Пробуждение силы: обзор фильма «Лёд»

14 февраля в прокат РФ выходит «Лёд» — мелодрама от режиссёра-дебютанта Олега Трофима и продюсеров «Притяжения». Главный редактор DTF рассказывает, как создателям картины удалось избежать многих подводных камней жанра и сделать почти безупречное кино о любви.

Пробуждение силы: обзор фильма «Лёд»

Жизнь научила меня относиться к российским фильмам с опасением. И в особенности это касается картин, выходящих на каких-то знаковых датах — будь то 9 мая, Новый год или День космонавтики.

Поэтому на «Лёд», приготовленный студией «Водород» к 14 февраля, идти было страшно. Тут и пошловатые постеры с любовным треугольником, и тема фигурного катания, к которой в России относятся с особым — до раздражения — пиететом, и актёр Петров, который по своей вездесущести уже конкурирует с Козловским, и трейлер, намекающий на то, что нас ждёт очередной фильм о нелёгкой судьбе провинциалки, решившей покорить Москву.

Смущало и то, что почти во всех роликах авторы зачем-то скрывали наличие в фильме музыкальных номеров. Да и ставил «Лёд» известный клипмейкер, от которого можно было ждать в лучшем случае стандартного набора — красивой картинки, рваного монтажа и слабой работы с актёрами.

Мария Аронова предсказуемо хорошо справляется с ролью тренера, но вы это уже, скорее всего, знаете по трейлеру
Мария Аронова предсказуемо хорошо справляется с ролью тренера, но вы это уже, скорее всего, знаете по трейлеру

В общем, слишком многое здесь могло пойти не так. Слишком много было почвы для ошибок. «Лёд» как будто был заранее обречён на то, чтобы обрести свою самую лучшую форму в обзоре BadComedian.

Но случилось чудо.

Как фильм получился хорошим, не совсем поняли даже его авторы. По словам Петрова, звезды «Притяжения» и «Гоголя», он понял, что «Лёд» удался, только после просмотра финального монтажа.

И актёра можно понять. Позитивное впечатление от фильма складывается на протяжении всего сеанса — из мелких деталей, чего от отечественной мелодрамы ко Дню Святого Валентина не ждёшь в принципе.

Петров исполняет песню Богдана Титомира
Петров исполняет песню Богдана Титомира

Главная сила «Льда» в том, как его авторы умело огибают все подводные камни выбранного жанра и выходят победителями из каждой отдельной сцены.

Например, музыкальные номера здесь поначалу могут показаться неуместными, но чем дальше развивается сюжет, тем крепче убеждение, что они идут картине только на пользу.

«Лёд» — это не совсем мюзикл, а, скорее, фильм, в котором актёры иногда поют. По меркам жанра номера здесь простенькие и редкие, но каждый из них выполняет определённую задачу.

Вот представьте, провинциальная фигуристка Надя покоряет Москву. Что в такой момент показали бы в обычном российском фильме? Поездки на лимузине с открытым верхом, дорогие рестораны, походы по модным бутикам, реки шампанского — пошлость, как говорит Никита Михалков, звенящая пошлость.

Что делает режиссёр «Льда»? Включает музыкальный номер под песню Ивана Дорна, снятый в пределах одного ночного клуба. С одной стороны, эта сцена выполняет сюжетную функцию и показывает, как Надя обустроилась на новом месте, а с другой — разом избавляет фильм от десятков заезженных штампов и этой самой пошлости.

Пробуждение силы: обзор фильма «Лёд»

Авторы «Льда» принципиально выбирали для номеров русскоязычные песни, но плейлист у них для картины про фигурное катание получился очень необычным — тут и Земфира, и «Кино», и 5’Nizza.

Иногда элементы мюзикла заменяют типичный «монтаж под музыку» — смотреть на юных спортсменок, напевающих «Я — солдат», интересно и необычно. Иногда песни просто безупречно работают на настроение — в одной из самых важных сцен фильма герой Петрова уходит на ВДНХ подумать, напевая «Пачку сигарет», от которой проникнуться спокойной горечью персонажа получается особенно легко.

Впрочем, музыкальные номера — это лишь одна из многих причин, по которым «Лёд» работает. Изящно избавив себя от хождения по граблям российского кинематографа, режиссёр Трофим уделяет максимум внимания сценам, раскрывающим персонажей.

Пробуждение силы: обзор фильма «Лёд»

Если говорить о диалогах и проработке героев, то «Лёд», наверное, самое живое российское кино про любовь со времён каких-нибудь «Неадекватных людей».

Здесь сопереживание вызывает даже типичный злодей-красавчик Леонов в исполнении серба Милоша Биковича. Прежде чем открыть зрителю его неприятные стороны, сценаристы усложняют героя небольшим диалогом. Мы узнаём, что фигурист живёт одним только спортом и потому ходить по чужим головам ради достижения собственных целей для него нормально. Он не чудовище, просто человек, который не видел обычной жизни из-за постоянных тренировок.

С ещё большей глубиной и чуткостью прописана сама Надя (Аглая Тарасова из «Интернов») и её неожиданный друг в лице хоккеиста Саши (Петров). Диалоги между ними — смешные и трогательные — пожалуй, лучшее, что есть в фильме.

И тут даже не знаешь, кому отдать должное — то ли актёры сами блестяще играют и выдают настоящую «химию», то ли режиссёр-дебютант сразу же разобрался, как с ними работать на площадке.

В любом случае, можно уверенно сказать, что без Петрова, которого утвердили на роль всего за пару недель до начала съёмок, фильм потерял бы половину своего очарования. В его Саше, познающем мир по фильмам с джедаями, многие узнают себя.

Пробуждение силы: обзор фильма «Лёд»

Тем, кто не любит патриотические агитки вроде «Движения вверх», будет важно знать, что «Лёд» обошёлся и без натужной борьбы за честь Родины. С самого начала главную героиню показывают не как «фигуристку от Бога», а как девочку, лишённую таланта, но обладающую почти бесконечным упорством, которым её когда-то зарядила ныне покойная мать.

В фильме «Лёд» вообще напрочь отсутствует концепция «выступления за страну». Главные герои сражаются не с иностранными фигуристами — их вообще не показывают — а с самими собой, и это делает историю одновременно аполитичной и свежей.

В этом плане «Лёд» немного похож на недавнюю «Тоню против всех». И эти картины не только не конкурируют между собой, но и изящно дополняют друг друга. В обеих на первое место выходят отношения фигуристов с родителями и роль воспитания в жизни человека. Только Тоня стремилась к славе, используя в качестве топлива ненависть, а Надя — любовь.

Впрочем, в одном элементе отечественный фильм всё же явно превосходит голливудский — в демонстрации фигурного катания. Там, где режиссёр «Тони» опрометчиво полагается на компьютерную графику (лицо Марго Робби «переносили» на тело фигуристки, и это видно), Олег Трофим аккуратно показывает дублёров. Поэтому иллюзию того, что на льду катаются сами актёры, «Лёд» поддерживает лучше.

Съёмки фильма начались на Байкале — режиссёру нужен был чистый природный лёд, на котором можно кататься на коньках
Съёмки фильма начались на Байкале — режиссёру нужен был чистый природный лёд, на котором можно кататься на коньках

Концептуально «Лёд» больше хочется сравнивать не с «Тоней», а с «Ла-Ла Лендом». Оба фильма можно назвать мюзиклами для тех, кто не любит мюзиклы. Они используют музыкальные номера не при каждом удобном случае, а только тогда, когда те помогают раскрыть мысли и настроение героев или выкинуть из истории очередную банальность.

Что ещё важнее, музыка в обеих картинах создаёт чувство сказки — делает показанный на экране реализм магическим. Во многом благодаря этому ощущению финал «Льда» — абсурдный, комичный и слезливый — работает как надо.

Фильм Трофима — эталонное feel-good-movie, после которого из зала выходишь с теплотой на душе. И картина удалась прежде всего потому, что режиссёру хватило смелости положиться на хорошие диалоги и актёров, убрав из истории всё лишнее — натужный патриотизм, московский гламур, штампы спортивных драм и даже постельные сцены.

«Лёд» — отличный урок для большинства начинающих российских кинематографистов: снимай, что умеешь, люби своих персонажей и не распыляйся на то, что не помогает сюжету.

25K25K открытий
61 комментарий

Хмммм...

Ответить

Я только поэтому читать стал, думал римейк что-ли сделали. После прочтения придется кино смотреть идти (и лёд и вечное сияние).

Ответить

Кадр, конечно, исключительно "синематографический", хех. В жизни я бы взоржал от самого вида чьего-то лица вниз головой (да ещё и с акцентом на нос из-за такого вот интересного угла зрения), ещё и с попыткой томно глядеть друг другу в глаза.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мне кажется, ни один фильм не стоит того, чтобы ради него двигать другие.

Они с «Пантерой» бы прекрасно прошли параллельно. Жанры совсем разные.

Ответить
Ответить