Офтоп Алексей Хромов
5 882

Под оболочкой киберпанка: обзор фильма «Немой»

Фильм Данкана Джонса от Netflix не выполняет ни одной своей задачи.

В закладки

В октябре 2017 года на большие экраны вышел «Бегущий по лезвию 2049» — долгожданное продолжение знаменитой картины Ридли Скотта. И, судя по всему, именно он породил очередную волну любви к стилистике киберпанка.

В феврале 2018 года Netflix за один месяц выпустил сначала десятисерийный «Видоизменённый углерод» по роману Ричарда Моргана, а затем полнометражный фильм «Немой» от Данкана Джонса («Луна 2112»). По первым же трейлерам видно, что оба они по визуальному стилю похожи на «Бегущий по лезвию».

Однако в плане сюжета последователи сильно отличаются от оригинала. В обоих случаях под оболочкой киберпанка вместо философской истории запрятан достаточно традиционный детектив. Но если «Видоизменённый углерод» значительной части публики понравился, то «Немого» разругали и критики и зрители. Разбираемся, что же пошло не так.

Главный герой фильма Лео (Александр Скарсгард) работает барменом в стрип-клубе. В детстве он получил сильную травму горла, а поскольку его семья принадлежала к Амишам (крайне консервативное направление религии), мать отказалась от помощи врачей, и Лео на всю жизнь остался немым. У него есть подруга — официантка Надира (Сейнеб Салех). Но однажды, после ночи проведённой с Лео, она пропадает. Герой пытается выяснить, что с ней произошло, и чем вообще занималась Надира в жизни. Поиски приводят его к двум хирургам (Пол Радд и Джастин Теру), промышляющим подпольными делами с местной мафией.

Уже по описанию сюжета понятно, что футуризм и стилистика киберпанка здесь далеко не на первом месте. Однако герои явно живут в технологически продвинутом будущем: здесь есть летающие машины, голограммы, продвинутая медицина и миниатюрные телефоны. Но принципиальных отличий от нашей реальности практически нет, да и сам мир здесь толком не раскрыт.

Бюджеты «Немого», как и «Видоизменённого углерода», вполне ожидаемо уступают новому «Бегущему по лезвию». Поэтому ни в одном из них зрителю не покажут настолько же масштабные декорации и съёмки. Но в «Углероде» авторы всё-таки пытаются рассказать, как изменилось человечество в будущем: богатые люди живут веками и строят себе дома над облаками, стараясь максимально отгородиться от жизни обычных людей. В «Немом» же из футуристичного Берлина показывают буквально пару улиц, создавая ощущение, что за десятилетия изменилась только техника и реклама, а общество осталось ровно таким же.

Но главная беда картины не в том, что декорации выглядят дёшево. Просто киберпанк здесь совсем не нужен. Если перенести сюжет «Бегущего по лезвию» или «Видоизменённого углерода» в наши дни — получится бессмыслица, обе истории завязаны на переносе сознания, искусственных людях и прочих неоднозначных темах. А вот если весь футуризм убрать из «Немого», но не изменится ровным счётом ничего. Такой же бармен будет искать свою девушку, а подпольные доктора будут вытаскивать пули из бандитов. Время действия и антураж совершенно не влияют на сюжет — это просто картинка для привлечения внимания.

Данкан Джонс называл новую картину «духовным продолжением» своего первого полнометражного фильма — «Луна 2112»: в «Немом» даже есть небольшая сцена, прямо отсылающая к его финалу. Но на этом всё: больше ни разу не упоминается клонирование и события первого фильма. Выглядит странно: увязывать кино с «Луной», но никак не использовать главную его фишку. В итоге создаётся ощущение, что Джонс ссылался на неё только для галочки.

Завязка «Немого» для детектива кажется неплохой, а образ главного героя — ярким. Персонаж Скарсгарда — замкнутый, и потому его внезапные вспышки гнева выглядят особенно интересно. От каждого нового человека Лео узнаёт о каких-то тайнах своей подруги. При этом сам он, ввязываясь в новые передряги, всё больше отступает от своих принципов, что сказывается и на его внешности: аккуратный красавчик к финалу превращается в полностью разбитого морально и физически человека.

Но одной завязки и харизматичного главного героя мало. Фильм детективного жанра должен аккуратно и постепенно подводить к развязке, постоянно подбрасывая зрителю зацепки. Но в «Немом» сюжетные линии героя и злодея идут параллельно и никак не пересекаются до самого конца. Ближе к финалу зрителю сообщается некий важный факт, который объясняет мотив преступления — и всё на этом.

Автор будто слишком заигрался с внешней оболочкой, пытаясь придать фильму более современный вид. И на злодея, как и на всех второстепенных героев, просто не хватило времени. Большинство персонажей выглядит карикатурно: усы Пола Радда и причёска Джастина Теру годятся скорее для нелепой комедии, чем для серьёзного кино. Всех остальных вообще можно произвольно менять местами, и суть от этого никак не изменится.

В итоге «Немой» из трёх основных задач не выполняет ни одной. Киберпанк не получился: кино толком не показывает будущее человечества и не поднимает какие-либо темы, близкие «Бегущему по лезвию» или другим фильмам жанра. С ролью наследника «Луны 2112» он также не справляется: кроме краткого упоминания, в «Немом» нет ни одной общей темы с этим фильмом Данкана Джонса. История клонов забыта и заброшена. Ну а для детектива здесь слишком непоследовательный сюжет и концовка с «роялем в кустах».

#обзоры #netflix

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Алексей Хромов", "author_type": "editor", "tags": ["netflix","\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b"], "comments": 36, "likes": 38, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 16565, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 28 Feb 2018 12:40:21 +0300" }
{ "id": 16565, "author_id": 17921, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/16565\/get","add":"\/comments\/16565\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/16565"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64955, "possessions": [] }

36 комментариев 36 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
20

"В обоих случаях под оболочкой киберпанка вместо философской истории запрятан достаточно традиционный детектив."
А ничего, что киберпанк это и есть переосмысленный нуарный детектив съехавший совсем немного в сторону фантастики? Киберпанк у нуара позаимствовал куда больше чем у классической фантастики и ругать его за то, что он похож "на традиционный детектив" совершенно некорректно.

Ответить
5

Дело не в том, что это детектив (к тому же плохой), а в том, что «киберпанковская» часть (в данном случае я имею ввиду визуальные отсылки к «бегущему») совершенно не нужна. Она недостаточно красива, чтобы просто радовать картинкой, и совершенно не влияет на сюжет.

Ответить
1

Я дальше больше скажу: "Altered Carbon" был специально написан в стилистике нуарного детектива.

Ответить
0

На самом деле книга местами очень уж «бульварная», особенно как Морган любит секс описывать :)

Ответить
1

Тоже верно. Не нужно уходить в холивар по поводу определения "что есть КП", он тут уже был в декабре.
Но КП - это явно не просто сочетание "мира будущего" и "темы, близкие «Бегущему по лезвию» или другим фильмам жанра", как это написано у Алексея.
А так получается, как в анекдоте про советскую власть: "Электрификация есть коммунизм минус советская власть."

Ответить
8

От прочитанного сложилось ощущение, что автор просто хотел сказать какой бегущий класный, а всё остальное говно. Невнятные аргументы и странные притензии наоборот вызывают желание глянуть фильм.
Углерод мне понравился куда больше, чем бегущий, который норм и очень красивый, но пипец какой нудный.

Ответить
0

Вовсе нет. Просто Данкан Джонс и сам в интервью ссылался на «Бегущего», не скрывая отсылок. Поэтому трудно не сравнивать. К тому же, новый «Бегущий», как вы сами сказали, хотя бы красивый. Лично мне он действительно понравился больше всего. «Углерод» тоже понравился, но там уж очень много странных дыр, а с середины вообще уходят «не в ту спеть», добавляя много флэшбеков и родственные связи. Но в целом да, он достаточно драйвовый.

Ответить
3

Усы Пола Радда и причёска Джастина Теру годятся скорее для нелепой комедии, чем для серьёзного кино.

wat?

Ответить
1

Причесон Чигура был прекрасен. Он дополнял образ странного и непонятного злодея. Но вот зачем здесь Пол Радд с усами гусара, я так и не понял.

Ответить
3

Классные усы )

Ответить
1

Это все из-за Супермена

Ответить
1

То, что ты не понял для чего усы не значит что они плохие или не нужны.

Ответить
0

Чтобы вы заметили и обсуждали (и это сработало)

Ответить
5

Удивительный фильм. Я после просмотра не мог отделаться от вопроса «Что за говно я только что посмотрел и почему оно мне понравилось?»
5/10, would watch again.

Ответить
4

Немой - это удивительный фильм, в котором барахлит абсолютно все: логика, сюжет, эмпатия, стиль... Даже основная идея фильма - поместить немого амиша в мир хай-тек технологий, которыми он не может пользоваться - раскрывается дай бог процентов на 5%.

Сюжет скомканый, вялый и большей частью напоминает серию-филлер какого-нибудь сериала. Постоянные диалоги хирургов - это вообще нечто. Сейчас они говорят перед операционным столом. Потом - на кухне. Потом - в боулинге. Потом - в машине. И все это даже близко не крутой треп, не интересная болтовня и не увлекательное противостояние. Это скучные разговоры.

Весь кибер-панк был необходим для пары неплохих визуальных решений и финального шага с имплантом.

Сюжет скроен на быструю руку. Тут и там висят хвосты, тут и там притянутые решения, которые обескураживают либо своей нелепой очевидностью, либо сонатой Бетховена из кустов.

Берлин будущего - никакой. Там, где из всех щелей кадра прет футуризм, Берлин не считывается. Там, где считывается Берлин... Футуризма нет. Та же Гумбольд-Библиотека с ее крутой архитектурой оказалась вообще не изменена под нужды фильма. Она так выглядит уже сейчас.

Что можно похвалить, так это актеров. Скарсгард - хорош. Пол Радд (особенно, когда угрожает напарнику, которого он подозревает в педофилии) - очень хорош! А, ну и шаг с ножкой стола крутой. На этом все.

И это при том, что Дункан крутой, а Луну 2112 и Исходный код считаю отличными.

Ответить
1

Спасибо.
но вот это неверно
И, судя по всему, именно он породил очередную волну любви к стилистике киберпанка.

До БЛ2049 был и Призрак, и ожидание КП 2077, Обсервер и другое. БЛ2049 стал просто наиболее ярким продуктом, но никак не инициатором "волны любви".

Ответить
8

Шутите? Речь про любовь у Netflix & Chill масс. Про Cyberpunk 2077 знают только в геймерском сообществе, а Обсервер так вообще нишевая инди, так что ещё на сто поделите. И GitS 2017? Какая там любовь, когда фильм одновременно и прокат не вывез, и у большинства критиков и зрителей вызвал в лучшем случае вежливую зевоту?

Ответить
0

Не шучу. Просто немного глубже в этой теме, чем может показаться.

Ответить
2

Так не про меня и вас речь, а про "нормисов", которые про вами перечисленное слыхом не слыхивал в 95% случаев. Тогда уж в недавние годы DXHR больше всего влияния на возрождение интереса к эстетике киберпанка оказал, если именно про геймерское сообщество говорить.

Ответить
2

Нет, вы не поняли. Я изучал массовые представления россиян о киберпанке.

Ответить
0

напишу в ВК сейчас вам

Ответить
3

Нет уж, пиши тут.

Ответить
0

не, тут не хочу, "деанон же" (с)

Ответить
4

Тогда пилите в блог - такая инфа интересна! И мне вот тоже интересно. Поскольку ИМХО опонент прав, примеры очень нишевые, поэтому хочется узнать о размере опроса, процентах и другой статичтике. (минусовать посты не хочу - не за что)

Ответить
2

Ирония же во всем же ну. Я Просто оставлю это Здесь" Чернокожий русский Максим, говорящий this fucking mudak-suka, фигура определенно комическая – человек-парадокс в мире, где каждый может быть каждым, поэтому мужчины примеряют тела женщин (и наоборот), бродяга ходит в футболке со Сталиным, а на 500-что-то-там купюре изображен Карл Маркс (!). Данкан Джонс недвусмысленно задается вопросом, как можно описать социум будущего, где нет или почти нет границ, так, чтобы все это не превратилось в балаган, парад стереотипов и неинтересных масок. Ответ – только довести все до кипения, абсурда и сочетания несочетаемого."

Ответить
4

Аллилуйя.
Мне больно читать яростных критиков, поливающих фильм отборной руганью. Он это не заслуживает, конечно. Его великая сила и одновременно великая слабость в том, что он очень чужеродный. Ему бы быть твердокаменно серьезным или, наоборот, откровенно сатиричным, что ли -- и тогда все эти фарфоровые элои и чумазые морлоки его бы, наверное, приняли гораздо лучше. А он просто другой, он гипертрофированно нелепый; наполненный Сократовой иронией; болезненно самодостаточный и одновременно трогательно зависимый от зрителя. Его форма, кажется, взывает к тому, чтобы он оказался постмодернистской игрой, инвертированной какой-то перепевкой классического фильма нуар или хотя бы карикатурной распевкой на тему кинокиберпанка категории Б (ощущение усиливается из-за ментальной какой-то его связи с "Нирваной" Сальватореса).На деле выходит, что это кино про совсем другое и совсем ради другого. Я думаю вот этот диссонанс и вызывает резкое неприятие у более-менее опытных зрителей. От мира, где стругают для рабской лунной работы клонов ожидаешь сумрачных декораций, вечного дождя, повстанцев там каких-нибудь в капюшонах, корпорацию со словом "дзайбацу" в длинном названии, а тут Пол Радд с усами и немой технофобствующий амиш. Не знаю, специально ли так получилось, или случайно -- но меня вся эта дисгармония вштырила, было неловко и уютно.

Ответить
2

Соглашусь. Изначально в период тизеров относился к фильму скептически, все таки Нетфликс не умеет в фантастические полнометражки. Перед этим меня очень разочаровал нахваливаемый всеми "углерод" в который был просто резиной которую забываешь сразу после просмотра. И вот после выхода "Немой" меня по своему порадовал.

Да, это фильм категории Б но в нем чувствуется авторство а не конвейерность с работающими клише. Киберпанка тут хватает, как правило это жанр о деградации общества в период расцвета технологий: в обществе показаном в фильме позитивного мало, все эти притоны и американские военные дезертиры разбежавшиеся по всему миру. Утверждение "убери технологии и останется детектив" ну так и из нолановского бэтмена "убери маску бетмена и останется боевик" или из кэмероновской "бездны" "убери инопланетян и останется фильм о буднях подводников". Здесь же довольно хорошее расследование, герой идет по вполне понятным зрителю фактам (а не как во многих фильмах зрителю за факты показывают умозаключения главного героя, или факты всплывают из флешбеков как рояли из кустов)

Да фильм оставляет много вопросов, например "кто блин эти мужики с необычными глазами и на что они способны?" но он он оставляет много хлебных крошек для создания вселенной. Нарпимер я вполне могу допустить что "Немой" и "Луна" в одной вселенной так как по ходу "Немого" хватало отсылок в виде графити, заправок с гелием-3 и т.д. и по моему это классно. Хотел бы посмотреть еще что нибудь из этой вселенной. Из вселенной "углерода" увы нет.

Ответить
2

Интересно, как отличается восприятие.

"Персонаж Скарсгарда — замкнутый, и потому его внезапные вспышки гнева выглядят особенно интересно."
По этой же причине он мне казался вспыльчивым козлом, который не может снести без мордобоя даже малейший намёк на оскорбление. И невыразительным, к тому же, потому что Скасард играет деревянный двухметровый шкаф, мыслей и чувств которого мы не знаем, а общается записками.

Для сравнения — «Форма воды». Вот где немой персонаж отыгран шикарно. Актриса выкладывается, играя и лицом, и телом, и языком жестов.

Ответить
2

Надо же, оказывается Углерод и Немой разные фильмы.

Ответить
0

Очень жаль! Очень. Такие надежды были... Теперь бы «Аннигиляция» не провалилась так же, а то вера уже пошатнулась в Нетфликс.

Ответить
1

С чего вдруг вера в Нетфликс пошатнулась, если у этого сервиса редко когда получались фильмы выше среднего? Его ценят в первую очередь за сериалы, а не за фильмы.

Ответить
0

Ну фильм-то говно, да. Но your argument is invalid. При чем тут «Бегущий...» и киберпанк, когда даже на базовом уровне «Немой» абсолютно провальный: слабый сценарий, кривой до невозможности монтаж, слабые актёры. В фильме больше десятка персонажей, из них сюжету нужны два, да и те не раскрыты, об остальных и говорить нечего. Декорации похожи на фанатские поделки из картона.
Ну и главное достижение Джонса — он умудрился сделать макгаффин из живого человека. За такое надо премию какую-нибудь особенную давать.

Ответить
0

Ну на западе вообще любят ругать фильмы от Netflix, так как конкуренция привычной киноиндустрии в лице кинозалов и Голивуда.

Ответить
0

Для кого не выполняет, а для кого-то выполняет.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Уве Болл вернулся в кино
и начал экранизировать flash-игры
Подписаться на push-уведомления