Ready Player One (Первому игроку приготовиться) - так ли хорош виртуальный мир ОАЗИС?

Внимание: Возможны спойлеры!

Читая книгу Эрнеста Клайна (которая, к слову, мне очень понравилась) задумался вот над каким вопросом - так ли хорош описанный в романе виртуальный мир ОАЗИС? В данном посте опишу некоторые нюансы сюжета, которые лично у меня вызывают ряд вопросов, и ответов в тексте книги я не нашел.

Кратко о сюжете

Иллюстрации будут из фильма, но разбор и вопросы касаются в больше мере книги.
Иллюстрации будут из фильма, но разбор и вопросы касаются в больше мере книги.

Итак, для тех кто не в курсе, по сюжету недалекое будущее, 2045 год. В мире кризис, большинство людей бедствует, должники становятся рабами корпораций и практически все жители планеты увлекаются одной онлайн-игрой, а по факту виртуальной симуляцией, в которой происходит практически вся жизнь - школа, учеба, работа, развлечение и т.д. Это и есть ОАЗИС, который создал некий гик-фанат 80х Джеймс Холлидей вместе со своим другом Огденом Морроу.

Так по задумке автора проводят свой досуг абсолютно все, живущие на планете, люди.
Так по задумке автора проводят свой досуг абсолютно все, живущие на планете, люди.

В один прекрасный день Джеймс умирает, и оставляет в качестве завещания мега квест - первый кто раздобудет 3 ключа, найдет и разгадает все загадки и получит в наследство его миллиардное состояние, а в нагрузку и управление этой самой культовой симуляцией.

Ready Player One (Первому игроку приготовиться) - так ли хорош виртуальный мир ОАЗИС?

Естественно, есть некая злая мегакорпорация - IOI, которая хочет получить доступ к данной игре, запустить туда тонну рекламы и монетизировать все и вся.

"... Innovative Online Industries. Корпорация IOI (что следовало читать как «ай-о-ай») представляла собой глобальный телекоммуникационный конгломерат и крупнейшего мирового интернет-провайдера. Немалая часть ее бизнеса была сосредоточена на предоставлении доступа к OASISy и продаже продуктов и услуг внутри его. Именно поэтому IOI неоднократно предпринимала попытки недружественного поглощения Gregarious Simulation Systems, однако пока они не увенчались успехом. Теперь IOI пыталась захватить GSS по завещанию Холлидэя."


Есть и паренёк - сирота, который живет с теткой, спит в на стиральной машине, учится в школе и владеет магией... а нет, но почти). Главный герой - Parzival («Парсифаль»)/Уэйд Алекс Уоттс и его друзья, а также сообщество геймеров, готовы на все, лишь бы не досталась их любимая онлайн игра "полная разных безграничных возможностей" в руки злых плохишей.

"Меня, как и большинство пасхантеров, приводила в ужас мысль о том, что OASIS окажется в лапах IOI. PR-машина корпорации не скрывала своих намерений в отношении OASISa. В IOI считали, что Холлидэй извлекал из своего творения куда меньшую прибыль, чем оно могло бы приносить. Они собирались взимать с пользователей ежемесячную абонентскую плату, заляпать рекламой все видимые поверхности в виртуальном мире, упразднить в нем анонимность и свободу слова. Я понимал, что, как только корпорация получит OASIS, он перестанет быть свободной утопией, в которой прошло мое детство. Он станет дистопией, дорогим парком развлечений для богатеньких избранных.""

Ready Player One (Первому игроку приготовиться) - так ли хорош виртуальный мир ОАЗИС?

А вот теперь вопросики

Пока вроде по сюжету все более менее понятно. И даже если откинуть интересный сеттинг и завязку, то как-то даже шаблоно-подростково получается. Но суть даже не в этом, а вот в чем:

"До того момента мой аватар ни разу не покидал Инципио, планету в Первом секторе, где все новые аватары появлялись в момент создания. На Инципио было нечего делать, кроме как болтать в чате с прочими нубами или бродить по колоссальным торговым центрам, разбросанным там на каждом шагу. Чтобы отправиться в какое-нибудь местечко поинтересней, нужно было заплатить за телепортацию, а денег у меня не водилось. Так что мой аватар застрял на Инципио и прозябал там до тех пор, пока из новой школы мне не прислали купон на бесплатную телепортацию на Людус — планету, на которой находились все школы OASISa.

Сотни школьных городков равномерно покрывали всю поверхность планеты. Все они были совершенно одинаковые — один и тот же код копировали и вставляли на новом месте, как только появлялась необходимость в очередной школе. А поскольку возведение виртуальных зданий не требовало ни денег, ни подчинения законам физики, школы представляли собой настоящие дворцы знаний — мраморные залы, огромные классы размером с соборы, спортивные площадки с нулевой гравитацией и виртуальные библиотеки со всеми книгами, что были когда-либо написаны (и одобрены педагогическим советом)."

Планета Людус
Планета Людус

Как и принято главному герою подобный романов, он совсем беден, и только этот виртуальный мир дает ему возможности к развитию.

"С этого момента моим воспитанием занимались интерактивные образовательные программы OASISa, бесплатные для любого ребенка. Немалую часть своего детства я провел на виртуальной улице Сезам, распевая песенки с дружелюбными маппетами, и в игре учился ходить, говорить, складывать, вычитать, читать, писать и делиться с другими. Овладев этими навыками, я вскоре обнаружил, что OASIS — это еще и самая большая в мире библиотека, в которой есть все книги на свете, вся музыка, фильмы, сериалы, видеоигры, все произведения искусства, когда-либо созданные человеком. Причем в свободном доступе! У меня не было ни гроша, но благодаря OASISy в моем распоряжении находились все знания человечества, все искусство и все развлечения. Вот только у этой медали была и обратная сторона, потому что тогда-то мне и открылась горькая правда."

Огромная библиотека знаний это хорошо! Отлично звучит, все в открытом доступе, и книги и фильмы и что угодно. Только вот:

"Обеденный перерыв я провел сидя на зеленой лужайке возле школы — жевал протеиновый батончик, не снимая визора. Смотреть на компьютерный пейзаж было куда приятней, чем любоваться интерьерами моего логова. Как старшекласснику, мне разрешалось покидать территорию школы во время большой перемены и отправляться в любую точку OASISa, но на это у меня тупо не было денег."


Вход в OASIS был свободным, но за перемещения по виртуальному миру приходилось платить, и я чаще всего не мог позволить себе метнуться куда-нибудь с Людуса и обратно на переменке. После уроков те мои одноклассники, которым было чем заняться в реальном мире, выходили из OASISa, а остальные отправлялись в путешествие по виртуальной вселенной. У многих были собственные межпланетные корабли — на школьной парковке бок о бок стояли «летающие тарелки», ДИ-истребители из «Звездных войн», древние шаттлы НАСА, вайперы из «Звездного крейсера „Галактика“» и прочие плоды научно-фантастической мысли. Каждый день я стоял на лужайке и с завистью смотрел, как вся эта флотилия поднимается в небо и улетает прочь с Людуса навстречу бесконечным приключениям. Те, у кого не было своего корабля, подсаживались к друзьям или топали к ближайшему транспортному терминалу, а оттуда переносились в какой-нибудь дансинг, на рок-концерт или игровую арену. Все, кроме меня. Я был обречен безвылазно торчать на Людусе, самой скучной планете во всей вселенной OASISa.

Онтологически — антропоцентрическая захватывающая интерактивная симуляция была почти безгранична.

В первые годы своего существования OASIS насчитывал всего несколько сотен планет, созданных программистами и дизайнерами GSS. Это были очень разные миры, выдержанные в различной эстетике — от пасторальных пейзажей жанра меча и магии до колоссальных мегаполисов киберпанка и зараженных радиацией постапокалиптических пустынь, по которым бродят кровожадные зомби. Некоторые продумали и прорисовали до мельчайших деталей. Некоторые наспех сгенерили из готовых шаблонов. Каждый из них населяли разнообразные компьютерные персонажи-NPC (nonplayer characters, неиграющие персонажи, или попросту «неписи») — управляемые искусственным интеллектом люди, животные, монстры, инопланетяне, андроиды и прочие создания, с которыми пользователь OASISa мог взаимодействовать.

Компания GSS также купила у конкурентов лицензии на использование уже существующих виртуальных миров, так что контент таких игр как Everquest и World of Warcraft был перенесен в OASIS, и число его планет пополнили собой Азерот и Норрат. За ними вскоре последовали и другие — от Метавселенной Нила Стивенсона до мира «Матрицы». Мир «Светлячка» поместили по соседству с галактикой «Звездных войн». Рядом также оказался скрупулезно воссозданный мир «Звездного пути». Пользователи могли телепортироваться между ними сколько душе угодно. Средиземье. Вулкан. Перн. Арракис. Магратея. Плоский мир, Мир Реки, Мир-Кольцо. Им не было числа.

Для упрощения навигации OASIS разделили на двадцать семь кубических секторов, в каждом из которых располагались сотни планет. (На трехмерной карте эти двадцать семь секторов напоминали популярную в восьмидесятые годы головоломку — кубик Рубика. Как и большинство пасхантеров, я понимал, что это не случайность.) Грань каждого куба равнялась десяти световым годам, то есть примерно 10,8 миллиарда километрам. Если двигаться со скоростью света (наибольшей скоростью, которую способны развивать космические корабли в OASISe), один сектор можно пересечь от края до края ровно за десять часов. Перемещаться на такие дальние расстояния мог позволить себе не каждый. Корабли, способные развивать такую скорость, были редки и дороги, к тому же им требовалось топливо. Собственно, компания GSS на этом и зарабатывала — продавала виртуальное топливо для виртуальных кораблей, ведь за вход в OASIS никакой платы не взималось. Однако основным источником ее прибыли служила все-таки плата за телепортацию — самый быстрый и самый дорогой способ перемещения.

Путешествовать по OASISy было не только дорого, но еще и опасно. Каждый сектор делился на множество зон разных форм и габаритов. Некоторые из них достигали таких размеров, что включали в себя несколько планет, а некоторые занимали всего несколько квадратных километров. Каждая зона функционировала по собственным правилам. В некоторых магия работала, а в некоторых — нет. То же касалось и техники. Если неосторожно завести свой супер-пупер-космический корабль в зону, где не работает никакая техника, все его супер-пупер-моторы заглохнут, не успеете вы пересечь границу. И тогда вам придется нанимать какого-нибудь чародея с дурацкой седой бородой, чтобы он своей магией отбуксировал вас туда, где корабль снова заведется.

В дуальных зонах допускалось применение и магии, и техники, в нулевых не работало ни то ни другое. Существовали мирные зоны, где не допускалось никаких сражений между игроками, и зоны PvP, где каждый был сам за себя.

Так что пересекать границы между зонами следовало очень осторожно. Думать и просчитывать маршрут, а не бросаться в омут головой.


Получается, что главный герой не имея денег.. не мог никуда отправиться кроме школы и стартовой локации.. Это такой классный, свободный и открытый мир, в котором с тебя дерут кучу денег за... перемещение? Далее оказывается, что и весь внутриигровой шмот покупается за местную валюту, которая, насколько я понимаю, фактически реальные деньги.

Помимо учебников, имущество моего аватара было довольно скромным: фонарик, простой железный меч, маленький бронзовый щит и комплект кожаных доспехов — все немагическое и низкопробное, но ничего другого я пока себе позволить не мог. Предметы в OASISe были не дешевле реальных — а иногда и подороже, — и купить их за продовольственные талоны было нельзя. В OASISe принималась лишь монета королевства — в наши тяжелые времена самая стабильная мировая валюта, дороже доллара, фунта, евро и иены.

Да валюту можно нафармить, но ГГ не может этого сделать, так как у него есть доступ только к школе. Да в этом мире куча возможностей, но за все нужно платить.

В эпоху жутких социальных и культурных пертурбаций большая часть человечества мечтала о возможности сбежать от проблем, и OASIS предоставлял ее всем желающим — причем дешево, легально и безопасно. Симуляция не вызывала психической зависимости, и это подтверждалось соответствующими медицинскими исследованиями. Популярности OASISa содействовал и энергетический кризис. Цены на топливо взлетели до небес, и рядовые граждане уже не могли позволить себе путешествия на самолете или автомобиле. Поэтому, когда им хотелось сменить обстановку, они отправлялись в OASIS. Эпоха дешевой энергии закончилась, бедность и социальная дестабилизация распространялись по планете, как вирус. Ежедневно все больше и больше людей обращались за утешением к виртуальной утопии Холлидэя и Морроу.

Любая компания, желающая вести бизнес в OASISe, должна была приобрести или взять в аренду виртуальную недвижимость. Для этого GSS специально создала коммерческую зону — Первый сектор. Это начинание пользовалось большим успехом — колоссальные торговые центры вырастали как грибы после дождя, и разнообразные магазины вскоре покрыли всю планету, как плесень расползается по поверхности апельсина в покадровой киносъемке. Никогда еще городская застройка не происходила так быстро и просто.

GSS заработала миллиарды долларов на торговле несуществующей землей и состригла не меньше с продажи виртуальных предметов и транспортных средств. OASIS так плотно вписался в социальную жизнь, что люди с готовностью отстегивали реальные деньги за разнообразные прибамбасы для своего аватара — одежду, мебель, дома, летающие автомобили, волшебные мечи и пулеметы. Все эти предметы — по факту, нолики и единички на серверах OASISa — были статусными символами. В принципе они стоили недорого, но если учесть, что GSS не тратила ни гроша на производство, это была стопроцентная прибыль. Даже в условиях экономической рецессии OASIS дал американцам возможность заниматься любимым делом — покупать.

Вскоре OASIS стал самой популярной областью применения Интернета, так что даже термины «OASIS» и «Интернет» стали синонимами. А невероятно простая в использовании трехмерная операционная система OASISa, которую GSS распространяла бесплатно, стала наиболее популярной операционкой в мире.

В скором времени миллиарды людей по всему земному шару стали ежедневно заходить в OASIS для работы и общения. Некоторые ухитрялись познакомиться, полюбить друг друга и вступить в брак, находясь на разных континентах. Границы между реальной личностью и аватаром в OASISe начали стираться.

Это была заря новой эры, в которой жизнь большей части человечества переместилась внутрь видеоигры.

Ready Player One (Первому игроку приготовиться) - так ли хорош виртуальный мир ОАЗИС?

Собственно тут начинает хромать главная мотивация героев за борьбу со злой корпорацией IOI. Ведь их мир весь монетизирован по самое "не хочу", и даже не знаю, что там еще кроме как добавить рекламу, можно придумать. "Хорошая" корпорация GSS заработала миллиарды на этой "доступной" виртуальной реальности. В итоге все сражаются против чего.. введения рекламы в игру? (прямо как главная боль в плеймаркете))) .. ещё бы про лутбоксы упомянули, но на время написания романа их ещё кажется не было.

Ready Player One (Первому игроку приготовиться) - так ли хорош виртуальный мир ОАЗИС?

Вторая главная проблема виртуального ОАЗИСа заключается в следующем:

Многие пользователи OASISa и не стремились прокачать аватара — их вообще слабо интересовала игровая составляющая симуляции. OASIS был нужен им для развлечений, бизнеса, покупок и общения. Такие пользователи просто держались подальше от зон PvP, где их слабенькие аватары первого уровня могли подвергнуться атаке неписей или других игроков. Если не покидать мирных зон вроде Людуса, то можно не волноваться, что твоего аватара ограбят, похитят или убьют.

Я не покидал мирную зону — и как же меня это бесило.

Чтобы найти пасхальное яйцо, рано или поздно мне придется отправиться в опасные сектора OASISa. Я прекрасно понимал это — как и то, что без достаточного уровня силы или без хорошего вооружения долго я там не продержусь.

За последние пять лет я ухитрился медленно, но верно прокачать аватара до третьего уровня. Это далось мне с большим трудом. Если кто-то из знакомых летел на планету, на которой мой хилый аватар мог выжить, я просил меня подбросить. Чаще всего меня выручал Эйч. Я высаживался в игровой зоне для новичков и проводил остаток вечера или выходные, убивая огров, кобольдов или еще каких слабеньких монстров, которых мог одолеть. За каждого убитого монстра мой аватар получал скудные очки опыта и медные или серебряные монетки. Ими я платил за телепортацию назад на Людус, нередко прямо перед звонком на урок. Иногда — очень нечасто — из убитого монстра выпадал какой-нибудь предмет. Так я обзавелся мечом, щитом и доспехами.

Прокачка занимает ну очень много времени - 3 уровень за 5 лет?! Даже если предположить, что делал это ГГ не часто, но 5 лет? Дальше еще смешнее:

Но в моем положении находились свои плюсы — мне было почти нечего терять. Если мой аватар погибнет, я лишусь меча, щита, кожаных доспехов и трех уровней опыта, которых сумел достичь за несколько лет. Мне придется создать нового аватара первого уровня, который войдет в систему там же, где Парсифаль входил последний раз, то есть у шкафчика в школьном коридоре. Тогда я просто вернусь в Гробницу и буду штурмовать ее до тех пор, пока не соображу, где там спрятан Медный ключ. (Увы, в OASISe нельзя было завести себе запасного аватара. Симуляция позволяла иметь только одного. В принципе умелец мог поколдовать над визором, чтобы обмануть систему сканирования сетчатки и завести второй аккаунт, но такие фокусы были чреваты пожизненным баном в OASISe и вылетом из охоты за яйцом. Ни один пасхантер не пошел бы на такой риск.)

То есть, у тебя есть только один аватар, и при гибели в PvP ты теряешь абсолютно все уровни и весь лут?

Я не в первый (и не в последний) раз пожалел, что OASIS, в отличие от старых приключенческих игр, не позволяет сохраниться, чтобы в случае неудачи не проходить весь путь сначала. Но отступать я не собирался. Если лич убьет меня, я вернусь на следующий день и попробую заново. В полночь все подземелье перезагрузится — все обезвреженные ловушки снова включатся, а сокровища появятся на прежних местах.

Сейвов в игре тоже нет. Да, я знаю что есть игры с перманентной смертью, и в отдельных играх (например Раст) есть механика смерти с потерей всего лута, который на данный момент в инвентаре. Но какой извращенец делает игру, в которой куча лута за деньги, и в которой качать аватара нужно не один год, в которой можно умереть разом потеряв все?? Это просто эпик фейспалм.

Поскольку артефактов существовало не так много, их появление на аукционе всегда становилось событием. Некоторые продавались за сотни тысяч монет. Рекорд был установлен три года назад, когда с молотка ушел артефакт Катаклизатор — нечто вроде магической бомбы для однократного использования. Если взорвать эту бомбу, она убьет всех аватаров и неписей в секторе, включая того, кто ее взорвал. Защиты от нее не существовало. Если уж тебе не повезло оказаться в зоне поражения — пиши пропало, никакая броня не спасет.

Более того, в самой игре есть вот такие имбалансные штуки, которые легко могут отправить тебя создавать новый аватар, и ты ничего сделать не можешь)

вместо послесловия..

В книге просто куча отсылок к культуре 80-х и геймингу, её интересно читать, но при небольшой попытке подумать, магия рушится.. и виртуальный мир, который ГГ считает самым прекрасным и справедливым, и ни за что не отдаст его злым корпорациям, по факту весь построен на монетизации, бедный человек не имеет там ровным счетом никаких возможностей, а игровой процесс там построен так, что ты легко садишься на донат и в случае гибели должен все делать заново..

П.С. Кто дочитал до конца, я не пытаюсь захейтить книгу, просто изложил свои мысли по некоторым вопросам, над которыми слегка призадумался.

6060
42 комментария

Сюжет без изысков, это да.
Отдать миллиардное состояние и управление корпорацией задроту кто все пасхалки найдет - ну такое себе бизнес решение

22
Ответить

Так и сам основатель был такой же;)

8
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Автор книги очень далек от игр. Возможно он в 80х-90х играл, только вот всякие ММО и большие сообщества он явно не застал. Он банально не понимает, насколько игры горящие одной идеей могут проносится по контенту и изучать все до дыр, быстро открывая секреты.Имхо всё он понимал) Автор в своём произведении существенно облагородил и приукрасил идею ММО да и социальную составляющую интернета в целом, чтобы читатель окунался в утопию)

Ответить

Если не ошибаюсь то в книге все так и было. Какой то парниша ради славы рассказалткк найти первый ключ

Ответить

"В книге просто куча отсылок к культуре 80-х и геймингу" вместо тысячи слов, больше там интересного ничего и нет.

12
Ответить

Книгу не читал, но фильм параша редкостная. Полная санина моча говна.

7
Ответить