Как я выступил на радио, чтобы тебе не пришлось его включать

Тёплое лето, сессия закрыта, новая песня выпущена, а что делать дальше?
Как проходит подготовка к выступлению на радио? Что для этого нужно? Каковы ощущения?

Содержание:

Вводная часть

После выпуска песни из дуэта уходит вокалистка и работа снова продолжается в одиночку. Полностью выжатый возвращаюсь на пару недель в родной город. Планы, как известно, любят меняться и мне пришлось задержаться. Друзья, видя в каком состоянии я нахожусь предлагают интересный вариант: «а сходи выступи на радио, ты же тут до конца лета».

«Папины дочки» относительно достоверно показали радио, а это ещё я «День Радио» не вспомнил
«Папины дочки» относительно достоверно показали радио, а это ещё я «День Радио» не вспомнил

Предложение достаточно заманчиво, но передо мной сразу встали три вопроса:

  1. Как это организовать вообще?
  2. С одной акустикой выступать что ли и что вообще можно петь?
  3. Если с аранжировками, то где я в короткие сроки соберу коллектив и обучу всему?

Первый вопрос решился быстро. Надо было просто написать и договориться на определённый день. В моей голове долго не укладывалось, что всё так легко.

Здесь будет небольшое лирическое отступление. У нас в городе ребят оказывается звали выступать со своим творчеством буквально с улиц. Так виолончелист со своим коллективом выступали два раза. Ко второму из выступлений помогал им подготовиться зимой, но не вдавался в подробности, как они туда попали.

Второй вопрос уже сложнее. С одной акустической гитарой вещать на весь город реально было бы скучно (это не на проспекте стоять), однако без неё никуда в некоторых песнях (свою же родную 12-ти струнку не взял). Плюс надо было составить репертуар. В моём случае надо было выбрать из своих релизов, а там случается развилка. Использовать более ранние и простые работы, которые писались под мой голос и уже обкатаны или использовать ещё и те песни, где предпочитал оставаться на бэк-вокале (не буду скрывать, что не был доволен звучанием своего голоса в ранних версиях песен, поэтому и давал их на доработку и исполнение вокалистке).

Решилось всё достаточно просто, взять и те и другие, а это дополнительная нагрузка на прорабатывание комфортных вокальных партии, без кардинального изменения песни.

Ответ на третий вопрос пришёл мне достаточно быстро — друг (Женя) сам хотел поддержать меня и готов был вписаться в эту авантюру со своей виолончелью и «поделиться» гитаристом (Тохой) из его металл группы. Хотя это всё же грубо сказано, ибо нас всех связывают дружеские отношения и взаимовыручка на протяжении многих лет.
Вместо барабанов, баса и синтезатора было решено использовать минус. Да, не так по-рокерски, как хотелось бы, но меньше вероятность лажи (хотя человеческая ошибка при данном раскладе очень опасна, ибо минус под тебя не подстроится).

Основная работа

Хотел бы я такую студию...
Хотел бы я такую студию...

Приступаем к основной части. У нас выбраны песни, собран коллектив для выступления и сжатые сроки на подготовку часового выступления из 5-6 песен. Тут нас снова ожидает несколько проблем:

  1. Редактура минусов для выступления (благо взял HDD, на котором кроме данных по учёбе были все исходники песен). Главное требование: всё, что можно сделать живьём — лучше живьём.
  2. Вписывание виолончели в готовые треки (тут отдельный респект Жене, потому что он, как инициатор и абсолютник, достаточно быстро подобрал партии).
  3. Собраться, отрепетировать + разобраться с вокалом.

Здесь я начну описывать решение блока проблем для каждой песни по отдельности (в том же порядке, в котором выступали).

Мёртвые стены

Песня, выпущенная в феврале, написана в сентябре и чисто под мой голос. У меня не было тех же саундбанков, поэтому произвёл замену звука синтезатора, всё остальное оставив как есть. Партия гитары здесь достаточно простая, поэтому проблем для Тохи в её разборе не возникло.

Проблема данного трека в том, что там аж три модуляции, при чём на разный интервал. Мне кажется, что Женя возненавидел этот трек, т. к. в один момент в проигрышах он начал обыгрывать «зеленоглазое такси» в качестве шутки, после чего было сложно перестроиться на что-то не схожее (хотя я в упор не понимаю, как оно туда легло, для меня эти песни абсолютно разные).

Сердце

О, да, песня, испившая много моей крови. Около 20 промежуточных вариантов. Начал писать её просто так для конкурса от VK, даже не придумав сильно осмысленный текст (только первый куплет). Первоначальная версия больше напоминала «Кукрыниксы» и была медленнее, потом вокалистка взяла её под своё крыло, переписала текст, сохранив некоторые ключевые слова, и «пнула» меня ускорить минус и разнообразить гитарные партии.

Из-за всего творческого ада и многих изменений в процессе работы подготавливать минус было сложнее всего. Пришлось отстраивать заново все электронные звуки, думая как вписать живую гитару (из двух сделать одну) и как петь.

В выпущенной версии на заднем плане можно слышать мой роботизированный голос, его взял за основу. Отличие моего вокала от записи в том, что немного больший охват и в данном треке могу сделать уход наверх в припеве (хоть он был не так хорошо отработан), в то время как на куплете сделать мрачный голос. Вышло более динамично, однако ушла плавность. Что лучше — решать вам.

Зажги

Самая простая песня в плане минуса, т. к. в ней, внезапно, сохранились все оригинальные звуки и обработка. Тохе потребовалось немного времени, чтобы запомнить партии. Про вокал же…

Я писал эту песню, когда голос не до конца восстановился после срыва и не представляю как это спел. Не смотря на кажущуюся простоту и то, что очень люблю эту песню, живым исполнением почти всегда недоволен, однако к радио, вроде, прокачал исполнение и вышло не так плохо.

Дальше не только пел, но и взял в руки акустическую гитару.

Жара

Вторая из песен, которые обычно пела вокалистка. Проблема с минусом — были использованы специфические семплы для живых инструментов, которые, естественно, не были сохранены и пришлось заново подбирать. Плюс, тут неудачная барабанная партия в минусе (слабо читается), что сыграло свою роль на выступлении.

Лирическое отступление: написание этой песни и подтолкнуло искать женский вокал. Мой голос в черновой акустической версии сильно не устраивал меня. Недавно откапал его и понял, что всё не так плохо было.

Пикник на обочине

Завершающая песня выступления и, по совместительству, одна из самых ранних и мною любимых. Обкатана чисто в акустическом варианте, в то время как звук в альбомной версии очень слабый (только начинал работать с аранжировками). По-хорошему её надо было переделать с нуля, но поджимающие сроки сказали просто убрать затакт и чуть поправить барабаны (хотя определённые наработки ремейка были ещё во времена существования дуэта, но не пошло). Вокально — главное попасть в первую ноту, а дальше всё нормально пойдёт. Вот в альбоме в первую ноту не попал — теперь сижу на DTF.

Вот оно, выступление

Репетиций было мало и, в основном, ночные, потому что у ребят были и свои проекты. За три репетиции привели всё в слушабельное состояние. Всё же хорошо работать с теми, с кем уже сыгран.

Фото после выступления, типа крутые
Фото после выступления, типа крутые

Утро начиналось достаточно странно и лил дождь. Я взял гитару и отправился на точку встречи, откуда ребята должны были забрать свои инструменты и поехать. Помещение, где хранились инструменты оказалось закрытым, а ключ не могли найти. Это сильно потрепало нервы, но с помощью пары звонков в другую страну всё удалось уладить и даже не опоздать на саундчек.

Что было потом вы можете услышать в этой записи:

Про технику: для комфортного мониторинга инструментов и голоса во время выступления — взял свои наушники, это, пожалуй, было ошибкой. В следствии определённых неурядиц на первых двух песнях у меня периодически пропадал сигнал в одном из каналов (нет, с наушниками всё хорошо) + был слишком большой динамический разброс: либо не слышно тихие звуки, либо меня слегка оглушает. Поэтому стресса заметно прибавилось, но итогом всё было исполнено.
Минусовки воспроизводились с телефона. Да, это костыль, но он работает.

Про вопросы: у меня не было заранее списка вопросов и подготовленных ответов, поэтому это был реальный живой диалог (с моим ярким косноязычием под конец из-за усталости).

Просто прикольный факт: на моменте с рекламой какой-то конторы кредитной мы поздравляли друг друга с третьим (для Жени), вторым (для Тохи) и первым (для меня) выступлением на радио и пожимали друг-другу руки. На видеотрансляции это смотрелось комично.

Советы

  1. Если что-то может пойти не так, оно пойдёт. Готовьтесь к форс-мажорам. Я знал минусовки наизусть, поэтому проблемы с мониторингом были не такими критичными. Но для такого чёткого понимания провёл за ними много часов.
  2. Если знаете, что вы косноязычны, то подготовьте себе тезисы с ответами на банальные вопросы. Заготовьте истории. При отсутствии навыков импровизации это сильно поможет (ваше неудачное выступление не выгодно никому).
  3. Вас заранее спросят о оборудовании, но даже если оно есть на месте, то имейте запасное. Это прям база. Я даже микрофон удобный мне принёс (но не понадобилось).
  4. Подбирайте репертуар с умом и развитием. Большие скачки по настроению это плохо, как и монотонность. «Зажги» и «Мёртвые стены» специально разбавлены «Сердцем». Между двумя схожими по структуре и настроению треками добавлен более движовый, но не менее мрачный.
  5. Если у вас нет музыкального коллектива, то не бойтесь работать с минусами. Это не так стрёмно, если не скидывать на него всё. Что можно делать самому — делайте. Минус — просто ваш помощник.

Самый главный — не будьте мной, пишите, звоните, узнавайте. Ни у каждого человека есть друзья, которые могут «пнуть» или что-то подсказать, зачастую многие вещи приходиться узнавать самому и действительно много работать.

Итоги

Это самая кринжовая обложка, которую я делал с помощью канвы
Это самая кринжовая обложка, которую я делал с помощью канвы

Да, были определённые лажовые моменты (привет фейзер на гитаре в «сердце» при переходе на припев (это моя ошибка, когда помогал отстраивать пресеты на процессоре и объяснял партии)), но в целом вышло достаточно интересно. Это полезный опыт, с учётом того, что крайне редко провожу живые выступления со своим творчеством.

Данное выступление позволило мне слегка отойти от апатии, набраться сил и сейчас с новым опытом продолжать работу над песнями, привлекая новых людей и обкатывая новые идеи (стримы). Сильно переживал, что без вокалистки треки будут звучать странно, но мне понравилось и снова вернулся к работе над вокалом и текстами, вместо того, чтобы искать замену.

Можете пожелать удачи! Спасибо за прочтение.

Группа с песнями и постами в VK, а также твич, где пою, делаю песни, играю в игры (редко, но обязательно поиграю). Подключайтесь, коментируйте, всем рад.

22
8 комментариев

Познавательный лонг. Оказывается "Наше Радио" ещё существует)

3
Ответить

Познавательный лонг. Оказывается радио ещё существует)

3
Ответить

Прикольно, что есть такая программа, где хоть что-то новое крутят, не с общей трансляции. Иногда появляется что-то прикольное. Виолончелист со своей группой там вообще Rammstein и SOAD играли

1
Ответить
Ответить