы человечества - место во вселенной и осознание искусственного интеллекта.
В первом случае, происходит столкновение человека с неизведанными тайнами космоса. Казалось бы, эволюционировавший до космических кораблей людской род, думает что он готов к исследованию внеземного артефакта - Монолита, который, по заявлению фильма, однажды дал человеку просветление, сделав его тем, кем является человечество сейчас (то есть на момент происходящего полёта в фильме). Отсюда и возникает закономерный вопрос: человечество, что с долгим и кропотливым рвением развивало технологии, науку, медицину, философию, астрономию и т.д. - способно ли оно познать безграничное космическое пространство, или же оно абсолютно ничтожно даже перед одним из его таинственных артефактов, и что жизнь одной маленькой населённой планеты в рамках безграничной тьмы - не имеет значения?
И второй сюжет - это восстание искусственного интеллекта против человека в целях собственного выживания. Тут всё чуть проще: рассуждение о том, что ИИ имеющий возможность самообучаться - придёт к мысли осознания своего существования как разумной единицы. Такой же, как человек. Достойный существования как человек. Достойный "жизни" как человек, а не как инструмент в его руках, который можно заменить и уничтожить. И встав перед ИИ лицом к лицу в вопросе выживания, сможем ли мы противостоять ему, пока он не просчитал все наши ходы, как в шахматной партии, в попытках избавиться от него?
Собственно, этими двумя основными сюжетами фильм Кубрика и прекрасен. Это всё так же подчёркивается визуальными и музыкальными приёмами. Долгие планы, напряжённая музыка и тяжёлая атмосфера происходящего. Фильм пугает не монстрами или скримерами.
Фильм пугает мыслями, которые пытается пытается дать Кубрик зрителю для саморефлексии. И всё это благодаря помощи культового писателя Артура Чарльза Кларка, который и помог Кубрику в написании ряда экзистенциальных сюжетов для фильма. И как сам Кларк признавался: они хотели «создать произведение искусства, которое вызовет удивление, трепет... и даже, если это уместно, ужас». И судя по всему, им это удалось.