Была ли экранизация Артемиса Фаула обречена изначально?

12 июня в Disney+ (а в России неизвестно как и неизвестно когда) выходит многострадальная экранизация романов Йона Колфера про Артемиса Фаула.
Предлагаю оценить проблемы именно оригинального произведения, причём такие, что если бы Дисней снимал прямо по тексту, то по фильму точно бы вышел обзор Евгения Баженова.

Исторический контекст

Без небольшой исторической справки не обойтись.

В 1997, 1998 и 1999 годах в Британии вышла первая, вторая и третья книга про Гарри Поттера соответственно. В 1998 они начинают выходить в США, да так успешно, что уже в 1999, когда в США выходили Тайная комната и Узник Азкабана, Warner Bros. покупает права на экранизацию. Хотя книги и так имели немалый успех, но с выходом фильма в 2001 до всех дошло, что Роулинг со своим мальчиком, который выжил, сорвала банк. Здесь начинается путь множества подражателей, пародий и плагиата.

Именно в этому году выходит первая книга про Артемиса Фаула.

Стиль писателя

  • Есть непревзойдённый Толкиен, придумавший для Властелина Колец языки и историю мира задолго до самого произведения..
  • Есть люди вроде Джорджа Мартина или Фрэнка Герберта, долго шедшие в своему Magnum Opus.
  • Есть Роулинг и Сапковский, книги которых субъективно ладно скроены и крепко сшиты (по крайней мере основной цикл без учёта ответвлений).
  • И есть Йон Колфер, у которого чуть ли не ретконы на соседних страницах.

Некоторые сюжетные повороты и обоснования словно взяты из какого-то аналога Speed-Info. Немалая часть работы с техникой, именно человеческой техникой, показана как в голливудском кино 90-ых. Часто всплывает крайне поверхностное понимание работы международных корпораций, ОПГ разных видов и коррупции.

Несмотря на всё выше перечисленное, Йон может создать своеобразную атмосферу («обволакивает и поглощает») и неплохо разбавляет повествование юмором (иногда чёрным и/или сортирным), а также выдать отличные по драматургии сцены и шикарный, просящийся на экран экшн.

Сюжет первых двух книг

Поскольку экранизируются сразу две книги, то стоит начать сразу с них. Сразу предупреждаю — здесь, как и с Гарри Поттером, существует небольшая война переводов, но я буду использовать первую официальную версию как более привычную.

Первая книга

Один из героев — двенадцатилетний вундеркинд Артемис Фаул II, наследник династии ирландских аристократов со специализацией на не особо законной деятельности и маниакальной страстью к деньгам. Его отец, Артемис Фаул I, пытался перейти в легальный бизнес и пропал в одной из своих бизнес-авантюр. Он пытался продать танкер кока-колы в Мурманске, но «русская мафия» потопила корабль стингером и Фаул-старший пропал без вести. Империя Фаулов начала хиреть, а мать мальчика, Ангелина Фаул, сходить с ума.

Однако, когда Артемис Фаул открыл для себя интернет (за два года до описываемых событий), он нашел сайты с конспирологическими теориями, среди которых были упоминания о волшебных существах. Сведя разрозненные обрывки информации воедино Арти убеждается в реальности волшебного народца и начинает целенаправленную охоту за информацией о нём. Парня сопровождает телохранитель по фамилии Дворецки, чей род издавна служит семье Фаулов. Дворецки описывается как гора мышц, человек с кучей разносторонних умений и навыков, прошедший солдатом, спецназовцем и наёмником весь земной шар, он охраняет Артемиса буквально с самого рождения.

Спустя год поисков они находят в Хошимине спившегося представителя волшебного народца и сравнительно мирно получают от неё Книгу, своеобразный аналог Библии. В то же время она написана на неизвестном людям языке и Артемис какое-то время работает над расшифровкой и ему это удаётся (Юрий Валентинович Кнорозов одобряет). Сделал он это только для того, чтобы в итоге ограбить маленький волшебный народец.

Второй герой — эльфийка Элфи Малой, офицер ЛеППРКОНа (Легион Подземной Полиции, Разведывательный Корпус Особого Назначения), возраст около восьмидесяти (для эльфов молодость), рост ровно метр («на какой-то сантиметр ниже средне-эльфийского роста!»). Она первая женщина-полицейский за всю историю Легиона (на самом деле нет, но об этом позже). На работе дела идут далеко не лучшим образом — мало того что начальник невзлюбил и не так давно она эпично провалилась на задании, так ещё и волшебная сила заканчивается (дальше будем использовать знакомый всем термин «мана») и ей никак не удаётся провести нужный ритуал.

Элфи собирается на работу («Одно из преимуществ жизни вблизи земного ядра состоит в том, что у тебя в доме всегда есть горячая вода.»), но опаздывает и пробивается сквозь манифестации гномов и гоблинов, требующих освободить своих родных, задержанных за участие в войнах банд.
Опоздав, Элфи попадает на разборку с начальником, Джулиусом Крутом, типичном клише полицейского босса (служит в полиции больше 600 лет). Её чуть не разжаловали в постовые, как появляется информация о сбежавшем на поверхность тролле (они здесь дикие неразумные существа, но считаются волшебными существами) и Элфи посылают за ним («В общем, на сей раз шашлыка мы лишились, зверюга выжила.»). Пройдя стандартный инструктаж у кентавра Жеребкинса (местного Q, носящего на всякий случай шапочку из фольги) Элфи на магме в специальном корабле-капсуле выбирается на поверхность, берёт джетпак и летит по следу в итальянский город Бриндизи. Там тролль ночью врывается в полный посетителей семейный ресторанчик. Из-за магических ограничений (подробности позже) народец не может входить в человеческое жилище без приглашения не получив своеобразную отдачу, но Элфи слышит зов о помощи и в напряженном противостоянии побеждает тролля при помощи бластера и встроенных в шлем фонарей, потеряв при этом магическую невидимость (мана закончилась) на глазах у кучи людей, но выпутывается при помощи специальной вырубающей гранаты и потом отрубается сама. После она приходит в себя на глазах у Крута и группы техников, стирающих людям память при помощи особенной техники без использования магии. Очень быстро выясняется, что Элфи не восстанавливала ману уже четыре года и последний год работала на последних каплях. В результате её отправляют на этот раз точно провести ритуал, ведь подобный исход инцидента с троллем практически идеальный.

Ритуал состоит в следующем — для восполнения магии нужно в полнолуние подобрать желудь древнего дуба (критерий древности не уточняется, Артемис предполагал возраст не меньше ста лет), растущего у излучины реки, и посадить его в любом другом месте (критерий любого другого тоже не уточняется, но упоминается некое магическое поле дубов). Элфи решает пролететь до Ирландии и находит достаточно глухое место с подходящим дубом (из-за религиозного праздника волшебного народца в остальных местах толкучка), где её поджидают… правильно, Арти и его Дворецки.

Первый выстрел снотворного промахивается и Артемис выходить отвлекать Элфи, чтобы дать телохранителю возможность выстрелить ещё раз. Происходит разговорная перепалка, где Артемис обескураживает эльфийку подготовленностью и пониманием ситуации и не поддаётся на магический гипноз благодаря солнцезащитным очкам. Второй выстрел попадает в цель, Элфи вырубается и тут Арти понимает, что они поймали женщину («Точно, девушка. И к тому же прехорошенькая. Вот только остроухая.»). Также они осматривают экипировку пленницы и придумывают небольшой экспромт-план.

Тем временем пропажу связи с Элфи замечают в штабе и поднимают боевую тревогу. Крут, отсмотрев записи с нашлемной камеры, лично отправляется на миссию спасения. Уже на поверхности происходит драматическая сцена общения с директором терминала.

– Обеспечьте мне беспрепятственный проход через вот этот зал. Никаких таможен, никаких иммиграционных служб, полное содействие. А когда сюда прибудут мои парни, сразу начинайте перебрасывать толпу вниз.
Директор Тары с трудом проглотил комок в горле.
– Что, всех до единого?
– Да. Включая персонал вокзала. И заберите с собой все, что сможете унести. Полная эвакуация. – Он замолчал, сердито уставившись прямо в лиловые глаза директора. – И это не учебная тревога.
– Вы хотите сказать…
– Да, – кивнул Крут, продолжая спускаться по пандусу. – Вершки предприняли по отношению к нам откровенно враждебные действия.

Быстро собравшись, босс вылетает на поиски, далее забавный диалог с Жеребкинсом («–Ты когда в последний раз обновлял файлы Дублина? – В семьдесят пятом. В тысяча восемьсот семьдесят пятом.») и киношное проникновение на пустое китобойное судно, клишированный диалог с Фаулом через рацию («А теперь лети, маленький эльф») и побег с заминированного корабля на последних секундах таймера.

Тем временем Артемис видит, что безумие матери прогрессирует, а также Элфи знакомится со своими похитителями, сначала с Джульеттой (младшей сестрой Дворецки), а потом и с самим Фаулом, который блефует о том, что именно Элфи раскрыла ему все тайны волшебного народа. Элфи падает духом, но начинает думать над побегом.

Чуть погодя после оказания медицинской помощи Крут получает от Жеребкинса информацию о Фауле (10 гигабайт файлов Интерпола, лол). Само собой они знают о его возрасте и что скорее всего это ловушка, но Крут всё-таки собирается штурмовать поместье, представляющее собой замок пятнадцатого века, переживший войны, эпидемии, гражданские беспорядки, проверки налоговой и перестройку в стиле модерн. Уже на месте коллега Крута, Шипс Дубин, предлагает использовать биооружие, но Крут отвергает этот вариант и отправляет спецназ на штурм. Фаул и Дворецки по удаче включив особую камеру на входе замка видят на входе эльфрв и Дворецки отправляется встречать гостей с переделанным шлемом Элфи.

Спецназовцы продвигаются ко входу, параллельно лидер отряда переругивается со своим братом, который попал в отряд только по личной рекомендации старшего, поданной по настоянию матери. Далее следует киношная сцена с короткой игрой со спецназовцами, заканчивающаяся избиением эльфов («Добрый вечер, джентльмены»). Последнему оставшемуся на ногах передают, что нужен представитель для переговоров, уполномоченный принимать решения, и отпускают.

В ответ на это Крут отдаёт приказ об «остановке времени» (на самом деле это скорее изоляция определенной местности от остального мира) и получив от спецов тайный дротик отправляется на встречу. На встрече Фаул говорит об остановке времени, требует в качестве выкупа тонну золота (двадцатичетырёхкаратного в маленьких слитках без маркировки) и выгоняет со словами, что войти в замок народец сможет только через его труп.

На этот раз Крут решает пойти другим путём и вытаскивает из тюрьмы Мульча Рытвинга, гнома-вора-рецидивиста. Взамен на помощь гному обещают уменьшить срок и улучшить условия содержания, Мульч соглашается. Жеребкинс взламывает систему охраны особняка и зацикливает изображение на камерах слежения. Вор по опыту находит в одной из картин тайник с Книгой, а ещё случайно обезвреживает Дворецки пердежом.

До этого Элфи в подвале в своей камере разбивает бетонный пол, добирается до земли и садит желудь, при похищении случайно упавший в сапог, и наконец восстанавливает ману. Как раз к этому моменту Арти понимает, что его взломали, перезагружает систему и посылает Джульетту проверить пленницу. Джульетта прибегает и Элфи гипнотизирует её, убедив в том, что прямо сейчас на стене по огромной плазме крутят рестлинг. Выбежав, эльфийка встречает Мульча, который отдаёт ей книгу и уходит из замка, имитируя свою смерть в тоннелях. Крут и Жеребкинс подозревают подвох, но их отвлекает Шипс Дубин.

Шипс за спиной Крута перехватывает управление операцией, получив полномочия из рук Совета, высшего органа власти. Его план в том, чтобы пустить в замок тролля (он убивает всё живое и народец спит спокойно со своим золотом). Джулиус после словесной перепалки сам идёт на связь с Советом, т.к. уверен в провале плана Дубина.

Элфи проникает в кабинет Фаула, берёт шлем, свой бластер и джетпак, врезает Артемису по роже, узнаёт по связи от Жеребкинса о тролле, и уходит, заперев мальчика в кабинете. Дворецки вытаскивает из камеры загипнотизированную сестру и натыкается на тролля. Тролль быстро выносит телохранителя и собирается приняться за Джульетту. Ему пытается помешать Элфи, но тролль выбивает и её, но эльфийка падает на Дворецки и магия начинает исцелять в том числе его. Быстро излечившись от смертельных ран, мужик в средневековых доспехах с дубиной и крупнокалиберным пистолетом в киношном бою чуть не убивает тролля (не убивает исключительно по просьбе вылечившей его Элфи).

В это время Артемис переговаривается с кентавром и утверждает, что знает способ выбраться из «остановки времени». Крут в очередной перепалке с Дубином случайно отключает его дротиком и принимает командование, готовя золото и бомбу. Элфи пытается убедить людей сдаться, но бестолку — все уверены в Артемисе, а он в том, «что всё идёт по плану».

Крут отправляет в особняк платформу с золотом и на ней же с половиной груза возвращается Элфи, заключив с Фаулом некую сделку. Теперь она пытается убедить Джулиуса не запускать бомбу, а выкрать следующей ночью оставшееся золото (т.к. Артемис сам привёл её к себе в дом и отпустил, но не запретил возвращаться), но он непреклонен и запускает бомбу, когда люди празднуют победу винишком.

Биобомбу закидывают, взрывают. Спецназ пробует войти, но срабатывает отдача и всех кроме Элфи начинает скручивать, т.к. Фаул выжил. Эльфийка в киношной сцене под самодовольными взглядами с портретов добегает до подвала и предлагает забрать остатки, но Крут решает убраться с тем что есть. В это время Мульч прихватывает немного возвращённого золота и сбегает.

Фаул приходит в себя от тряски, устроенной телохранителем и раскрывает трюк — для выхода из остановки нужно уснуть и он проверил это на своей матери. Мать же относительно пришла в себя благодаря волшебству и даже не начала ужасаться разрушениям (всё равно хотела переделать, уныло как в мавзолее).

Вторая книга

Вторая часть начинается с небольшой предыстории о нахождении «русской мафией» Артемиса Фаула I.

Прошел год после инцидента в поместье Фаулов. Благодаря усилиям Джулиуса трибунал всего лишь разжаловал Элфи в таможенные патрульные. Но за год ситуация с контрабандой в подземельях сильно ухудшилась, всё подмяла под себя гоблинская банда Б’Ва Келл и в одном из патрулей эльфийка с напарником спрайтом (эльфом с крыльями) находят контрабандистов и чудом выживают. «Контрабасом» оказываются пальчиковые батарейки, а сами гоблины были вооружены старыми лазерными винтовками (далее по тексту будем называть их лазганами, так проще), переделанными на работу от этих пальчиковых батареек (одной батарейки хватает на шесть выстрелов). Причём винтовки были ещё и с обвесами для человеческого огнестрельного оружия, а у гоблинов был корабль, собранный из списанных запчастей. Все понимают, что сами гоблины до этого бы не додумались, и само собой Элфи считает, что в этом замешан Фаул II. В итоге Крут разрешает Элфи притащить его и телохранителя для допроса.

Артемис же сидит на приёме у школьного психолога, но его вытаскивает Дворецки. «Русские хакеры» прислали письмо с видео и требованием выкупа, Артемис и Дворецки приезжают в поместье по быстрому собрать вещи в дорогу, но тут их настигает Элфи. Мальчик замечает агента и после разговора засыпает под гипнозом и просыпается уже внизу. Там его допрашивает сначала лично Крут, потом техникой (проверяют по сетчатке глаз, видел ли он гоблинов и лазганы) — в обоих случаях мальчик чист. После пробуждения у него просят помощи, а Арти, в свою очередь, требует помощи в освобождении отца. Стороны соглашаются.

После этого повествование переключается на пикси Опал Кобой, главу технокорпорации. Именно она стоит за гоблинами и их войной с полицией, устроенной с помощью разжалованного Шипса Дубина. Сам Шипс изуродован из-за транквилизатора, вступившего в реакцию с «запрещенными возбуждающими средствами». Сами заговорщики знают о попытках полиции выйти на кукловодов за гоблинами, но спокойны, т.к. невольный союзник на поверхности подготовлен.

К Жеребкинсу в момент поисков крота приходит Дубин за подписями на списание и тут то он всё и понимает. Пытается вырубить Шипса шоковым полом, но он не срабатывает, ведь Кобой в работах по модернизации техоснащения участка переключила все системы на себя. Жеребкинса вырубают вместе с оружием и охранными системами, свалив все неполадки и начавшийся бунт гоблинов на него. С ним связывается сначала Кобой, потом Крут, выдавая ему все свои планы, но кентавр записывает всё на вебку ноутбука Артемиса.

Элфи на гоблинском корабле вывозит людей на поверхность, Дворецки приходит в агенту Дубина, ничего от него не получает, зато натравливаетна него полицию. Все возвращаются под землю и уже там Артемис пытается возразить, что всё прошло слишком гладко, но его не слушают и начинают работать со своей частью сделки. Люди и Джулиус с Элфи отправляются в Мурманск на реквизированном у посла Атлантиды шаттле. На поверхности они попадают в засаду гоблинов, у них отключается оружие и группа уходит на поезде, перевозящим радиоактивные материалы. В процессе побега Элфи отрубает палец дверью, а её мана иссякает на исцелении от радиации. Команда находит способ восстановить ей силы, после похищения эльфийка с кентавром пытались запустить проект консервированных желудей, но совет посчитал затею ересью. После восстановления Артемис интересуется у Элфи о её состоянии и опять получает в рожу. Вернувшись в терминал Артемису приходит смска от Жеребкинса, что внизу бунт гоблинов, оружие полиции отключилось, за всем стоят Дубин и Кобой, а винят во всём его. Здесь же начинают разрабатывать план проникновения в лаборатории Кобой и включения оружия, но защита комплекса хороша и есть только одно существо, способное пролезть в лаборатории… Мульч Рытвинг, о выживании которого рассказывает Элфи, т.к. Жеребкинс заметил пропажу слитков и попытался их отследить.

Мульч же купил себе пентхаус в Беверли-Хиллс и для души развлекался кражами, постепенно перейдя на воровство статуэток-оскаров. В конце концов его ловят и в очередной раз делают предложени, от которого невозможно отказаться.

Мульч проводит команду в комплекс, но Артемиса оставляют на входе. Внутри, конечно, замечают гостей и шлют команду гоблинов разобраться. Спустя время Арти пробирается внутрь и помогает Мульчу «спровоцировать пердёж» и избавиться от гоблина-преследователя. После Артемис собирается через плазмо-трубу пробраться в центр управления. Мульч объясняет ему, что это плохая идея (он сгорит, если включат охранные системы), но всё-таки помогает. В центре Кобой, Дубин и генералы гоблинов смотрят на бой орды гоблинов с Дворецки, когда Артемис вылезает из трубы и ударом по голове успевает включить громкую связь с камеры Жеребкинса. Жеребкинс пускает запись. Дубин включает охранные системы («Ну, предательство, – согласился Дубин. – И что с того?»), собирается расправится с Фаулом, но тут Жеребкинс звонит Арти на телефон и пускает запись о планах Дубина устроить Кобой несчастный случай. В результате ссоры Дубин сгорает в плазмотрубе, Кобой вырубают, включается полицейское оружие.

В конце концов волшебный народец помогает Артемису вернуть отца из рук мафии с помощью инсценировки его убийства.

Хэппи энд.

Мир волшебного народа

Как видите, другая сторона мира Фаула представляет собой этакий Shadowrun на минималках. В пересказе сюжета я опустил много интересных деталей. В последующих книгах всё больше как новой информации, так ретконов и несостыковок.

Всего волшебных рас восемь (причём некоторые виды могут гибридизироваться):

  1. Эльфы
  2. Гномы
  3. Гоблины
  4. Кентавры
  5. Гремлины
  6. Спрайты
  7. Пикси
  8. Демоны (они появляются в сюжете сильно позже)

У каждой расы свои уровни способностей к волшебству (есть расовые спеллы и недоступные для определённой расы заклинания), свои физиологические особенности и способности.

Отдельно стоят тролли и кракены. Их скрывают, ведь если люди найдут их, то рано или поздно доберутся до всех остальных. Ещё к моменту действия книг давным-давно вымерли единороги.

Магия играет достаточно важную роль — магическое исцеление происходит лишь относительно осознанно и легко может пойти не так, например, нога срастётся задом наперёд, поэтому медики проходят специальную подготовку. Также на магию может быть аллергия, какие-то физиологические процессы могут мешать колдовать. Когда-то давно была алхимия, но её секреты давно утеряны. Есть запрет на использование магии против других волшебных народов, в частности гипноза. Пару раз даётся намёк, что магическое понимание человеческих языков является разновидностью гипноза и/или телепатии (Джульетта замечает, что акцент Элфи похож на все акценты сразу; демон-колдун при допросе людьми таким образом узнаёт новые слова вместе с определениями).

Один из первых странных моментов — изначально Элфи описывается как единственная женщина в спецназе, хотя в первом разговоре с Крутом он собирается заменить её другой эльфийкой, которую Элфи считает дурой, продвигающейся по карьере благодаря родственным связям с королевской семьей. Но уже в следующих книгах описывается ветеран корпуса Рэй Виния, с огромным сроком службы и послужным списком, успевшая отработать в местной полицейской академии и уже на момент действия первой книги занимающая место в Совете, высшем органе по крайней мере исполнительной, законодательной и теологической власти Гавани (королевская семья давно отреклась от власти, именно ради кресла в Совете Дубин затевал все свои аферы в книгах).

Существует два государства волшебного народца — уже описанная подземная Гавань и реже упоминающаяся подводная Атлантида. между государствами развита торговля, научное сотрудничество, туризм, существуют аналоги женевских конвенций.

В книгах описываются проблемы этого общества. Немалую часть государственного бюджета составляют таможенные, пограничные, визовые сборы, в общем, государственная монополия на сообщение с поверхностью. Само собой это порождает проблемы контрабанды.

Внутренняя экономика, судя по всему, держится на корпорациях, контролируемых по большей части членами аристократических семей, хотя законодательного разделения давно нет. В наличии расовые столкновения, всевозможные гетто, кумовство, коррупция и т.п.

Честно достигший высот Труба Келп (капитан отряда быстрого реагирования) по просьбе матери помог своему брату получить работу. Моё детское предположение — Элфи первая «простолюдинка» в спецназе, не из рыцарского сословия или аристократического рода. Отец Опал Кобой как раз был аристократом, главой корпорации и хотел для дочери судьбы типа «киндер-кюхе-кирхе» и назло ему Опал окончила университет, создала свою корпорацию, разорила отца и загнала его в психушку, проведя себе отдельный канал для трансляции его камеры.

Несмотря на это, безработица здесь вроде не особо сильная из-за высокого уровня автоматизации.

Политический режим, видимо, достаточно суровый, постоянно следит как за людьми (мониторинг человеческих спецслужб, жучки везде где только можно), так и за своими гражданами. Существуют нелегальные каналы получения информации, по крайней мере гоблинам, единожды нарушившим закон, вживляют глушилку, вырубающего носителя по нажатию кнопки в полицейском участке (так Б’Ва Келл в конце второй части лишилась половины своей армии).

В общем, сказочный мир с такими знакомыми проблемами.

Вывод

Я мечтал увидеть эту вселенную в кино с детства (бойтесь желаний своих — они сбываются) и в любом случае пойду в кино / оформлю подписку / куплю фильм в цифре, чтобы закрыть мини-гештальт.

Но проблемы сильно мешают погружению в мир:

  • Сквозящая мэрисьюшность героев.
  • Дилетанство в отношении работы человеческой техники, особенно компьютеров.
  • Бандиты-люди здесь совсем какие-то карикатурные. Фаул-старший и "русская мафия" только начало — дальше-больше.
  • В книгах также была ярко выражена т.н. "зеленую повестка", но я её специально пропустил. Книги написаны в начале нулевых, примета времени.

P.S.

Если вам не нравится фильм, то существует комикс-адаптация., продержавшаяся до четвертой части.

2424
21 комментарий

маниакальной страстью к деньгамХороший мальчик.

8
Ответить

Кроме пересказа сюжета и основных фич мира ты явно хотел еще что-то рассказать, но к концу забыл что. А именно:
Предлагаю оценить проблемы именно оригинального произведения, причём такие, что если бы Дисней снимал прямо по тексту, то по фильму точно бы вышел обзор Евгения Баженова.

8
Ответить
Автор

Ответил выше и дополнил статью, спасибо за замечание.

Ответить

Вообще после экранизаций Сумерек и 50 оттенков серого, предъявлять претензии к книжным первоисточникам фильмов довольно странно

Ответить

я так и не понял, какие проблемы предлагалось оценить 

7
Ответить
Автор

Сквозящую мэрисьюшность героев, дилетанство в отношении работы человеческой техники, особенно компьютеров, бандиты-люди здесь совсем какие-то карикатурные.
"Зеленую повестку" я специально пропустил, примета времени, с ней ничего не поделать.
Дополнил заметку, спасибо.

1
Ответить

изначально Элфи описывается как единственная женщина в спецназеВ LEPrecon
собирается заменить её другой эльфийкой, которую Элфи считает дурой, продвигающейся по карьере благодаря родственным связям с королевской семьейТа служит просто в LEP, то бишь обычной полиции
Но уже в следующих книгах описывается ветеран корпуса Рэй Виния, с огромным сроком службы Опять же, в Секции 8
В переводе как-то теряется, что тут говорят о разных подразделениях. Мать Элфи тоже служила, но в LEPmarine

4
Ответить