RADIO TAPOK - Ермак. Анализ объектов исторической памяти

Многие произведения массовой культуры создаются в историческом антураже. Как правило, источником вдохновения для этого антуража становятся наиболее распространенные объекты исторической памяти. Разберем основные такие объекты на примере песни RADIO TAPOK «Ермак».

RADIO TAPOK - Ермак. Анализ объектов исторической памяти

Эта статья не ставит целью определение соответствия или несоответствия песни историческим событиям. Предметом исторической памяти являются индивидуальные и коллективные представления о событиях прошлого, распространённые в обществе. Именно эти представления (или образы) и отличают историческую память от исторической науки, которая для анализа прошлого использует теоретические конструкции и исторические факты.

Зачем изучать историческую память?

Наши представления о прошлом описывают не действительное прошлое, а скорее наше настоящее. Это своеобразная лакмусовая бумага, применив которую мы получим интересный портрет своей эпохи.

Все события истории наделены нами различными смыслами и характеристиками, и от случая к случаю мы эти самые события «вспоминаем» или «забываем». Классической работой для memory studies является книга Фритьофа Шенка «Александр Невский в русской культурной памяти», в которой анализируется конструирование и практическое использование представлений о новгородском князе с 13 по 21 века.

Сегодня Александр Невский прочно ассоциируется у нас с защитником русской земли и веры от иностранных захватчиков североевропейского происхождения. Шенк указывает, что подобная историческая память о князе складывалась несколько столетий, и немалую роль в этом сыграли в своё время Петр 1 и И. Сталин.

Один использовал образ Невского во время Северной войны, утверждая подобным реверансом к прошлому легитимность противостояния и предрекая его успех. Другой обратился к личности князя на рубеже 30-х — 40-х годов 20 века, когда вероятность войны с Германией стала кричаще очевидной. Именно усилиями политики Петра 1 и И. Сталина сложился тот образ Александра Невского, который мы сегодня знаем, хотя изначально он воспринимался как всего лишь один из предков царствующей династии московских князей.

Мы и сегодня вытаскиваем из глубин истории полезных персонажей с верным набором смыслов, пытаясь объяснить наши поступки древней традицией. С точки зрения исторической науки подобные обращения не имеют никакого смысла, так как не несут в себе нового знания. Однако сродни тесту Роршаха, подобные воскрешения говорят многое о нас сегодняшних.

Радио Тапок

Как вы наверное уже поняли, выявлять объекты исторической памяти мы будем на примере песни «Ермак» группы Радио Тапок. Выбор в пользу этой песни был сделан из-за относительно недавнего её релиза и большого количество этих самых объектов при небольшом хронометраже.

Ниже я разберу основные исторические нарративы песни и локальные объекты памяти, которые эти нарративы раскрывают.

Нарратив 1. Эй, а я знаю этого парня!

В первую очередь необходимо выделить привязку текста песни к историческим персонажам. Любопытным на этом этапе представляется не столько то что в песне есть, а то чего нет. Выбор главного персонажа и точное его определение несомненно ложится на конкретный исторический смысл. Ермак Тимофеевич персонаж россиянам хорошо знакомый — его именем названы многие объекты начиная от улиц городов заканчивая командами по вольной борьбе. А вот монарх, на службе у которого атаман находится, имени собственного в песне не имеет. Можно лишь предполагать почему так произошло: возможно к имени Ивана Грозного не получилось подобрать хорошую рифму, возможно имя монарха не называется специально, так как единого мнения о том хороший это царь или плохой нет. В любом случае отсутствие имени монарх не оттеняет личность самого Ермака, которому собственно и посвящена песня.

Локальный объект 1.1. Ермак

В песне казачий атаман предстает классическим воином без страха и упрека. Царь дал ему приказ, он его выполняет. Но даже такой воин не устоял перед красотой нового края, проникнувшись силой и загадкой Сибири. Верность царю казак хранит до самой смерти, которая впрочем не заставила себя долго ждать.

«Мне ведан сказ, как царь направил атамана… »

«Скорей скачи казак и одолей в Сибири хана»

"Леса тайги его питали новой силой

В лучах Луны он тихо слушал её зов

Хранив тот дар Ермак прослыл сыном Сибири

И понимал её без слов"

«Пал казак в капкан врага»

"И (царский дар) утащил его на дно!"

Ничего принципиально нового в образ Ермака песня не приносит, полностью повторяя расхожие представления о нём.

Локальный объект 1.2. Царь

Царь в песне имени собственного не имеет, если не считать строчку

«И Рюрик слал свой дар из двух златых кольчуг»

персонализирующей образ правителя. Нельзя сказать что имя Ивана Грозного для среднестатистического россиянина менее известно чем имя Рюрика. Подобная подмена может трактоваться и как художественный приём, и как попытка избежать упоминания в песне спорного с точки зрения исторической памяти персонажа. В любом случае не будем гадать и продолжим разбирать образ монарха.

В песне царь — существо присутствующее. Он, как и положено верховному правителю (считай, начальнику) раздал указания, выдал награду, и всё, дальше крутись сам.

«Мне ведан сказ, как царь направил атамана»

"И Рюрик слал свой дар из двух златых кольчуг

Ты облачись в мой дар, его скрепив молитвой

И неподвластен будь мечу"

Подобный нарратив полностью вписывается и в историческую память о власти, и в современное представление о ней. Царь (начальство) сидит высоко, видит далеко. Всё знает, всё понимает. Дал указание, выдал награду и благословил. Что ещё надо?

Нарратив 2. Я — начальник, ты — казак.

Раз уж речь зашла про царя, сразу разберем и сконструированный образ роли центральной власти в деле присоединения Сибири. В общественном сознании основными движущими силами в деле освоения Сибири в разные времена являлись народное движение, Божественный промысел, и непосредственно царская власть. В конкретной песне развивается образ именно воли царя, которая изображается Альфой и Омегой всего сюжета. Текст песни начинается с упоминания монарха и заканчивается отсылкой на него. Буквально с первой строчки становится ясно: если бы царь атамана не направил, ничего вообще не было бы, ни похода, ни песни «Ермак».

«Мне ведан сказ, как царь направил атамана»

Подобная расстановка акцентов рисует широкие возможности для споров по этой теме. А прав ли автор, указывающий непосредственно в начале песне о направлении казака царём? А что нам скажет историческая наука на это? А вот я читал у… что начиналось всё не так! В любом случае, образ в песне отсылает нас именно к тому варианту исторической памяти, в котором ведущая роль в принятии решений подобного уровня возможна лишь первыми лицами государства. В контексте нашего разбора это не плохой и не хороший тезис, он такой какой есть. И как в случае с Александром Невским, «вспоминание» именно этого нарратива характеризует наше современное состояние.

Нарратив 3. Сферическая Сибирь в вакууме.

Последний важный на мой взгляд нарратив песни это исторические представления о Сибири. Традиционно этот регион обделен вниманием общего курса истории преподаваемого в школе. Обычно на уроках мы обращаемся к Сибири эпизодически — в 16 веке в связи с походом Ермака, в 19 веке когда говорим про декабристов и политическую ссылку, и в начале 20 века в теме Гражданской войны. В остальном мы изучаем события в основном европейской части страны, так как именно там на наш взгляд происходило всё самое интересное.

Подобный перекос общего курса истории России породил и своеобразные представления в исторической памяти о Сибири. Мы знаем что она как будто бы вдруг появилась, изредка там что-то происходило, но вообще это такой задний двор страны. Порочность и несправедливость подобного взгляда может стать предметом отдельного разговора, однако в нашем случае мы лишь разберем запечатлённые нарративы исторической памяти на этот счет в песне.

Локальный объект 3.1. Загадочный край

Этот локальный объект пожалуй в меньшей степени относится к исторической памяти, однако упомянуть о нём надо. Он относится к общему представлению об этом регионе в массовом сознании.

Каким его изображает песня? С одной стороны это богатый и живописный край со своим настроением и характером. Лучше всего это демонстрируют строчки

«Как прекрасна Сибирь ночами»

«Леса тайги его питали новой силой»

и визуальный ряд клипа.

С другой стороны это опасный и непонятный край со своими своеобразными законами и нормами, которые сами по себе являются угрозой. Это выражено в следующих строках:

«В глубь неизведанной земли»

«И щедра на кровавый снег»

«Её крик жаждет новых душ»

Подтверждает этот нарратив сцены с изображением языческих тотемов и сражений воинов. Автор не конкретизирует предмет опасности, а намеренно размывает его очертания общими фразами, ретранслируя тем самым устоявшийся объект памяти.

Локальный объект 3.2.

Но наиболее важным с точки зрения исторических представлений становится общий взгляд на продвижение в Сибирь. И тут обыгрывается старый добрый сюжет о том, что «оно как бы вдруг резко появилось и всё».

Рядовому жителю страны неизвестны особенности проникновения в Сибирь различных категорий людей. Обычно мы помним про Казанский поход Ивана Грозного, смутно вспоминаем про Сибирское ханство… и всё. Дальше тёмный лес. В представлении обывателя дальше оно как-то само всё пошло, по накатанной. Это конечно же сильное упрощение действительности, корни которого нужно искать в школьном курсе истории. Но на данный момент наша историческая память культивирует именно это представление, что отразилось в песне словами:

«Летели дни, край был покорней с каждой битвой»

Сухой остаток

Что мы получили в итоге? Перед нами набор представлений об истории, сформированный нашей современностью. Мы изображаем себе понятное нам прошлое, которое согласуется с нашим настоящим. И это не плохо и не хорошо — просто мы так устроены. Появись на 20 лет раньше, эта песня могла бы содержать совершенно иные смыслы. Но это была бы совсем другая история.

44
5 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

а какой положняк по тапку сейчас? он всё ещё говноед?

5
Ответить

Да , ничего не менялось

1
Ответить

Опять на ДТФ школьные рефераты?

Ответить