Оффтоп Agasfer
13 880

«Другой я». Рецензия на фильм «Селфи» с Хабенским

У меня его лицо, его имя, свитер такой же синий, никто не заметил подмены…

В закладки

«Селфи» — экранизация книги Сергея Минаева «Духless 21 века. Селфи». Можете почитать, если есть желание, а я буду рассматривать фильм как самостоятельное произведение.

Картина рассказывает о популярном писателе и телеведущем Владимире Богданове [Константин Хабенский]. Лет восемь назад он написал хитовую книгу «Кости», и стал в буквальном смысле «голосом поколения» — его боготворили все, и хипстеры и депутаты. С тех пор он выпустил пару дрянных опусов, бездарных и пошлых, они никому не понравились, но Богданов всё ещё на коне: ведёт передачу на гос.канале, много пьёт, употребляет вещества, тусуется по клубам, встречается с читателями и так далее. Типичные будни модного писателя. Как обычно бывает в таких историях, своей семье [бывшей жене и дочери] он практически не уделяет внимания, о близком друге вспоминает только если нужна помощь, а с окружающей массовкой резок и груб. В один прекрасный алкогольный день Богданову звонит издатель, и, угрожая страшными карами, требует написать давно проавансированный роман, и обязательно качественный, а не «то дерьмо, которое ты в последнее время пишешь». Срок – неделя. С этого момента и начинается всё веселье.

Внезапно, ни с того, ни с сего, с героем нашего времени связывается некий человек, с таким же голосом и похожей манерой общения. Он троллит подвыпившего Богданова, и тот начинает подозревать, что за ним следят. Но оказывается, что это не просто преследователь, а самый настоящий двойник писателя – человек, как две капли воды похожий на него, но только лучше, умнее, добрее и заботливей. Постепенно он вытесняет и подменяет главного героя – ведёт за него эфир, спит с его любовницей, навещает его семью, в общем, живёт его жизнью. Богданов рассказывает всё своему другу Максу [Фёдор Бондарчук], но тот ему не верит и сплавляет в дурдом. Действительно, зная о пристрастии героя к «наркоте и алкате» [цитата из фильма], невольно начинаешь задумываться «а был ли мальчик?». Но нет, копия действительно существует, вот только никто из знакомых Богданова не замечает разницы. Разве что другой, новый Владимир нравится им гораздо больше – им кажется, что человек встал на путь исправления и осознал свои ошибки. В то время как настоящий Богданов сидит перед психиатром и не знает как ответить на вопрос «А с чего ты взял, что ты настоящий Богданов?». Он просит у доктора ручку, и в бешеном ритме начинает строчить рукопись нового романа…

Даже если вы любите фильмы про двойников и подмены – не факт, что вам понравится и «Селфи». Фильм нельзя назвать откровенно провальным – у него неплохой визуальный стиль и шикарный саундрек, он держит в напряжении, изредка подкидывает неожиданные сюжетные повороты, а финальный кадр заставляет переосмыслить всё увиденное заново. Но слишком уж сильно он выпячивает свою основную идею – никому нет дела до нас настоящих, потому что настоящие мы – зачастую не самые приятные люди. Нам плевать на всех, и всем плевать на нас. А если кого-то из наших знакомых заменят на двойника – мы даже не почувствуем разницы, настолько нам плевать. А то и вовсе обрадуемся, если двойник будет более обходительным. Проблема в том, что эту идею проговаривают, но почти никак не раскрывают. Не считать же раскрытием короткий монолог Богданова о том, что фильтры и фотошоп хоронят под собой нашу истинную сущность.

Немного о протагонисте. Не знаю, почему все боготворят Хабенского, по мне так – он всегда одинаковый, чем бы ни занимался: пропивает ли глобус, расследует ли преступление, совокупляется ли с кем попало в туалете. Да, в фильме есть постельные сцены, и пусть там нет мужской обнажёнки, лицо Хабенского показывают редко, а если и показывают, то оно ничего не выражает. Персонаж плохо раскрыт: да, его телекарьеру показали более-менее сносно, но вот как писателя совершенно не раскрыли, а только разрекламировали. Он позиционируется как «голос поколения» с соответствующем образом жизни, но цитат из его крутой и всеми любимой книги вы не услышите, на сходку фанатов придёт маленькая группка людей, а променады по злачным местам покажут лишь мельком. Недостаточно просто сказать «Он топовый писатель» чтобы зритель поверил. Единственная черта героя, которую продемонстрировали очень детально, это алкоголизм – продакт-плейсмент [водка «Мягков»] льётся рекой и является одним из ключевых действующих лиц. В синопсисе сказано: «Публичный и успешный, остроумный и циничный, Богданов лишился всего, чего добивался годами, выстраивая свою карьеру и жизнь. И теперь он отчетливо понимал: копия лучше и честнее его самого, битва за себя проиграна. И только дочь хочет вернуть истинного Богданова…». Настолько публичный, что не узнают на улице, настолько остроумный, что ни разу смешно не пошутил, настолько всеми любимый, что круг общения состоит из трёх человек. [Кстати, «только дочь хочет вернуть» – слишком громко сказано. Ничего она не хочет. Так… подозревает немного].

Другие актёры также не впечатляют. Анна Михалкова тоже во всех фильмах одинаковая, и этот фильм – не исключение. Не роженица из «Утомлённых солнцем-2», конечно, но всё же. Она играет на редкость пустого и глупого персонажа – Вику, бывшую жену Богданова, которая всё ждёт, что Богданов одумается и вернётся к ней после семи лет развода. Совершенно неясно, что в этой женщине такого особенного, и с какой радости ему к ней возвращаться. Бондарчук ничем не примечателен, его персонаж плохо прописан и посредственно сыгран. Местная «пеппер потс» по имени Жанна [Юлия Хлынина] как персонаж довольно занятна, но сыграна из рук вон плохо. Вот она монотонно бубнит о многолетней несчастной любви, вот на высокой скорости уходит от погони, вот напивается вдрызг – и всегда с каменным лицом. Есть ещё пара важных персонажей – странные супруги с непонятной мотивацией [Северия Янушаускайте и Михаил Мухтасипов], но без спойлеров не получится объяснить их роль в сюжете. «Мягков» сыграл хорошо, выполнил свою основную задачу – прорекламироваться.

Чем же всё-таки плох фильм «Селфи»? Во-первых, много вопросов, на которые нет ответа. Главный из них – «почему этот двойник такой крутой?!». Как он делает то, как он делает это, когда он всё успевает? Где он научился вот этому, зачем он сделал это? Открытый финал либо отвечает на все вопросы, либо добавляет новые, в зависимости от трактовки. Нам практически ничего не покажут из прошлой жизни двойника, не объяснят как он всё провернул, просто примите все его действия как данность. Ничего удивительного, что фильм легко выделывает неожиданные сюжетные твисты, ведь логически обосновывать их никто не собирается. Интриги и развития в «Селфи» практически нет – вот Богданову никто не верил, а вот через 5 сек уже поверили. Двойник чрезвычайно хитёр, но прокололся на мелочи, на которой, согласно здравому смыслу, никак не мог проколоться. Действия всех участников вакханалии остаются без последствий. Подменили, а потом вернули обратно? Ну и ладно. Убили кого-то близкого? Ничего страшного, это ни на что не повлияет, никто об этом не заговорит и не вспомнит. За предфинальными конвульсиями было бы интереснее наблюдать, если бы не проклятое «как? как?». Лейтмотив «самое главное в жизни – семья» слишком сильно выпячивается – дескать, одумайся, зритель, хватит бухать, наркоманить и извращаться, удели внимание ребёнку! Ничего принципиально нового и свежего фильм не несёт, нечто похожее вы уже видели, и не раз. Но на фоне различного шлака от отечественных киноделов «Селфи» выглядит пригоже, и даже не пробивает на кровавую слезу. Больше всего мне понравился саундтрек – тягучая, тревожная, яркая и запоминающаяся электронная музыка. Чем-то напоминает синвейв, но звучит более современно. Идти или не идти в кинотеатр – каждый решит для себя сам, мне же фильм показался весьма средним, 5 из 10. Ладно, за концовку накину ещё балл, 6 из 10. Что-то водки захотелось. Не иначе как реклама подействовала…

Некоторые эпизоды могут похвастаться стильным визуалом

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Agasfer", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 27, "likes": 24, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 15565, "is_wide": false }
{ "id": 15565, "author_id": 48288, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/15565\/get","add":"\/comments\/15565\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/15565"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64955 }

27 комментариев 27 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

Интересно, я сначала подумал, что в фильме описываются события из "Черновика" Сергея Лукьяненко, ан нет, просто похожи места.
Хотя, я был бы очень рад увидеть Хабенского в "Черновике", да и в любом другом фильме. Один из немногих заслуженных Актёров нашей страны.

Ответить
0

Трейлер экранизации "Черновика" показали перед фильмом. И он, как ни странно, шикарен. Появилось желание сходить.

Ответить
0

Ну да, я тоже видел, Кирилла очень точно подобрали, вот прям таким я его в книге и представлял)

Ответить
2

Напоминает Враг Вильнева. Но там все не так однозначно и логично в конце.

Ответить
0

В фильме Враг все логично, если принять то, что он таки про 1 человека и про его внутреннюю борьбу с самим собой.

Ответить
2

Но это не сразу становится ясно. Фильм довольно сложен для восприятия если зритель не знаком с творчеством Линча.

Ответить
0

Кино - шедевр.Фильм Вильнева стоит особняком на тему двойника. Ничего лучше не смотрел. Есть еще неплохой с Айзенбергом "Двойник".

Ответить
0

Да, тоже смотрел. Депрессивный он жесть.

Ответить
2

Хорошая попытка, но нет.

Ответить
1

Несовершенство линий
Движется постепенно

Ответить
0

книги Сергея Минаева «Духless 21 века. Селфи»

Кого он бездарно скопировал в этот раз?

Ответить
1

Не знаю, у меня предубеждение насчёт этого автора, потому не прочитала ни одной его книги. Один рецензент на Кинопоиске упоминает пьесу-сказку «Тень» Евгения Шварца, фильмы «Коварство славы» Мишеля Блана, и «Двойник» с Айзенбергом и т.д.

Ответить
0

Тоже сразу же вспомнился "Черновик" :)

Ответить
0

СПОЙЛЕРЫ
У фильма большие проблемы с сюжетом, именно с историей. Опять шаблонный знаменитый алкоголик, "убивающий" себя. Фильм не понимает, куда хочет - в абстракцию или в реальность. Вроде бы уже поняли, что двойник это настоящий человек, но при этом то фотография задушенной девушки, присланная им, меняется на дятла Вуди, то гг совершают какие-то совершенно нестандартные поступки (угрожать дочке, чтобы сесть в тюрьму, чтобы двойник переоделся в мента и попал в тюрьму, чтобы двойник взял бумаги и остался в тюрьме). И никакой, даже самый гениальный смысл, не смогли бы это оправдать. А довольно банальная идея фильма тут дешево проявляется в каждом диалоге.

Ответить
0

СПОЙЛЕРЫ
Так как в моей картине мира двойника таки не существовало - больше смущает не угроза дочке [ГГ не причинил бы ей вреда], а убийство друга и ассистентки. Но, так как об этих событиях никто не переживает и не вспоминает, рискну предположить, что Макс и Жанна умерли только в книге Богданова, а не на самом деле.

Ответить
0

Очень много фактов, которые прямо противоречат теории о несуществующем двойнике. Как в книге - не знаю, может там это обставлено двусмысленно, здесь ничего к этому не ведёт. Потому и пишу про проблемы реального и нереального в фильме: если бы фильм оставлял какие-то допущения, что двойника, возможно, не существует, я бы не обратил внимание на такое странное поведение. Но в итоге двойник настолько логичен во всем (кроме своей мании писателем и цели своих действий) - провел хирургические операции, договорился с ассистенткой, не знал какие-то мелочи из жизни Богданова, и т.д. - что смысла искать в этой истории второе дно не остаётся.

Ответить
0

Всё верно, по ходу пьесы ничего не намекает на то, что двойника не существует. Но. Финальный кадр с пустой тюремной камерой наталкивает на мысль, что весь фильм - это содержание книги Богданова про якобы заменившего его двойника. И тут возникает вопрос - где правда, а где вымысел в фильме? Где непосредственно содержание книги, а где всё по-настоящему и Богданов играет на публику? Правильно сказал Бондарчук, когда Богданов поделился с ним историей о двойнике. "Я не знаю, может, тебе острые ощущения нужны ради нового романа?". Не зря сделали акцент на том, что Богданову очень срочно, прям за неделю, нужно написать новую книгу. Вот он и пошёл на крайние меры ради вдохновения, сочинил историю про двойника, разыграл сумашедшего перед другом, посидел в психушке... Вопрос в том, как далеко он мог зайти ради лавров талантливого писателя? Правда ли он взорвал друга и утопил ассистентку?

Ответить
0

Концовка была такая скоротечная, что я и не обратил особого внимания на кадр с пустой "клеткой". Да и с дочкой они обсуждали мужика, что пропал. Взорвал друга, утопил ассистентку и все легко сошло с рук - тоже "топит" теорию о том, что двойника не было. Возникает другая теория, что это просто сюжет книги, а мы примерно видели его переживания и как он их отражал на бумаге. Но это не лучше сюжетного поворота в стиле "это все было сном". Мне кажется, надо было вообще забить на многие сюжетные вопросы и даже не отвечать на них, было бы только в пользу.

Ответить
0

Дочка просто спросила "А тот дядя не вернётся?". Он мог внушить ей, что человек, навещавший её и маму, который не знал прикол про нос - это двойник.

Я просто не могу понять, почему двойник оказался таки вездепроникающим, откуда он знал в какую именно тюрьму посадят Богданова, как он туда проник? Чувак имеет ту же внешность, что и знаменитый на всю страну писатель, давеча оскандалившийся [наверняка это показали во всех новостях], но спокойно прикидывается ментом и разгуливает по тюрьме как ни в чём не бывало.

Ответить
0

Со Шварцнеггером подобный фильм был ("Шестой день").

Ответить
0

Странно, что он не стал мстить. Мог легко объявить, что тот, кто в тюрьме самозванец и убил друга и помощницу. И все.

Ответить
0

Так судя по финальному кадру с пустой тюремной камерой - не было никакого двойника. А если таки был - не стал мстить, потому что благодарен двойнику за то, что помог ему вернуться к жизни. А смерти друга и помощницы - слишком трудно доказать, что это именно он сделал.

Ответить
0

Вот тот момент, когда отсутствие спойлеров только больше напрягает.
Рассказал бы все нюансы без недомолвок, и вообще бы смотреть не пришлось...

Ответить
0

Кто написал эту рецензию? Вы вообще понимаете что-нибудь в киноискусстве? Никакого двойника не было на самом деле!!! Поэтому и не раскрыты многие моменты... если Вы посмотрите фильм, ещё раз, а может два, то поймёте о чем я говорю! Единственное, что, действительно требует доработки - это как раз некоторые монологи Богданова и диалоги с якобы двойником! Он выдохся как писатель и представил, что бы было, если его заменил двойник, об этом и написан его роман! Это все в голове! Настоящего Богданова (как писателя книги Селфи) показывают в начале и в конце.... остальные - персонажи его книги!

Ответить
0

Вы читали рецензию? Про то, что двойника не было, я намекнула (не спойлерить же!), а в целом текст - сухой пересказ сюжета.

Ответить
0

Не было двойника и это понятно из фильма. А вот что не понятно, это где реальность, а где сюжет книги. Возможно, книга начинается с того момента когда он начинает писать и заканчивается прогулкой с дочерью. К чему фраза девочки про дядю не понятно, может просто она прочитала книгу. Единственное, что мне понравилось из фильма - это монолог про селфи. А так фильм и правда на 6 из 10.

Ответить
0

Да ладно? Вы меня шокировали (нет)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Гейб Ньюэлл наконец-то анонсировал то,
чего все так долго ждали
Подписаться на push-уведомления