Петр и Феврония: как лицемер и шантажистка стали образцовой семьей

Петр и Феврония: как лицемер и шантажистка стали образцовой семьей

Сам по себе праздник "День семьи, любви и верности", который впервые отметили в 2008 году -инициатива неплохая. Можно даже закрыть глаза на то, что этот праздник придумали буквально назлоДню Святого Валентина.

Получилось, однако, не очень. Реальная история Петра и Февронии такая, что в развязке своей могла бы замещать импортный Хэллоуин.

Однако, обо всем по порядку - произведение было написано в 1546 году Ермолаем Прегрешным, сразу после того как Петр и Феврония были канонизированы. Имеет место быть "заказуха" образца 16 го века - сначала канонизировали, потом быстренько дописали то, что требовалось.Преставилась эта парочка в 13 веке, якобы даже в один день, но о них нет ни одного источника того времени, который бы их упомянул. Все же Петр это целый князь и он не мог не быть упомянут хоть где-то!

Петр и Феврония: как лицемер и шантажистка стали образцовой семьей

Теперь перейдем к сюжету произведения - история "любви" начинается с того самого момента, когда князь Петр с помощью найденного в монастыре (женском монастыре!) Агрикова меча убивает змея, который прилетал "блудить" к его снохе. Почему его брат не был обеспокоен Змеем, что принимал его обличье и летал к жене - не совсем понятно.

Так или иначе, согласно произведению, погибая, чешуйчатый Казанова окропил Петра своей кровью, вследствие чего все его тело покрылось незаживающими язвами. Ермолай Прегрешный скорее всего красочно на страницах своей книги описывает сифилис, как раз в 16 веке эта напасть добралась и до нас - через Великое Княжество Литовское, причем с не меньшим размахом, чем в Европе.

В лето от сотворения мира семь тысяч пятое, а после рождества Христова тысяча четыреста девяносто седьмое собрал король польский Альбрехт великое множество своего войска и со всеми силами Польского королевства, изготовившись и вооружившись, пошёл на конях против молдавского воеводы Стефана… В том же году в Литовской земле был большой голод и стали распространяться среди людей французские болезни…

Эта болячка упоминается и в Домострое 16го века. Предположение выдвигается по той причине, что в то время сифилис считался Божьей карой- собственно это был для писателя один из примеров "божественного промысла", которым можно было "одарить" Петра. С этой болячкой он обратился к знахарке Февронии, но та не зря прослыла "премудрой" - сказала она изнемогающему князю, что исцелит она его , только если тот станет ее супругом.

Тот на радостях согласился, но обещания выполнять и не думал - словом, он девушке соврал. Та, однако, оказалась хитрее, чем князь думал - одну язву на теле князя она не исцелила... И тот вернулся к ней снова, так как больше никто помочь ему был не в силах. Тут князю уже было от этой "премудрой" не отвертеться - брать в жены или помирать. Он становится жертвой самого что ни есть грязного шантажа.

Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его

Так будущая "святая" удачно прописалась в княжеских палатах. Далее Ермолай Прегрешный описывает их жизнь, но не то чтобы подробно -упоминает, например, бояр, которые недовольны (и вполне справедливо) новой княжеской пассией. Все их деяния описываются лишь незначительными штрихами - дескать, постились, молились, мудро и кротко правили - словом, Ермолай просто приписал им все добродетели, которыми, по его мнению, должен быть наделен правитель.

Петр и Феврония: как лицемер и шантажистка стали образцовой семьей

Оставим в стороне те чудеса, которые якобы совершала Февронья - парочка эта, что неудивительно, детей так и не прижила - они никоим образом не упоминаются. А ведь у единственного хоть сколько-нибудь подходящего прототипа их родилось аж трое. Да и вообще вся "идеальная супружеская жизнь" оканчивается... разводом! Петр и Февронья принимают монашеский постриг , а это означает конец всех земных связей.

Внезапно, находясь, по большому счету, в разводе (!) Петр присылает Февронье письмо, дескать , сил нет, помираю, давай сделаем это в один день (романтика!) Февронья некоторое время отнекивалась, дескать, вышивает для монастыря, должна окончить работу. Но на третье письмо понимает, что спам на почту приходить не перестанет и согласилась преставиться в один день с ним (как они это синхронизировали? Голубиной почтой?)

Перед смертью бывшие супруги попросили похоронить их в "едином гробу" - но перед ними слова не сдержали - похоронили в разных местах. Дальше происходит невесть что по типу известного всем сериала про зомби - их тела все равно встречались - неизвестно каким образом они совершали путешествие через весь Муром. Дважды их разлучали... На третий раз похоронная команда поняла, что переносить такие остатки по положенным местам чревато всяческими заразными болезнями и, видимо, решили оставить их в покое - да и вообще что-то здесь явно было не так!

Опустим все нестыковки , нелогичность повествования. Кто-то может считать, что это действительно проявление Чуда и я не в праве их осуждать. я, конечно, склоняюсь к тому, что это эдакое "средневековое фентази", написанное в 16 веке, но так или иначе...

2020 показов
24K24K открытий
11 репост
65 комментариев

А ведь люди за 30ть еще в 2008 орали на форумах с этого.

Ответить

Это ж как надо читать. Жена Павла честно всё рассказала мужу, тот её убедил постараться выведать у змея про его слабости, змей и проболтался, что нужен вполне конкретный меч и кто-то по имени Пётр, так Пётр во всю эту историю и влез. Болезнь Петра по описанию больше напоминает проказу, а не сифилис. А Февронии Пётр увидел вещий сон, значит они уже судьбой были связаны и никуда бы друг от друга не делись. Пётр добровольно согласился оставить один струп, так что здесь идёт мотив испытания, которое он провалил. Основной претензией к Февронии у бояр было незнатное происхождение, из-за этого же Пётр её поначалу обманул, так что здесь идёт мотив вызова обществу. В конечно итоге Петру выдвигают ультиматум и он прогнулся и ушёл с Февронией в изгнание, то есть поставил семью выше и продемонстрировал, что изменился и власть ему уже особо и не нужна, он выше этого, затем он проваливает ещё одно испытание и впадает в грех отчаяния, которое при помощи Февронии преодолевает. Без него бояре передрались и сами попросили его вернуться, что он и сделал. Дальше он проявляет себя как толковый и уважаемый народом правитель, а позднее они с Февронией окончательно отказываются от всего мирского и уходят в разные монастыри, воссоединившись только перед смертью. Что мы имеем в итоге: Пётр с самого начала не лучший человек, подверженный слабостям и не способный продавить свою позицию, но постепенно он проходит личностный рост и приходит к идеалу христианской морали (кстати, по некоторым версиям у них всё таки были дети), Феврония же всю дорогу выступает его нравственным ориентиром и она не шантажирует, а подвергает испытаниям. Итог - автор поста как обычно ни в зуб ногой в изменившейся морали и не только.

Ответить

Знаешь... Твой рассказ может и ближе к истине. Но у автора как-то задорнее.

Ответить

А по-моему, Петр просто весь рассказ пытается сохранить свою жопу, идя на всевозможные меры, и выходит он за Февронию явно не потому что одумался, и тем более не по любви

Ответить

она не шантажирует, а подвергает испытаниям - Господин судья! Я его не шантажировала, а подвергала испытаниям!

Ответить

Браво!

Ответить