Спойлерофобия — болезнь XXI века

И насколько опасно ей заразиться.

Написание статей, рецензий и обзоров — штука довольно непростая. Сейчас все панически боятся спойлеров. По утверждениям многих это портит всё удовольствие от просмотра фильма или прочтения книги. Безусловно, доля истины в этом присутствует. Раскрывать главную интригу и сюжетные твисты свежих фильмов или комиксов нежелательно и просто неуважительно к окружающим.

Спойлерофобия — болезнь XXI века

Но ведь есть общепризнанная классика, сюжет которой знают если не все, то большинство. Нужно ли предупреждать о спойлерах в таком случае? Возводя вопрос в абсолют: ставить ли пометку «спойлеры», когда пишешь, что Онегин убил Ленского? Звучит смешно.

Но лично меня после заметок и статей на разных сайтах обвиняли в спойлерах к роману «Дюна» 1965 года и к классическому комиксу о Сорвиголове «Заново рождённый» 1986 года.

Причём в последнем случае я описал лишь синопсис, который дан на всех сайтах, а не сюжетные повороты. Апофеоз спойлерофобии я увидел, когда в одном довольно крупном сообществе о кино обсуждался фильм «Снеговик». Один из участников беседы возмущался, что я ему заспойлерил сюжет. «Спойлеры» заключалось в том, что главный герой картины — Харри Холле, и он — детектив, склонный к алкоголизму. Даже такая информация показалась читателю излишней и недопустимой. Именно это и побудило меня написать нижеследующее.

Внимание, дальнейший материал состоит из большого количества спойлеров к разным старым и новым фильмам.

Спойлерофобия — болезнь XXI века

Конечно, говоря о «спойлерофобии», нельзя не упомянуть и обратную сторону — «спойлероманию». Немалое количество людей, сбегав в кинотеатр на первый сеанс какого-нибудь блокбастера, тут же кидаются рассказывать в соцсетях обо всех поворотах сюжета. Тут причины вполне понятны и просты: желание привлечь к себе внимание вкупе с недостаточным интеллектом. Но вот с панической боязнью узнать хоть какую-то информацию о фильме всё посложнее.

Спойлерофобия — болезнь XXI века

Ещё Юрий Михайлович Лотман в своих «Беседах о русской культуре» говорил, что далеко не во всех книгах главное сюжет и развязка. В качестве примера жанра, где наиболее интересен именно финал, он приводит детективы. Но даже с этим утверждением можно поспорить. Ведь если бы важно было только выяснить кто убийца, детективы Агаты Кристи или Артура Конан Дойла читали бы исключительно по одному разу.

Однако миллионы фанатов по всему миру снова и снова берутся за их произведения, хоть и знают, что убийца — дворецкий, а Шерлок не погиб у Рейхенбахского водопада. И каждую новую экранизацию встречают с интересом, хотя, казалось бы, что нового можно увидеть в «Убийстве в Восточном экспрессе», преступники всё те же. Но людям интересен каждый новый Пуаро и каждый новый Шерлок, а значит ценность этих детективов не только в загадке, но и в харизматичных главных героях и антураже.

Спойлерофобия — болезнь XXI века

В любой хорошей книге помимо сюжетных поворотов важны описания, отношения персонажей, обороты речи и многое другое. Ровно то же касается и фильмов. Многие картины можно «просчитать» после пятнадцати минут просмотра, но это совершенно не портит впечатление от них. В «Аватаре» почти сразу понятно, что главный герой перейдёт на сторону на’ви, а в финале останется в теле своего аватара.

Есть некоторое количество фильмов, для которых спойлеры губительны. Яркий пример — «Подозрительные лица». Раскрытие финала полностью меняет отношение к увиденному. То же и с первым сезоном сериала «Мистер робот» и «Бойцовским клубом». Но всё равно, смотреть их интересно даже зная развязку. Немалый акцент сделан на размышления, общение героев, и финал лишь дополняет атмосферу.

Спойлерофобия — болезнь XXI века

Но основное количество споров касается самых нашумевших блокбастеров. И опять же, разумеется лучше идти в кино, зная о фильме как можно меньше. Но многим ли крупным премьерам последних лет спойлеры вредят настолько, чтобы испортить удовольствие? В «Пробуждении силы» есть один момент, который действительно удивляет — смерть Хана Соло. В «Последних джедаях» и того меньше. Вряд ли исчезновение Люка может повергнуть кого-то в шок.

Во вторых «Стражах галактики» изначально очевидно, что Эго — злодей, но это совершенно не мешает радоваться динамике, шуткам и музыке. А уж про «Тор: Рагнарёк» и говорить не приходится. «Бегущий по лезвию 2049» привлекает не только интригой, но и неспешным темпом, красивой картинкой и философией. И неужели кто-то не догадывался, что Логан умрёт в конце своего последнего фильма?

Спойлерофобия — болезнь XXI века

По законам современного кино, почти в каждом сюжете присутствует элемент детектива (даже во многих комедиях), и бесспорно лучше заранее не знать развязку, основные шутки и повороты сюжета. Но почти любой хороший фильм можно с интересом пересмотреть во второй, а иногда и в десятый раз. Видимо, не так страшны интересному фильму, сериалу или книге спойлеры, глазу всегда есть за что ещё зацепиться.

Но это, конечно, личное мнение. Делитесь своим отношением к спойлерам, и к тому, насколько нужно их избегать.

5959
119 комментариев

ставить ли пометку «спойлеры», когда пишешь, что Онегин убил Ленского? Ну вот спасибо за спойлер!

42

1. Спойлер убил Ленского
2. Онегин Спойлер Ленского
3. Онегин убил Спойлер

6

Комментарий недоступен

25

тогда мб пусть человек пиздует вон из интернетов?

17

А если человек считает, что имеет право обсудить произведение в интернете с другими посмотревшими его людьми?

1

Не согласен, что почти любой хороший фильм можно посмотреть несколько раз, даже зная концовку.

Проблема в том, что во многих фильмах, которые считаются хорошими, концовка – самая мощная часть. Словно сначала придумали ее, а потом все остальное. Именно поэтому, удивившись один раз, второй раз вряд ли получишь тот же кайф.

"Престиж", "Таинственная река", "Шестое чувство", сериал Lost и вообще треть топ-250 кинопоиска западло пересматривать, помня все эти яркие финалы. Лично для меня исключение – только "Бойцовский клуб", который я пересматривпл, наверное, раз 12, и то в нежном возрасте. Но там не столько концовка, сколько шедевральная постановка, гениальная адаптация книги, лучший из возможных кастингов и в принципе магия кино.

Ну а спойлеры это плохо. Это очень плохо. И тех, кто ими разбрасывается, ждут отдельные муки ада. В наше суровое время на самом деле даже описания к сериям и фильмам иной раз уже несут спойлеры, потому что опытное и богатое воображение ярко рисует полный сюжет со всеми гипотетическими твистами и частенько это оказывается правдой.

Но это почти невротические загоны киномана. У меня ребята на работе спокойно спойлерят друг другу новые серии какой-нибудь "Игры престолов" и потом спокойно их смотрят. А я сижу, заткнув уши, потому что жду сериал целиком и ещё ни одной серии не видел)

13

сериал Lostяркие финалы

Ммммм.

15