Her tongue and coils: змеи в играх

Почему холодные объятия лучше, чем никаких

В закладки

Змея — один из самых стигматизированных образов живого. Ядовитая, скользкая, удушающая тварь нелепой длины, ненасытной ярости, непреодолимой чужеродности. Культура недолюбливает змей: от великолепной статуи Лаокоона до ужасного фильма «Змеиный полет» за всё и вся отдуваются эти несчастные.

Даже у Клайва Льюиса, который множество зверей успел наделить мифологическим благородством, местная змея пять минут в образе королевы как бы нехотя носит платье и играет на мандолине — но при первом же стрессе превращается в образину и давай кусаться. Притом что ровно в той же сцене лягуха Хмур предстает как удивительно цельная личность.

Конечно, такое положение дел упадочно и порочно. Давайте исправлять, что ли.

***

В интернете есть полтора списка на тему, но они концентрируются на пиксельной классике в ущерб какой-то осмысленности: ну, дескать, змея и змея.

Однако мне бы хотелось найти интересные примеры того, как чье-то видение пробивает закостеневшую оболочку — и находит для этого древнего символа удивительной и опасной красоты новые смыслы. Чем мы хуже Гермеса с его жезлом?

Поэтому, например, нет резона говорить о жирной туше Yawn из Resident Evil или о василиске из [name your game].

Snake

BOW DOWN BEFORE THE OUROBOROS, THE MIGHTY ONE, THE INFINITE ONE, THE DIVINE..!

...черт, снова съел свой хвост.

Здесь всё и так понятно: уровень тетриса и салочек. Несмотря на чисто прикладную задачу, эта змейка стала чуть ли не важнейшим шагом цифровой «легализации» своих сородичей — гибкая, ненасытная, в некотором смысле бессмертная, пока существует в цикле.

slither.io

Популярная несложная забава «съешь-умри-повтори» на N+1 одновременных игроков; тем не менее за счет одной хитрости брюки превращаются... натурально в симулятор жестокосердной змеи. Есть, кроме неживых кружочков, никого нельзя, нельзя даже врезаться, поэтому подлавливать серединой своей тушки чужие головы на поворотах — ключ к успеху. И весьма коварный; но всё же мы здесь не за этим.

NOT Ouroboros (Assassin’s Creed Origins)

Вы все ненавидите этих черных гадюк в черных гробницах, я знаю. Минута сочувственного молчания.

Но этот недавний хит расположился здесь скорее как свежий антипример, как общий культурный вектор, и не слишком удачный. В середине сюжета Байека выбрасывает в кошмар, где он расстреливает из светящегося лука огромную черную гадину посреди мрачного булькающего озера. Как говорил ужасно загримированный Гай Пирс: банальность, банальность-банальность. Банальность!

Да еще и hissssssing issss misssssssing.

А ведь на мрачной древнеегипетской эстетике с ее шакалами и скорпионами можно было накрутить лютизны как минимум на уровне Far Cry 3. И видеть такого банального аспида огорчительно.

Есть в игре и человек под псевдонимом «Змея», но про него вообще не будем; многие маски раскрыты явно лучше.

Полосатая Подколодная (Dragon’s Lair)

Тезис: если уж вставляете в игру злую, но уникальную змею, хотя бы делайте ее выразительной.

Вот Дирк Отважный ручается, что они с этим полосатым исчадием ада прекрасно помнят друг друга, встречаясь в разных выпусках серии раз за разом.

Duke (Stronghold Crusader)

Если кто не знает (обязательно наверстайте), в игре было 8 противников: 4 «человека» и 4 «зверя»; «змеёй» был самый ассимилировавшийся из иностранцев.

Дефолтную Змею звали Duke Beauregard (видимо, отсылка к классическому американскому мылу Dukes of Hazzard), и он любил защищать крепость изогнутыми рвами. И смешнее всех извивался в последние пять минут.

Пожалуй, самый интересный из не-арабских соперников: подозрительно воркующий, трезво оценивающий свои силы, но не гнушающийся подлостей, в отличие от скучного мачо-ветерана Волка. Хороший пример «необходимого и достаточного» переосмысления шаблона.

Snake level (Mega Man 3)

Ничего особенного в самом Snake Man'е; но до чего талантливо сделан уровень!

Фактически персонажа терроризируют не враги, но окружение — оформить типичные тоннели под холодный оливковый змеиный блеск, из которого прорастают головы, было очень мудро. Тоже удачный пример, как шаблон не вскрыть, но хотя бы развернуть в другой плоскости.

Снейк (Metal Gear Solid)

Конечно, змеиная часть легендарного образа целиком уходит в заслуги Джона Карпентера; но, к чести Кодзимы, воровать тоже можно умело. А трагичность образу придает тот факт, что в Snake Eater можно убивать и есть своих сородичей. Yabloko moloko zmeya.

И хорошо, что Змеёй в играх побывали не только промежуточные злодеи вроде парня выше.

Snakes (Spelunky)

Воспоминание о докторе Джонсе, понятно: его горестное “Why did it have to be snakes?!” представлено здесь в ассортименте. И заодно переползло в следующую по списку игру в лице Харрисона Джонса с аналогичной фобией. Опять классические змеи «не-подходи-убьет», что поделать; но хотя бы агрессии у них не больше, чем у гумб.

Наги (Warcraft 3 / World of Warcraft)

Киплинговский Рикки-Тикки-Тави, если помните, боролся с Нагайной (нагой), змеей как бы из индуизма, заглянувшей позже и в серию о Поттере. Blizzard сумели кое-как очеловечить это свирепое создание, отсыпав своей Леди Вайшьйъйи и ее подданным немножко биографии, русалочьих лиц и типичных племенных качеств: гордость, верность, чувство локтя.

А в HOMM, кстати, наги показаны как величавые наемники, способные договариваться о сотрудничестве с хилыми архимагами. Не очень глубокий образ, но хотя бы образ.

Увы, в WoW всё откатилось обратно: секта сбрендивших друидов, чей зловещий серпентарий годится только украшать посохи «под Асклепия» да средненькую карту в Hearthstone.

Rattle and Roll (Snake Rattle’n’Roll)

Саундтрек

Не буду прикидываться, что играл в нее, а не просто смотрел на ютубе. Но, во-первых, это название взято из отличной песни, которая стоит вровень с великой Rock Around the Clock, и в игру про змей фраза «трещи и крутись» заходит идеально (как и восьмибитная версия песни).

Во-вторых, это гармоничное развитие того легендарного Уробороса из начала: теперь змеек две, это не чистые функции, а уже практически персонажи, которым нужно превозмочь ничуть не меньше, чем Марио — найти свою принцессу.

Оригинал

Trowzer (Yooka-Laylee)

That’s what i’m talking about. Игра сильно ограничивает изобразительную палитру, но сам факт, что вспомогательным NPC взяли змейку! Получается что-то вроде урбанизировавшегося внука Каа в нелепых, но оригинальных штанцах. Зачет.

Shieldbearer (Darkest Dungeon)

Вернемся на миг в арабскую ночь. И глядите-ка, необязательно ведь пихать в экран скользкие тела, чтобы красиво отработать змеиную тему.

Щитоносица принесла с собой характерный боевой стиль, очередную офидиофобию, новых монстров, но главное — по-восточному красивое воплощение идеи, проходящей через весь DD: про ту самую метаморфозу, происходящую с убийцей дракона. Чешуйчатый доспех, глубоко проникший яд увечья и платок на лице, прямо как у зубастой Милены из Mortal Kombat, не дадут ответов, только вопросы.

The Hungry One (What Remains of Edith Finch)

Первая же сценка показывает, что психоз виноватого найдет. 10-летняя девочка очень хочет кушать, поэтому сперва носит кроликов в совиных когтях, а затем проглатывает в ночи целый экипаж корабля, имитируя мифическую гигантскую анаконду.

Здесь змею не очеловечивают, напротив, озмеивают человека, выводят всё в плоскость непознаваемого, бессознательного ужаса. Выглядит, ммм, свежо.

The Serpent (Talos Principle)

Вторая по важности причина того, почему Talos застучал в людских сердцах — местный аналог райского Змея. [Первая причина, если что, — Александра.]

Ничтоже сумняшеся назвав местного дьявола Мильтоном, выдав ему роль Иерофанта (Жреца, Библиотекаря, Хранителя) — и запихнув всё это в емкие строки кода, сценаристы показывают, что и самую старую Змею человеческой культуры можно отработать свежо.

Ну, и к тем, кому архивариуса-искусителя недостаточно, на помощь в очередной раз спешит Она:

It's alive!

Snakes and ladders

Завершить просто необходимо этой игрой — пусть и не видео-, но зато уж заслуженнее некуда.

«Змеи и лестницы», она же «Лила», что и переводится с санскрита как «игра», — индийская ровесница как минимум шахмат (а то и Иисуса). Была популяризована британцами в XIX веке, пройдя в итоге путь от своеобразного ритуала до вырезки из дошкольного журнальца.

Конечно, не обошлось без викторианской цензуры: изначальный набор из индуистской эстетики и разнообразных добродетелей превратился в усредненную настолочку про Победу и Процветание. То, что вроде как выступало практически церемонией во славу Дхармы, стало в итоге детской забавой. В некоторых версиях были вырезаны даже, собственно, змеи; названия плавали соответственно.

«Лила» — яркий пример того, как уничтожаются старые мифы, подменяясь новыми. В архаичных верованиях змея соединяла подземный мир и наземный, небо и землю, мудрость и хаос, плодородие и искушение.

С воцарением же христианства (и авраамических религий в целом) змей до сих пор жестко прилеплен к ярлыку «сатана во плоти, 1 шт.» — не очень справедливо по отношению к этим, несомненно, пугающим, но всё же достаточно магнетическим созданиям.

И нет, у меня дома нет змей. Есть только эта грустная песня от лидера Cardiacs про то, что любви заслуживает всякий:

Here comes the snake, down from heaven and up from hell
{ "author_name": "Алексей Алексеев", "author_type": "self", "tags": ["long"], "comments": 18, "likes": 24, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 19189, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 30 Apr 2018 15:22:26 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Не знаю, что я прочитал, но это неплохо.

И у Вас в абзаце про Принцип Талоса кусок из другого абзаца.

Ответить
0

уже нет. спасибо.

Ответить
2

И последнее на сегодня:
Один из пяти солирующих инструментов в саундтреке Journey так и называется — serpent: древняя жуткая извивающаяся труба с неопределенным диапазоном. Спасибо Остину за это.

Ответить
2

Леди Вайши была любимым женским персонажем третьего Варкрафта.

Ответить
2

Я человек простой, вижу Talos Principle — ставлю плюсик.
Если серьезно, то это очень неожиданный и тем более интересный предмет для исследования. Даже жаль, что такой яркий символ не обрел какого-то более интересного ракурса.

Ответить
1

да, вот и мне жаль. спасибо.

Ответить
1

Тут был комментарий, который я заменил на фразу, которая ничего не значит, и за это я получаю минусы, довольно справедливо, спасибо всем

Ответить
0

Змеи - это хорошо, но я б хоть на группы по мифологиям-источникам поделила.
А Trowzer, судя по реакциям западной прессы, считывается носителями языка почти однозначно как шутка ниже пояса.

Хотелось бы посмотреть на нормальную расу нагов где-нибудь. (У Бигла, по-моему, был рассказ про нага.)

Ответить
0

"Several Bollywood films have been made about female nāgas"

да какая уж тут мифология. вон выше в свежайших хитах, опирающихся на фольклор, есть большая плохая черная змея и очень большая хорошая белая змея. тут и за попытки хвалить пока надо, не то что углубляться.

Ответить
0

Ну-у, все же значение у змея-искусителя, змей из мифологий азии, уробороса и мирового змея скандинавов совсем разное. Понятно, что разработчики-христиане на все накладывают отпечаток Библии, но все же за этими образами стоят разные традиции и разные направления мысли. А если идти к совсем общему корню, то это копать и копать. Т.е. попытки передать что? Потому что список образов и культур, из которых заимствуют в игры, вообще очень узок.

Женщины-монстры - это, конечно, отдельный вопрос.Так-то у японцев только что был тренд. Вон, можно вспомнить Мию. У Бигла тоже была дама вроде. Просто интересно, что он обычно про единорогов пишет, а тут нага. Но экзотические девушки, имхо, мало значат в плане раскрытия образа.

Ответить
1

по-моему, они как раз обычно мало что накладывают. и в этом основной пульс текста: накладывайте больше и разнообразнее. не просто черная агрессивная кривулька за 3 хр.
и когда (если) придет этот уровень, тогда можно будет и им, и нам делить на оттенки смыслов и эпохи. пока "значением" заморочились только в одном-двух местах, по сути.

Ответить
0

Rattle and Roll была великолепна, особенно запомнился враг-нога ;)

Ответить
0

Snake Pass забыли.

Ответить
0

показалась физически корректной реинкарнацией самого первого пункта, и только. возможно, стоило.

Ответить
0

А как же этот милаха?

Ответить
0

у меня нет ps. а змей интересный, да, хотя это больше заслуга скандинавов.

Ответить
0

В Stick Fight: The Game, змеи это чуть ли не локальный мем.
Тут есть и змеевой пистолет, и дробовик, стреляющий одновременно тремя змеями, и змеиный миниган, змеебазука и ракетница с крылатыми...змеями (невольно вспоминается Червяк Джим 2, со своими коровами).
А на некоторых уровнях, змеи сами выползают из бочек.
И да, они являются проблемой для игрока, особенно, когда на вас нападает больше одной.

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }