Как возник день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии? Кровавая история известного праздника

Как возник день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии? Кровавая история известного праздника

30 сентября 2024 года я вновь отмечала свои именины. В этот день традиционно вспоминают трех девочек - Веру, Надежду и Любовь и их мать - Софию из Древнего Рима приблизительно 2-4 веков нашей эры знатного происхождения. Сюжет жития гласит, что во времена массовых гонений на христиан мать и ее трое дочерей были подвергнуты нечеловеческим пыткам и в итоге казнены путём обезглавливания. Сначала их предали земле с особыми почестями, а затем причислили к лику святых и эксгумировали останки, именуемые "мощами", которые развезли по всему миру. Историю Веры, Надежды и Любови мы уже подробно рассказывали в рамках предыдущей статьи, однако есть некоторые моменты, на которые хотелось бы обратить Ваше пристальное внимание:

  • Во-первых, сам рассказ под названием "Страдание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии" не был написан самим святителем Дмитрием Ростовским (он выступил лишь в качестве переводчика книги), а был взят из 63-х томов «Acta Sanctorum» («Актов святых»), составленных иезуитскими учеными-монахами только в 16-17 веках. До этого момента практически ничего о Вере, Надежде и Любови, как о реальных людях, не было известно.
  • В оригинале имена мучениц упомянуты лишь на двух языках - на греческом (греч. Πίστις, Ἐλπίς, Ἀγάπη, Σοφία/Пистис, Элпис, Агапэ и София) и на латыни (Fides, Spes et Caritas, Sapientia/ Фидес, Спес, Каритас и Сапиентия). Однако, мы знаем, что первыми христианами как раз были именно евреи, откуда, собственно, это религиозное течение и пошло. А значит это, что на иврите девочек и её маму звали бы Амона, Тиква, Ахава и Хакмма (ивр. אמונה, תקווה, אהבה ואמם סופיה , חכמה), соответственно. Но опять же, стоит учитывать и то, что это - даже не имена собственные реальных людей, а нарицательные наименования человеческих чувств, которые у христиан считались добродетелями. В итоге мы вновь наблюдаем аллегорию и персонификацию, как и в случае с Сатаной-Люцифером, который до того, как стать вселенским злом, был метафорой утренней звезды (планеты Венера) и глаголом на иврите, обозначающим клевету и обман.
  • На то, что житие Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - не историческая хроника, а эдакая местная легенда, намекают не только описания тех жутких пыток, которым девочки подверглись (мать их в данном случае страдать должна была морально, глядя на всё это): старшую дочь Веру сперва раздели до нага и наносили удары бичом, затем отрезали груди, жгли на железной решётке и даже бросали в котёл с кипящей смолой и маслом. Среднюю, Надежду, точно так же били, пытались сжечь на костре заживо, затем она была "повешена, и ее строгали железными когтями: тело ее падало кусками и кровь лилась потоком", и, наконец, пытались бросить в котёл со смолой и маслом. А когда дошёл черед до младшей сестры, Любови, то бедную девочку и вовсе растянули на колесе и били палкой! Житие сообщает, что несчастная Люба была "растянута так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя"! А затем Любовь пытались бросить в раскалённую печь и "провертели члены ее железными буравами". В конечном итоге, когда столь жестокие методы не сработали, всех троих приговорили к усекновению мечом! В общем, какой-то апофеоз лютого садизма, которому подивился даже переводчик: "Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?!". Но читателям постоянно говорили о том, что девочки и мать постоянно молились, и Иисус Христос часто спасал своих "героинь" своими чудесами - то в печи последняя жертва казни - Любовь - сидела, как в прохладном месте, то смола из котла обожгла слуг цезаря, когда те пытались расправиться с Надеждой... А вот от обезглавливания Бог (Иисус Христос) этих четырёх людей так и не спас...Погибли в итоге, как партизаны на войне....
Как возник день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии? Кровавая история известного праздника
  • Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание - это несоответствие эпох, в которые якобы жили Вера, Надежда, Любовь и их мать София. В различных версиях жития указан то 137 год, то 128. Также источники информации разнятся и по поводу имени римского правителя. Одни относят историю жизни девочек во времена Диоклетиана, правившего в 3-4 веке нашей эры, с 284 по 305 годы, другие указывают имя Адриана, который правил во 2 веке, с 117 по 138 годы. Мы не будем углубляться в политику и хронологию событий, просто стоит сказать, что Адриан как раз-таки всё пытался сделать в рамках законов, не допускал клеветы и проявил к христианам большую снисходительность и лояльность, в отличие от его предшественников. А вот самым ярым гонителем христиан в истории называют именно Диоклетиана. В эту подборку стоило, конечно же, включить и императора Нерона. То есть, во 2 веке, как принято считать, эти дамы жить ну никак не могли. Далее упоминается в тексте жития и "начальник области Антиох", который пожелал их видеть. Если речь идёт о реально жившем человеке, то авторы жития ошиблись. Антиох осуществлял свою политическую деятельность в Римской империи только в 5 веке нашей эры, и ни с Адрианом, ни с Диоклетианом пересечься ну никак не мог!
  • Год смерти девочек тоже преподносится по-разному: то 126, то 304-й... А вот их возраст стал известен: старшей Вере было 12 лет, Надежде - 10, а Любови - 9 лет. Согласно современным меркам, это были несовершеннолетние дети, но в то время из-за низкой продолжительности жизни и ранней детской смертности римских девочек в 12 лет уже выдавали замуж. Однако, даже во времена Римской империи 9-10 - летние дети ещё считались малолетками и вряд ли бы их повели на эшафот... Но важно для современных христиан было то, что с 777 года мощи (то есть останки) умершей сто с лишним лет назад женщины и ее казненных дочерей покоятся в церкви Эшо. А если учесть, что ни Софии, ни ее дочек в реальности не было, кто же тогда там покоится? А эти останки принадлежат уже другой святой, тёзке Софии, тоже жительницы Рима, пострадавшей за христианскую веру. Эта София жила в 4 веке, во времена правления Диоклетиана, а вот почитать ее стали уже с 8 столетия. Видимо, из-за того, что информации про эту Софию было раз-два и обчёлся и из-за сходства имён и места действия, начиная с 12-го века её окончательно смешали с личностью вдовы из Милана и приписали наличие трёх дочерей - Веры, Надежды и Любови. Вот такая вот странная путаница...
  • Насчёт дня памяти Веры, Надежды и Любови тоже возникла в своё время большая путаница - изначально в римском маркирологе католической церкви указывалась дата - 1 августа, а памяти Софии была посвящена другая - 30 сентября. Потом дату переносили на 15-17 сентября. И лишь позже окончательно утвердили 30-е сентября по новому стилю. А официально почитать женщину и детей как мучениц за веру в Христа стали лишь в 6 веке нашей эры.
  • Третье, что нас должно было смутить при прочтении - отсутствие упоминания национальности Веры, Надежды, Любови и их матушки Софии. Всё, что нам о них известно, это то, что София - женщина знатного происхождения, родом из Милана. Её муж не упоминается по имени, но сообщается, что он погиб на войне. И тогда вдова перебралась в Рим, дабы начать там новую жизнь. Но каким-то образом стала именно христианкой, а не язычницей и воспитывала в этой вере своих дочерей. Разумеется, мы не можем рассматривать историю гибели этих людей вне контекста реальных исторических событий того времени, однако за кадром повествования остался сам приход к христианству Софией. Мы доподлинно не знаем, являлась ли она еврейкой или одной из местных жителей Рима, которых могли бы вполне себе посчитать даже предателями Родины за обращение в веру тех, кто сознательно уничтожал чужую культуру и сносил скульптуры древних богов вроде Зевса или Нептуна, соблюдая заповедь о вреде идолопоклонства. Это были те самые жуткие времена, когда христианская община пряталась по катакомбам, икон ещё не писали и изображать даже Иисуса Христа было строго запрещено, зато вместо этого использовали особые символы - рыбу, павлина и другие.
Как возник день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии? Кровавая история известного праздника
  • Как уже сказано выше, первыми христианами в мире были именно евреи. Да и сами гонения на христиан начались не на пустом и ровном месте. Само христианство, по своей сути - это ответвление изначального религиозного течения тех времён - иудаизма, который исповедовали исключительно израильтяне. Когда римляне захватили Израиль в Период Второго Храма (516 г. до н.э.–70 г. н.э.), евреи придали концепции мессианства новое и привычное нам значение - вместо помазанного на царство местного монарха священным маслом (ивр. שמן המשחה, shemen ha-mishchah, букв. «масло помазания»), в состав которого входило как оливковое масло, так и иные ингредиенты - мирра, корица и кассия, возникла фигура Спасителя и освободителя страны от гнёта тирана-захватчика, который также должен был объединить разрозненные государства, восстановить генеалогическое древо евреев,так называемых "12 колен Израилевых", ведущих свое происхождение от 12 сыновей Иакова, возвести Третий Храм вместо разрушенного Второго, ведущий своё происхождение от Скинии и Храма царя Соломона, а также провозгласить Царство Божие - не мифический и стереотипный Рай на небесах, а реальное будущее страны, причем довольно-таки утопическое...
  • На Мессию евреи возлагали большие надежды и гораздо больше невыполнимых и сложных задач, которое должно было решить общество того времени здесь и сейчас. Мессия в иудаизме изначально был чисто политической фигурой, причём это был даже не один человек, а два! Конкретно те, кому было суждено исполнить столь ответственную миссию, не назывались поимённо. Известно было лишь только, что один Мессия будет происходить из рода царя Давида, а второй - из рода Иосифа. Пока тот, кто происходил из рода царя Давида, исполнял возложенные на него функции с честью, Мессия из рода Иосифа (Машиах бен Йосеф) будет эдаким "козлом отпущения", который будет ОБЯЗАН страдать, но перед этим поможет восстановить разрушенный Второй Храм. И нет, с привычными обвинениями во лжи, мятеже против власти Рима и богохульстве, а также пытками и казнью на кресте страдания иудейского Мессии из рода Иосифа не имели ничего общего - он был в глазах евреев национальный герой, а не преступник, посему и умереть должен был достойно - за свою историческую Родину, в битве с врагами Израиля. Но также, как и Иисус, в одном из ранних рассказов Мессия из рода Иосифа предрекает, что когда-нибудь воскреснет и пойдет вершить правосудие.

Как возник день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии? Кровавая история известного праздника
  • У христиан же, естественно, взгляд на Мессию радикально отличался от точки зрения иудаизма. Как и предполагаемый Мессия из рода Иосифа, Иисус был ремесленником, а также страдал - якобы за людские грехи. Правда, происходил он от колена Иуды (того самого, в честь которого и было названо религиозное течение иудаизм) и из рода царя Давида, согласно Новому Завету. Для того времени, когда происходило гонение со стороны римлян (и по политическим, и по иным причинам), вера в Иисуса Христа была очень важным компонентом жизни каждого еврея. Сами греки и римляне таки примирились с чужой им верой гораздо позже, когда возникла Византийская империя и массовые казни христиан сошли на нет. Стоит сказать, что в Средние века даже у иудейского Мессии из рода Давида появился свой противник по имени Армилус - «царь, который восстанет в конце времен против Мессии и будет побеждён им после того, как принесёт много бед Израилю». Его роль тождественна Антихристу из современных взглядов на него, как на мифического могущественного персонажа, чьим отцом является Сатана...Да-да, всё в точности, как описано было в тексте песни "Арии"!
  • Житие Веры, Надежды, Любови и матери их Софии сводится к тому, что язычники (коими были римляне) - плохие, а христиане - хорошие, и они, несомненно - герои своего времени. Был и единственный достоверный факт в этом "документальном" рассказе - ранние христиане IV века действительно часто принимали при крещении мистические имена, указывающие на христианские добродетели, которые были найдены в катакомбных надписях. Вполне возможно, что Вера, Надежда, Любовь и София - это вымышленные персонажи, которые были придуманы как собирательный образ тех, кто пострадал в исторические времена реальных гонений. И, чтобы придать отчаявшимся людям сил, слагали такую неправдоподобную красивую легенду без привязки к историческим событиям.
Как возник день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии? Кровавая история известного праздника

Описываемые в житии зверства должны были показывать последователям Христа, что римляне якобы ничем не отличались от современных фашистов по уровню жестокости. Они были настолько свирепы и беспощадны, что даже не щадили детей! Однако, в действительности было всё далеко не так. Каким бы кровожадным ни был император Адриан, но обезглавить троих детей и подвергнуть их пыткам, тем более - девочек, гражданок Рима, он все же не мог, потому что это идет вразрез с Римским правом. Софию -мать, могли бы, предав суду обезглавить, как взрослую женщину, христианку, несущую ответственность за воспитание своих детей. Но вот самих дочерей и пальцем бы не тронули! Впрочем, если по тексту жития Надежда и Любовь показаны малолетними детьми, а старшая их сестра Вера считалась совершеннолетней, хотя и всего лишь подросток, то в изобразительном искусстве трёх сестер уже показывали уже взрослыми и зрелыми женщинами.

Вот что интересно из всей этой истории. Во-первых, разница в 500 лет между первым упоминанием и самими событиями. Далее, почитание матери, которая жила на 2 века позже своих детей, потому что та самая София в Эшо в ранние редакции житий и страданий за веру раннехристианских мучениц имени Софии, их матери не упоминают. Со временем исторический контекст повествования был утерян, а вот имена участниц истории, за исключением Софии - переведены на русский язык. Правда, порой даже Софию переводили, как "Премудрость". Вскоре эти имена достаточно хорошо прижились на территории нашей страны. Почему были выбраны именно эти имена? А это связано напрямую с библейскими отсылками. Так, имя София связана с такой цитатой: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак.3:17)», а имена её дочерей - из Первого послания к Коринфянам 13:13: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше".

Вот такая вот печальная история ныне известного праздника...

11
11
Начать дискуссию