Оффтоп Иван Провоторов
10 437

Под градом пуль: настоящие боевики Джона Ву

Гонконгский мастер, превративший перестрелки в искусство.

В закладки

Ночной Гонконг 80-х светился ярче солнца. Прикуривая сигарету, человек смотрел сквозь тёмные очки на фотографию своей жертвы. Глава преступного синдиката ужинал за соседним столиком, в окружении своей верной охраны. И кто его мог заказать? Неважно. Нужно сделать свою работу. В сумке лежала пара «беретт» — этого хватит, чтобы уничтожить всех, кто захочет ему помешать. Где-то вдалеке послышалась беспорядочная стрельба. Гонконг в последнее время был неспокойный. Но, кажется, это уже стало нормальным. Потому что это был Гонконг Джона Ву.

Взяв все самое лучшее, что ему предложило экшен-кино XX века, Джон Ву решил распорядиться этим знанием по-своему. Он не пошёл по проторенным тропам, а создал действительно что-то новое. Создал фильмы, навсегда изменившие жанр боевиков.

Джон Ву родился в 1946 году в городе Гуанчжоу, но через пять лет его родители переехали в Гонконг, где и остались жить. Семья Ву жила в бедном квартале, где можно было встретить людей из триад, и уже в детстве мальчик узнал, что такое насилие и смерть.

Спасением от окружавшей Ву страшной действительности стали фильмы, которые он смотрел вместе с матерью в кинотеатрах. Часто это были старые голливудские мюзиклы, наполненные танцевальными эпизодами, фантастическими элементами и грамотно поставленным действием. Стоит полагать, что всё это повлияло на будущий стиль режиссёра, уже в детстве полюбившего хореографию, музыку и яркие визуальные образы. Именно этот мальчик, спустя много лет, будет делать боевики, полные насилия, крови и смерти.

Старые голливудские мюзиклы привили Ву вкус к зрелищной хореографии

После 1973 года Джон Ву снимает картины на студии Shaw Brothers. В большинстве своем это дешёвые комедии или фильмы про боевые искусства, которые были особенно популярны в 70-е годы в Гонконге.

Только начиная с 1986-го Ву найдет свой собственный стиль, прославивший его на весь мир и разобранный на цитаты.

Но прежде чем говорить о режиссёре и его фильмах, стоит разобраться, под влиянием чего сформировался стиль знаменитого режиссёра.

Что повлияло на Джона Ву

Уся

Сцена из «Пойдем, выпьем со мной» (1966)

В традиционной китайской литературе существовал особый жанр приключенческого фэнтези — уся, что подразумевает историю о благородном рыцаре, владеющем боевыми искусствами.

Основной темой этих произведений были восточные единоборства, с помощью которых герои справлялись со своими противниками. В роли злодеев часто выступали мифические персонажи, превращавшие подобные истории в настоящий фэнтезийный эпос.

Герои были благородными и честными, как и положено рыцарям. Обычно они сражались с превосходящим числом врагов и, как правило, погибали в конце. Но основным элементом уся всё-таки были разнообразные схватки с применением рукопашного боя и холодного оружия. Все эти элементы затем перекочевали и в кино.

Один из самых знаменитых уся-фильмов — «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000)

Танцевальные номера пекинской оперы сильно повлияли на фильмы уся. Поединки, словно танцы, стали новым словом в постановке экшен-сцен. При этом, снимая боевые эпизоды, гонконгские постановщики использовали разнообразные технические и операторские приёмы, которые в то время можно было считать новаторскими. Впоследствии именно так будут делать кино в Голливуде.

Как это не удивительно, но именно богатая танцевальная и музыкальная культура Китая оказала решающее влияние на стиль Джона Ву. Танец как способ передвижения и репрезентации героя вышел за границы театра и оперы и стал основным элементом в гонконгском кино.

С середины 60-х годов уся-фильмы быстро набирали популярность. Большая их часть снималась на студии Shaw Brothers, которая превратилась в крупнейшую студию, производящую фильмы на территории Азии. Одной из первых картин, где появились знаменитые прыжки и полёты в воздухе, стал «Пойдём, выпьем со мной» 1966 года. После этого начался бум уся-фильмов самой разной стилистики и направленности.

В 70-х годах жанр фэнтезийного уся постепенно ушёл в прошлое, а на смену ему пришли реалистичные фильмы про кунг-фу. Главной звездой Гонконга стал Брюс Ли.

«Самурай» (1967)

Ален Делон в образе наемного убийцы

Жеф Костелло — одинокий наемный убийца — лежит на кровати и курит, пуская дым в потолок. Затем он встаёт, одевается, идёт на улицу и угоняет машину — всё для того, чтобы совершить заказное убийство. Его замечает свидетельница — певица, работающая в ресторане. Но, по какой-то причине, Жеф не устраняет её. И вот теперь по его следам идет комиссар полиции, который словно нутром чует преступника и устраивает за киллером слежку.

Французский фильм Жан-Пьера Мельвиля 1967 года с Аленом Делоном в главной роли стал первой картиной, популяризировавшей образ киллера в мировом кино. Герой Делона почти весь фильм молчит — важны только его чёткие, уверенные, последовательные действия, позволяющие ему скрываться от полиции. При этом зритель симпатизирует Жефу, поскольку тот абсолютно одинок и несчастен.

Мельвиль посредством жанрового фильма об убийце рассказывает экзистенциальную историю маленького человека и огромного холодного города. И пусть этот маленький человек убивает людей — неважно, ведь в этом мире даже киллер может страдать. Джон Ву признавался в интервью, что «Самурай» вдохновил его на создание «Наёмного убийцы». Это заметно невооруженным глазом: оба киллера словно являются одним и тем же человеком, просто живущим в разных городах и в разное время — в Париже и в Гонконге, в 60-е и 80-е.

Но самое главное, что Ву перенял у «Самурая» — это образ героя, ставший затем основным во всем гонконгском творчестве режиссёра. Герой, способный на злодейства и преступления, но глубине души — благородный рыцарь, словно пришедший из древних времен. Самурай, готовый пожертвовать своей жизнью, потому что в этом и заключается её предназначение.

«Дикая банда» (1969)

Последние герои вестернов в «Дикой банде»

Действие «Дикой банды» разворачивается в начале XX века. Америку постепенно «захватывают» поезда и первые автомобили. Банда опасных преступников, которым больше нет места в быстро меняющемся мире, совершает несколько ограблений, в надежде получить большой куш, а на них в это время охотится отряд бродяг, финансируемых местным шерифом.

После «Долларовой трилогии» Серджо Леоне казалось, что в жанре вестерна было сказано уже все, но Сэм Пекинпа в своей «Дикой банде» не только подвёл своеобразный итог всем вестернам, но и привнёс в кино нечто абсолютно новое — эпическое насилие, которого раньше не было на экранах.

Новый уровень насилия в кино

Здесь при попадании пули в тело выплёскивается фонтан крови, в перестрелках погибают мирные жители и всем на это плевать, а герои ничем не отличаются от злодеев. Финальная бойня невероятно похожа на всё то, что потом, почти двадцать лет спустя, будет делать Джон Ву — десятки трупов, непрекращающаяся пальба, литры крови и люди, умирающие в слоу-мо.

При этом в «Дикой банде» было запредельное количество монтажных склеек для того времени — более трёх тысяч, когда в других фильмах около 600. Это позволило по-новому подойти к изображению экшен-сцен, сделав их более напряжёнными, динамичными и захватывающими.

Пекинпа снял не просто очередной вестерн — он открыл новую главу в истории боевиков. Именно благодаря ему перестрелки в кино превратились в полноценный визуальный аттракцион, а насилие перестало быть запретной темой.

Ву неспроста называет эту картину своим самым любимым фильмом. И дело здесь не только в мастерски сделанном экшене. Герои гонконгского постановщика будут подозрительно похожи на героев «Дикой банды» — такие же отчаянные, такие же живые, чувствующие, что им не место в этом мире.

«Дикая банда» не была высоко оценена в момент выхода. Фильм провалился в прокате, а на предварительном показе зрителей тошнило и они покидали зал. Но пуританские времена уже уходили в прошлое — впереди маячили 70-е со своими жестокими и злыми фильмами, где ковбои сняли шляпы и надели полицейские значки, чтобы бороться против истинного зла, по сравнению с которым преступники из «Дикой банды» покажутся просто детьми.

Heroic bloodshed (Героическое кровопролитие)

Перед разбором фильмов стоит рассказать о жанре heroic bloodshed, который был придуман на Западе в конце 80-х для обозначения определённых гонконгских фильмов, в том числе и работ Джона Ву.

«Героическое кровопролитие» представляет собой сочетание стильного экшена и драматических тем. Под экшен-сценами подразумеваются изобретательно поставленные перестрелки, после которых всегда остаются горы трупов. Под драмой имеются в виду такие темы, как долг, дружба, братство, честь, месть и искупление. Именно подобный странный микс из жестоких боевых сцен и сентиментальных эпизодов и является этим уникальных гонконгским поджанром, созданным Джоном Ву.

Героическим это кровопролитие называется не случайно. Во всех картинах Ву основной элемент — всё же не перестрелки, а люди, держащие в руках оружие. Добиться идеальной гармонии между драмой и насилием удалось благодаря героям, которые могут сначала плакать на плече друга, а в следующей сцене уже всаживать обойму патронов из «беретты» в тело главы преступного клана.

Showstopper

При разговоре о фильмах Джона Ву обязательно нужно упомянуть о так называемых «шоустопперах» — моментах в кино, призванных обратить на себя все внимание зрителя и заставить его удивляться и сопереживать.

«Шоустопперы» присутствуют во всех жанровых фильмах, начиная от комедии и заканчивая ужасами. Соответственно, для комедии «шоустоппером» будет являться сцена, вызывающая у зрителя смех, а в ужастике — момент, заставляющий вжиматься в кресло от страха.

Образец «шоустоппера» из «Круто сваренных»

Талантливое жанровое кино всегда можно отличить от проходного, благодаря ярким эпизодам, которые запоминаются после просмотра и, в некоторых случаях, становятся культовыми. Сцена на носу «Титаника», драка в гостинице из «Начала», поединок между Люком и Дартом Вейдером, Джек Торренс, разрубающий дверь топором в «Сиянии», сцена с кракеном в «Пиратах Карибского моря», убийство из «Психо», бойня в церкви из «Кингсмана» — все эти моменты и многие другие направлены на то, чтобы вызвать у зрителя некую эмоцию, заставить его не отрываясь смотреть на экран.

Пример отличного современного «шоустоппера» в «Кингсмане»

В посредственных фильмах «шоустопперы» не цепляют взгляд — перестрелки скудные, шутки не смешные, драки халтурные, романтические эпизоды вызывают тошноту. Почему экшен в современных блокбастерах хоть и выглядит зрелищным, но не остается в памяти? Выражение «посмотрел и забыл» никак не может соотноситься с понятием настоящего «шоустоппера» — его зритель запомнит на всю жизнь. Стремясь постоянно впечатлять, студийные боссы забывают важную деталь — одна мастерски поставленная сцена вызовет больше эмоций, нежели двухчасовое месиво компьютерной графики.

Великие «шоустопперы» являлись не только полноценным визуальным развлечением, но и портретом своей эпохи. Удивительно, но один эпизод жанрового фильма может рассказать о своем времени гораздо больше, нежели чем очередной фестивальный хит.

Именно такими «шоустопперами» и будут перестрелки у Джона Ву.

Стиль Джона Ву

Дилогия «Светлое будущее» (1986-1987)

Чоу Юнь-Фат и Ти Лун в «Светлом будущем»

Первым фильмом из «гонконгского периода» Джона Ву стала криминальная драма «Светлое будущее» с Ти Луном и Чоу Юнь-Фатом в главных ролях. В последствии Чоу Юнь-Фат снимется в большинстве фильмов Ву и примерит на себя все образы, созданные режиссёром — начиная от романтического преступника и заканчивая крутым копом.

В «Светлом будущем» история крутиться вокруг двух братьев — Хо и Кита. Хо состоит в триаде и вместе с другом Марком занимается подделкой денег. Кит же служит в полиции и, стремясь продвинуться по службе, выходит на след триады, в которой работает его брат.

Обращаясь к теме преступных кланов, Ву не превращает свою историю в гонконгскую версию «Крёстного отца», а делает акцент на взаимоотношениях двух братьев.

Я полицейский, а он бандит. Мы с ним по разные стороны.

Кит о себе и брате

Главный мотив «Светлого будущего» — искупление грехов. При всей романтике криминальной жизни, Ву не критикует её открыто и говорит о важности выбора правильного пути, а также о том, что за всё придется когда-то платить.

Марк — новый и не совсем типичный образ героя гонконгских боевиков. А сыграл персонажа блистательный Чоу Юнь-Фат. До этого никому не известный, он снимался в сериалах, пока не оказался в «Светлом будущем» и сразу после этого его карьера быстро полетела вверх. Вскоре после этого Чоу Юнь-Фат стал одним из самых востребованных актёров Азии.

Символическая сцена из «Светлого будущего»

Его персонаж — романтик и одновременно жестокий убийца, сочетающий в себе ребяческую непосредственность и бескомпромиссность киллера, у которого никогда не дрогнет рука.

— Ты веришь в бога?

— Да, я сам бог. И ты тоже.

Диалог Хо и Марка

Таким образом, Марк описывает всех тех, кто потом появится в фильмах Ву — настоящих супергероев, идущих до предела, способных встретиться лицом к лицу с целой армией и победить. Но даже боги иногда погибают, а смерть их не может быть обычной — гонконгский рыцарь умрёт под градом пуль, сражаясь до конца и жертвуя своей жизнью ради других.

Герои готовы к финальной схватке

И хотя в «Светлом будущем» не так уж и много экшен-сцен, по сравнению с последующими работами, уже здесь заметен стиль Ву. Герои невероятно подвижны, противники погибают толпами, а Марк использует в одной из перестрелок стрельбу «по-македонски» и пистолеты класса Beretta 92F, затем появляющиеся во всех картинах режиссёра.

Уже в своём первом фильме Ву будет обильно использовать слоу-мо — приём, ставший его визитной карточкой. Благодаря замедлению, перестрелки не выглядят хаотично и неразборчиво — наоборот, они превращаются в идеально выстроенный, с точностью до кадра, танцевальный номер, где у каждого выстрела есть своё время, а у каждой пули — своя жертва.

Новый образец стиля в гонконгском кино

Самое интересное, что перестрелки у Ву ни разу не реалистичные. Помимо того, что герои обладают невероятной подвижностью, ещё и стрельба из оружия превращена в шоу. От одного выстрела пистолета на другом конце комнаты обязательно что-то разлетается в щепки, очередь из пистолета-пулемёта знатно испортит обои, а уж залп дробовика способен дырявить стены.

Такое ощущение, что в руках у актёров не огнестрельное оружие, а инопланетные бластеры невероятной мощи. Каждая выпущенная пуля сопровождается спецэффектом — дымом, искрами, громким звуком. Ву намеренно уходит от реальности — для него она скучна, не способна развлекать.

«Светлое будущее» ждал колоссальный успех в Гонконге, поэтому на следующий год вышло продолжение «Светлое будущее 2: Ураганный огонь». В сиквеле Ву продолжал развивать идеи, заложенные в оригинале — дружба, преданность, братство. Масштаб действия значительно вырос: события разворачиваются не только в Гонконге, но и в Нью-Йорке, а экшена значительно прибавилось.

Начиная с этой части, становится понятно, что постановка боевых сцен у режиссёра отличается от работ его коллег по цеху. Он выработал свой собственный стиль и отточил его в последующих картинах, доведя до совершенства в «Круто сваренных». Кровавейшая финальная битва в «Ураганном огне» словно говорит: это всего лишь проба пера, дальше будет еще жёстче.

«Наёмный убийца» (1989)

Чоу Юнь-Фат в роли наемного убийцы

Джеффри — наёмный убийца, который во время очередного задания случайно лишает зрения певицу, работающую в ресторане. Чтобы искупить свою вину, Джеффри пытается помочь ей, а ему на хвост садится полицейский Ли, пытающийся поймать киллера.

На первый взгляд может показаться, что Ву делает полноценный ремейк «Самурая». Но, взяв похожую историю, гонконгский режиссёр подаёт её в абсолютно другой манере — превращает её в балладу об искуплении, мести и настоящей дружбе.

Романтическое настроение в «Наемном убийце»

Мотив преследования киллера полицейским здесь принимает совсем другую сторону: если в «Самурае» инспектор рассматривал киллера исключительно как преступника, которого обязательно нужно наказать, то в «Наёмном убийце» страж закона проникается симпатией и даже дружбой к злодею.

Ему лет за тридцать, выглядит решительным, но не безжалостным. В нём есть что-то героическое. Совсем не похож на убийцу, очень спокойный, как будто погружён в мечты. Глаза полны страсти.

Инспектор Ли о герое Чоу Юнь-Фата

Ву продолжает работать с героическими образами — его злодей превращается в благородного воина, способного на самопожертвование ради другого человека. Не иронично ли то, что киллер — единственный, кто способен отдать свою жизнь, ради спасения другой жизни.

«Наёмный убийца» стал вершиной жанра «героического кровопролития». Перестрелки превратились в фантастическое зрелище, где герои летают по воздуху, словно древние воины из уся, враги никогда не кончаются, как и положено врагам, а бесконечные убийства складываются в симфонию насилия.

Ву окончательно трансформировал экшен в танцевальные номера, используя для этого излюбленные приёмы в духе сражения спиной к спине, стрельбы с двух рук, а также «мексиканские дуэли», когда противники стоят вплотную и направляют друг на друга пистолеты. Ну и, конечно, его знаменитые белые голуби, появляющиеся в финальной битве и словно намекающие перед нами не фильм, а грандиозная опера.

Потом этот приём позаимствуют все, включая Тарантино, оправдываясь просто: «мне нравятся фильмы Джона Ву». Но никто даже близко не приблизится к тому, что он делал. Наверное потому, что только в Гонконге можно рассказывать трагическую историю любви, превратив её в кровавый балет.

«Пуля в голове» (1990)

Герои «Пули в голове»

Действие «Пули в голове» разворачивается в 1967 году. Трое друзей детства случайно совершают преступление и им приходится бежать во Вьетнам. Там, столкнувшись с войной, бандитами и солдатами, они проверят прочность своей дружбы.

Этот фильм значительно отличатся от всех других работ Джона Ву. История троих друзей, оказавшихся в самом пекле Вьетнама, не похожа на привычные криминальные городские разборки. Больше всего «Пуля в голове» напоминает американские военные фильмы, только снятая за гораздо меньшие деньги, но не менее зрелищная.

Военная атмосфера у Ву вышла не хуже криминальных разборок

Сделав больший упор на драматическую составляющую, Ву по пути не растерял свой собственный стиль, поэтому «Пуля» ощущается как наиболее эмоциональный и серьёзный фильм режиссёра.

К простоте истории вопросов возникать не может — все сюжеты у Ву простые. Режиссёр работает с героями и тем, что они делают — всё остальное не важно. Широкими экспрессионистскими мазками Ву рисует портрет Вьетнама и людей, которых калечит война. Для этого ему потребуется три кадра там, где остальным нужен целый фильм.

Ву монументалист — ему плевать на реализм, условности, иногда даже логику. Гораздо важнее образы, лица, чувства. При всей той жестокости, которая творится в его фильмах, Ву — возможно, самый сентиментальный из всех экшен-режиссёров XX века.

Вот и «Пуля в голове», начинающаяся как типичная криминальная история о неблагополучных подростках, превращается в фильм об ужасах войны, а после — в душераздирающую историю о поступках, верности и предательстве.

Актёры кочуют из одного фильма Ву в другой и кажется, будто они играют одних и тех же героев. Это правда — режиссёр конструирует свой собственный гонконгский эпос, монолитное полотно, рассказывающее каждый раз великую историю о сильных и слабых людях, объявивших войну самой судьбе. И неважно, где разворачивается действие и в каком году, главное — чтобы после всего, что случилось, остаться человеком без пули в голове.

«Круто сваренные» (1992)

Чоу Юнь-Фат в образе брутального полицейского

Последний гонконгский фильм Джона Ву, ставший его лебединой песней и самой технически совершенной картиной, которую он снял. Если в своих предыдущих работах Ву рассказывал истории о преступниках, то в «Круто сваренных» он решил акцентироваться на полицейском, снова мастерски сыгранным Чоу Юнь-Фатом. У его героя, Текилы, погибает напарник во время очередного задания и, намереваясь отомстить, тот решает в одиночку противостоять банде торговцев оружием.

«Круто сваренные» начинаются с беспощадной пятиминутной перестрелки в кафе, в которой погибает столько народу, сколько хватило бы на среднестатистический голливудский боевик. Ву не жалеет зрителя — он ставит «шоустоппер» за «шоустоппером», создавая практически идеальное экшен-кино.

Главные герои «Круто сваренных»

Два главных актёра Ву — Чоу Юнь-Фат и Тони Люн Чу Вай — сменили гангстерские образы на полицейскую форму. Для режиссёра это был последний гонконгский фильм, сразу после «Круто сваренных» он уехал в Голливуд строить карьеру. Поэтому, наверное, эта картина и вышла такой — яростной, свободной, стремящейся, кажется, поставить все возможные рекорды в постановке перестрелок.

Знаменитая трехминутная перестрелка в больнице

Ву собрал в этом фильме всё то, что изобрел в «героическом кровопролитии» — все стили, приёмы, эффекты. Он создал свой magnum opus, экшен-боевик, который впоследствии станет недостижимым идеалом для всех тех, кто будет снимать после него.

Отдельного упоминания достойна грандиозная финальная бойня в больнице, аналогов которой в кино до сих пор не существует. Продуманная до каждой мелочи, каждого шага, каждого выстрела, эта сцена — словно гигантская мозаика, состоящая из постоянно накручиваемых «шоустопперов». Это самый настоящий визуальный аттракцион, после которого другие боевики смотреть будет очень тяжело.

Новый уровень экшена в мировом кинематографе

Гонконгский режиссёр довёл свой собственный жанр до предела — дальше уже шагнуть нельзя. Начав героическое кровопролитие с романтического гангстерского кино, Ву привёл его к закономерному финалу — абсолютному действию, которое начинается сразу после логотипа студии и заканчивается на финальных титрах.

Конец фильма. Занавес. Зрителя уносят из зала на носилках.

Фильмы и игры, на которые повлияли работы Джона Ву

То влияние, которое оказали «гонконгские» работы Джона Ву на мировой кинематограф, трудно оценить. Его стиль разобрали на цитаты и использовали в огромном количестве фильмов. Особенно сильно картины Ву повлияли на Голливуд, куда режиссёра позвали сразу же после успеха его фильмов на родине.

Стиль Ву прочно обосновался не только на западе, но и у соседей — в Южной Корее, ставшей в XXI веке главным производителем оригинального и качественного жанрового кино.

Рассмотреть все фильмы, вдохновлённые Джоном Ву, невозможно, так как их окажется слишком много. Поэтому приведём примеры самых значимых картин и не только, у истоков которых стояло гонконгское кровопролитие.

«Матрица» (1999)

Для того, чтобы понять, как сильно повлиял Ву на голливудское кино, достаточно просто пересмотреть сражение в холле из «Матрицы». Вачовски превратили перестрелку в кинематографический ураган — стены разрушаются от выстрелов, люди в плащах нарушают законы гравитации, а визуальный стиль окончательно преобладает над логикой.

Знаменитая сцена в холле из «Матрицы»

Идея bullet-time явно выросла из слоу-мо, в котором просто решили остановить время. Всё ради того, чтобы зритель мог в полной мере насладиться картинкой. Именно Ву популяризировал «рапид» в экшен-фильмах, показав, что действие не обязательно должно быть быстрым для поднятия уровня адреналина у зрителя.

Тёмные очки, культ оружия и единоборства — смешав философию, киберпанк и гонконгское кино, Вачовски создали уникальный микс, ставший своеобразным памятником ушедшему веку.

Max Payne (2001)

Обычная перестрелка в Max Payne

В Remedy явно очень много смотрели Джона Ву, иначе как объяснить все эти прыжки в слоу-мо, стрельбу из двух пистолетов и безумное количество врагов. Атмосфера в Max Payne — это чистый нуар, но экшен явно приехал в Нью-Йорк из Гонконга. Подобная странная смесь позволила создать отличную историю, наполненную драмой и трагедией, а перестрелки не превратились в унылую стрельбу из укрытий, но стали одной из самых ярких геймплейных идей в начале XXI века.

«Эквилибриум» (2002)

Для этого фильма режиссёр Курт Уиммер выдумал собственную манеру боя — ган-ката. По сюжету, этим искусством владеют клирики, тайная полиция, следящая за исполнением законов. Суть ган-ката в том, что клирик способен предсказать расположение противников и направление их огня, поэтому бойцу, владеющему таким знанием, не нужно целиться, а противостоять он может гораздо большему количеству врагов.

Пример перестрелки, основанной на ган-кате

Смысл ган-ката прост — Уиммер не хотел снимать обычные перестрелки, он хотел, чтобы его клирики убивали танцуя, просто стреляя во все стороны. Своего эффекта он добился — экшен в «Эквилибриуме» хоть и напоминает работы Джона Ву, но всё-таки очень самобытен. При этом любимые детали из Гонконга на месте: плащи, пара пистолетов, финальная бойня. К сожалению, продолжить это интересное боевое искусство не получилось — последующий фильм Уиммера «Ультрафиолет» оказался провалом.

«Джон Уик» (2014)

Никто не ожидал от «Джона Уика» многого, а он, как оказалось, вернул к жизни не только хореографический экшен, но и предоставил свежий взгляд на съёмку перестрелок. В отличие от фильмов Джона Ву, бывшие каскадёры Стахелски и Литч, работавшие с Ривзом над «Матрицей», не стали полагаться на монтаж, а решили прибегнуть к технике длинного плана. Если герои Ву, чтобы убить противника, выпускают целую обойму в тело, то Уику хватает одного выстрела в голову.

При этом, почти в равных пропорциях смешав ближний бой и дальний, режиссёры создали новый вид боевика — стильный, жестокий, в котором каждая экшен-сцена направлена на то, чтобы удивить зрителя. Перестрелка в ночном клубе или в музее во второй части — это чистой воды «шоустопперы», имеющие особый визуальный стиль и манеру сражения.

Сцена в клубе, показывающая новый стиль в постановке экшена

«Джон Уик» доказывает — сегодня можно делать изобретательный боевик, способный удивлять. По сравнению с другими голливудскими фильмами, перестрелки у Стахелски и Литча смотрятся свежо и красиво, потому что авторы, взяв за основу работы Ву, вернулись к идее экшена-балета, в котором решает не количество взрывов, а завораживающие движения героя.

После успеха «Уика» оба режиссера оказались завалены новыми проектами, что неудивительно — сейчас на Западе мало кто способен ставить настолько яркие «шоустопперы».

Дополнительно

«Плохие парни 2» (2002)

Майкл Бэй когда-то давно умел ставить зрелищные сцены. Одна из них — перестрелка из «Плохих парней 2», явно вдохновлённая гонконгским кино.

«Джанго освобождённый» (2012)

Тарантино, как истинный фанат Джона Ву, не смог отказать себе в возможности процитировать мастера. В кровавейшей перестрелке из «Джанго» есть всё: прыжки в слоу-мо, фонтаны крови, разлетающаяся мебель и, конечно же, пальба с двух рук.

«Кингсман: Секретная служба» (2015)

Отдельного упоминания достойна битва в церкви из «Кингсмана», снятая одним долгим планом и наполненная невероятной жестокостью. Также, как и авторы «Джона Уика», Мэттью Вон комбинирует рукопашные схватки со стрельбой, что намного усиливает общее впечатление. Движения актёров выверены до сантиметра: Колин Ферт будто не снимается в боевике, а ярко зажигает на дискотеке.

Дело Ву продолжает жить в современном кино. Будем надеяться, что его «наследники» не забудут самого главного — в великом экшене важно не количество спецэффектов, а то, насколько сильно зритель будет поражён, выйдя из кинотеатра.

Первого июля 1997 года Великобритания вернула Гонконг Китаю. Эта дата была словно час страшного суда для гонконгцев, которые в 90-е в огромном количестве покидали город, предполагая, что переход под власть КНР принесёт им только несчастья.

В преддверии этой даты особенно интересно смотрятся фильмы Джона Ву — словно последние артефакты ушедшей эпохи, демонстрирующие настоящего гонконгского героя. Независимость закончилась, как и XX век, впереди неопределённость, новое тысячелетие и технологии — кажется, в таком мире нет места безумным перестрелкам.

Создав за шесть лет свой собственный мини-жанр, Ву своеобразно подвёл итог не только гонконгского, но и мирового кино. Он, вытащив из прошлого образ самоотверженного воина, вручил ему пистолет и заставил жить в современном мире. Благородство и честь не позволяли этому воину чувствовать себя своим в большом городе, поэтому почти во всех фильмах Ву ощущается эта странная меланхолия, которую не ожидаешь увидеть в кровавом боевике.

Древний воин живёт не в своем времени, он чужак в XX веке, где правят деньги, власть, корпорации, алчность и зависть. Единственное, что этот воин способен делать — сражаться и биться насмерть. Не важно, что мечи сменились на огнестрельное оружие. Как и в старых летописях, эти схватки будут эпическими.

Вместе с новым тысячелетием придут другие герои, сильные, смелые, способные двигать горы. Но чего-то в них будет не хватать, какой-то детали, фрагмента, чего-то того, что будто потерялось во времени. Вроде бы хорошие ребята, но уж больно похожи на манекенов из супермаркета.

Герои у Ву были живыми — они плакали, кричали, смеялись и радовались, как дети. Они стремились покорить жизнь и шли против всех — только так можно было достигнуть высот. Они ошибались, предавали, любили, раскаивались и прощали, как и обычные люди. Они сражались и погибали, оставляя после себя только легенды. Легенды о далёком Гонконге, в котором ночью светло, как днём, в котором воюют триады, наёмные убийцы ищут своих жертв, а полицейские могут дать отпор целой армии. В этом Гонконге никогда не прекращается стрельба, ведь здесь существует важное правило: если ты стреляешь, то ты ещё жив.

Но сейчас в Гонконге всё спокойно.

#кино

Материал дополнен редакцией

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Иван Провоторов", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 37, "likes": 198, "favorites": 143, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 19138, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 28 Apr 2018 17:21:13 +0300" }
{ "id": 19138, "author_id": 8982, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/19138\/get","add":"\/comments\/19138\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/19138"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64955 }

37 комментариев 37 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
38

Мне кажется, такая статья не может быть полной без рассказа про Stranglehold, тем более на дтф

Ответить
14

- Это я, давай открывай, живо!
- Погоди, а пароль?
- Ладно тебе... ну хорошо, "Джон Ву"...

Ответить
6

Эх, про "без лица" хоть бы слово вставили...

Ответить
0

despite all my rage i am still just a nicolas cage:

Ответить
0

Без лица снимался уже не в Гонконге. В принципе, это, наверное, единственный фильм Джона Ву снятый в Голливуде, который ещё как-то сохранил его стиль.

Ответить
5

в конце статьи могли бы сделать список фильмов))
Хорошая статья!

Ответить
5

Его «Миссия невыполнима 2» один из моих любимых фильмов. субъективно конечно, со всей критикой в её адрес тоже согласен, но меня фильм зацепил что в то время, что даже сейчас очень хорошо мне заходит

Ответить
3

Никогда не любил боевики, но после прохождения Stranglehold таки посмотрел "Круто сваренных" и мне очень понравилось. Постановка экшена просто на запредельном уровне.

Ответить
1

точно, была же такая. Даже, кажется, играл, но вообще не помню.

Ответить
2

Странно как все меняется с возрастом. Перестрелки Джона Ву, конечно, хореографические шедевры, но именно эта оторванность от реальности мешает переживать за героев. Это не живые люди, а какие-то персонажи оперы. Получит такой герой сорок пуль, и скачет по экрану козлом... Короткая финальная перестрелка из "Taxi Driver" Скорцезе, при первом просмотре задевает гораздо живее. Там пули не попадают в специальные "героические" места, а влетает куда придется - например в щеку. Враги не гибнут с одного выстрела. Все бестолково, кроваво, и страшно. Лучше показать, что стрелять в людей - это вовсе не весело, наверно нельзя. Из той же серии перестрелки в обоих частях "True detective". И наверно такого кино нужно побольше. Слишком много на экранах "мультяшного" насилия. В этом смысле последователей у Джона Ву до сих пор - вагон и маленькая телега.

Ответить
4

1. Убийца
2. Круто сваренные
3. Пуля в голове.

Жаль что Ву ничего близкого к ним так больше и не снял. Пожалуй Без лица был наиболее близок.

Ответить
0

Я бы второе место всё-таки заменил на The better tomorrow. А так полностью согласен.

Ответить
2

Дополню список heroic bloodshed, фильмом "Святые из Бундока"

Ответить
2

Странно, что обе части Рейда не вспомнили - вот уж где высшая степень насилия, как искусства!!

Ответить
0

Там упор не на перестрелки, а на драки

Ответить
1

Забыли про мой любимый фильм. В детстве очень часто его смотрел.

Ответить
1

Круто сваренных с удовольствием пересматриваю и пересматриваю. Маэстро Ву просто великолепно снял. А сколько трупов!

Ответить
1

Спасибо от всего сердца

Ответить
1

Помню купил пиратский диск на рынке с игрой «Stranglehold» и дико затащился от неё. Стрельба, взаимодействие с окружением, графика, да все вообще заходило на ура, с того момента один из любимых шутеров от третьего лица

Ответить
0

Только хотел написать ахах
Да! Stranglehold. При разработке Джон Ву принимал участие. А сюжет игры типа продолжает фильм.

Ответить
0

Отличная статья. Не могу назвать себя поклонником таких фильмов, но всё-таки жаль, что сейчас такого не снимают (даже прошлогодний Manhunt, это уже совсем не то).

Ответить
0

о, статья про великое слово "уся". инстант лайк!

Ответить
0

Спасибо за статью.
Благодаря ней вспомнил, что в свое время как раз очень любил фильмы в жанре "приключенческого фэнтези — уся".

Буду признателен все, кто подскажет актуальные (а можно и не очень новые) фильмы в этом направлении на русском (пусть даже только с субтитрами). Само собой, известные кино типа Крадущегося тигра и т.п. просмотрены.

Ответить
0

Наверное известен Вам, но все же посоветую фильм "Герой" с Джетом Ли в главной роли. В свое время впечатлил даже больше, чем Тигр.

Ответить
0

Пуля в голове до сих пор у меня в топе.

Ответить
0

... в голове

Ответить
0

"Пристрели их" с Клайвом Оуэном. Странно, что не вспомнили.

Ответить
0

Спасибо за статью. Я бы ещё добавил, что значительную долю сентиментальности в фильмы Джона Ву привнесла музыка композитора Lowell Lo.

Ответить
0

минуточку, так "Светлое будущее" - трилогия же! https://www.kinopoisk.ru/film/svetloe-budushchee-3-lyubov-i-smert-v-saygone-1989-5354/

Ответить
0

Всё просто. Третью часть снимал не Джон Ву, а в данном случае статья именно о его фильмах.
Меня больше гложит, почему ничего не было про его Новые Гонконгские фильмы?
Я их никогда не видел сам, поэтому было бы интересно узнать, что же там.

Ответить
0

Только вчера вечером, все эти боевики пересматривал! Опасался, что уже не так зайдут, как раньше, но нет. зашли просто отменно!

Ответить
0

Игра Матрица:путь Нео.
та же сцена с холле проходить её было просто одно удовольствие.
Одна из лучших игр ЭВАР!

Ответить
0

Ещё в Январе решил ознакомиться с творчеством Джона Ву. Его Гонконгские фильмы просто супер! Дилогия "Светлое Будущее" оставило сильное впечатление. Определенно в списке любимых фильмов. Теперь стало ясно, что многие режиссеры вдохновлялись его творчеством при создании своих фильмов. Жалко, что когда он перешёл в Голливуд. Фильмы его некоторые стали давать слабину.

Ответить
0

крутая статья, спасибо.

Ответить
0

Специально зарегался чтоб выразить благодарность автору за эту замечательную статью. Как знаток Гонконгского кинематографа, абсолютно согласен фильмы Джона Ву снятые в ГК это классика. Сейчас я много пересматриваю старые фильмы ГК очень редкие и с Чоу Юн Фатом и с Саммо Хунгом с Донни Йенном и все задумывался, почему же с 90-х пошел спад и откровенно говоря мусорные картины и только сейчас понимаю, что пропал у них интерес к кино. Фильмы превратились в конвеерную работу, а жажда славы Голливуда и деньги окончательно разрушили Гонконгский кинематограф. Потому что все лучшие фильмы звезд Гонконга были сняты именно на родине. Это факт. Молодое поколение из за своего возраста может возразить, и их понять можно, они выросли на поздних фильмах, но мы то знаем, что Пьяный Мастер, Проект А, Закусочная на Колесах, Полицейская история 1-2, Доспехи Бога -1, Наемный Убийца, Крутосваренные, Кулак Легенды, Однажды в Китае 1-2, Клетка Тигра 2, При исполнений 4, Шанхайский Экспресс были лучшими картинами своих звезд.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Пять простых способов разогнать свой ПК
с помощью соли и чайной ложки
Подписаться на push-уведомления