Обывательское рассуждение-обзор на камеру в IPhone 13 Mini в сравнении с кропнутой беззеркалкой на мануальном ширике

Борьба была равна: боролись два… …или нет?

Обработанный в Lightroom кадр, снятый в дефолтном приложении IPhone
Обработанный в Lightroom кадр, снятый в дефолтном приложении IPhone

Недавно я взял себе новый IPhone в замену старого. Основным критерием выбора была любовь к небольшим телефонам, берегущим карманы моих джинс, а потому я остановился на IPhone 13 Mini. Взял, особо не думая о камере, потому что уже пару лет частенько таскаю в рюкзаке беззеркальную камеру Fujifilm X-T20, навешивая на нее всякие старенькие мануальники. А в итоге заинтересовался и провел пол дня в Выборге с братишкой, гуляя, лениво пробуя всякие приложухи камер и болтая о всяком.

Итогом прогулки стал этот пост. Может кому-то эти мысли пригодятся. Мысли касаются того, что заявления про «Новые айфоны фотографируют как Хаббл, итс революшн!» — херня на постном масле, но это не означает, что их камеры вообще ни на что не способны.

Повторюсь еще раз — я не профессиональный фотограф и не стремлюсь им стать. Просто мне порой нравится делать фотки, запечатлевая обыденность в виде картинок. Раньше развлекался с пленочным Зенитом, затем добыл себе цифровой фотоаппарат и начал развлекаться уже с ним, благо, возможностей стало гораздо больше. И вот, мне в руки попал телефон, который может вроде бы неплохо снимать. А поскольку до этого я ходил с SE 2020, у которого была вроде нормальная, но все равно бесполезная на мой взгляд камера, то меня все же зацепило то, что мне смог показать Миник.

Я начал ковыряться в программе основной камеры и пришел к возмутительному выводу: вроде бы стало лучше, но поиграться дают мало — ни тебе потеребить фокус, ни оттянуть выдержку. Но я, будучи в прошлом душным андроидолюбом, был умен и пришел к заключению, что на афоне должны быть сторонние приложения камеры, по типу GCam и прочая.

И действительно. Я нашел пачку платных программ, некоторые из которых напугали меня ценником в пять тысяч рублей подписки за год. Но даже на этом «элитарном» поприще мне удалось выловить пару бесплатных программ, которые дают возможность без покупки поиграться с теми опциями, которые не предлагает основное приложение камеры. Повторюсь, главным в моих поисках была возможность настраивать выдержку и фокус вручную. Остановился я на Manual Camera – Focus, ISO, WB и на Lightroom.

Первое привлекло тем, что дает спокойно попробовать функционал самой камеры, за деньги предлагая только кучу пресетов и расширенных настроек, на которых свет клином не сошелся, что радует. Второе — это всем известный софт от Adobe, который, как оказалось, имеет встроенное приложение камеры, с премиумом позволяющее снимать в Raw и включает некоторые вспомогательные функции, которые могут пригодиться в будущем.

Потыкавшись в эти программы, я увидел несколько неплохих результатов, и задумался, а насколько все-таки сильно уступают такие снимки тем, которые я делаю на фуджик? В итоге, сделал пачку фоток одних и тех же мест на кропнутый фотоаппарат с широкоугольным мануальником от Olympus и на iPhone с разными приложениями камеры. Я не заморачивался со штативами, не пытался полностью сохранять кадрирование, а просто брал и снимал одни и те же сцены, особо не задумываясь и постоянно отвлекаясь. Ну и важно подчеркнуть, что фотоаппарат тут выступает эталоном только для меня. Это не зеркальная камера на полном фрейме за дофига денег, а просто фотик, который позволяет мне делать снимки уровня обычной 35мм пленки, которые выглядят приятно.

Здесь видно, что я продолбался с фокусом на фотике, а афон старается достраивать текстуры на объектах, делая эффект акварельки. Но выглядит все-равно неплохо. Вроде бы…

А тут фуджик показал, кто здесь батя, а афон вполне сносно прорисовал листву в MCam-e.

На фотике получилась мыльноватая, но пространственная картинка, а афон в Лайтруме намазал мазни. На кадре много текстур — рябь на воде, песок, камни, деревья вдалеке. И все это «умный» Байоник пытается обработать, сделав красивую картинку. Но получается плоско и неинтересно. Некоторые текстуры при приближении не имеют структуру, а просто размазаны пятнами, аки какой-нибудь камуфляжный узор.

MCam
MCam

Или вот — попытка снять водичку с утями в MCam. В целом картинка выглядит плосковато, хотя вполне приятно на глаз. При приближении — получаем все то же самое, о чем я говорил выше.

Fujifilm
Fujifilm

Постарался найти фотографию, сделанную на фуджик, хотя бы немного похожую на сцену с берегом. Много ряби воды, которая в мелких деталях обобщена, смягчена. Подтеки чаечного говна имеют неравномерные и плавные разводы, которые айфон скорее всего превратил бы в забор из полос разного тона.

В целом смотрится симпотно, но обратите внимание на деревья, находящиеся на дальнем плане. У Фуджика есть воздух, плановость, а афон все слепил в одну текстурку. Но да, в целом смотрится нормально, если не приближать.

MCam
MCam

Пространства немного побольше, и афон в MCam делает кадр вполне приятный. Все еще плосковато, но джигадрыги в текстурах на тех же деревьях видны поменьше.

Здесь мы видим, что фуджик снял картинку в большем разрешении, но афон сделал тоже более-менее симпатичные кадры. Особенно в Лайтруме. Потому, что ручной фокус в нем сопровождается подсветкой зон фокуса прямо на вьюпорте. Когда я пытаюсь снимать дальний план, где куча много всего, то это превращается в кашу, и приходится очень постараться, чтобы выставить нормальный фокус. Но! Если мы снимаем какую-то елду на фоне неба, то эта фишка позволяет вытащить объект в фокус и выглядит это весьма себе неплохо. Более того, в итоге мне нравится больше кадр с лайтрума, потому что мой ширик на фотоаппарате порой выдает явные хроматические аберрации. Что видно на кадре невооруженным взглядом, если немного приблизить картинку.

Вот здесь явно видно преимущество Фуджика в разрешении и в том, что в тенях он не достраивает изображение, а просто запечатлевает действительность. На афоне с Лайтрумом получился неплохой кадр, но деталей в тенях нет, и из-за достроенных текстур картинка выглядит немного стилизованной.

А тут можно посмотреть на проработку листвы. Кстати говоря, афон сделал ее не отвратитльно, а постарался прорисовать и местами это неплохо выглядит. Чуть площе, чем сделал фуджик, и акцентности настоящей линзы нет, но выглядит сносно, если не приближать.

Тут я опять не поймал фокус на фуджике, и получилась картинка, похожая на афон.

Fujifilm
Fujifilm

Вот один из старых кадров, сделанных на фуджик, где можно посмотреть, когда я не люблюсь в глаза и настраиваю фокус нормально.

Lightroom
Lightroom

А вот кадр из Лайтрума. Посмотрите на дорогу — она словно мазками нарисованная. Но в целом фотка получилась приятная, мне все равно нравится.

MCam
MCam

А вот кадр из MCam-а. Текстуры не такие «рябые« и афон сделал кадр чуть менее "замощеным", выглядит симпатично.

Разница между кадрами похожа на сравнение графики между ПК, PS4 и Xbox One. Все выглядят нормально, но фуджик мне больше нравится.

Здесь я снова не нашел, за что зацепиться фокусом на фуджике, а афон сделал неплохие кадры, не закапываясь в детали. Если сильно не приближать — то выглядит почти хорошо.

MCam
MCam

В вот ультраширик выдает Тест Роршаха, вместо фотографий. Единственный сохранившийся кадр, в остальных пробах получалось такое мыло, что я сразу его сносил из памяти. Пока не могу придумать, для чего его можно будет применять. Он сейчас ощущается атавизмом для галочки, а не полноценным участником тандема.

Фотография фасада. И снова фотоаппарат делает более сбалансированную в пространстве картинку, сохраняя акценты. А афон делает неплохой кадр, но в деталях все стилизует и уплощает.

Все аппараты сделали неплохие кадры, но у афона машина немного выглядит стикером, вырезанным и положенным на картинку, либо наоборот влипает в стену. Обработка скушала мягкие рефлексы, которые сочетаются с близкой по тону стеной и играют на тонких контрастах и растяжках.

Портрет моего Песдюка. На фотоаппарате я сначала взял большую выдержку, перетемнив кадр, но фокус встал нормально. А что афон? А афон сделал неплохие фотки человека. Хочу отметить, что если на фото много людей, то алгоритмы обработки мылят волосы, делая эффект сальных патл, но в хорошем масштабе он это делает менее явно. И картинка выглядит хорошо.

А вот вам наглядный пример, какая пижня хваленый портретный режим в основной приложухе камеры. Я не понимаю, как это парашное мыло по контуру объекта можно вообще назвать вменяемой фичей. Портрет. Мы делаем портрет не хитмана, а людей с прическами на голове. И из прически торчит волосня, которую портретный режим особенно любит ушатать в мыло. И что самое смешное, при ручной настройке фокуса, можно сделать отличный, просто замечательный, портрет, который выглядит на две головы лучше и имеет адекватный шейп. На фоне каши из зелени на заднем плане мы не потеряли торчащие волоски, и это очень круто.

Или вот. На фуджике вообще получился чистейший секс, а айфон сделал хорошую фотографию, не потеряв волосню. Картинка на смартфоне чуть резче, оттого менее пространственная, но все равно снимок хороший.

Здесь я забыл выключить нуар-фильтр на фуджике, и снимал в пресете обработки чб, но все равно можно обратить внимание, как айфон в общем выдает похожий результат, запинаясь в проработке планов.

Снимок машинки. С крупным объектом на весь кадр, лишенным сложных текстур, афон выдает очень достойные результаты. Косячит на пиближении в отражениях листвы на крыше машинки. Фуджик грамотно все списал, а у афона снова камуфляж.

Котиков, наверное, снимают также часто как и нюдсы, так что котиков афон снимает приятно. В общем, все выглядит симпатично, но шерстка немного «слипшаяся», если рассматривать детали. И спасибо ручному фокусу за нормальные усы, которые не отвалились от общего силуэта. Да, автофокус в дефолте их тоже выделит, но порой он очень коряво наводится, приходится тапать на экран несколько раз. А если ты снимаешь что-то, что постоянно в кадре елозит — становится только хуже.

Снова объекты на фоне неба, лишенные сложных текстур. Шейпы получились приятные, кадры весьма красивые. Но вот последний, ух, снова плоскота и каша из-за травы и кустов. Посмотрите на границы разных текстур — они очень сильно склеились. Особенно это заметно на верхушке куста на фоне травы.

А вот вам кадр с кучей травы, да еще с холма. Выглядит нормально, но в деталях все прорисованно-стилизованное и плосковатое, увы.

Lightroom
Lightroom

Забыл в этой ходке снять скульптуры на фот, ниже приложу старые снимки скульптур из этого же места.

И какие выводы можно чуть более развернуто привести в итоге этой череды фотографий не пойми чего?

Более-менее современный афон имеет весьма неплохую камеру, которая порой все же убивается алгоритмами обработки. Она хорошо справляется с простыми сценами, где нет большого количества абстрактных текстур, но кадры со сложными фактурами иногда превращает в плоскую мозаику.

В макросъемке она также иногда портит фактуры на объектах, а на больших планах уплощает сцену.

А уплощает он ее потому, что вся картинка становится мазайкой. По логике эппл — если у нас на переднем плане есть брущатка — мы ее выложим теми же мазками, что и деревья на дальнем плане. Из-за этого пропадает мягкость пространственности в сцене. Недостаточно показать дымку в оттенке цвета объекта, наложив синеву. Нужно еще уводить фактуру в размытие, которое дает львиную долю погружения.

Fujifilm
Fujifilm
IPhone 13 Mini (Lightroom)
IPhone 13 Mini (Lightroom)
Fujifilm, посмотрите на деревья на заднем плане.
Fujifilm, посмотрите на деревья на заднем плане.
А так их сфотографировал iPhone.
А так их сфотографировал iPhone.

Вот, взгляните. Афону будто бы недалеко до простого фотика, лишь надо было бы сильнее дать воздушность градиентов, что он иногда делает, но все равно топорно. Чаще всего афон делает очень маленькую разницу в резкости шумных текстур, что вдалеке, что на переднем плане. И это грустно. Это можно будет частично решить, добавив зерно в виде шума, которое обобщит снимок или усилить размытие ручками на пк, но это не панацея от всех болезней.

Я понимаю, что большую глубину резкости в телефоне не сделать из-за компактности фотомодуля. Пускай сцена будет не с большой растяжкой в замыливании дальнего плана, а сохранит мягкость, которая присутствует даже на мыльницах с фокусом, зафиксированном на бесконечности. Как мне кажется, лучше уж пускай картинка будет плоская в плане размытия, чем плоская в плане мыла. Это разные вещи.

И я очень надеюсь, что все, что я написал здесь — не просто бред сумасшедшего, и те, кто проектируют смартфоны, понимают, куда стоит двигаться дальше. Вроде бы вот начались разговоры об увеличении фотосенсора, что немного вселяет надежду.

Дефолтное приложение камеры не дает творчески подходить к съемке, урезая и так достаточно узкий функционал смартфона. Возможность вручную выставить фокус дает больше пространства для маневра. На афон можно снимать неплохие кадры, но стоит помнить о том, что не все сцены ему подвластны. Но несмотря на мой гундеж, я все равно думаю, что буду снимать на него, потому что иногда Миник выдает вполне себе красивый результат, который может понадобиться, если под рукой не будет фотоаппарата.

33
47 комментариев
Комментарий удалён модератором

Автор сравнивает дешёвую говнокамеру с дешёвым говнообъективом и камеру современного телефона, в котором снимки обрабатываются ИИ.

6
Ответить

Перевод:

Беззеркальной цифровой камерой с неполнокадровой матрицей, размером (обычно) в полтора-два раза меньше чем размер кадра 35-миллиметровой фотоплёнки и объективом без автоматической фокусировки с широким углом обзора.

3
Ответить

Ты просто кропнутый.

1
Ответить

Подведем итог: сфоткать шаблон документа в МФЦ, меню в баре или жопу телки в метро можно и на тапок. Для всего остального нужно иметь спецобразование и раз уж вы это остальное фоткаете, то оно у вас есть. Расходимся

8
Ответить

Как пользователь беззеркалки с мануальным 25мм и 12го миника пришел к тем же выводам, что и миллионы людей до нас :D С тех пор, как вычислительная фотография пришла в мобилы — они спокойно заменяют фотик всем тем, кто раньше покупал дешевые зеркалки. Все остальные пользуются своими любимыми тушками и стеклами дальше.

6
Ответить

За Выборг +

3
Ответить