Дюна. История Арракиса, а не Атрейдеса.

Дюна. История Арракиса, а не Атрейдеса.

История Дюны начинается за неделю до отлета Пола на Арракис. Главный герой произведения размышляет о том насколько сильно эта планета отличается от его родины – Каладана. «Арракис – Дюна – Планета Пустыни.» – Вот то, что проговаривает Пол перед тем, как уснуть. Видения Пола связывают его с неизвестной планетой и угнетают. Главного героя окружает яркий желтый свет, подобный цветам пустыни Арракиса в противовес Каладану – планете преисполненной воды и ветра. Преподобная мать тем временем произносит следующие слова в диалоге с Полом: «Видел, как просеивают песок сквозь сито? А мы, Бене Гессерит, просеиваем людей, отделяя их от животных».

Бене Гессерит. Кадр из фильма "Дюна".
Бене Гессерит. Кадр из фильма "Дюна".

Из вышеперечисленного можно наблюдать, что автор книги нарочито разбрасывает по всему тексту указания на Арракис, из чего мы и можем делать вывод, что Арракис является центральной темой всего произведения. О нем думает Пол, его отец, сестры Бене Гессерит и Харконнены. Арракис является местом битвы и сбора главного ресурса – меланжа. Каждый из героев размышляя об этой планете ненавязчиво показывает читателю свое истинное лицо. Так Барон еще в начале книги произносит: «Это мы укротили Арракис. Мы были первыми...не считая фрименских ублюдков, копошащихся на окраинах Пустыни...», Халлек говорит Полу, что Арракис– это не игра, это реальность, перед уроком фехтования, а мысли самого Пола неустанно крутятся только вокруг его видений и бесед других людей об этой планете. Мы смотрим на все, что происходит глазами Пола Атрейдеса, который знает, что Арракис убьет его отца, а потому представляет себе грядущий переезд исключительно трагичным событием. Благодаря этому автор представляет перед нами планету местом не просто неприветливым, но крайне опасным.

Пол Атрейдес. Кадр из фильма "Дюна".
Пол Атрейдес. Кадр из фильма "Дюна".

Вода необходима человеку в чуть меньшей степени, чем воздух, но на Арракисе нет воды, там нет ничего для комфортной жизни, это выжженная солнцем земля, которая существует по собственным законам, в которых отнюдь нет места человеку.

Важное место в книге занимают мысли планетолога. Пардоту Кинесу, первому планетологу на Арракисе, планета представлялась воплощением чистой энергии, машины, движимой солнцем, хотя на первый взгляд она предстает перед нами лишь, как бескрайняя, безжизненная пустыня, где не могут существовать ни животные, ни растения и что земля эта никогда не сможет стать плодородной. Планетолог, однако, считал, что с помощью фрименов (местное население) есть возможность преобразовать ее и приспособить к нуждам человека.

Хайлайнер. Кадр из фильма "Дюна".
Хайлайнер. Кадр из фильма "Дюна".

Так с течением повествования Арракис превращается в миф о самом себе, он становится чем-то бОльшим, чем просто планета, он становится больше, чем все человечество. Автор показывает нам, что люди будущего сильно превзошли в своих возможностях современных людей. Люди предстают перед нами в виде оживших героев из древнегреческих легенд. Фамилия дома Адрейдес является отсылкой на дом Атридов, сынов Атрея, т.е. Агамемнона и Менелая, что восходит к греческой мифологии, а именно к Иллиаде, также герцог Лето назван по имени греческой богини. Автор деконструирует образы героев и делает их незначительными, поскольку никто из них не может подчинить себе Арракис.

Шаи - Хулуд. Кадр из фильма "Дюна".
Шаи - Хулуд. Кадр из фильма "Дюна".

На первый взгляд может показаться, что Пол или фримены вполне подходят на эту роль, однако, они смогли лишь приспособиться к данной силе, согласились играть по правилам планеты, а потому смогли выжить. Этот момент снова отсылает нас к языческим мифам, хотя все повествование и пронизано исламом. Автор пользуется понятием судьбы, но судьбы жестокой и неотвратимой, такой которая становится сильнее человека, а сама планета приобретает характер хтонического божества, по воле которого ты будешь жить или умрешь. Воплощением этого божества является червь, вечно скрывающийся в песках планеты, ожидая пока его позовут, а зовут его при помощи звука.

Звук и ритм играют огромную роль в Дюне. Автор придерживается одного ритма на протяжении всего повествования, создавая сначала медленный темп, но затем он ускоряется и к концу книги ритм становится быстрым и отрывистым. Темп книги погружает вас в зыбучие пески планеты, ведет по песчаным дюнам и сильнее погружает в происходящее. На уровне текста автор также уделяет много внимания теме голоса и ритма. Сестры Бене Гессерит при помощи голоса могут управлять сознанием других людей, а когда нужно вызвать червя Пол достает колотушку.

Колотушка. Кадр из фильма "Дюна".
Колотушка. Кадр из фильма "Дюна".

Последний фильм, на мой личный взгляд, сделан как нельзя лучше. Дени Вильнев не задавался целью показать всеми избитую историю героя. Он показал зрителю историю безжалостной планеты, которая всегда жила и будет жить в отличие от героев картины. Герой противопоставляется необъятному окружающему миру. В фильме мы видим огромные пустые пространства и людей, словно муравьев снующих повсюду. Это усиливает чувство тревоги перед пугающей неизвестностью, а музыка Ханса Циммера направляет каждый шаг главного героя и рассказывает ту же историю, но на другом уровне восприятия.
Таким образом Пол не становится суперменом к концу первой книги, он становится частью этой земли, ее детищем, а потому его личность претерпевает необратимые изменения. На это указывает постоянное потребление меланжа, а также изменение цвета глаз Пола. Он становится фрименом (англ. freeman– свободный человек) и отныне могущество Пола неотделимо от силы Арракиса, которая питает его.

1818
8 комментариев

Зачем ты вставлял кадры из убогого фильма Вильнева?
Есть арты разных художников, есть фильм Линча, есть кадры из игр Вествуд.

Ну нравится человеку фильм, чего пристал.

2

Комментарий недоступен

1

Очень неплохо 👍

1

Только Арракис немного того в 5-й книге, а Герберт потом еще продолжение писал.