О том как покататься и заработать денег или ненависть ко всему живому

Спонтанный лонг о необычной профессии а именно о профессии проводника пассажирского вагона, сколько тут платят и кому стоит обратить на это внимание. О том как это все работает "по ту сторону". Немного изнанки о работе, о плюсах (да-да, даже тут они есть) и минусах данной профессии.

Обычный рейс в Сургут, длительная стоянка и бесконечные курильщики у вагонов. Фото сделан на допотопный сяоми, имеем то что имеем, крепитесь
Обычный рейс в Сургут, длительная стоянка и бесконечные курильщики у вагонов. Фото сделан на допотопный сяоми, имеем то что имеем, крепитесь

Как стать проводником?

Для того чтобы оказаться на моем месте, в роли проводника, не нужно быть РЖДшником по жизни, быть симпатяжкой по жизни или владеть несколькими языками. Попасть сюда очень просто и сделать это можно элементарно открыв любую площадку с вакансиями и вбить в поиск заветное слово "проводник" и иметь за спиной 9 классов школы. Ознакомившись с вакансией, пройдя 5 минутное собеседование с начальником/зам. начальника пассажирского депо где вам фактически зададут всего два вопроса "Осознаете ли вы куда вы идете?" и "Что будет с туалетом если 50 человек в вагоне дружно купят и употребят немытые фрукты?"
Ответив на эти два вопроса, вы получаете направления на медицинский осмотр и на короткий курс обучение санитарно-гигиенические нормы по прохождению последнего, получаете медицинскую книжку на руки. Все затраты которые укладываются в рамки мед. комиссии и получения мед. книжки вам компенсирует работодатель что совсем неплохо, учитывая что вы на текущий момент безработный. Спартанских требовании к здоровью потенциального "директора вагона" aka. "начальник чая" нет. Возьмут если ты еще помнишь как тебя зовут, способен ходить и не пускаешь слюни когда с тобой разговаривают люди.

О том как покататься и заработать денег или ненависть ко всему живому

Чему и сколько учат?

Обучают буквально всему но дозированно: проводник должен знать техническую часть (хотя бы иметь понимание о том, как устроен его вагон, как работает кондиционер/отопление/кипятильник и турбо(био)сортир в его вагоне. Расскажут про правила пожарной и электробезопасности. Помимо знании базы в виде правил перевозки работяг, их барахла и живности будет славно, если в случае какого то ЧП работник поездной бригады сможет оказать медицинскую помощь (с этим кстати сложно, имея аптечку в каждом вагоне навряд ли проводник будет её открывать по требованию пассажира так как все аптечки катаются из рейса в рейс, запломбированы и проходят по описи вагонного имущества, следят только за сроком годности аптечки да и проводник не врач, любые инициативы помочь какими то таблетками пассажиру которого скукурузило на боковой полке от запаха потников и перегара вахтовиков или от осознания ошибки что надо было брать "купе" обычно на страх и риск самого работника). Учат как обращаться с конфликтными пассажирами, кто будет прав если на нижней полке едет работяга который купил билет на свои кровные а сверху за стоимость значительно меньшую билет купили бабушке которая в жизни не залезет на эту "пальму" и терзая моральными соображениями пытается затрейдиться в одностороннем порядке обменом мест с этим работягой. Спойлер - прав, очевидно работяга но бывают случаи что пассажиры обоюдно договариваются обменяться с доплатой разницы за нижнее место но чаще происходит конфликт в который вынужден вмешаться проводник. Обычный курс обучения на должность рядового проводника идет всего 3 месяца, в моем случае всего два так как я пришел в тот момент когда одна группа уже обучалась а во вторую группу еще не набрали достаточно людей. Группы набираются почти всегда, круглый год, поэтому ждать какого то сезона не стоит.

На крупных станциях обслуживания все вагоны могут даже помыть если повезет.
На крупных станциях обслуживания все вагоны могут даже помыть если повезет.

Отучился, сдал экзамены а дальше?

Дальше идешь и получаешь на складе 2 комплекта формы лето/зима. Считай выиграл в джекпот если скин который тебе выдадут на складе будет не кингсайз размера а хотя бы более менее рядом с твоими мерками, не повезло? - крутись как хочешь, стань любовником кладовщицы или приходи каждый день в надежде что тебе дадут штаны и пиджачок твоей комплекции.

Это не DLC со скинами, это реальная жизнь.
Это не DLC со скинами, это реальная жизнь.

Забрав со склада две мешка которые больше тебя самого, тараканишь все к себе домой, теперь в твой лук входит бушлат, два костюма и парочка фирменных рубашек, космоботинки для колонизации марса и пара кусков хозяйственного мыла с перчатками которые ты любезно отдашь своему деду в хозяйстве ведь пригодится. После того как тебя укомплектовали по последнему писку моды РЖД, ставишь автограф в документах что тебя всем обеспечили и ты готов ворваться с двух ног в жизнь проводника.

Костюмчик сидит, корочки проводника есть

Обычная поездная бригада насчитывает в среднем 20-26 таких же смельчаков как ты
Обычная поездная бригада насчитывает в среднем 20-26 таких же смельчаков как ты

Дальше ждет распределение в уже действующие поездные бригады где есть свой коллектив и свой начальник, если позволит ситуация - дадут выбрать направление куда будешь ездить постоянно, в моем случае выбор был либо ездить от Нижневартовска до Адлера либо ездить в Санкт-Петербург, один рейс до Питера (2 дня туда и 2 дня обратно) считался одним оборотом, всего за поездку таких оборотов два что означало 8 дней жизни в поезде. Лично я попал в сторону Адлера и мой обычный рейс составлял 11 дней. (11 дней безвылазной жизни в вагоне). Откуда такая цифра? Сначала из своего города я ехал в качестве проводника в сторону Нижневартовска, потом из Нижневартовска ехал мимо своего города уже в сторону Адлера, ночь простоя и обратно из Адлера мимо своего города в Нижневартовск, еще один простой в 5 часов и с Нижневартовска в свой родной город. Ненужно быть гением математических наук чтобы посчитать: за один месяц я был в 2 рейсах, бывая дома всего неделю. А вообще по правилам, средний отдых проводника равен количеству дней проведенных в рейсе, исключением будет только летний сезон, когда официально вводят режим повышенной готовности, отсюда количество дней отдыха сокращается и работаешь чаще и больше, за такое доплатят.

Стажировка

Не надейся что тебя ждет такой же няшмяш наставник, реальность полна разочарований.
Не надейся что тебя ждет такой же няшмяш наставник, реальность полна разочарований.

Как только только ты будешь обучен, перед тем как отправить тебя на вольные хлеба в качестве дееспособного и самостоятельного работника тебя отправят один раз в качестве стажера в какой нибудь короткий рейс, дня на 4, где ты фактически выступишь в роли мебели которая иногда мешается под ногами другому проводнику, можно сказать что ты просто прокатишься из точки А в точку Б и обратно, пусть наставник назначается и официально, по приказу, особо не стоит ожидать что тебя обучат всему и вся, лично я стоял на каждой станции с проводником и смотрел как она проверяет билеты на наличие ошибок у пассажиров, в ночное время стажера-проводника отпускают поспать, многое зависит от человека, есть наставники которые реально могут заставить тебя что то делать а есть те самые, тети за 50 лет которые уже преисполнились в своем познании настолько, что курят в тамбуре и легко уничтожат любого кто попадется курящим или чем то недовольным. Если повезет - в вагоне ресторане тебя могут бесплатно покормить 2 раза в день но не советую раскатывать губу так как такого вагона может тупо не быть в поезде. Весь этот рейс тебе оплатят, бесплатного труда нет, что несомненно радует. Мне даже нечего вспомнить в этом рейсе так как элементарно я ничего не увидел, наставница сказала чтобы я сидел и не мешался поэтому это просто таймскип в 4 дня.

Первый рейс

Перед своим первым рейсом, осознаешь насколько ты был далек от всего, связанного с работой проводника. За несколько часов до отправления, ты и твоя бригада коллег приезжаете в резерв проводников (точка спавна), выслушиваете последние новости, изменения в правилах и получаете от начальника поезда расстановку, кто, в каком вагоне и с кем в паре едет. Нубасов стараются приставить к кому то опытному, дабы не вышел эпик фейл в ходе рейса и нубаса хотя бы кто то успел спасти от забива ссаными тряпками от пассажиров. Заслушав и переварив всю информацию, вы дружно идете к составу, каждый расходится по своим вагонам а внутри уже царит атмосфера пятиэтажного мата, внутри во всю наводят шик и блеск сотрудницы аутсорсинговой клининг компании, контингент которой очень специфичен, либо там будет сотрудник который говорит на любом языке кроме русского либо хамоватая женщина, которая смотрит на тебя как Дима Нагиев на свой строй солдат в самом лучшем фильме и думает о тебе, точно так же.

Проводники узнают о себе много нового от рандомной уборщицы 
Проводники узнают о себе много нового от рандомной уборщицы 

Имея в своем наличии относительно прибранный вагон, вы начинаете получать от штабного вагона (где едет начальник поезда со своими штабными проводницами) чайную, сувенирную продукцию и само собой лотерейные билетики на продажу, план продаж всегда есть, помимо прочего проводник еще и продавец гов.. лотереек, сувениров и чая. От того факта, какую сумму в конце всего рейса привезет бригада складывается неплохой процент премии к зарплате, в мое время это было 12% к ЗП. Особо трайхардить и потеть впаривая плацкартникам лотерейный билет за 100 рублей не нужно, есть большая вероятность что если обосрался в продажах ты, соседние вагоны перевыполнят свой план и покроют твой провал но скажу сразу, тема долго не проживет. Начальник в твоей бригаде, обязательно возьмет отчет по продажам с каждого вагона и те кто систематически не выполняет план, будет кикнут с бригады куда нибудь подальше и больше ты своих коллег не увидишь.

"Слышь купи" не сработает, стоит находить подход к каждому или заманивать детей сувенирами чтобы они бежали к матери с требованием купить это барахло. 
"Слышь купи" не сработает, стоит находить подход к каждому или заманивать детей сувенирами чтобы они бежали к матери с требованием купить это барахло. 

Очевидно, что цены на сувениры и чайную продукцию оверпрайс но это бизнес, ничего личного, пассажиров ловят и будут ловить на их лени, особенно ценятся любители ездить "налегке" так как у них чаще всего из еды только один бичпакет и ложка, как правило после первой их трапезы они уже бегут к проводнику в надежде купить доширак за 150 рублей. С другой стороны, умных и запасливых, у которых с собой камаз роллтонов в дорогу, тихо ненавидят так как такой пассажир ничего не купит а ведь с ним придется еще и здороваться при посадке.
Но всегда найдется рыбка покрупнее: За превышение размеров ручной клади, даже такому умнику придется доплачивать небольшую сумму сверху к билету, никакой чернухи, все официально и такие "сборы" официально пробиваются через терминал и пассажиру предоставляется чек с пояснением причины сбора.
Необходимо помнить, что проводник - материально ответственное лицо за весь вагон, с момента подписи акта приема вагона который проводник подписывает еще на точке спавна. До момента сдачи вагона другой поездной бригаде - все что разбилось, украли или пришло в негодность - это проблема проводника. И здесь, первый минус работы, ты не в состоянии уследить за тем что у тебя утащат а утащат увы 100% так как на смене работает как правило один проводник а второй сладко спит в купе отдыха проводника.
Воруют абсолютно всё: начиная от самых любимых подстаканников с символикой РЖД заканчивая комплектами постельного белья

Цель номер один. Украсть подстаканник стараются почти в каждом рейсе, незаменимый трофей дома.
Цель номер один. Украсть подстаканник стараются почти в каждом рейсе, незаменимый трофей дома.

Будет круто если ты такой шустрый и наблюдательный, что постоянно успеваешь записывать место пассажира которому любезно предоставил чай/кофе в подстаканнике с ложечкой но даже это не спасает, пусть даже на глазах проводника дерзкая бабка нагло положит в свою сумку подстаканник с ложкой. Досматривать и обыскивать у проводника права нет. Все что можно сделать - слезно бежать к начальнику поезда или к сопровождающей транспортной безопасности, там встанут на твою сторону и бабку остановят, если повезет - вернут украденное. Чаще всего, факт кражи становится известен только по прибытию, когда след жулика уже давно остыл и остается только во время своего отдыха или в пунктах простоя идти в отделение транспортной полиции и писать заявление о факте кражи.
Стоимость украденного с проводника 100% удержат с ЗП но спустя месяц, от полиции придет заявление что жулик найти не смогут и на основании этой бумажки тебе смогут вернуть то что с тебя удержали.
Не грабьте проводников, каждая сворованная вещь - это удар в зарплату проводника, который либо грустно смирится с потерей денег или будет вынужден бежать в отделение полиции в свое короткое время отдыха лишь бы сохранить свои деньги. Компанию ограбить нельзя, казино всегда остается в плюсе.

Основная работа в поездке

Проводник олицетворение всех профессии Джейсона Стэйтема (или Стэтхема, как удобнее). Ты и билетер и продавец а также уборщик, обслуживающий персонал, ремонтник, психолог и просто душка, который обязан быть приветлив, дружелюбно настроен и способен решить 99% требовании всех и вся кто купил билет. Представьте себе человека, который 11 дней едет в поезде, помыться чаще всего может только закрывшись в туалете и облившись водой из тазика/ведра в своё личное время отдыха, очень многие умудряются даже стираться в дороге, тихонечко, незаметно для пассажиров, набирают тазик и стирают свои труханы, рубашки и носки лишь бы не воняло гавной во время работы. Тот самый 1% проблем, которые проводник не в состоянии решить или в состоянии, но закон предусматривает трип в тюрьму за такое решение, решает начальник поезда. Между собой проводники всегда имеют связь, чаще всего это какая нибудь группа в мессенджере (Whats'up, Viber или Telegram если у вас относительно молодой коллектив), в ходе рейса в группе все переписываются, в основном по работе и узнают информацию от начальника поезда который дабы не подставить себя самого и свой коллектив, любезно вкидывает инсайды что на определенных станциях может подсесть ревизор который будет чекать от А до Я, состояние чистоты в вагоне, состояние чистоты двух туалетов, обязательно проверят всю чайную продукцию которой торгует проводник, не дай бог на каком нибудь арахисе не будет обязательной наклейки-маркировки что сразу обозначает левак, то есть проводник толкает какую то свою продукцию, за это 100% уволят и карьера проводника закончится очень быстро.

Скромный буфет проводника, если присмотреться - можно увидеть тот самый стикер которым маркируется абсолютно каждый товар. За сроками годности проводник отвечает своей головой лично, поэтому в этом плане можно не беспокоиться.
Скромный буфет проводника, если присмотреться - можно увидеть тот самый стикер которым маркируется абсолютно каждый товар. За сроками годности проводник отвечает своей головой лично, поэтому в этом плане можно не беспокоиться.

В ходе всего рейса, проводник обязан быть на своем месте, заниматься поддержанием чистоты в вагоне, мыть пол дважды в день, проводить уборку каждый час в двух туалетах под роспись в графиках уборки которые висят в каждом из туалетов, следить за наличием расходников в виде туалетной бумаги, освежителей воздуха и прочего. Заблаговременно ты обязан разбудить, убедиться что пассажир проснулся и за 5 минут до прибытия убедиться что чувак не проспал, коротко - держать постоянно полный контроль по пассажирам и времени, обязан всегда озвучивать время стоянки поезда так как читать умеют все но мало кто читает расписание, проще спросить у проводника сколько стоянка и когда отправление. Не дай бог проводник сообщил недостоверную информацию, за время моей работы произошел случай, к нашему составу были подцеплены вагоны с другими проводниками и одна из проводниц просто забила озвучить время стоянки а поезд прибыл на станцию с опозданием и стоянка была сокращена, в итоге пассажир ушел в магазин в Красноярске а когда вернулся - наш поезд уже уехал. Пассажир на такси догнал поезд на следующей станции, заплатил таксисту 12 тысяч рублей и эту сумму пассажиру компенсировал из своего личного кармана. Всегда следите за временем, не поленитесь скачать себе приложение (их сейчас много) в котором можно выбрать ваш маршрут и вы сможете в лайв режиме видеть сколько минут до станции, сколько стоянка и сейчас даже в эти приложения интегрирована система доставки еды прямо к вагонам на станциях. Во время стоянки проводник всегда стоит около вагона и бдит дабы никакой "заяц" не проскочил в вагон, за каждого такого безбилетника очень легко потерять работу, не дай бог не разбудил пассажира - будет очень много претензии к тебе, а твой начальник будет вынужден искать способы как быстрее вернуть такого провожающего который уехал с вами вместе домой, само собой за счет компании, в итоге за счет проводника.

Вечная битва

Как курильщик в тамбуре видит себя
Как курильщик в тамбуре видит себя
Как это выглядит в реальности
Как это выглядит в реальности

Отдельная тема про курильщиков в поезде, официально и по закону курение в поезде запрещено в любых местах вагона, запрещено использование любых устройств которые способны доставлять никотин в организм, да да, вейпы, одноразки и прочее - все под запретом. За курение в поезде предусмотрен штраф до 2500 тысяч рублей, увы на это людям плевать, типичный скуф с пивным животиком слепо верит что тамбур в вагоне - это стелс технология, проводник никогда не узнает и никогда не поймает. Возможно для кого то это будет сюрпризом но все же: 1) чаще всего курящего пассажира закладывает его сосед по купе или любой другой пассажир. 2) вагоны технически устроены таким образом, что все запахи что из туалета что из тамбура протянутся по всему вагону, поэтому тонкий купаж аромата жизнедеятельности очередного падшего в битве с вареной курочкой и дошираком воина, вдобавок выкурившего бонд компакт с кнопкой в сортире очень быстро расчухают все пассажиры. Поэтому места у туалетов крайне не рекомендуются к приобретению, пассажир у толчка обречен слушать постоянную возню идущих справить нужду и вдыхать самые "приятные" запахи очередного фараона, который настроил пирамид и забыл нажать кнопку смыва.
Большая часть проводников, закрывают глаза на пассажиров с "дуделками" они же одноразки, но тут уже кому как повезет. В любом случае по факту обнаружения курильщика в моменте штраф никто не взыскивает, проводник составит акт с датой, местом пассажира и его данными, по прибытию в пункт назначения передаст данный акт вышестоящим службам и спустя какое то время курильщику придет "письмо счастья" с требованием оплатить штраф. Но это всё потом. В тот момент когда пассажир курит - ему плевать на все, проводник ему ничего не сделает, максимум что светит - словесный конфликт. Но прилететь посерьезнее может уже от других пассажиров, там уже одним неприятным разговором дело не закончится, поверьте, не все готовы ехать и нюхать дым от сигарет за свои деньги, особенно некурящие люди.

Ясно, что с алкашами?

Риск что ты купишь билет и твоим соседом окажется алкаш который все что помнил это номер вагона куда надо сесть есть всегда, увы выпивающие пассажиры есть везде, многое зависит от проводника:
В моих рейсах чаще всего заканчивалось все тем что любитель синьки выливал весь свой алкоголь в раковину и ехал дальше спокойно либо уже не ехал а шел пешком, начальник поезда не ленился высадить такого пассажира на ближайшей станции, не советую всем любителям прибухнуть думать что на них нет управы, проводник может быть и сделает вид что не увидел ваш пир но при первой жалобе от пассажира проблемы у алкашей начинаются серьезные, сначала будет предупреждение а затем десантирование на какой то рандомной станции в руки транспортной полиции. Это вечная битва, проводник обязан помимо своей работы еще и возиться с такими курящими и пьяными покемонами, даже штрафы не помогают и отсюда еще один минус в работе, нужно быть терпеливым и стрессоустойчивым дабы не позволить себе ничего лишнего в отношении нарушителя.

Внезапный сюрприз

Будучи в неплохих отношениях с коллективом, мне удалось поработать проводником в штабном вагоне. Внешне штабной вагон ничем особо не отличается от обычного, основное отличие внутри:
Это всегда вагон купе где первые 2-3 купе отводятся под рабочее место начальника поезда, второе купе идет купе отдыха начальника поезда и поездного электромеханика (электромеханик - это единственный лучик надежды и шанс на спасение если что то сломалось в вагоне, проводник передает информацию о поломке и этот фиксик мчит на всех порах устранять поломку), третье купе можно считать складом где хранится вся чайная продукция в специальных контейнерах, из них выдают на продажу продукцию в другие вагоны. Остальные купе уже идут обычные, в свободной продаже для пассажиров, есть купе с душем и гладильной доской, если повезет - можно воспользоваться даже простому пассажиру, последнее купе идет для маломобильного пассажира и сопровождающего его человека.

Личная фотка из рабочего купе начальника поезда, на столе установлена радиостанция для поддержки связи с машинистом, стоит допотопный макинтош на котором всегда открыта карта, отображающее точное местоположение поезда.
Личная фотка из рабочего купе начальника поезда, на столе установлена радиостанция для поддержки связи с машинистом, стоит допотопный макинтош на котором всегда открыта карта, отображающее точное местоположение поезда.

Пассажиров в таком вагоне всегда меньше чем в любом другом, относительно проще работать проводником здесь чем в других вагонах, в коллективах обычно на местах штабных проводников находятся женщины которые успевают приготовить обед и ужин на себя, начальника поезда и электромеханика, такая вот семья на рейс.
Довелось столкнуться даже с перевозкой животных, официально есть такая услуга по перевозке животного, человек может купить билет только своей собаке/кошке и отправить покорять Владивосток своего питомца под заботой проводника. В основном, таким пользуются продавцы щенков и котят, из условного Воронежа продают щенка человеку который находится в Москве, отправляют бедное животное в клетке-переноске в гордом одиночестве. Одним из обязательных условии перевозки животного является предоставление питание для зверя, тара в которую проводник добросовестно наложит покушать питомцу и тара для воды. На личном опыте в один рейс со мной в вагоне оказались две собаки и одна кошка, причем у первой собаки была солидная папка документов с прививками, паспортом животного и судя по всему документы о владении загородной недвижимостью в то же время у кошки из документов был помятый клочок бумаги с надписью "Буся". В итоге все ехали на равных, так как я искренне люблю животных все прошло хорошо, не взирая на то что одна из собачек не могла находиться без человека рядом и постоянно лаяла на весь вагон, доставляя дискомфорт абсолютно всем. В итоге помимо своей работы приходилось чуть ли не весь день находится рядом с собакой и ждать момента когда поезд достигнет пункта назначения собачки.

Один из таких милых пассажиров ❤
Один из таких милых пассажиров ❤

Как обычно может произойти, нежданчик не заставил себя ждать: За полчаса до прибытия в очередной раз произвел уборку в клетке животного, сменил пеленку собачке, налил воды и дал поесть, за 5 минут до прибытия проверил собаку еще раз и все было супер но когда поезд прибыл, пока я выносил клетку с собакой к хозяину собачка в клетке умудрилась обосраться дважды и полностью обмазаться в своем же дерьме. В таком вот виде собака была передана владельцу. Неловко вышло.

А когда отдых то?

С отдыхом у проводника сложно. Физически не остается времени чаще всего даже на перекус во время смены, кто то спасается питаясь шоколадками или овощами, как бы внезапно это не прозвучало - ни один проводник не питается бичпакетами, это прямая дорожка к проблемам с желудком, даже будучи в полной запаре проводник может спокойно заварить гречку в контейнере и походу смены очень быстро съедать по ложке, кто то умудряется сварить картошку в микроволновке или на крыше "титана" - кипятильника откуда пассажиры берут себя кипяточек в чай. Когда наступает время отдыха, в моем случае это обычно были 12 часов, я всегда старался максимально быстро сделать свои дела, переодеться в обычную одежду, справить все нужды (помыться, сходить в туалет) и было невероятно огромное желание закрыться и изолироваться от всех людей на земле. Ложишься спать и эти 12 часов отдыха пролетают как миг, чаще всего даже не высыпаешься и встаешь снова, одеваешься, принимаешь смену и снова в бой. Есть рейсы где проводники отдыхают еще меньше или вообще работают в одно лицо (буквально один проводник на весь рейс на один вагон) - тут про полноценный сон можно забыть, поспать сможешь только в сидячем положении пока никто не видит и пока у вас большой перегон между станциями. Когда поезд прибывает на конечную станцию кошмар проводника еще не закончен - впереди уборка вагона, нужно прибраться на всех верхних полках, на "третьем этаже" куда обычно пассажиры скидывают свои сумки а потом кульки от постельных комплектов и бутылки из под воды и газировки, нужно убрать на столах, убрать под столами, убрать в рундуках (пространство под нижними полками), вычистить урны с мусором, помыть всё и везде, подготовить полностью весь вагон к рейсу, собрать все использованное постельное белье и разложить все по мешкам, за каждую простынь и наволочку проводник точно так же несет ответственность. Вся эта "грязь" в мешках, по завершению рейса сдается очередной клининг компании, проводник не уйдет домой пока количество грязного белья не сойдется с количеством использованных комплектов, если где то что то не сходится - приходится либо пытаться найти в 15-20 мешках грязного белья недостающую наволочку или опять вычет с зарплаты. На пунктах временного простоя, в моем случае это был Адлер в который мы прибывали вечером в 19:00, после всей уборки время было уже 21:00-22:00 и отправление было уже в 07:00 утра следующего дня. То есть вот этот промежуток времени это время на отдых, отдых в котором ты все равно моешь и убираешься, если повезет то успеешь погулять по пустым улицам, сбегать до ларька и купить себе что то вкусное но большинство просто ложатся спать. Времени для "погулять" очень мало, многое зависит от рейсов, где то удается действительно и поспать и посмотреть город но будут ли силы на такие прогулки - маловероятно.

Очередное сяоми фото, да я сяоми энджоер
Очередное сяоми фото, да я сяоми энджоер

Так же нужно понимать что работу проводника значительно увеличивается в зимнее время, помимо всех вышеперечисленных обязанностей к деятельности проводника добавляется: очистка подвагонного оборудования от наледи, на каждой крупной станции проводник берет лом и идет драться с сосульками под вагоном, не дай бог в пути следования замерзнет раковина или встанут туалеты, пассажиры порвут проводника на части а потом в лицо харкнет еще начальник поезда потому что ему харкнут в лицо пассажиры. Помимо борьбы с наледью проводник должен обеспечивать растопку вагона, постоянно следя за температурой в вагоне и подбрасывать уголь/деревянные паллеты в печку в тамбуре, нельзя допустить того чтобы печка потухла иначе весь вагон замерзнет и растопить его заново выйдет только когда поезд будет стоять.

Для кого эта работа?

В первую очередь необходимо понимать какой то колоссальный труд, физически очень тяжело и морально ты всегда будешь на взводе, со временем твои нервные клетки скажут тебе "до связи" и вся доброжелательность уйдет, каждый диалог будет триггерить и выводить из себя. Необходимо уметь держать себя под контролем, тут серьезно, если вы не стрессоустойчивы - вам тут не место, не пытайте себя и никогда не связывайтесь с этой профессией. Есть люди которые работают проводниками не первый десяток лет и им это нравится, те кто приходит сюда и начинают агриться на всё подряд прорабатывают максимум месяц-полтора и увольняются, теряя при этом деньги за обучение которое они прошли при трудоустройстве (после обучение вы становитесь на 1 год заложником компании), уволиться без возмещения оплаты за обучения вы можете только через год работы. Если вы интроверт по жизни - пройдите мимо, работа не для вас. Не умеете общаться с людьми - пройдите мимо. Идти сюда работать из за поездной романтики очень глупо, вся эта романтика очень быстро пройдет, все прекрасные пейзажи за окном будут для вас только в таком виде:

Опять сяоми и фотка сделана на ходу поезда, горизонт завален как обычно.
Опять сяоми и фотка сделана на ходу поезда, горизонт завален как обычно.

Работать сюда можно идти только тем у кого дома ни ребенка ни котенка, одиноким людям которые могут спокойно оставить свой дом на длительное время, есть конечно и те, кто оставляет свои семьи дома но среди таких довольно много случаев "мимолетных" интрижек в поезде, лично я бы не смог при такой работе находиться в отношениях с кем-либо, очень высокий риск быть обманутым.

Что по зарплате?

Свежий дорогой лобстер. Видишь? Забудь про него, с такой зп тебе светят только крабовые палочки из магнита по акции.
Свежий дорогой лобстер. Видишь? Забудь про него, с такой зп тебе светят только крабовые палочки из магнита по акции.

Не буду говорить за все направления, личной моя зарплата была всегда от 50 до 70 тысяч рублей, многое зависит от накатанных часов в рейсе в месяц и от премий. Постоянно пассажиры на станциях задавали вопросы в духе "Сотку хоть платят?", "Сколько ЗП?" - по правилам ФПК (Федеральной Пассажирской Компании) информацию о доходе запрещено озвучивать. В летний период можно заключить временный договор (чем пользуется очень много студентов) и подработать 3 месяца полноценным проводником получая полноценную ЗП. Отличие от штатного работника только в том что по истечению 3 месяцев студент спокойно может уйти или остаться работать дальше.

Послесловие

Мне сейчас 27 лет, работал проводником я почти год, уволился отсюда уже в зимнее время, на самом деле было очень тяжело, в летнее время особенно когда пассажиропоток увеличивался а отдых уменьшался, не знаю как но я осилил эти нагрузки летом, под конец года уже морально пропало желание продолжать деятельность в этой сфере а тут еще зима, надо было кочегарить печку или станешь саб-зиро как и твои пассажиры. Сам опыт работы проводником мне понравился несмотря на все тяготы и нюансы, коллектив попался очень хороший, никто не подставлял друг друга, всегда приходили на помощь в случае необходимости и на удивление руководство было доброжелательным, никто не кошмарил, ты элементарно делаешь свою работу, не косячишь и тебя никто не трогает. В данный момент работаю совсем в иной сфере деятельности, никак не связанной с РЖД и перевозками, там тоже есть о чем рассказать но не знаю нужно ли и стоит ли. Посмотрим. Я никогда не писал посты вообще, этой признаюсь мой первый опыт, возможно еще увидимся. Удачи в выборе профессии!

Напоследок еще одна фотка с сяоми, было круто попробовать себя в этой сфере но желания возвращаться сюда мало. Разве что только на лето ради заработка.
Напоследок еще одна фотка с сяоми, было круто попробовать себя в этой сфере но желания возвращаться сюда мало. Разве что только на лето ради заработка.
14K14K показов
2K2K открытий
29 комментариев

По-моему, этот лонг я читал здесь на дтф в прошлом году, ощущение будто слово в слово тот же самый текст

Ответить
Автор

Ты от части прав, в том году был пост про работу проводником, я его тоже видел, можно считать вдохновился, сейчас решил написать про свой опыт

Ответить

Спасибо за пост, с удовольствием прочитал. Есть возможность нестуденту устроиться на летнюю трехмесячную подработку?

И вопрос в догонку: как справляются курящие проводники?

Ответить
Автор

Да, я думаю это реально, учитывая что на летние перевозки всегда нужны люди. Если ты живёшь в каком нибудь среднестатистическом городе то скорее всего у вас есть свой резерв проводников, загугли вакансии в своем городе, оставь отклик или позвони в отдел кадров, в течение двух трёх дней обычно перезванивают

Ответить
Автор

По поводу курящих проводников, я сам один из них, рассуждал так что проводник тебя не накажет за курение если проводник это ты...
Ну а кроме шуток то либо закрываешься в купе и с открытым окном куришь (рабочий вариант для айкосов и вейпов) а если сижка тогда в тамбур, открываешь отделение где котел, заходишь туда и в этом маленьком пространстве стоишь куришь и молишься чтобы не задеть печку свой белой рубашкой или стены)) бычок потом лучше в межвагонное пространство выбросить, скинешь в печку - сядет ревизор, посветит фонариком и найдет бычок, такое у них прям процветает

Ответить

Залпом прочитал, интересно пишешь. Испытываю любовь к железнодорожной тематике и была интересна эта сторона профессии проводника. Спасибо за пост! Сам пять лет работал в техподдержке местного провайдера и понимаю, насколько гнилыми могут быть люди, а тут с ними ещё и вживую общаться нужно. В проводники берут в основном женщин? Так могу судить по коллективной фотографии. И получается, что при наборе еды в штабном вагоне, надо каждую упаковку перепроверять на наличие стикера и верной даты?

Ответить
Автор

Срок годности и наличие стикера являются обязательными условиями для реализации в продажах, как только проводникам на каждый вагон раздают "чайку" все проводники каждый товар проверяют на срок годности и не покоцан ли стикер, если есть замечания по продуктам или сувенирам которые в момент приемки выявил проводник то товар под замену, из штабного вагона просто принесут аналогичный товар. По поводу кого берут - берут всех, нет уклона в сторону женского пола

Ответить