Игры и я. Теория о пользе компьютерных игр в мире, в котором происходят нападения в школах

Прежде чем приступить стоит отметить, что следующие размышления основаны на собственном опыте и являются довольно личными. А потому написанное однозначно относится не к типу “статьи”, а к жанру “эссе”.

Тем не менее это самая настоящая теория.

Позиция АиФа тоже теория, а не констатация фактов, но об этом не заявляется
Позиция АиФа тоже теория, а не констатация фактов, но об этом не заявляется

Во все времена было чрезвычайно сложно отделить причину от следствия. Глядя на всю мешанину событий, окружающую нас, мы теряемся. Особенно, если речь идет о вопросе не полемическом, а о том, который территориально расположен достаточно близко к сердцу. По причине этого за свою историю человек не раз обвинял в своих и чужих бедах окружающую среду.

Все мы являемся достойными наследниками своих предков. Хотя порой стоит заглянуть и внутрь себя.

Трагедии, случавшиеся в школах России и мира, заставляют искать причины этого. И в такой ситуации довольно легко находится главный подозреваемый: что могло бы подтолкнуть ребенка к подобным поступкам. Это компьютерные игры. Такие привлекательные и доступные. Дающие возможность каждому почувствовать себя в роли спортсмена, героя, искателя приключений. В роли убийцы.

Чтобы начать играть, достаточно протянуть руку. Ребенку в большинстве случаев даже не понадобятся деньги, чтобы заполучить себе новый шутер или ролевую игру. Несколько минут скачивания на высокой скорости и симулятор убийств на вашем компьютере.

Вот только в очередной раз мы позволяем слиться в едином танце причине и следствию, и уже не ясно, что где. Простите нас, детерминисты.

Наблюдение: о вреде компьютерных игр больше пишут те, для кого предмет этот далек
Наблюдение: о вреде компьютерных игр больше пишут те, для кого предмет этот далек

Меж тем важно почувствовать разницу: не тот факт, что четырнадцатилетний гонялся за виртуальными представителями человеческой расы с ножом или винтовкой в видеоигре, сделал его маньяком. Именно маниакальные наклонности заставили его делать это снова и снова в виртуальном окружении.

Игры не портят. Игры специализируют. Человек выбирает их для себя, ориентируясь на собственный вкус. Как и разработчики создают их, основываясь на своих или чужих желаниях. Более того, чаще всего и внутри у игрока есть множество доступных альтернатив. Выбрать можно любую дорогу, и выбор этот показателен.

Игры помогают личности окончательно сформироваться, давая опыт.

Все наше детство - попытка определиться и сформироваться. Игры тоже дают подобный опыт. Опыт этот, безусловно, имеет крайне низкую концентрацию, в сравнении с опытом, полученным в реальном мире, но и он, накапливаясь, может стать значительным. При этом опыт в игре имеет природу добровольную. У каждого есть выбор - включать или не включать. Каждый может определиться - продолжать или бросить.

Накопленный же опыт является самым настоящим. В жизни всегда есть условия для проявления жестокости, об этом не стоит забывать. Так же как и для добрых поступков. Совершая некое зло в рамках видеоигры сотню раз, кумулятивный эффект может быть приблизительно равен одному паршивому поступку в реальной жизни. Случись подобное тысячу раз, что в играх вполне возможно, и вот уже перед нами опытный засранец.

А подобное случится в любом случае, ведь это шаги на сознательно или случайно выбранном пути жестокости или морали. Или на некоем “сером” пути, сочетающем в определенных пропорциях добро и зло (так всегда и получается). Что делать с этим опытом и как его выбирать - зависит от той личности, которая формируется.

Кто-то в играх найдет опыт убийцы, кто-то из раза в раз будет отыгрывать собственный моральный ориентир.

А привлекающий опыт отыщется и в реальном окружении. Игры в свою очередь дают еще больше шансов узнать себя лучше и быстрее.

Игры не забирают наших детей. Наши дети забирают игры, которые им нужны.

И вот здесь уж ничего не поделаешь. Все мы разные, разной степени серости. Все, что нам остается, - либо прислушаться к Ницше и позволить каждому делать то, что заставляет чувствовать себя счастливым (что бы это ни было), либо попытаться воздействовать на тот внутренний компас, что указывает на привлекательное как в игре, так и в реальности.

Игры стоит оставить в покое. Возрастного рейтинга на обложке и описания достаточно для того, чтобы просигнализировать о содержимом и дать необходимую для решения информацию. “Охота на ведьм” в данном случае неприемлема. С тем же успехом можно запрещать бумагу с карандашами (во избежание жестоких рисунков) и бездомных животных на улице (чтобы не попались к живодерам и не испортили им их полную нежности и ласки жизнь).

4545
66 комментариев

Игры не забирают наших детей. Наши дети забирают игры, которые им нужны.Как-бы не совсем так. Откинем на секунду возможность скачивать игры, возрастное ограничение которых не соответствует нашему возрасту.
Наши дети забирают лишь те игры, в которые мы позволяем им играть. Под "мы" я подразумеваю родителей, которые им их и покупают.
Если вы видите, что ваш ребенок открывает в себе негативные наклонности, становится агрессивным, играя в определенные игры, возможно, стоит уделить большее внимание его воспитанию, или даже ограничить время, проводимое за ними.
Согласен, игры - лишь катализатор внутренне заложенных качеств. Не они воспитывают убийц и негодяев из них, а вы!
И вообще, мы сейчас говорим о школьниках, верно? Назовите мне игры с возрастным ограничением до 16+, которые потенциально могут открыть в детях эти самые наклонности. Интересно будет взглянуть на этот "список".

10
Ответить

Если вы видите, что ваш ребенок открывает в себе негативные наклонности, становится агрессивным, играя в определенные игры, возможно, стоит уделить большее внимание его воспитанию, или даже ограничить время, проводимое за ними.

Это всё хорошо ложится на проекцию с 7-13 летним мальцом.
Постоянно контролировать, во что он играет, стоя за спиной у 14+ летнего лба, уже не настолько реалистично, полезно и эффективно.

И, внезапно, открывается, что важнее не контролировать каждый шаг почти взрослого увальня, а грамотно и ответственно воспитывать его на протяжении всех предыдущих лет.
А это уже гораздо более сложная, глобальная и комплексная задача, к которой контроль за играми имеет отношение постольку-поскольку.

17
Ответить

Если вы видите, что ваш ребенок открывает в себе негативные наклонности, становится агрессивным, играя в определенные игры...Мне очень нравилось в 13-14 лет играть в Manhunt(!), Quake 3 Arena, Prince Of Persia Warrior Within, Hitman Contracts и множество других более-менее мясных игр. Ну, думаю какая-никакая агрессия от меня проявлялась(ну а у какого подростка её нет - это нормально). Тем не менее, я был достаточно воспитан и мне не доставляет никакого удовольствия, приносить другим людям/существам боль, физическую или психологическую(животных я вообще люблю куда сильнее чем людей). Да блин, даже в тех играх где я могу стать либо говнюком, либо добряком - я не могу даже сыграть говнюка, для меня это как-то противоестественно.
Конечно, я не хочу этим сказать что всем детям надо играть в такие игры(да и возрастной ценз надо-таки отслеживать), я хочу этим лишь повторить мысль автора статьи - не игры делают детей жестокими.

Ответить

Так высокопарно написано, что осталось двоякое впечатление от прочтения. Хотя многие мысли верные.

А самое важное, что игры - это такой же «побудитель» как кино и книги. Прочтя пачку романов Джеймс Хедли Чейза в детстве, мне тоже хотелось быть крутым чуваком с пистолетом не в большей степени, чем после GTA Vice City. И потенциальная проблема, получается, не в играх, а в том, что детский/подростковый мозг усиленно ищет для себя ролевую модель. И здесь не надо ничего запрещать (ни я, ни 15 моих одноклассников, игравших в ManHunt в 12-13 лет, никого не убили, если че). Надо просто объяснять ребенку, как правильно воспринимать художественные образы. Играть вместе с ним. Интересоваться, что его интересует и что вызывает у него отклик. Вот и все.

Вот мы и пришли к главной мысли, которую автор упомянул в статье. На самом деле, если ребенок/подросток ищет в играх не интересное приключение, а «симулятор убийцы», то проблема не в играх. Проблемы у самого ребенка. И не по его вине.

10
Ответить

Да, кстати, только сейчас понял, что в детстве, лично я плохо понимал мотивацию злодеев, но подражать хотелось. Я думаю при воспитании это очень и очень стоит учитывать. Для меня был большим шоком в детстве было осознание того, что злодеями становятся "не от сладкой жизни". На эту мысль как раз натолкнул меня отец, при просмотре какого-то фильма. Всё же дети совершенно по другому воспринимают информацию...

2
Ответить

Не знаю правильно ли это, но если мой брат (я люблю его, он норм), играя в какую-нибудь хрень, начинал беситься и кричать, то я говорил ему: "А ну пошёл на хуй от компа, заебал орать, мудила!". Он уходил и успокаивался. Пока я ещё живой, но посмотрим что дальше будет)

7
Ответить

я говорил ему: "А ну пошёл на хуй от компа, заебал орать, мудила!"Он уходилУ меня сейчас разрыв шаблона...

7
Ответить