Трилогия фронтира: как актёр второго плана стал одним из важнейших голливудских сценаристов

Жизнь и творческий путь Тейлора Шеридана, сценариста «Сикарио» («Убийца»), «Любой ценой» и «Ветреной реки».

Трилогия фронтира: как актёр второго плана стал одним из важнейших голливудских сценаристов

В 2010 году второплановый актёр Тейлор Шеридан закончил съёмки в сериале «Сыны анархии» и объявил об окончании актёрской карьеры. Едва ли кто-то это заметил. Спустя три года на экраны вышел фильм по его сценарию — «Сикарио» («Убийца» в русском переводе), поставленный Дени Вильнёвым. Спустя год сценарий Шеридана к фильму «Любой ценой» (Hell or High Water) был номинирован на Оскар. В этой статье я расскажу о том, как актёр-неудачник стал одним из самых самобытных сценаристов современного кино.

Истоки

Едва ли в детстве Тейлор Шеридан мечтал о карьере драматурга. Будучи потомственным техасцем, он надеялся стать полицейским или шерифом. Его дядя — Парнелл Макнамара, бывший маршал США, стал для юного Тейлора ролевой моделью. «Я думал, что буду заниматься чем-то похожим: весь день ловить плохих парней, а по вечерам возвращаться на ранчо» — говорил Шеридан. Жизнь не готовила парня ни к подвигам, ни к достижениям. Обычное детство в семье среднего класса, без всяких привязок к Голливуду и театральным подмосткам.

Парнелл Макнамара (второй слева) на обложке журнала Texas Monthly в 1998 году
Парнелл Макнамара (второй слева) на обложке журнала Texas Monthly в 1998 году

Из-за отсутствия кабельного ТВ мальчик до дыр засматривал купленные родителями видеокассеты. «У нас было кассет 15, из которых пять я терпеть не мог» — вспоминал он. Больше всего Тейлору нравились фильмы с Клинтом Иствудом, Джоном Вейном и другие вестерны. Когда кабельное ТВ всё-таки дотянулось до небольшого ранчо Шериданов в округе Боске, штат Техас, то перед Тейлором открылся целый мир кино и сериалов.

Когда Тейлору Шеридану было 20 лет, то в торговом центре его приметил скаут модельного агентства. Тот искал молодых ребят и девушек, которых мог бы продвигать в Голливуде, и спросил Тейлора, не хочет ли он попробовать. «Моделью? Нет. — ответил парень. — А актёрами вы не занимаетесь?».

Неважно, правда ли Тейлор сказал такое своему будущему агенту или это красивая выдумка для интервью. Суть в другом: эта встреча привела его в Голливуд, где через 20 лет он останется без работы с ребёнком на подходе.

Горе-актер

20 лет актёрской карьеры. И всё, чего он достиг за это время — роль третьего плана в подростковом детективном сериале «Вероника Марс» и роль второго плана в «Сынах анархии». В последнем сериале он играл помощника шерифа Дэвида Хейла. Вся его роль сводилась к тому, чтобы быть хорошим парнем, который то противостоит, то помогает банде байкеров где-то на периферии основного сюжета.

Тейлор Шеридан в роли Дэвида Хейла. Кадр из сериала «Сыны анархии»
Тейлор Шеридан в роли Дэвида Хейла. Кадр из сериала «Сыны анархии»

Тейлор продержался в сериале три сезона, после чего оказался не у дел. Где-то утверждается, что актёр отказался продлевать контракт из-за того, что его герой не получал никакого развития. Где-то говорится, что сценаристы просто решили убить не самого популярного персонажа. Но сам Шеридан открыто признал, что его беспокоили деньги. Его жена ждала ребёнка, а его труд оплачивался по стандартному прайсу приглашенных актёров. До вычета налогов и выплаты комиссионных Тейлор получал максимум 150 тысяч долларов. Итоговую сумму можно поделить на два. Учитывая средние зарплаты в США, 20 лет карьеры стоили чуть меньше зарплаты менеджера среднего звена.

Оглядываясь назад, Шеридан называет себя актёром-ремесленником (Journeyman), а прощание с «Сынами анархии» просто привело его к осознанию того, что карьера окончена. Он был на вершине того, чего мог достичь, какой бы низкой эта вершина ни оказалась со стороны.

Куда может податься 40-летний актер, бросивший карьеру, без образования и особых навыков?

Я думал стать старшим ковбоем на ранчо в Вайоминге, и единственная причина, по которой я не согласился на эту работу — я не мог взять с собой семью. Семья должна была остаться в городе. А этого я не хотел.

Тейлор Шеридан

Вместо этого Шеридан решил стать сценаристом. Он не записывался на курсы, не посещал мастер-классы и, по его утверждениям, не изучал учебники по азам сценарной работы. Вместо этого, он просто сел писать. Трудно понять, что именно им двигало. Едва ли только деньги, ведь все сценарии Шеридана рассчитаны на довольно узкую аудиторию. Это не коммерческое кино в том виде, в каком мы его знаем. Но причина, на самом деле, та же, что у завершения актёрской карьеры — его ребенок.

Как можно говорить ребенку, что он может стать, кем хочет, если ты сам не пробуешь сделать это?

Тейлор Шеридан

Но почему именно сценаристом? Теперь уже легко говорить, что в написании сценариев кроется истинный талант Шеридана, но тогда, без единой строчки текста за спиной, выбор казался странным.

Я актёр, поэтому читал те сценарии, которые мне предлагали. Но я не был Бредом Питтом, поэтому «Семь» мне никто не присылал. Вместо этого я читал эпизоды мыльных опер. После 20 лет такого, я помню, как сказал себе: «У меня нет и малейшего представления, как сделать это [написать сценарий], но я знаю, как не надо этого делать».

Тейлор Шеридан

Позднее, получив номинацию на Оскар за лучший оригинальный сценарий, Тейлор Шеридан скажет, что считает 20 лет актёрской карьеры докторской степенью по сценарному ремеслу.

Трилогия фронтира

Часть 1: «Сикарио»

«Сикарио» (в официальном переводе — «Убийца», что не совсем верно, потому что сикарио — это именно киллер, наёмный убийца) — жестокий криминальный триллер о борьбе с мексиканскими наркокартелями. Звучит банально, но сама суть истории — не противостояние хороших и плохих парней. Это история о жестокости. История о мести. История о потерпевшем неудачу отце.

Трилогия фронтира: как актёр второго плана стал одним из важнейших голливудских сценаристов

Трудно поверить, но «Сикарио» — первый сценарий, который Шеридан написал. Первый сценарий, который снимает признанный мастер Дени Вильнёв. Это ли не успех?

На самом деле, «Сикарио» первое время не пользовался популярностью среди продюсеров. Кого-то беспокоила сама тема нарко-войны. Другие предлагали сделать главного героя мужчиной (одного из таких продюсеров, который к тому же предложил Тейлору самому взять на себя главную роль, Тейлор ответил «Go fuck yourself», после чего долго упрашивал своего агента не отказываться от сотрудничества). Третьи сетовали на невнятную структуру сценария.

До Дени Вильнёва сценарий дошел через третьи руки. Знакомый Шеридана, продюсер Базил Иванюк, отправил сценарий своему другу, Эдварду МакКоннеллу, который работал с Вильнёвым над «Пленницами». И режиссёр сразу же дал согласие работать над фильмом.

Что мне понравилось в сценарии, так это то, что ты понимаешь каждого персонажа. Понимаешь, почему каждый персонаж делает то, что делает. Реплики очень точные. Они вносят raison d’etre (смысл, — устойчивое выражение на французском), но при этом приносят с собой вопросы. Это кино, которое противостоит нашим моральным ценностям.

Дени Вильнёв, режиссёр
Дени Вильнёв и Бенисио Дель Торо на съёмках «Сикарио»
Дени Вильнёв и Бенисио Дель Торо на съёмках «Сикарио»

В конце работы Вильнёв еще более лестно отозвался Шеридане: «Тейлор — очень вдохновляющий сценарист. Очень сильный творец. Когда я читал сценарий, я слышал сильный авторский голос».

Казалось бы, формула «пиши, о чём знаешь» ломается напрочь, когда бывший актёр садится за сценарий о войне федералов и картелей. Но это не так. Выбору темы способствовала, как минимум, близость родного Шеридану Техаса к мексиканской границе.

Также есть момент, который упускается многими журналистами, пишущими о Шеридане или берущими у него интервью. Джон Гиблер, родной брат Тейлора— журналист, специализирующийся на Мексике и картелях. В его копилке две нон-фикшн книги о криминальном мире страны и трёхсторонней войне между картелями, правительством Мексики и США. В одной из них Джон даже выразил Тейлору благодарность за помощь в написании книги.

Упоминание Тейлора Шеридана в «Благодарностях» книги Mexico Uncovered Джона Гиблера
Упоминание Тейлора Шеридана в «Благодарностях» книги Mexico Uncovered Джона Гиблера

Трудно сказать, почему Шеридан всячески воздерживается от упоминания родства с братом, а журналисты этот факт игнорируют. Как бы то ни было, у сценариста была тема, которую он знал.

Трилогия фронтира: как актёр второго плана стал одним из важнейших голливудских сценаристов

Художественные особенности

Одна из особенностей «Сикарио», которая первым делом бросается в глаза при просмотре — это кажущееся отсутствие экспозиции. Фильм не представляет нам персонажей, не даёт прочувствовать их характеры, но сразу же бросает в самую гущу событий — агенты ФБР штурмуют дом наркоторговца. И если обычно в кино после столь яркого тизера начинается знакомство с героями и расстановкой сил, то в Sicario действие идёт по экспоненте. В стенах дома оказываются замурованы десятки похищенных и убитых… Выдохнули? Бум! Местная полиция подорвалась на припасённой бандитами растяжке.

Кадр из открывающей сцены «Сикарио»
Кадр из открывающей сцены «Сикарио»

Сам Тейлор Шеридан говорит, что за годы чтения чужих сценариев у него развилась аллергия на экспозицию, поэтому он старается её опустить.

Да, первый акт нестандарный. Он насыщен действием, едва ли что-то объясняет и не формулирует вопросы к главному герою. Но он всё равно выполняет экспозиционную функцию. Это мир войны. Мир безумной жестокости. Мир, в котором каждый шаг может быть последним. Ужасный, тревожный мир, посреди которого оказалась главная героиня Кейт Мейси (Эмили Блант).

Вторая особенность — сложная структура. В интервью Fast Company Тейлор описывал её как «пятиактная структура внутри пятиактной структуры». Пять актов — сложившийся голливудский стандарт. Но в случае Sicario события, которые происходят после возвращения конвоя в США и до кульминации, сами по себе представляют мини-фильм. Отсюда побочная линия с героем Бернтала и постоянное «закрытие» сюжета каждого акта. Там, где другие фильмы натягивают тетиву напряжения, «Сикарио» заканчивает один мини-сюжет и начинает новый. Таким образом, в основную часть фильма между первым и пятым актами попадают сразу пять событийных блоков:

  • Экстрадиция Гильермо, брата наркобарона, из Мексики;
  • Допрос пойманных на пересечении границы мексиканцев;

  • Облава на банк, отмывающий деньги наркокартеля;

  • Быстротекущая интрижка и нападение полицейского Теда (Бернтал) на Мейси;

  • Штурм секретного тоннеля через границу.

Я знаю некоторых людей, которым такая фрагментированная структура показалась дёрганной и неинтересной. Однако другие, в том числе и я, приходят в восторг от того, как сценарий и режиссура играют со зрительскими ожиданиями.

Третья особенность — пассивный главный герой. Кейт Мейси постоянно оказывается жертвой обстоятельств. Она никогда не готова к бою, не владеет всей информацией и не является катализатором событий. За такими героями, как правило, трудно наблюдать. Но в Sicario весь баланс выправляет Алехандро.

Алехандро (Бенисио дель Торо) и Кейт Мейси (Эмили Блант)
Алехандро (Бенисио дель Торо) и Кейт Мейси (Эмили Блант)

Четвёртая особенность: ключевой драматический конфликт завязан не на главном герое, а на второстепенном. Именно «мстящий прокурор» — центр философского подтекста «Сикарио». А Кейт выполняет функцию проводника для зрителя. Мы так же не готовы к этому миру. Мы так же не знаем, что происходит. И мы абсолютно так же не можем решить однозначно нравственную дилемму фильма.

Отличия фильма от оригинального сценария

Когда сценарий попадает в руки режиссёра с собственным стилем и видением, правок не избежать. В случае «Сикарио» речь идёт не совсем о правках, а о сокращении. Несмотря на то, что текст занимает 102 страницы, Вильнёв при содействии Бенисио дель Торо выкинул из сценария и финального монтажа большую часть реплик Алехандро.

Оригинальный сценарий открывался красивой сценой, в которой Алехандро в закадровом монологе размышляет о природе насилия. Он настраивает себя на то, чтобы не относиться к своим врагам как к людям. Камера меняет расположение, и мы понимаем, что в этот момент Алехандро топит человека на берегу океана. Далее, по ходу общения с Кейт, Алехандро рассказывал ей свою историю, объяснял мотивы своих поступков. Но дель Торо решил, что его герой из молчаливых ребят и день за днем сокращал реплики.

Страница оригинального сценария
Страница оригинального сценария

Но самое важно изменение в сценарии — это концовка. В оригинальном тексте Алехандро дал горничной увести детей Алкарона в их комнаты, а перед самим криминальным боссом поставил выбор, которого у самого Алехандро не было. Его жизнь или жизнь жены. Босс выбрал жену, надеясь, что её убийство успокоит Алехандро. Но тот все равно убил Алкарона. Поэтому в конце, когда Алехандро говорит Кейт, что это мир «волков», а она — не волк, эта реплика сильно резонирует с тем, что Алехандро увидел ранее. Он тоже был таким, но убийство его семьи лишило его любых моральных ориентиров. При этом видеть зло и отличать его он не разучился.

В фильме же Алехандро давно перешел точку невозврата. Он убивает всю семью Алкарона за семейным ужином. И ни один мускул не вздрагивает на его лице. Трансформация закончилась, причём задолго до этого убийства. Алехандро стал таким же, как те, кого он преследует.

«Сикарио» стал для Тейлора по-настоящему большим сценарным дебютом. Фильм собрал отличные отзывы прессы, неплохо показал себя в прокате (для своего бюджета) и заявил о Тейлоре Шеридане как о большом сценаристе.

Часть 2: «Любой ценой»

Трилогия фронтира: как актёр второго плана стал одним из важнейших голливудских сценаристов

«Любой ценой» (Hell or High Water) — история о двух братьях, которые грабят маленькие отделения техасского банка, чтобы этому же банку выплатить долг и вернуть себе семейное ранчо. Картину поставил Дэвид Маккензи. Он был куда более щепетилен по отношению к тексту, чем Вильнёв, поэтому на экраны история попала без сокращений или изменений относительно оригинального сценария.

Это была любовь с первого взгляда. Этот фильм ощущается так, будто он посвящён чему-то большому. В итоге, он о сердце Запада и только потом — об ограблениях банков. Я полюбил это приключение.

Дэвид Макензи, режиссёр

Место действия и сюжетная канва для фильма появились благодаря поездке Тейлора в Техас, которую он предпринял вскоре после окончания актёрской карьеры.

Я ехал через маленькие городки в Техасе, и в каждом городе были банк и кафе. И больше ничего. Всё остальное было закрыто. Я сказал себе: «Почему здесь всё ещё работают банки?» Но очевидно, что они нужны, чтобы хранить отчисления с добычи нефти. Я подумал, что кто-то легко может ограбить такой банк. Здесь же всего два шерифа на территорию, которая больше Лос-Анджелеса… Я видел, как [экономическая] рецессия бьёт [по людям], здесь была злоба. И я решил о ней рассказать.

Тейлор Шеридан

Но главной темой фильма стал провал отцовства. Героям не нужно ранчо как таковое. Они хотят вернуть его, потому что на его территории нашли нефть. Младший брат Тоби (Крис Пайн) хочет передать это ранчо детям, которые живут отдельно с его бывшей женой.

Тоби — ещё один провалившийся отец в пантеоне героев Тейлора Шеридана.

Крис Пайн в роли Тоби
Крис Пайн в роли Тоби

Моему сыну был год. Как мои неудачи или успех формируют то, кем он станет? Я пытался писать сценарии. А это не особо оплачивается до тех пор, пока ты не продашь хотя бы один. Я был беден.

Тейлор Шеридан

«Любой ценой» писался после «Сикарио», но был продан раньше. То есть, на момент написания сценария, авантюра Тейлора со сменой профессии успешной ещё не стала.

Второй темой, которая дополняет основную, стала потерянность. Отсутствие перспектив. И готовность идти на всё в сложившихся условиях. За неё отвечает Таннер (Бен Фостер), старший брат. У него нет семьи, нет работы — лишь несколько лет тюрьмы за спиной за избиение отца, который колотил их с братом. Таннер с лёгкостью соглашается ограбить несколько банков. Пожалуй, именно с Таннером связана вторая по силе сцена во всем фильме.

По сюжету герои отмывают деньги через казино. И в нём Таннер сталкивается с индейцем команчи, которого обыгрывает в покер.

Мощнейшая сцена, раскрывающая персонажа Таннера

Но номинацию на Оскар за лучшую роль второго плана получил Джефф Бриджесс за роль маршала США Маркуса Гамильтона, на которого ограбления двух братьев свалились незадолго до ухода на пенсию. Его образ был во многом основан на дяде самого Шеридана — Парнелле Макнамаре.

Он был федеральным маршалом, а у них принудительная пенсия. За день до своей пенсии он вышибал дверь с ноги и выписывал ордера, а на следующий — сдал свой бейдж и пистолет. Меня заворожила мысль о том, как внезапно твоя жизнь лишается смысла.

Тейлор Шеридан

Кстати, Парнелл был привлечён для работы над фильмом в качестве консультанта. Образ маршала Джефф Бриджесс во многом списал с Парнелла, включая усы, модель пистолета и марку автомобиля.

Парнелл Макнамара и Джефф Бриджесс
Парнелл Макнамара и Джефф Бриджесс
Джефф Бриджесс в роли Маркуса Гамильтона
Джефф Бриджесс в роли Маркуса Гамильтона

Художественные особенности

«Любой ценой» наследует стиль «Сикарио». У фильма более простая структура, которая всё так же умещается в пять актов, но на деле устроена хитрее. Во многом это обусловлено целым ансамблем сложных, многогранных персонажей, каждый из которых имеет собственную арку характера.

Если в Sicario лишь главная героиня менялась по ходу фильма, то в «Любой ценой» сразу три героя пропускают окружающую действительность через себя, чтобы на следующий день проснуться другими людьми.

Во-первых, Тоби. В начале фильма он с трудом принимает груз ответственности. Он думает, что весь кошмар кончится в тот момент, когда он выплатит долг. Потеря брата, пошедшее не по плану ограбление и бегство заставили Тоби осознать тяжесть своих поступков. Поэтому в гениальной финальной сцене Тоби готов к смерти.

Во-вторых, Таннер. Безбашенный и злой. Шаг за шагом он приближается к грани для того, чтобы в итоге перейти её окончательно. Но делает он это в итоге с одной целью — принести себя в жертву ради того, чтобы брат и его дети не стали такими же неудачниками, как он сам.

В-третьих, Маркус. Казалось бы, чему жизнь может научить опытного служителя закона за пару недель до пенсии? Он легко «считывает» психологический портрет обоих братьев, не спеша опрашивает свидетелей и не упускает шанса, чтобы подколоть своего напарника Альберто о его латиноамериканских корнях. Но Таннер убивает Альберто, и Маркус впервые принимает это дело как личное. Уже сдав значок, он приходит к Тоби, которого сумел вычислить самостоятельно.

Дальше происходит одна из самых мощных сцен в кино последнего времени. Нет смысла её пересказывать. Напишу одно: то, что могло легко превратиться в вестерновый китч, оказалось катарсисом и болью, которой нет конца.

Трилогия фронтира: как актёр второго плана стал одним из важнейших голливудских сценаристов

Ключевая фишка сценария заключается в том, насколько точно фильм играет с нашими ожиданиями. Начинаясь как криминальная комедия, в конце «Любой ценой» превращается в жёсткий и даже жестокий вестерн с сильной драмой. Час назад ты хихикал над техасским старичком, который на вопрос, есть ли у него оружие, отвечает «Да, чёрт возьми, мы же в Техасе», а теперь сидишь, открыв рот, и понимаешь, что всё шло к тяжёлой и болезненной развязке.

За «Любой ценой» Тейлор получил номинацию на Оскар.

Машина наградного сезона — очень нервная вещь. Но это Оскар! Это твои кумиры, твои герои, люди, которыми ты восхищаешься, люди, которые вдохновили тебя на то, чтобы посвятить себя в первую очередь работе.

Тейлор Шеридан

Награду в итоге получил «Манчестер у моря». Но Тейлор Шеридан вошёл в список самых перспективных и интересных авторов современного американского кино.

Часть 3: «Ветреная река»

«Ветреная река» (Wind River) — история Кори Ламберта (Джереми Реннер), сотрудника службы Охоты и Рыболовства США, который помогает неопытному агенту ФБР расследовать гибель девушки-индианки в заснеженных пейзажах Вайоминга. Ситуация осложняется тем, что девушка — бывшая подруга дочери героя, которая погибла несколько лет назад.

Трилогия фронтира: как актёр второго плана стал одним из важнейших голливудских сценаристов

«Ветреная река» — это не только третий сценарий Шеридана на большом экране, но и его режиссёрский дебют.

Все три сценария очень личные. Но когда к этому сценарию стали подбираться другие режиссёры, я почувствовал, что хочу защитить его. Я хотел, чтобы моё видение было исполнено ровно так, как я задумывал. Я не знал, смогу ли я сделать хорошее кино. Но я знал, что смогу сделать его уважительно [по отношению к индейскому населению].

Тейлор Шеридан

Конечно, «Ветреная река» — не совсем дебют. Дело в том, что между окончанием актёрской карьеры и продажей первого сценария Тейлор выступил режиссёром фильма «Гнусный», второсортного ужастика в духе «Пилы».

Фильм снимался при минимальном бюджете и, помимо проката на нескольких узконаправленных фестивалях, особой славы не снискал. С тех пор Шеридан редко говорит об этой странице своей карьеры. На какое-то время её упоминание удалили со страницы сценариста на IMDb. После того, как это заметили, упоминание фильма вернулось, но Шеридан по-прежнему по возможности умалчивает о работе над «Гнусным».

Лишь в одном интервью он высказал своё мнение об этом фильме.

Я горжусь тем, что мы сделали в «Гнусном». Не думаю, что фильм как-то полноценно вышел в прокат, не уверен даже , что кто-то вообще его видел. Я не видел. Я не рассматриваю его как мой полноценный режиссёрский дебют — я не был вовлечён в подбор актёров или разработку сценария.

Тейлор Шеридан

Как бы то ни было, «Ветреная река» получился крепким фильмом без лишних изысков. Его сюжет легко пересказать в трёх-четырех предложениях, но куда важнее то, как сценарист, а теперь и режиссёр Тейлор Шеридан обходится с персонажами. Они раскрываются на полную.

Охотник Кори в исполнении Джереми Реннера завораживает, пугает и не может не вызывать сочувствия. А пустота и боль внутри каждого из героев, казалось, проглатывает тебя самого при просмотре.

Шеридан на съемках «Ветреной реки»
Шеридан на съемках «Ветреной реки»

Художественные особенности

Если разбирать сценарий «Ветреной реки» с точки зрения структуры, то окажется, что он нарочито прост. Само расследование, движок сюжета, укладывается в 2-3 минимально запутанных этапа. Всё прозрачно и понятно. В одном из интервью Шеридан сам в шутку назвал «Ветреную реку» CSI: Wyoming, признавая элементарность детективной линии фильма.

Сюжет — это просто не мой дар. Я одержим сложными персонажами, а это не очень хорошо сочетается со сложными сюжетами. И к тому же, когда сюжет прост, ты можешь передвинуть всего одну деталь и он покажется «свежим».

В «Ветреной реке» я открываю «тайну» во флэшбеке, и на этот короткий момент я позволяю аудитории быть умнее, чем все герои фильма, чего по сути никогда не надо делать. Есть два пути, как играть с ожиданиями аудитории: визуально, что дорого, и структурно, что бесплатно. Я выбрал бесплатный путь.

Тейлор Шеридан

«Ветреная река» действительно несколько раз обманывает ожидания зрителя. Тебе кажется, что вот-вот новая крупица информации усложнит всю картину, как-то свяжет до сих пор разрозненные элементы, но этого не происходит. На заснеженных бескрайних пустошах остаётся лишь Охотник, потерявший смысл жизни, и агент ФБР, которой здесь явно не место.

Джереми Реннер и Элизабет Олсон в «Ветреной реке»
Джереми Реннер и Элизабет Олсон в «Ветреной реке»

Сценарий «Ветреной реки» показывает, что в драматургии не столь важен вопрос «что». Первостепенную важность имеет вопрос «как». Широкими мазками Шеридан рассказывает нам о пустоте внутри и природе справедливости.

Почему «Сикарио», «Любой ценой» и «Ветреная река» — это трилогия

Нечасто три фильма разных режиссёров о разных персонажах объединяются в трилогию из-за темы, исходно заложенной сценаристом в каждый из сценариев. На моей памяти таких случаев нет. Но «Сикарио» , «Любой ценой» и «Ветреная река» — это действительно трилогия в том же смысле, в каком её образуют «Кони, кони», «За чертой» и «Горда прерий» Кормака Маккарти.

Если подумать, то это три отца, каждый из которых сталкивается со своей отцовской неудачей. Будь то наивная вера в закон Алехандро, или Тоби, чей провал — это неспособность обеспечить детей, вследствие чего он принимает решение действовать за границами закона в своем эгоистичном мученичестве. И Кори, чей провал — это [излишнее] доверие к своему ребёнку, когда ты живешь в мире, где закона как такового не существует. Это то, о чём я думаю. Если посмотреть на взаимосвязь, то вопросы, которые поднимаются в «Сикарио», получают свои ответы в «Ветреной реке».

Тейлор Шеридан

Более того, все фильмы объединены общей стилистикой. Все три — это нео-вестерны, которые по-своему переосмысляют противостояние плохих и хороших парней в мире, где закона нет.

Фильмы также сближает сильный социально-политический подтекст. В «Сикарио» — это беззаконие и повседневная жестокость в Мексике и беспринципность властей США. В «Любой ценой» — экономический кризис и расизм. В «Ветреной реке» — изолированность индейских резерваций и умалчивание преступлений в них. Это действительно новое кино в том смысле, что оно использует сугубо маскулинный жанр для того, чтобы говорить о важных текущих проблемах американского общества.

Будущие проекты

На данный момент у Тейлора Шеридана в разработке два больших проекта: сиквел «Сикарио» под названием «Солдат» (Soldado) и авторский сериал «Йеллоустоун» (Yellowstone) для Paramount Network.

В «Солдате» не будет персонажа Кейт Мейси, а главным героем станет Алехандро. По словами Шеридана, фильм пойдёт «по совершенно новому пути», а «Сикарио» на фоне «Солдата» будет казаться комедией.

Интересен тот факт, что сценарий фильма по-прежнему на 100% авторский.

Когда я сказал им [продюсерам], что напишу сиквел, они попросили традиционный аутлайн, синопсис и прочее, но я им сказал: «Нет, нет, нет, ребят. Первый сценарий был авторским. Я просто уйду и вернусь к вам со вторым». И они доверились мне, а когда прочли, то [отреагировали так]: «Ох, блин. У нас большие проблемы». Сиквел заставляет первый фильм выглядеть комедией. Да уж, я не тот парень, кого следует просить о написании сиквела.

Тейлор Шеридан

За режиссуру в этот раз отвечает Стефано Соллима, итальянский режиссёр, поставивший до этого сериал «Гоморра» и криминальный триллер «Субура». Его эстетика отлично подходит для темного и беспросветного мира «Сикарио», поэтому остаётся лишь ждать и надеяться, что без Вильнёва «химия» сработает и сиквел будет соответствовать оригиналу.

«Солдат» выходит в прокат в июне 2018 года

Сериал «Йеллоустоун» — это авторский проект Шеридана. Он отвечает и за сценарий, и за постановку всех 10 серий. Главную роль играет Кевин Костнер. Сюжет расскажет о владельце крупного ранчо, которое хотят растащить на части застройщики, индейская резервация и американский национальный парк Йеллоустоун.

Материалов по сериалу пока нет, поэтому догадки строить рано. Тем более, что непонятно, как сценарист и режиссёр Шеридан сможет удерживать внимание зрителей и раскрывать героев на долгой дистанции.

[В «Йеллоустоун»] я не пытаюсь открыть дверь и закрыть её через два часа. Я могу открыть её и оставить открытой на три года, так что это становится настоящей проверкой мира сериала. Знаете, мне нравится описывать «Йеллоустоун» как «"Великий Гэтсби" на самом большом ранчо в Монтане».

Тейлор Шеридан

«Йеллоустоун» выходит 20 июня 2018 года.

Конец трилогии

Если углубиться в историю создания «Сикарио», «Любой ценой» и «Ветреной реки», то они были написаны за полгода. И уже после этого каждый из них был продан тем или иными продюсерам. Но эти полгода, как можно представить, были темнейшими в жизни Тейлора Шеридана. Он закончил актёрскую карьеру, не зная, чем будет заниматься в дальнейшем. У него был маленький ребёнок, чьё будущее было белым листом, на котором еще предстояло появиться первым строчкам. И Тейлор Шеридан стал писать.

Трилогия фронтира — это очень личная и болезненная рефлексия человека, который смирился со своими неудачами, но никак не мог примириться с поражением. И он превратил свои неудачи в свою победу.

Интересно посмотреть за тем, как стиль и творчество Шеридана будут развиваться в дальнейшем. Трилогия фронтира логически закончена, поэтому автору нужны новые темы и новые герои. Хочется верить, что он их найдёт и при этом останется верен себе и своему стилю.

В своих работах Тейлар Шеридан обратился к непопулярному, но любимому жанру, чтобы рассказать о том, что грызло его изнутри. И получились замечательные, многогранные и интересные истории. Их рассказал человек, которого семь лет назад мы могли видеть на вторых планах в разовых эпизодах CSI и «Сынах Анархии».

Статья подготовлена на основе материалов Rolling Stone, IndieWire, BusinessInsider, Collider, The Globe and Mail, Interview Magazine, Esquire, Vulture, DeadLine, The Guardian, Awards Daily, Texas Monthly, Den of Geek.

178178
52 комментария

Оглядываясь назад, легко сказать, что в написании сценариев кроется истинный талант Шериданаскорее "заглядывая в недалекое будущее", ибо в контексте абзаца - "Оглядываясь назад" - звучит словно вы смотрите на его актерскую карьеру...

за статью спасибо) пишите больше) человеческие судьбы, помотанные по разным "краям" всегда интересны)

20
Ответить

"Оглядываясь назад, сегодня легко говорить, что именно в написании сценариев кроется истинный талант Шеридана" - так нормально, потому что идёт сравнение нынешней карьеры сценариста и прежней, актёра.
Статья прекрасная, спасибо)

3
Ответить

Спасибо) Редакция отписалась, что собирается отредактировать текст, поэтому пока не трогаю этот момент.

2
Ответить

Очень сильный текст с проработанной структурой. Мини-рецензии на фильмы очень органично вписались, но только усиливают акцент на человеке. И за статьёй стоит идея: часто для творчества необходим катализатор - личные проблемы и несчастья.
Интересно, сможет ли Шеридан писать так же, когда собственная жизнь уже устаканилась?

25
Ответить

Родной брат Тейлора – Джон Гиблер (причину, по которой у родного брата другая фамилия, я не нашел) – журналист, специализирующийся на Мексике и картелях.журналист, специализирующийся на Мексике и картелях.Мне кажется или здесь кроется ответ?

9
Ответить

А текст хорош, есть повод ознакомиться с фильмографией.

2
Ответить

Будете смеяться, даже об этом не подумал, когда писал)

Ответить