Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Сегодня мы вновь возвращаемся с нашим ежегодным рейтингом, в котором посмотрим на то как на основе статистики зрителей и числа призовых показали себя крупнейшие киберспортивные дисциплины в прошлом году.

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Мы оценили 50 игр и составили рейтинг лучших из них. Кто же будет первым? League of legends? Dota 2? Counter-Strike 2? А может вообще Mobile Legends: Bang Bang?

Видео-версия

В прошлом году мобильная Лига Легенд с подзаголовком Wild Rift полноценно дебютировала в киберспорте и в начале показала не великие, но и не отвратительные цифры. Турниры смотрело в среднем по 8 тысяч человек, а в пике их число могло доходить до 30 тысяч. И тогда мы поставили её на 31 место в нашем рейтинге. В этом же году она провалилась до 45 места и теперь её смотрят только по 2 тысячи человек с 7,5 тысячами в пике. Во многом это произошло из-за закрытия большинства турниров от издателя и потере интереса к поддержке проекта. И чтобы отследить подобные изменения мы и составляем наш ежегодный рейтинг киберспортивных дисциплин на основе данных о призовых и цифрах зрителей. И сегодня я рад представить вам рейтинг на основе данных 2023 года. Узнаем кто вырос, кто просел, ну и кто просто лучший!

Как и до этого, мы собрали данные по 50 киберспортивным играм с самыми большими призовыми фондами. И далее на основе трёх показателей, призовых, средних постоянных зрителей и средних пиковых зрителей на 6 самых крупных турниров выдаём игре оценку, опираясь на её место в зачёте каждого из показателей, а также разнице в значении между ней и предыдущей игрой по данному показателю.

Но хватит скучных цифр, давайте перейдём к делу, и поговорим о том, кто где расположился. Нижние 25 место мы опустим и поговорим о них кратко. Ну а более подробный рассказ мы начнём с 25 места этого года, с первой игры условно локального уровня в нашем рейтинге.

25 – Tekken

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

И начнём мы с файтингов, и поговорим об игре, которая наконец смогла войти в рейтинг в преддверии выхода следующей части. Здесь у нас турниры по Tekken, которые получили неплохой рост по числам зрителей. В пике выросли на 27 тысяч и набрали почти 100 тысяч максимальных зрителей. Но самое главное тут произошло с призовыми. С минимальных 200 тысяч игра поднялась до 1,3 миллионов долларов, и вероятно именно этот рост призовых поднял и популярность самих турниров по ней и поднял её до открывающего рейтинг места. Спасибо Шейхам с их турниром Gamers8, о которых мы ещё поговорим.

24 - Super Smash Bros

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Ну а чуть выше у нас ещё один файтинг. Более нестандартный, часто называемый броулером, но всё же файтинг. И у Супер Смэша дела стали идти похуже. Призовые упали на 300 тысяч. Пиковое число зрителей также упало. Только постоянных зрителей осталось столько же. Во многом турниры по игре представляют из себя огромное множество мелких соревнований, а не одно крупное мероприятие. Так что тут и некого обвинить. Просто сообщество стало менее активным. Что и логично что последняя часть уже не такая новая, и постепенно теряет популярность у масс. Хотя с такими цифрами просмотров игра заслуживает намного больших вложенных денег. Но опустившись на 3 строчки Смэш ещё остаётся в рейтинге.

23 – Brawl Stars

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Но падение произошло и в некоторых мобильных играх. Киберспорт в Brawl Stars многими и не воспринимается серьезно, но на турнирах также разыграли 2 миллиона, а смотрело на всё это неплохие постоянные 50 тысяч и всего в пике собралось порядка 76 тысяч. Это неплохие цифры. Но, к сожалению, они стали заметно хуже чем в прошлом году. До этого в пике было порядка 107 тысяч и это падение в 31 тысячу пиковых зрителей, в купе с уменьшением и постоянной аудитории, опустило игру на 4 позиции. Особых явных причин изменения тут нет. Просто постепенно игра теряет популярность. Она имеет достаточно большую фанатскую базу именно игроков, но вот киберспорт в ней далеко не настолько велик.

22 – Pokemon

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

А вот тут у нас первое большое удивление. В прошлом году киберспорт по Покемонам был на 33 месте. Очень и очень далеко от чего-то достойного упоминания. Но здесь издатель решил провести достаточно большой турнир по сразу нескольким играм серии Покемон, увеличил в два раза призовые до суммарных 2 миллионов, и народ и зрители подтянулись. Двойной рост числа как постоянных зрителей турниров, так и пиковых. Теперь регулярно турниры смотрело по 32 тысячи, а на самые популярные матчи собиралось порядка 86 тысяч. Очень неплохие цифры, которые показали как силу бренда, так и интерес людей к соревнованиям в играх по нему. Конечно, тут в дело вмешалась и новая часть серии, но и приняли её игроки прохладно, и соревнования были по нескольким играм серии. Так что дело не только в хайпе по новой игре. Просто видимо у неё и правда есть свои фанаты.

21 – Halo

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Ну а чуть выше у нас расположились турниры по Halo. Традиционно популярные только в Америке турниры продолжили стагнацию. Призовых стало почти на треть меньше, но вот зрителей это не потревожило. Их число даже выросли на небольшие 3 тысячи в обоих показателях и достигло почти 50 тысяч постоянных зрителях на турнирах по Хало. Основной хайп от выхода Halo Infinite уже прошёл, игру перестали полноценно поддерживать, и как игра она стала массово терять игроков. Но вот турнирная лига со многими известными клубами, которую запустили выходу игры, всё ещё имеет какую-то популярность. Из-за падений призовых игра опустилась на одну строчку в рейтинге, но по большому счёту для игры с настолько тяжёлым настоящим, данные показатели у киберспорта даже воспринимаются как относительный успех.

20 – Battlegroungs Mobile india

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Особая Индийская версия PUBG Mobile снова попала в наш рейтинг, и снова с очень неплохими цифрами. Конечно логично, что страна с самым большим населением в мире способна вытянуть своими цифрами просмотров дисциплину и в одиночку, но всё равно интересно как региональная версия игры продолжает жить. Призовых в этот раз стало чуть больше, они даже превысили 1 миллион. Но вот по зрителям есть большая просадка. Пиковое число зрителей упало с 250 тысяч до 180 и это вполне себе значимое падение. Постоянные зрители также упали, но уже не так существенно. Я не так знаком со спецификой игры, так не скажу с чем конкретно это может быть связано. Но всего миллиона призовых, конечно, такие цифры не заслуживают и в нормальных странах с таким уровнем внимания дисциплина должна была бы быть выше. Но народ Индии не самый платёжеспособный, и поэтому и денег тут разыгрывают не так много. По итогу игра упала на 3 позиции до 20 места. Не совсем плохо, но негативный тренд тут налицо.

19 – Teamfight Tactics

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

На удивление стойко продолжает держаться в топе и вариации Auto Chess от разработчиков из Riot games. Их Teamfight tactics только укрепил свои позиции и поднялся на 3 места вверх. Дело тут и в почти миллионе добавленных призовых, чья сумма в итоге достигла 2,5 миллионов долларов. И в поднявшемся вместе с ними интересе игроков. В среднем в пике трансляции самых важных матчей набирали 100 тысяч зрителей, что много лучше прошлогодних 70. Постоянных зрителей также стало поболее. С 30 тысяч их число выросло до 47. Внешне, кажется, что игра постепенно теряет популярность, о ней идёт меньше новостей, но вот киберспорт в ней, по крайней мере за прошлый год, испытал очень неплохой прилив популярности. Показывая при этом отличную сбалансированность отн7осительно цифр призовых и цифр просмотров.

18- Rainbow Six Siege

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

А вот у кого этим балансом и не пахнет, так это у Rainbow Six Siege от Ubisoft. Издатель докинул в турнирах ещё полмиллиона. Догнал суммарный призовой по 10 миллионов. Но со зрителями это не помогло от слова совсем. Гигантское падение по всем показателям. И если 16 потерянных тысяч постоянных зрителей и итоговая цифра в 43 ещё выглядит неплохо, то вот в пике всё ужасно. 93 тысячи в среднем и падение на 40 тысяч. Вообще по этому показателю игра упала на 7 строчек до 23 места во всём рейтинге. И сравните это с прошлой игрой, где цифры зрителей больше при суммарном призовом фонде в 5 раз меньше. Тактический шутер продолжает из года в год терять популярность. И если база игроков ещё сохраняется большой, то вот людей заинтересованных в киберспорте осталось уже очень мало. Пару лет назад я, наоборот, говорил, что в ней недостаточно денег, есть большой интерес. Но последние 2 года показали, что нет, и рост призовых будто бы только отвадил людей и теперь игра почти никому не нужна. Но рост призовых ещё пока сдерживает падение, и она просела только на 4 строчки. Но я бы сказал, что это уже похоже на приговор и дальше ей путь только вниз.

17 – Street Fighter

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Выход новой части серии Street Fighter безусловно подстегнул интерес к данной дисциплине. Равно как и её включение в список дисциплин уже упомянутого Gamers8. Вместо скромных 136 тысяч, в этом году в игре разыграли 2,1 миллион доллара. Это подъем сразу на 27 мест по данному показателю. Но и интерес зрителей не подкачал и взлетел в небеса для данной дисциплине. Вместо былого пика зрителей в 80 тысяч, теперь мы имеем пик в 180 тысяч. Вместо 30 тысяч постоянных фанатов игры на трансляциях, мы имеем 65 тысяч поклонников. По каждому показателю виден просто невероятный рост. Из подполья игра смогла выйти если и не в высшую лигу, то очень близко к ней. Она снова в центре внимания, и не только в среде фанатов файтингов. С такими цифрами зрителей ей можно было бы дать и больше призовых, но вероятно в следующем году, с падением хайпа от выхода новой игры, цифры могут слегка просесть. Однако мы будем далее очень пристально за ней следить. Такой мощный взлёт заслуживает уважения и интересно что с ней будет дальше. С 26 места игра поднялась до 17. Отличный результат. Более мощных взлётов у нас уже и не будет далее.

16 – Overwatch

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

И последней игрой в условном списке локального уровня у нас стал Overwatch 2. Когда-то тут было всё хорошо, но последние года игра катилась вниз, как в плане базы игроков в саму игру, так и в плане числа фанатов киберспорта в ней. Наполеоновские планы по захвату киберспорта с Overwatch league оказались свёрнуты, а сама лига по итогам прошлого года закрыта. Теперь будущее игры за ESL, но сомневаюсь, что она будет дальше получать какое-то особо мощное развитие в области киберспорта, не считая участия в Чемпионате Мира по Киберспорту от Саудитов и ESL. Если же говорить о цифрах, то призовые остались примерно те же. Число зрителей даже слегка выросло. Со 125 тысяч в пике до 150. Постоянных зрителей также прибавилось на 9 тысяч. В целом это очень неплохие показатели в общем. Но, конечно, ужасные учитывая изначальные амбиции проекта. Интересно что будет с игрой в следующем году, уже без того пиара со стороны разработчика что был вложен в киберспорт. Ну а пока она осталась примерно на том же уровне что и в 2022 году и сохранила своё 16 место.

Теперь же с более средних по своей популярности и размеру дисциплин перейдём к уже большим киберспортивным дисциплинам. Здесь уже и призовые значительно выше чем в предыдущих дисциплинах, и, что даже важнее, намного выше цифры просмотров зрителей. Как постоянных, так и более случайных пиковых.

15 – Free Fire

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

И вот одно из самых больших удивлений в нашем рейтинге. По крайней мере для меня самого. Все года до этого Free Fire очень здоров себя показывал, находился в топах нашего рейтинга, но сейчас с 8 места упал аж на 15. И в минус тут сыграл целый комплекс проблем. Во многом связанный с форматом киберспорта. До этого в дисциплине сыграли два чемпионата мира о 2 миллиона. А сейчас только один и всего с миллионом призовых. Из-за этого суммарные годовые призовые упали в два раза до 3 миллионов. И цифры зрителей просели очень серьезно. Вместо былого среднего пика в пол миллиона, теперь имеем только 200 тысяч. Постоянных зрителей тоже стало во много раз меньше и теперь их всего 66 тысяч, что на 95 тысяч меньше, чем было до этого. Можно долго гадать о причинах этого изменения. Возможно, Латиноамериканская база игроков оказалась слишком неплатёжеспособной, а может у издателя поменялись планы. Но в любом случае на следующий год активности намечены те же, а значит Фри Файр в дисциплины претендующий на высочайшие места в рейтинге вероятно уже никогда не вернётся. И будет болтаться на схожем уровне.

14 – FIFA / EA FC

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Ну а чуть выше ещё одно детище Саудитов. Именно благодаря ним Фифа, а теперь уже EA FC смогла подняться так высоко. Игра, а особенно её Ultimate Team режим очень популярны у богатых шейхов, и они включили её в свой Gamers8. В итоге призовые в игре выросли на 2 миллиона и достигли 5,8 миллионов долларов. Цифры же просмотров у Фифы традиционно не очень высокие. 150 тысяч в среднем в пике, что на 50 тысяч больше, чем было до этого. И около 71 тысячи постоянных зрителей. В целом у нас имеется достаточно сбалансированная система, где все показатели выросли ровно в 1,5 раза. И это очень неплохой показатель для дисциплины. Сама по себе игра как киберспорт обычно показывает себя далеко не так хорошо, как хотелось бы фанатам реального спорта. Популярность самой игры и футбола тут не помогает. Но в этом году она укрепила своё положение на 4 места и вышла в разряд вполне серьезных дисциплин. Я, честно признаюсь, этому удивлён.

13 – CoD Warzone

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

И с ещё одним неожиданным ростом показателей мы встречаем здесь киберспорт в Батл Рояль ответвлении серии Call of Duty с подзаголовком Warzone. Неожиданным в основном из-за того, что до этого киберспорт в ней падал. И падал семимильными шагами. Казалось, что после первого года игры она дальше будет быстро скатываться в никуда. Ну и отсутствие больших лиг по ней также смущало. Но игра продолжает жить и как что-то киберспортивное, хоть и в достаточно свободном формате турниров. Призовых стало почти на миллион больше, и теперь их уже почти 3 миллиона в сумме. Зрители же выросли не так сильно. В пике людей, смотрящих турниры стало вообще даже меньше на 11 тысяч. Что дало цифры в 177 тысяч в среднем. Постоянных же зрителей поприбавилось и постоянными можно 132 тысячи зрителей, что на 14 тысяч больше, чем было до этого. Такой большой процент постоянных зрителей вероятно объясняется тем, что соревнования в игре короткие, и почти все зрители смотрят турнир от начала до конца. Но по итогу мы имеем укрепление на 2 позиции, и хоть и не особый рост, но удержание на былом уровне. Что на фоне прошлого года выглядит вообще как отличный результат.

12 – PUBG Battlegrounds

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

А на одно место выше расположился и один из главных классических представителей жанра Battle Royal, здесь у нас PUBG Battlegrounds. Игра показала хорошую стабильность и осталась на том же месте что и в прошлом году. Но вот внутри неё многое поменялось. Самый заметный негативный признак — это падение в суммарных призовых. Их размер упал с 16 до 7 миллионов. Но во многом это связано не с самой игрой, а с тем, что мы поменяли сайт, на основе которого берём данные о сумме призовых. И из-за этого имевшееся небольшое падение превратилось в такое катастрофическое. Но в нашем рейтинге призовые дают только малый вклад в итоговое место, так что цифры просмотров оставили игру на той же позиции. Но и с ними всё не идеально. Да они выросли на 18 и 9 тысяч для пика и постоянного числа зрителей соответственно, но и сам рост этот не особо существенен. И, что даже важнее, само по себе пиковое число в 154 тысячи выглядит не очень хорошо. Мы уже видели кучу проектов с большим показателем в среднем в пике. Она вообще только 17 в нашем рейтинге. Постоянных же зрителей здесь порядка 80 тысяч, что также меньше, чем у многих соседних дисциплин. И по итогу получается, что всё не очень хорошо, но пока игра ещё держится на своём. Это во многом применимо и с самой игрой. Она тоже находится в каком-то непонятном положении между величием и провалом. И киберспорт в ней точно такой же, ни рыба ни мясо.

11 – Call of Duty

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Необычную прыть в этом году показала Call of Duty. У неё есть своя традиционная фанатская база и обычно цифры в ней не меняются из года в год. Но тут она смогла подняться на 2 позиции. И при том очень интересным способом. Призовые в ней слегка упали с 6 до 5,2 миллионов. Но на позицию это не повлияло в минус из-за роста в числе зрителей. Тут она по обоим показателям выросла на 4 позиции. В среднем пике теперь вместо былых 170 тысяч зрителей имеется целых 260 тысяч. Да и постоянных зрителей также сильно прибавилось. С 84 тысяч до 144 тысяч. Можно сказать, что теперь постоянных зрителей почти столько же, сколько до этого наблюдалось в пике. И мне очень сложно сказать с чем это связано. Да вероятно новая часть серии оказалась более популярной среди фанатов игры, и из-за этого, и в киберспорт пришло больше зрителей. Но тут цифры очень высокие, и похоже, что если раньше игрой интересовались только в Америке, то теперь число людей, следящих за киберспортом в Колде прибавилось по всему миру. И это на удивление неожиданно хороший звоночек для игры, которой казалось уже нельзя, будет ничем помочь для выхода из стагнации

10 – Rocket League

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

И последней игрой в этом разделе у нас станет Rocket League. Футбол на машинах у нас показывает какую-то небывалую стабильность в рейтинге. Четвёртый год подряд игра оказывается на 10 месте рейтинга. Всем бы такую стабильность. В нашем регионе игра совсем не популярна, но в Америке и Европе у неё имеется своя собственная, достаточно большая база игроков, и в отличии от многих других конкурирующих дисциплин, здесь с каждым годом наблюдается развитие. Хотя именно по цифрам этого не скажешь. Большинство из них можно назвать стагнирующими. Призовые остались на уровне 8,5–9 миллионов. Пиковое число зрителей выросло на 30 тысяч до 260 тысяч. А Среднее число игроков наоборот слегка упало до 105 тысяч. В общем и целом, все эти изменения не выглядят какими-то проблемными. Игра остаётся в примерно тех же рамках, что была и до этого. В этом году она полностью переходить под управление турнирным организатором BLAST, и посмотрим, что они сделают с её развитием. Но пока-что дисциплина выглядит достаточно крепкой и не похоже, что её база зрителей куда-то резко исчезнет.

Ну а теперь, с крупных игр мы перейдём к глобальным лидерам индустрии. К 4-ке игр, которые не просто большие, но огромные. Они имеют огромную популярность, о них слышали уже почти все. Но всё же им немного не хватает чтобы зайти на Олимп киберспорта.

9 – Apex Legends

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

По началу стартовавший не очень громко в плане киберспорта, постепенно Apex Legends завоевал свою позицию на профессиональной сцене. И вот и второй год подряд она стоит на 9 месте. И на удивление очень неплохо себя показывает в рамках жанра королевской битвы, хотя пару лет назад такое сложно было предсказать. Однако ситуация в ней схожа с Рокет Лигой. В прошедшем году дисциплины было достаточно много нестабильностей. Призовые в ней упали. Также на 15 тысяч упали и цифры постоянных зрителей. До 150 тысяч. Но зато пиковое значение слегка выросло до 350 тысяч. По итогу мы видим вполне себе крепкое положение дисциплины, но без какого-то мощного развития. Однако это позволяет ей держаться на плаву.

8 – Arena of Valor / Honor of Kings

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

И на позицию выше оказалась мобильная Моба Arena of Valor, также известная как Honor of Kings в своём китайском варианте. И с ней ситуация одновременно и похожая, и другая. Во-первых, большая часть аудитории из-за проблем с Китайской статистикой просмотров оказывается недоступной. Но в общем положение в ней схожее с прошлыми местами и все 3 показателя слегка меняются в плюс или минус, но остаются на том же уровне что были и до этого. Но вот что здесь выделяется, так это призовые. В игре разыгрывают почти 20 миллионов долларов, и с учётом её цифр просмотров на уровне 100 тысяч постоянных зрителей, это не лучший уровень. Кажется, что дисциплину просто закидывают деньгами, и это и обеспечивает ей пиковую популярность в пол миллиона и высокое место в рейтинге. Но без этих денег её положение может стать гораздо хуже. И хоть она и высоко, но я чувствую здесь колоса на глиняных ногах.

7 – Fortnite

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

А вот кто меня удивил в этом году, так это Fortnite. После 2019 года, когда в чемпионат мира по нему влили невероятные деньги и игра стала 1-й в нашем рейтинге, казалось, что Epic потеряли интерес к продвижению её в киберспорте и она постепенно падала вниз, держась на частных турнирах и битвах стримеров. Но в этом году в ней вновь вернули профессиональный киберспорт, передали организацию турниров в руки BLAST, и дела снова пошли в гору. И она стала главной королевской битвой на ПК в этом году. В ней вырос призовой с 12 до 20 миллионов за счёт новых официальных турниров. Пиковые зрители выросли с 220 тысяч до 275. И даже постоянное число зрителей крайне мощно поднялась со 100 до 150 тысяч. Это отличнейшие цифры, которые на фоне роста призовых смогли сопоставимо вырасти и в цифры просмотров. Всё равно чувствуется, что для таких денег призовых фондов, которые, кстати, 3-и в этом году, зрителей маловато. Но начало второй жизни для киберспорта в Фортнайте было положено, и очень вероятно, что в следующем году мы увидим игру на ещё более высоком положении. Ну а сейчас она поднялась с 11 до 7 места, и мы будем с интересом следить за ней в дальнейшем.

6 – PUBG Mobile

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

И от самой крупной большой королевской битвы, перейдём к самой крупной мобильной, к PUBG Mobile. Уже который год мобильный вариант игры показывает отличные цифры как по базе игроков, так и по зрителям на турнирах, во много раз обходя тот же киберспорт, который проходит в её большом прародителе. И этот год стал очередным продолжением её уверенного шествия из года в год. Но есть одна интересная деталь. Призовых в игре стало на 3 миллиона меньше, теперь их 22 миллиона. Но она, как и в прошлом году на втором месте по этому показателю. Пиковое число в 600 тысяч средних выглядит очень приятно. Постоянные 200 тысяч также отличные цифры. И по всем своим показателям игра сохранила свои места. Но вот общем рейтинга она опустилась на 2 места, с 4 на 6. Почему? Дело во многом в ещё большой плотности тех дисциплин, что теперь находятся выше. На их фоне игра не испытала особо роста, и скорее стагнировала на том же уровне что и раньше. Так что теперь былых показателей уже недостаточно для 4 места.

Ну и вот мы почти вплотную подошли к великой и непоколебимой пятёрке самых элитных игр. Но перед тем, как огласить распределение мест в итоговой пятёрке, которую думаю вы все и так уже можете предсказать, давайте посмотрим быстро на интересности из тех дисциплин, что не попали в 25 лучших.

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Как мы уже упоминали, большое падение от Wild Rift стало крупнейшим в этом году именно по местам. Но также крупно у нас упала и дисциплина Age of Empires. Пик популярности старой стратегии видимо прошел, и она вновь упала. Но говоря о стратегиях, всё ещё на 28 месте у нас держится StarCraft 2. Даже немного укрепив свои скромные цифры просмотров. Другая игра от Blizzard, Hearthstone, также продолжает падение и теперь уже на 33 месте с минимальным призовым фондом в 600 тысяч. В шаге от попадания в основные места у нас неожиданно остановилась NBA 2K. Она во многом за счёт утроения призовых смогла подняться с 35 на 26 место. А из дисциплин, незаслуженно попавших в рейтинг только на деньгах призовых, стоит выделить такие две игры как RennSport и CrossFire. В первую вложились Саудиты, взяв её в свой фестиваль Gamers8. Ну а вторую профинансировали Китайцы. Но более 5 тысяч на трансляции они всё равно собрать не смогли.

Ну ладно, с мелкими играми мы закончили. Давайте теперь наконец перейдём к элите из элит. К великим дисциплинам, которые уже много лет находятся на самой вершине. Часть из них были столпами, на которых и строился современный киберспорт. Другие же являются очень могущественными новичками, уже способными конкурировать с самыми великими. Давайте перейдём к золотой пятёрке.

5 – Counter-Strike

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

И к моему, и думаю удивлению многих других, только на пятом месте у нас оказалась Counter Strike. До этого она была второй, а теперь стала пятой. Падение серьезное, но этому есть очень банальное объяснение. Вроде бы и призовые выросли, с 15 миллионов до 20. Но настоящая трагедия произошла в цифрах просмотров. От былого среднего пика в 1,2 миллиона у нас осталось только 770 тысяч. Почти полмиллиона ситуационных зрителей ушло. В числе постоянных зрителей также просадка, с 380 тысяч до 250. Что же стало причиной этого? Почему так произошло? Потому-что у нас вышла новая игра. Counter-Strike Global Offensive закрыли, и она уступила место Counter-Strike 2. Если многим другим играм выход новой части только помогает, оживляет активность в киберспортивных турнирах, привлекает внимание новых зрителей, пока сама игра на хайпе от релиза. То здесь оно сыграло в минус из-за двух факторов. Во-первых, новая часть, по сути, стала просто большим патчем к прошлой части, и из-за этого волны хайпа не случилось. Но что важнее, новая часть вышла очень нестабильной в техническом плане, из-за чего был отменён Осенний Мажор и по итогу в этом году мы получили только один Весенний Мажор в Париже. И как итог вместо двух крупнейших турниров, собирающих миллионы зрителей, мы получили только один. Все остальные турниры от ESL и BLAST не способны собрать ту аудиторию что есть у Мажоров, так что банальная математика сыграла дисциплине в минус. Но и по самим просмотрам у игры также есть проблемы, но именно такое большое падение связано исключительно с отменой одного турнира и в следующем году всё уже должно вернуться к прошлому порядку цифр.

4 – Valorant

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Но забавно что чуть выше у нас расположилась игра, которая и делалась как ответ на CS, а именно VALORANT. Командный шутер от RIOT в этом году получил свою финальную форму устройства киберспорта и смог почти что на полную реализовать свой потенциал. Призовых, как и всегда у Райот, у нас не так много, но даже в них рост в почти 2 миллиона выглядит очень неплохо. По просмотрам же зрителей цифры остались на схожем с прошлым годом уровне. Чуток до 800 тысяч выросло пиковое число зрителей, слегка сократилось число постоянных зрителей до 290 тысяч. В общем и целом, результаты Валоранта остались примерно схожими. Но за счёт падения КСа она поднялась выше на 1 место. Но стоит отметить, что по крайней мере в этом году, оба показателя просмотров у нас оказались выше, чем у прямого конкурента в лице КС2. Но посмотрим, что будет в следующем году, из-за уже названных до этого причин. Но, в общем и целом, не вижу смысла говорить что-то ещё о Валоранте, у него всё хорошо, так что переходим к тройке лучших.

3 – Mobile Legends: Bang Bang

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Главной же мобильной игрой прошедшего года оказалась моба Mobile Legends: Bang Bang. И тут цифры, конечно, просто невероятные. Рост сразу на 3 позиции, с 6 до 3 места. Призовые выросли с 3 до 5 миллионов. Но главное и самое шокирующее произошло в цифрах просмотров. Они стали невероятными. И конечно во многом тут ситуация как с КСом. Но наоборот. Вместе традиционного одного чемпионата мира в год, здесь у нас прошло сразу два турнира. Просто турнир M4 перенесли на Январь прошлого года, хотя очевидно, что он относился к 2022 году. Но даже и без него, цифры пика просто невероятные. В среднем, в пике на самые популярные матчи, у нас собиралось по 3 миллиона зрителей. Что на чемпионатах мира, что на региональных турнирах на Филиппинах и в Индонезии. Везде было минимум по миллиону. Но и постоянных зрителей здесь также невероятно много, и их аж целых полмиллиона. Многие игры в пике надеются получить такие цифры, а здесь мы их видим регулярно на всех трансляциях. По просмотрам дисциплина стала лучшей в нашем рейтинге. Даже обойдя традиционного лидера. Настолько много зрителей по миру игра собрала. Да во многом это зрители из Азии и Латинской Америки, и, наверное, они менее окупаются, но всё равно это очень и очень много людей. Но вот призовые в 5 миллионов для такого уровня, конечно, смотрятся смешными. Но, наверное, зрители тут и правда менее платёжеспособные.

2 – Dota 2

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

И в шаге от первого места, довольно неожиданно для меня, у нас остановилась Dota 2. И во многом её спасли Саудиты. Традиционный самый большой призовой фонд из всех дисциплин у нас снова в Доте, но не за счёт The International, как это было раньше, а за счёт Riyadh Masters от шейхов. Благодаря ним снова смогли в сумме собрать 31 миллион долларов. Но вот по отношению к цифрам просмотров всё уже смотрится не так радужно. В пике число зрителей упало с 720 тысяч до 650. Довольно большое падение. В числе постоянных зрителей также падение, с почти 300 тысяч до 260. Но за счёт изменений в других играх, Дота даже смогла укрепить своё место в рейтинге по этому показателю. Как итог, вроде бы ничего в плюс в Доте не поменялось, все три показателя упали, но магия цифр и относительное положение других игр смогло поднять её с 3 места на 2. Магия Габена и Icefrog. Не иначе. Вроде бы турниры стали менее популярными, но игра только поднимается вверх. В любом случае само положение дел в дисциплине пока довольно сумрачное, Valve отменила свою систему DPC, теперь всё лежит в руках ESL и Саудитов. И пока их турниры собирают намного меньшие просмотры чем те же Мажоры из прошлого года. Так что по поводу года 2024 у меня есть большие сомнения. Но пока серебряная медаль уходить Доте.

1 – League of Legends

Рейтинг лучших киберспортивных игр 2023 года

Ну и кто же может быть на первом месте, как не Лига Легенд. Каждый год она в топе, и каждый год продолжает показывать невероятную стойкость и могущество. 8 миллионов призовых не дают совсем оторваться от конкурентов, а в этом году и по цифрам зрителей игра потеряла абсолютное лидерство, но всё равно в среднем оказалась на 1 месте с заметным отрывом. И несмотря на стабильность во всех системах проведения и уже 13 лет киберспорта, игра продолжает только наращивать аудиторию зрителей. Пиковое среднее выросло с 1,9 миллионов до 2,15 миллионов. Но если это компенсируется рекламой, то вот рост постоянных зрителей с 420 тысяч до почти 500 тысяч — это очень и очень хороший знак для такой уже престарелой игры. Несмотря на падение цифр в региональных лигах отдельных стран, в общем игра только укрепилась. И что тут ещё сказать. Лига Легенд — это просто лучший киберспорт что есть на данный момент. Он сохраняет это звание на протяжении думаю всей своей жизни, и никто из новичков и старичков не может его подвинуть.

Ну а перед тем, как попрощаться, хотелось бы попросить вас написать своё мнение о том, что является лучшей киберспортивной дисциплиной. Подписывайтесь для того, чтобы не пропустить новых выпусков. Скоро у нас будут и краткие 5-минутные рассказы об устройстве киберспорта в главных играх, и прочие статистические исследования на подобие того, что было здесь. Чтобы получить к ним доступ на день раньше вы можете подписаться на мой Бусти. Ну и всего вам хорошего, а пока-что, пока!

1212
39 комментариев

Тем временем Six Invitational по радуге ставит рекорд, в пике смотрело более 500к. Безусловно, большая часть зрителей была от самого популярного стримера по радуге, у которого купили рекламу, но все же.

Печалит только одно, что матч w7m/Virtus.pro ДОЛЖЕН БЫЛ БЫТЬ ФИНАЛОМ, а не этот бразильский междусобойчик(

3

Мне до сих пор непонятно, как почти мёртвая игра собирает столько народу? Ну блять, ну буквально после слития пассивки у Зофии я перестал играть. А тут оказывается турик уровня мажора в кс, еще и с призовым фондом в 3 ляма собирает 500к зрителей. Как, блять???

Ну вот как раз посмотрим на то что с ней в следующем году будет. Ну а наши парни в финале и в статусе чемпиона уже давно должны были быть. Ещё когда тот же костяк из Team Empire, что сейчас в VP доходил дважды до финалов в 19 и 22 годах.

1

В лиге легенд смотреть призовые - это интересное занятие, конечно.

Офк они будут не супер большие, игроки основных лиг и так за зарплате не только клуба, но и самих Риотов. У игроков команд последних мест LEC зарплата может быть уровня тир1 доты.

Низкие призовые компенсируются стабильной инфрастуктурой

3

Ну да. Есть с призовыми проблема. Но что тут поделать если Лол и Валорант такие особенные, что на публику оказываются с мелкими призовыми. Но я уже и так сделал влияние призовых достаточно мелкими, что основной вклад идёт за счёт цифр просмотров. Лига Легенд осталась ведь на первом не смотря даже на то что была 2-ой по просмотрам. Значит её малый призовой всё же не так сильно влияет на финальное место.

Меня все еще корежит от слова "киберспорт"

2

Комментарий недоступен