Причины популярности зомби в современной культуре

Обсудим?

Причины популярности зомби в современной культуре

Без чего сложно представить современную поп-культуру? Исключая мемы, королевские битвы и, как бы печально это ни было, SJW? Для меня это… зомби! Посудите сами. Зомби стали настолько узнаваемы и популярны, что их различают люди из любых стран, любого возраста и социального положения. Зомби можно встретить во всех видах искусства - кинематографе, музыке, книгах, видеоиграх, живописи, комиксах. И, что самое удивительное, эту свою популярность зомби не собираются уступать вот уже десятки лет. В чем их секрет?

Монстры, набирающие и теряющие популярность

Наверняка многие помнят, насколько популярна одно время была тема вампиров. Многие зачитывались романами Энн Райс, кто-то не пропускал ни одной части “Сумерек” или “Дневников вампира”. Оборотни были чуть менее популярными ребятами, но в серии фильмов “Другой мир” им было уделено достаточно внимания наравне с аристократами, пьющими кровь. В последнее же время найти что-то интересное и популярное по вампирской тематике (кроме вышедшей летом игры Vampyr) довольно сложно. Приходится довольствоваться тем, что было создано ранее. Вполне возможно, что мода на вампиров и оборотней еще вернется, но как скоро - неизвестно.

Vampyr
Vampyr

Уверенно держат свои позиции инопланетяне. Они интересовали кинематограф чуть ли не с момента основания кинопроизводства (первый фильм про инопланетян датируется 1902 годом - посмотрите “Путешествие на луну” Жоржа Мельеса). До сих пор человечество придумывает новых инопланетян или продолжает вспоминать старых. “Дюна”, “Звездный путь”, “Звездные войны”, На’Ви, Хищники, Чужие, “Война миров”, “Секретные материалы”, Оно - каждый знает хотя бы часть этих инопланетных существ или фильмов с их участием. Но есть один нюанс. Ни один из этих существ не будоражит умы людей постоянно. Они периодически сменяют друг друга, кого-то вновь вспоминают, кого-то придумывают. Объединяет их всех инопланетное происхождение.

Монстры огромных размеров тоже часто мелькают в искусстве. Годзила, Кинг-Конг, огромные животные из “Ремпейдж” и динозавры известны каждому. Отдельно можно выделить реально существующих существ, часто упоминающихся в кино. Это, например, акулы и пираньи. Не так популярны, но тоже порой встречаются демоны и роботы (в том числе Терминатор). Однако и их популярность имеет переменный успех.

А что же зомби?

Зомби практически не теряют популярности из года в год. В 2018 мы увидели “Париж город зомби”, “Третью волну зомби”, “Голодные Z”, “День мертвецов: злая кровь”. В 2017 были “Аварийная остановка”, “Зомби-бабуля”, новая часть мультипликационной “Обители зла”. В 2016 - последние главы “Обители зла” и “Другого мира”, фильмы “Новая эра Z”, “Поезд в Пусан” и т.д. И это я еще не считаю сериалов. Да, бывают не очень удачные годы для зомби. Это, однако, не уменьшает интерес аудитории к ходячим мертвецам.

Кадр из фильма "Поезд в Пусан"
Кадр из фильма "Поезд в Пусан"

В видеоиграх тоже полно примеров. Игры Resident Evil‎, The Walking Dead, Left 4 Dead, Dead Rising, Dead Island, DayZ и т.д. Разработчики и мододелы любят добавлять зомби-режимы в многопользовательские шутеры, в которых основной акцент не на борьбе с зараженными, а на чем-то другом. Так, зомби есть в сериях игр Call of Duty, Wolfenstein, ArmA (мод из 2 части серии превратился в полноценную новую игру), в Tom Clancy's Rainbow Six Siege были игровые события с зомби, в Warface - отдельные спецоперации. В Playerunknown's Battlegrounds также ессть пользовательские зомби-моды.

Скриншот из игры Resident Evil 6
Скриншот из игры Resident Evil 6
В Warface зомби кибернетические, выглядят нетипично
В Warface зомби кибернетические, выглядят нетипично
В Call of Duty: WWII все зомби по совместительству еще и нацисты
В Call of Duty: WWII все зомби по совместительству еще и нацисты

В чем причина популярности зомби?

Это вопрос, на который у меня нет ответа. Очень хотелось бы обсудить причины с аудиторией сайта. Если вампиры, оборотни, эльфы, орки, инопланетяне постепенно надоедают людям, то зомби - почти никогда. Почему? Неужели они настолько универсальны или затрагивают такие стороны души (или психологической составляющей) человечества, что нам необходимо год за годом смотреть, читать или играть против этих монстров?

Я встречался с разными мнениями. Слышал о том, что зомби поднимают вечную тему смерти. Сами зомби символизируют то, что смерть всегда рядом (зомби повсюду, они - мертвые), но человек может с ней бороться (главное - выжить подольше). Абсурд в том, что при этом современная культура в зомби-апокалипсисе старательно обходит тему смерти. Ее так много на экранах, что фильмы, игры или комиксы не зацикливаются на потере человеческих жизней и превращают ее в аттракцион с кучей расчлененки. Таким образом, обычно тяжелая и запретная тема воспринимается намного легче (но заставляет ли задуматься - тот еще вопрос).

Война миров Z
Война миров Z

Также зомби могут служить символами социальной напряженности общества и личностного протеста (расслоение социума, “зомбирование” СМИ, необходимость быть “таким как все”, страх перед быстро меняющейся жизнью и невозможности возврата к прошлому). Отдельно можно выделить своеобразный бунт против общества потребления и моды гламура. Зомби - идеальные потребители. Почти все фильмы про зомби-апокалипсис показывают суровый, грязный мир, которому нет дела до трендов и все вещи оцениваются только с точки зрения полезности для выживания.

А может быть, мы любим зомби потому что боимся других людей? Зомби - это такие же люди, которых обычно намного больше, чем выживших (читай - “нормальных”). Особенно остро эта боязнь должна ощущаться в больших городах, где толпы - обычное явление на улицах, в метро, магазинах… личностного пространства почти не остается и человек постоянно чувствует какую-то напряженность, которую как раз помогают снять фильмы про вымирание большей части человечества.

Причины популярности зомби в современной культуре

В играх популярность зомби может объясняться более банальными причинами. Игрокам их психологически легче убивать (вроде не убиваешь кого-то похожего на живых людей). Для разработчиков создать зомби должно быть легче, чем придумать принципиально нового монстра. Когда игры еще только начинали развиваться, добавлением зомби могли сгладить несовершенство игрового движка, который мог отправить ботов делать нелогичные вещи (непонятные траектории движения, залипание в стенах, и т.д. - это же зомби, что с них взять?). Однако без интереса аудитории зомби в играх не прижились бы и не были настолько популярны до сих пор.

Итак, в чем же дело? Поделитесь своими предположениями.

44 показа
4.8K4.8K открытий
82 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

На западе - коммунисты, у нас - империалисты. Теперь вот зомби - мальчики для битья.

Ответить

Ну да, гарантированно обесчеловеченный человек.
А ещё - жизнь без чего-то важного, что эту самую человечность определяет.
Что особенно актуально, когда универсальный ответ "душа" перестал удовлетворять.

Ответить

Зомби - это всегда
1. Весело.
2. Проверка основных инстинктов.
3. Анархия и вседозволенность.

Эх...

Ответить

Человек человеку волк, а зомби зомби - зобми

Ответить

В отличии от других "монстров" Зомби уникальны тем, что все остальные "монстры" - это личности со своими сложными мотивами, переживаниями, взаимодействиями с себе подобными и не себе подобными и т.д. в которых надо разбираться. Зомби же это просто "стихийное бедствие гуманоидного происхождения", с которым не договоришься. Поэтому зомби - это всегда толпа, а не 1-2 "монстр". Тут тебе привлекательность и в части пушечного мяса и в части совмещения жанров. Вроде и как "катастрофа", вроде и как "монстры". Вообще, я могу ещё долго дальше разглагольствовать, но это отправная точка всех дальнейших рассуждений.

Ответить

При чем, они удобны для различных жанров. Это может быть то самое «пушечное мясо», что подходит различным экшенам. А можно реализовать и как сурвайвл - постоянное чувство опасности, напряженность. Слишком удобный материал, чтобы с ним не работать.

Ответить