Сколько зарабатывают киберспортивные клубы на примере Astralis

Обзор финансовой отчётности команды и выводы на её основе

Сколько зарабатывают киберспортивные клубы на примере Astralis

Приветствую всех, мы продолжаем наши ежемесячные статьи, посвящённые интересным вещам в киберспорте. В прошлый раз мы составили топ-25 киберспортивных дисциплин на основе статистических данных 2020 года, а сегодня погрузимся поглубже в деятельность не дисциплин, а конкретных клубов, посчитаем их денежки и посмотрим насколько выгодно сейчас иметь киберспортивную команду. Короткий ответ, не выгодно. Ну а если вы хотите более подробный ответ, то предлагаю вам к чтению наш дальнейший материал.

Помимо статьи он доступен также и в видео и аудио формате.

За основу мы возьмём финансовые результаты Датской команды Astralis. Она владеет одной из сильнейших в мире командой по Counter Strike: Global Offensive, средненькой командой по League of Legends, тем не менее играющей в Европейской Лиге, и небольшой командой по FIFA. Почему именно они? Из-за того что данная команда решила пойти на необычный для киберспорта шаг и вышла на биржу, вследствие чего любой желающий может купить себе немного акций данного коллектива. А где появляется публичная продажа акций, появляются и публичные отчёты о деятельности команды для всех своих акционеров. И именно на их основе и будет сделан данный материал. К сожалению, произошло это только 1,5 года назад, так что отчёты у нас имеются только за 2 последних года.

Общая прибыль на бизнесе

И давайте сразу же приступим к самому интересному вопросу, а потом уже будем смотреть на более конкретные детали и особенности киберспортивного бизнеса. За весь 2019 клуб заработал 6 541 138 Евро. При этом учитывая все расходы на зарплаты и операционную деятельность по итогу прибыль команды (ebitda) составляет -3 051 132 Евро. То есть команда в результате своей деятельности потеряла в 1,5 раза больше, чем заработала и ушла в убыток. Если посмотреть на цифры прошедшего 2020 года, то заработок команды увеличился, и они смогли заработать аж 7 399 786 Евро, но, к сожалению, и расходы также возросли и как итог мы вновь видим результат в -1 952 671 Евро. С одной стороны заработали больше, но и потеряли также больше. Хотя относительно 2019, 2020 года получился более удачным, ведь убыток компании сократился на треть. Что тоже неплохо.

Пока большинство инвестиций идут, в лучшем случае, с надеждой, что в будущем киберспорт вырастет и человек сможет окупить свои вложения. Но вот оправдаются ли эти затраты или нет покажет только время.

Основные доходы и расходы

Если углубляться чуть больше в цифры доходов и расходов, то можно также узнать на что конкретно они приходятся и за счёт чего организация зарабатывает и теряет деньги.

Если смотреть по базовым источникам дохода, то главный из них это деньги со спонсорских контрактов. В 2019 оно составляло 54% дохода или 3 555 642 Евро. В 2020 этот показатель вырос до 66% или 4 582 953 Евро. Среди спонсоров за это время числились такие бренды как Jack & Jones, Unibet, Secretlab, Turtle Beach, Logitech, OMEN by HP, Nocco, Synsam, Audi, B&O, Hummel и Garmin.

Следующим по важности идёт доход с призовых. Однако с ним есть одна загвоздка, которая сильно влияет на показываемые цифры, но эффект от которой не так легко оценить. Команда записывает себе в заработок все призовые, которые получает с турнира, но потом также записывает себе в убыток все деньги, которые из этого дохода пошли игрокам. Обычно большинство призового фонда достаётся именно игрокам, а организация забирает себе лишь небольшую часть. Конкретный процент варьируется от клуба к клубу, но обычно он не превышает 20%, а зачастую составляет и что-то в районе 10%. Часто призовые делятся на «условно» 6 человек, из которых шестым является клуб.

Но вернёмся к цифрам, суммарно с турниров организация зарабатывала от своей прибыли 36% или 2 343 124 Евро в 2019 и 27% или 1 841 977 Евро в 2020. Данная статья доходов довольно нестабильна и напрямую зависит от такой непостоянной вещи, как успех на турнирах. Также туда могут входить не только призовые с турнира, но и прочие выплаты от организаторов. Например, известно, что совладельцы ESL Pro league получают себе процент от всех доходов лиги. И этот процент также идёт в эту статью доходов.

И финальной значимой статьёй доходов у клуба являются доходы с продажи мерчендайза. В 2019 на него пришлось аж 10% дохода или 642 372 Евро, а в 2020 он стал составлять всего 3% или 223 673 Евро. Как я понимаю, в том числе, это связано с упавшим доходом со стикеров, которые продавались в 2019 году на Мэйджор турнирах, но которых не было в 2020 году в связи с пандемией. Остальные статьи доходов являются не особо значимыми.

Сравнение источников дохода в 19 и 20 года
Сравнение источников дохода в 19 и 20 года

Если смотреть на то, на что уходят деньги, то тут у клуба в отчётности меньше подробностей. 69% в 2019 (или 6 662 323 Евро) и 72% в 2020 (или 6 764 139 Евро) составили расходы на сотрудников. В них включаются абсолютно все варианты расходов.

Тут и простые зарплаты, и выплаты части призовых игрокам, и различные социальные выплаты. Последнее занимают достаточно малую долю, но тоже учитывается.

Остальные расходы клуба не обозначаются отдельно и идут вместе. В 2019 это было 2 929 948 Евро, а в 2020 уже 2 588 318 Евро. Сюда входит всё остальное. От вложения в строительство собственного магазина в Копенгагене, затрат на покупку лицензий, прав и слотов в лигах, до обеспечения офиса, платежей по ЖКХ и всего остального, на что мог тратить деньги клуб в своей операционной деятельности.

Сколько зарабатывают киберспортивные клубы на примере Astralis

Результаты каждой из дисциплин

Общие цифры о заработках и расходах это классно, но в данном случае клуб имеет у себя несколько составов и хотелось бы узнать и сколько приходится на каждый из них. Есть ли среди них хоть один прибыльный, и кто жрёт больше всего бюджета.

Сравнение доходов с дисциплины в 19 и 20 года
Сравнение доходов с дисциплины в 19 и 20 года

Наиболее активным в плане заработка у нас оказывается команда по CS:GO и это было довольно предсказуемо. Коллектив стабильно занимает верхнюю строчку в рейтинге HLTV, успешно выступает на почти любом турнире и вследствие этого привлекает много внимания от спонсоров. Ну и небольшая часть от призовых также достаётся организации от таких успехов. Что в 19, что в 20 годах на КС состав приходится по 80% прибыли. Доход за оба года примерно одинаковый, 5,3 млн Евро в 2019 и 5 млн Евро в 2020. Падение во многом вызвано отсутствием Мэйджоров, и проблемами в коллективе в Летний сезон. Но интереснее оказываются цифры если сравнить их с призовыми. За 2019 год команда суммарно заработала 1,9 млн Евро на призовых, а в 2020 всего 0,5 млн Евро. Однако доход оказался примерно таким же за счёт больших выплат с участия на турнирах вроде ESL Pro league, о чём мы говорили ранее. Но и расходы у данной команды довольно большие. Такой мощный состав естественно требует себе больших зарплат и затрат на содержание. Плюс про выплаты призовых также не забываем. В 2019 расходы на команду составили 6 млн Евро, и как итог, команда оказалась в минусе на 670 000 Евро. В 2020 ситуация чуть получше и расходы были равны 5,8 млн Евро и итоговый результат коллектива это -780 000 Евро. Как видим, даже такой успешный коллектив, занимающий первые места в популярнейшей мировой дисциплине, сам по себе оказывается убыточным. Да потери не такие большие, но и заработать по итогу на команде оказывается крайне сложно. Также, судя по отчётам, руководство Astralis каждый раз отмечает, что финансовые результаты или соответствуют или лучше ожиданий. Так что подобные убытки это не что-то необычное, а вполне ожидаемая вещь.

Сколько зарабатывают киберспортивные клубы на примере Astralis

А вот где ситуация становится действительно печальной, так это в Лиге Легенд. Состав Origen (ныне уже Astralis) показывал неплохие результаты в Весенней лиге, но в самой важной Летней лиге в преддверии Worlds постоянно проваливается.

К тому же Лига Легенд, в том числе, известна своими не самыми большими призовыми, которые компенсируются выплатами самим командам на погашение зарплатных и прочих статей расходов. Но командам вроде Astralis это не сильно помогает. За 2019 год команда заработала 62 500 Евро призовых, а за 2020 всего 17 700 Евро. Но сами доходы от коллектива с учётом спонсорских сделок и выплат от Riot Games чуть больше. За 2019 и 2020 команда заработала около 1 076 000 Евро. Значительно меньше чем с КС, и в общей отчётности это составляет около 16-17% дохода. Ну а теперь переходим к самому печальному, к расходам. На состав в 2019 было потрачено 2 905 000 Евро. В 2020 потратили меньше, всего 2 825 000 Евро. И, как вы могли понять, убытки от команды по Лиге Легенд получаются огромными и составляют -1,8 млн Евро в 2019 и -1,7 млн Евро в 2020. По всем результатам получается, что это самая убыточная и не выгодная команда в активе Astralis. На содержание коллектива уходят огромные средства, но отбить их команда даже близко не может.

Сколько зарабатывают киберспортивные клубы на примере Astralis

Ну и в сторонке от гигантов у Astralis находится их состав по FIFA. Сделанный больше для имиджа и громких партнёрств по началу, команда не сильно много зарабатывает, но и расходы у неё не большие. В 2019 году коллектив единственный смог выйти в плюс, заработав 190 000 Евро, потратив 54 000 Евро и выйдя в плюс в 136 000 Евро. В 2020 году же ситуация стала хуже. Коллектив заработал 200 000 Евро, но и израсходовал на себя 417 000 Евро, в итоге уйдя в минус на 217 000 Евро. Не самые большие затраты в сравнении с другими дисциплинами, но даже здесь в 2020 команда не смогла выйти в плюс.

Сколько зарабатывают киберспортивные клубы на примере Astralis

Из интересного можно выделить, что 80% доходов клуба идёт с CS:GO состава, но тратится на него лишь 66% из всех расходов. А вот команда по лиге Легенд приносит всего 16,5% доходов, но забирает на себя 32% расходов.

Результаты за 2019 год в Датских кронах. Чёрное - Выручка, Красное - Операционная прибыль
Результаты за 2019 год в Датских кронах. Чёрное - Выручка, Красное - Операционная прибыль

Оценка активов клуба

Последняя вещь, которая может быть интересна обычному человеку, это то как клуб оценивает активы, которые у него имеются и сколько вообще по оценке стоит организация.

Большую долю от стоимости составляют Нематериальные активы, и для начала, прежде чем приступать к конкретным цифрам, давайте пройдёмся по одному довольно сложному, но интересному пункту как права на турнирные Лиги. В основном данный пункт состоит из прав на слот в новой лиге LEC, и из отчётности Astralis можно точно увидеть сколько оно стоит, и какие условия выплат имеются у Riot Games. Сам слот в Европейской Лиге стоит 10,5 млн Евро. 7 млн клуб платит в первый же год, а оставшиеся 3,5 млн Евро должен заплатить в течении двух лет. В 2020 году Astralis выплатили ещё 2,5 млн Евро на счёт Riot Games и в 2021 году планируют доплатить оставшийся миллион Евро. Но в самой бухгалтерской статистике слот в лиге амортизируется со сроком в всего 4 года из-за чего номинально команда теряет активов на 3 млн Евро каждый год.

Ну а теперь, закончив с лигой, перейдём к самим цифрам. Репутационную стоимость бренда Astralis организация оценивает в 1,8 млн Евро в 2019 и в 1,6 млн Евро в 2020. Произошло небольшое падение, но не слишком существенное. Права на торговые марки оценивались в 0,9-1 млн Евро в оба года. А вот где видно серьезное падение, так это в стоимости прав на игроков. В 2019 их оценивали в 3,5 млн Евро, а в 2020 всего в 2,2 млн Евро. И не очень понятно, чем это вызвано. Состав по CS:GO стал играть чуть хуже, но не то чтобы настолько плохо. Возможно, новые игроки в составе по LoL оцениваются ниже, чем прошлые. Ну или просто стоимость исходит из оставшегося срока действия контракта и по прошествии года того же игрока оценивают дешевле. Права на слоты в Лигах составляют главную часть нематериальных активов, но, как я уже говорил, стоимость их падает вместе с амортизацией. В 2019 их оценили в 9,3 млн Евро, а в 2020 уже в 6,2 млн Евро и во многом это связано как раз с амортизацией слота в LEC. В итоге Нематериальные активы упали с 15,6 млн Евро до 11 млн Евро и связано это с уменьшением оцениваемой стоимости прав на турниры и игроков.

В 2020 также у клуба появилось некого имущества на 75 000 Евро, но что это конкретно не понятно. Возможно просто компьютеры и т.п.

Интересной также является и оценка задолженностей перед Astralis. В 2019 ей были должны 3,2 млн Евро и в основном это были задолженности Призовых и Спонсорских выплат. В 2020 задолженности выросли до 3,9 млн Евро, но интересно, что в этот год все организаторы турниров справились с работой и большинство денег выплатили, а вот спонсоры имеют на себе основную часть задолженностей в прошедшем году.

Ну и также у организации имеются и просто свободные деньги на счету. В 2019 их было на 11,9 млн Евро, но в 2020 оно упало до 7 млн Евро. Во многом за счёт того что организация сама по себе убыточна.

И как итог суммарная стоимость всех активов Astralis упала за этот год с 30,8 млн Евро до 22 млн Евро. Это связано в основном как с потерей денег на деятельности клуба, так и с уменьшением стоимости прав на игроков и лиги.

Сколько зарабатывают киберспортивные клубы на примере Astralis

Ещё немного информации о финансовой отчётности

Основная и общая информация об Astralis на этом у нас заканчивается и в этом разделе мы поговорим о более финансовой стороне вопроса, так что если вам это не так интересно, то предлагаем перейти к следующему заключительному разделу.

Вообще, говоря об отчётности Astralis в ней на данный момент присутствует очень много нестабильных и сильно разнящихся показателей (особенно в 2019 году) из-за того, что организации всего 1,5 года от роду.

В середине 19 года она отделилась от RFRSH Entertainment и разделилась с BLAST и как итог имеет местами запутанные операции. Также она осуществляла регистрацию в Середине отчётного периода и в отчёте за 2019 года есть как результаты после создания, так и суммарные результаты за весь год. Есть большие вливания средств в виде отпущенных долгов от бывшего владельца, есть средства выделенные на выкуп организации, есть средства полученные от IPO и т.д. В общем всё сложно, но давайте попробуем посчитать некоторые основные финансовые показатели и попробуем применить их к киберспортивной команде и оценить её деятельность по данным критериям.

Для начала давайте оценим ликвидность компании и посмотрим на её возможность оплатить свои обязательства в короткосрочном и долгосрочном периоде.

Astralis имеют коэффициент текущей ликвидности в размере 2,7 в 2019 и 2 в 2020, что является довольно хорошим показателем и говорит о способности дважды оплатить свои обязательства. Оно же будет являться для компании и коэффициентом абсолютной ликвидности, поскольку все оборотные активы клуба являются денежными средствами доступными сейчас или в ближайшем будущем.

Коэффициент денежного потока у компании, естественно, довольно низкий и отрицательный. Он составляет -0,37 в 2019 и -0,82 в 2020. Это плохой результат и данный показатель должен быть положительным для здорового существования бизнеса. Получается что с каждого евро текущих обязательств клуб терял 1,37 и 1,82 Евро. Что естественно не есть хорошо и в долгосрочной перспективе с такими цифрами бизнес закроется.

Далее давайте посмотрим, чем обеспечены активы компании. Коэффициент задолженностей к активам находится на уровне 0,3 в обоих годах, что показывает малую рискованность компании и то, что она может оплатить свои задолженности. Остальные подобные показатели обеспечения не имеют особого смысла, так как они завязаны на прибыли компании. А она, как известно, отрицательно. Так что команда оценивается как нежелательная для инвестиций ввиду скорого банкротства.

Но вот на что можно посмотреть, так это на эффективность клуба. Коэффициент оборачиваемости активов составляет 0,26 и это значит, что всё имущество фирмы окупиться только за 4 года работы. Скорее всего, такое значение может оправдываться как характером самого рынка киберспортивных команд, так и не самым эффективным использованием имеющихся активов. Ну или неверной завышенной оценкой активов.

По итогу можно было бы посчитать ещё различные показатели, включая показатели связанные с акциями клуба, но особого смысла в этом нет, поскольку большинство из них опираются на заработок команды, а он отрицательный.

Но если не учитывать это, то у клуба довольно хорошее соотношение активов и пассивов, не имеется каких-то излишних задолженностей, которые нечем покрыть.

Самая главная проблема по итогу получается в том, что при всём это Astralis просто зарабатывают слишком мало денег. Слишком мало чтобы выйти в плюс, слишком мало чтобы оправдать огромную стоимость используемых активов. В очередной раз мы видим, что с точки зрения инвестора работающего на максимальную прибыль, киберспорт пока не эффективен и сюда вкладываются только те, кто готов рискнуть и потерять все инвестиции.

Также предлагаем и посмотреть немного на колебания стоимости акций Astralis. В целом видно что после неплохого старта, в Марте, на фоне коронавируса, переноса Мэйджора по КС и отмены MSI по ЛоЛ, стоимость акций упала и плохое выступление клуба не помогло их росту. Но к новому году и ситуация в мире стабилизировалась, и Astralis стали выступать получше, так что можно заметить некий рост после долгого тренда на снижение.

Изменение стоимости акций Astralis Group за весь период торгов
Изменение стоимости акций Astralis Group за весь период торгов

Ну что же мы подходим к концу и теперь, я думаю, вам больше известно о бизнесе киберспортивной команды и точно понятно что, как видите, киберспортивный бизнес на данный момент далёк от заработка и почти никто, даже такие крупные и успешные команды как Astralis, не могут заработать на этом. Что уж говорить про другие коллективы без таких результатов и мощных спонсоров.

Надеемся, что данный материал был для вас интересным и что вы узнали из него несколько новых для себя вещей. Это не самый стандартный для нас формат, но периодически посмотреть на киберспорт с вот такой финансовой точки зрения тоже должно быть полезно. К сожалению, в открытых источниках находится очень мало данных, так что приходится довольствоваться тем, что есть. Будь у нас хотя бы несколько команд, уже можно было бы сделать сравнение разных коллективов, а тут приходится довольствоваться одним клубом на протяжении всего 2 лет. Но Киберспорт это вещь довольно новая и молодая, так что приходиться работать с тем, что доступно.

Ну а на этом я с вами прощаюсь. У нас каждую неделю выходит регулярный новостной подкаст, а в идеальном плане раз в месяц выходят подобные выпуски с анализом ситуации в индустрии в целом и если вам это интересно, то можете на нас подписаться. Мы есть во ВКонтакте, Твиттере и Телеграме. Ещё раз всем спасибо, сидите дома и не болейте.

3434
8 комментариев

А вот где видно серьезное падение, так это в стоимости прав на игроков. И не очень понятно, чем это вызвано. Состав по CS:GO стал играть чуть хуже, но не то чтобы настолько плохо.У них были проблемы с составом. Два основных игроки ушли в "отпуск" и при этом ругались в оргами за то, что они перегорают. Может, это связано с этим

как видите, киберспортивный бизнес на данный момент далёк от заработка и почти никто, даже такие крупные и успешные команды как Astralis, не могут заработать на этом.На мой взгялд, здесь нужно оценивать иначе. Это кормушки. Места, где рекламные денежные потоки перекладываются в свои карманы. Орга убыточна? Ну и что, каждый месяц свой лямчик зарплаты я получу, главное чтобы состав был в топах. Как в нашем футболе. Отсюда и постоянный выкуп "чужих" составов и нежелание "развивать" киберспорт. Получается как в "Алисе в стране чудес", чтобы оставаться на месте, нужно тратить всё больше и больше. Тем, кому не удалось залететь в денежный поток, приходится закрываться. В СНГ таких команд вагон был

PS. Там на киберспорте опубликовали "карту" СНГ киберспорта. Можно по ней что-нибудь написать, правда на киберспорте про киберспорт мало знают и потому только свои проекты пиарят, либо продаются за рекламу

5
Ответить

Ну просто с астралис как раз кормушка не подходит. Команда торгуется на бирже, а значит акционеры хотят максимизировать свою прибыль с деятельности клуба. Плюс всю бухгалтерия открыта перед аудиторами и нельзя ничего припрятать для собственной выгоды. От этого мне это особенно интересно. 

А по "карте" мне особо сказать. там ничего интересного нет. Ну если ты совсем ничего не знаешь об индустрии, то она +- нормальная, но со своими странностями. Каких-то новых подсчётов для неё особо не проводили. Разве что по аудитории самого Сайберспорта, но учитывая их новости, тут вопрос в том на какой дисциплине они лучше всего закликбейтили. Я условно за выходные мог бы всё то же самое набросать. Не так красиво, но по смыслу было бы то же самое

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Если посмотреть на прошлые три года, то у них даже близко нет конкурентов. Сейчас у них спад, но пока что это разовое явление.

2
Ответить

Ну если сюда посмотреть то всё нормально. Да они сейчас не в идеальной форме, но одними из топов остаются. Плюс я то смотрю на их результаты последних двух лет. А там они стабильно были в топе (кроме Лета 2020 когда 2 игрока ушли отдыхать).

Ответить

Занза в следующем сплите затащит) 

Ответить

Можно ли сделать вывод, что деньги все таки есть, но нужно чтобы твоя команда играла лучше всех, это ко всем дисциплинам относится.Даже если команда не берет с неба звёзд, а играет более менее, то этого недостаточно, если в доте, то нужно как минимум попасть на инт, а максимум занять 1 место и тогда орге упадет 20% от огромной суммы и перекроет траты за долгие годы в миллионы евро.

Ответить