Почему игроки\зрители стали так агрессивно оценивать медиа?

Раньше, трава зеленее не была.

Почему игроки\зрители стали так агрессивно оценивать медиа?

Ни для кого не секрет, что сейчас разработчики игр делают сплошной шлак, а режиссеры снимают тонны проходных фильмов. Не то, что было раньше.

Знакомый тейк? Готов поспорить, что вы слукавите, если ответите «нет».

Мне хочется порефлексировать на тему того, почему иногда кажется, что комьюнити становится все более токсичным и категоричным в своих оценках тех или иных продуктов в медиа. Из-за чего мы стали более нетерпимыми и резкими в навешивании клейм, потеряв градацию оттенков, сконцентрировавшись, в основном, на черном и белом?

Мы, как представители рода человеческого, подвержены самым разным когнитивным искажениям, которые напрямую влияют на то, как мы реагируем на окружающий мир. Простыми словами — мы почти всегда предвзяты и представляем собой луковичку из самых разных стереотипов, которые мешают воспринять произведение без обиняков.

Мешают ли нам ярлыки?

Мы часто оцениваем творчество, основываясь на «ярлыках», тянущих за собой ворох других переменных, которыми наделяется предмет творчества. Если это аниме — то китайский порномультик для детей. Если это соулслайк — то игра для ноулайферов-задротов. Если это фильм, основанный на комиксах — то хрючево для гиков, вытаскивающее из них лишнюю копеечку и эксплуатирующее их фанатизм\ностальгию. Туда же идет попытка выловить «удобные» для своей позиции переменные, которые лишний раз помогут убедиться в том, что ваше суждение — единственно верное. Если кто-то думает иначе, то он просто глупый и не понимает очевидных вещей. Жаль, что далеко не все поймут, в чем же дело. Не так уж и много образованных людей в наше время.

Я сам, так или иначе, оказывался в подобной ситуации. За время активности в интернете, успел поучаствовать в немалом количестве холиваров, чем не горжусь. И вот, в очередной раз поймав себя на мысли, как сильно меня раздражают некоторые люди в комментариях под очередной, интересной мне темой, начал думать о причинах, почему дела обстоят именно так. И пришел к осознанию, что одной из причин является тот факт, что мозгу человека может не хватать вводных для объективного полноценного анализа из-за разнобойного и гигантского потока информации, который в него поступает. Трудно отсортировать и проанализировать что-то масштабное на автомате, поэтому мозг пытается формировать шаблоны, которые призваны помочь ему в выносе оценки тех или иных вещей. И что интересно, часто эти шаблоны оказываются ошибочными. Не раз замечал подобное в ходе собственных мыслей, когда очередной раз влетал в какую-нибудь зарубу в интернете, не до конца разобравшись в теме. По личному опыту считаю, что так случается с большинством диванных воинов.

Современный человек — рыба в океане информации. Мы постоянно читаем что-то в сети, слушаем ролики\подкасты, поглощаем тонны новостей и объемы всего этого контента увеличиваются с каждым днем. Двадцать пять лет назад, когда интернет был далеко не в каждом доме, а про мобильную сеть слышали только единицы — прогресс развития этой индустрии имел конкретный ограниченный темп. Были компьютеры, которые уже начинали становиться доступными для среднего класса. Были игровые консоли, которые с грохотом прокатывались по некоторым рынкам. Но я, например, улавливал лишь крупицы «новостей» из игровой индустрии через разговоры с друзьями во дворе или редкие журналы\телевизионные передачи, в которых информация все равно была очень ограничена. Я анализировали медиа максимально беспристрастно, основываясь на личных характерных предпочтениях. Эта игра в жанре хоррора, а я не люблю ужастики — она мне не нравится. Эта игра рассказывает про гонки без правил в постапокалиптическом мире? Оооо, а я смотрел Спиди Гонщика, это же что-то похожее на этот мультфильм??? Хочу попробовать!!!

И вот, моя оценка входа в продукт плавно стала основываться на чем-то конкретном из прошлого. Чем старше я становился, тем больше у меня накапливалось насмотренности, которая прямым образом влияет на первые суждения о чем-либо. Даже тогда, когда информация до меня долетала урывками, я набирал определенный ее багаж и начинал пользоваться.

Важно не забывать, что система «хештегов» может помогать нам и делать потребление новой информации удобнее и проще. Но всего должно быть в меру. Эта система лучше всего работает на начальном суждении, когда мы делаем первый шаг к любви или нелюбви какого-либо явления или продукта. Но эти ярлыки никогда не смогут дать всеобъемлющую характеристику чему-либо, это так не работает. И не для этого было приобретено нами в ходе эволюции.

Мешают ли нам возросшие объемы негативной информации?

Сейчас, согласно самым разным статистикам, объем одних сайтов в интернете увеличился в несколько сотен тысяч раз за последние 25 лет. И информация на этих сайтах, пусть и пересекается тематически, но все равно содержит в себе необъятное количество материала, откуда можно поймать новости, чужие мнения, разборы, рецензии и прочий «структурирующий» контент. Мы не просто находимся в состоянии обволакивания информацией, а действительно плаваем в бездонной кастрюле, поставленной на медленный огонь.

Каждый день миллионы людей придумывают и начинают реализовывать какие-то идеи. Снимают ролики, фильмы, сериалы. Создают игры. Пишут статьи, книги и новости. Сочиняют миллиарды минут новой и новой музыки. И на все это миллионы людей реагируют просто постоянным потоком. Кто-то пишет твиты в блоге, кто-то накатывает очередную заметку на сайте типа Stopgame или DTF, а кто-то устраивает очередной срач в комментариях на этих же ресурсах.

И во всем этом я осознал следующее. Всю интересную информацию мы никогда не освоим, все картинки не пересмотрим, во все игры не переиграем и все, что мы уже потребили — из-за своего циклопического объема превращается в тарабарщину восприятия, подобную белому шуму. Мы имеем сотни убеждений, на все у нас есть свое, исключительно правильное, мнение. Мы — сами себе критики, мы ведь играем в те же игры уже десятки лет.

Но из-за повальной доступности информации: сводок с полей разработки, вагонов слухов от целой роты инсайдеров, блогеров, критиков, новостных порталов и прочих ресурсов, в наших головах на фоне нашего собственного шума от опыта накладывается еще один шум — информационный.

Современный человек переполнен всем этим. Мы находимся в мясорубке производства, которое 24\7 видит в нас потенциального «клиента», «покупателя», «мамонта», называйте как хотите. И из-за того, что негативная информация, как известно, распространяется куда быстрее позитивной, мы приумножаем именно негатив. Такое ощущение, что современный геймер со стажем постоянно находится в верхних пределах возбужденности из-за общей информационной обстановки. Раньше мы не знали, как какие-то разработчики перерабатывали месяцами и их кидали с зарплатой. Не слышали о том, что большие дяди рулят процессами и диктуют условия. Не ведали, что есть какие-то «тренды», которых старается придерживаться издатель. Но что самое ироничное — так было всегда. Сам по себе, человек как вид, не меняется так быстро, чтобы тридцать лет назад люди мыслили в корне иначе, чем мы с вами сейчас. Были несколько другие условия, которые влияли на принятые решения, но в базе — ничего не изменилось.

Но геймер уже в ярости. Не просто так появилась эта присказка, верно?

Мы жадно хватаем любой инфоповод и как зажравшийся ребенок, отворачиваем щекастое лицо от мирриад сладостей, которые волосатые капиталистические лапы протягивают нам со всех сторон. Мы не ждем хоть какой-нибудь игры, мы теперь ждем хоть какой-нибудь «хорошей и не зашкваренной» игры, на которую не будет брошена тень до релиза. Объективную критику никто не отменял, но в большинстве своем — она остается настолько субьективной, насколько это вообще возможно. Все вокруг имеют сендвич из шума и у каждого, этот шум резонирует на своей частоте. И люди объединяются с теми, чей шум звучит похожим образом. Не просто так, уже много лет, как в мире укрепилось понятие «гик» или «хейтер», что по факту является двумя сторонами одной медали. Одни слепо фанатеют по чему-то, а другие это слепо ненавидят.

Предрасположенность к негативу — также результат эволюции, который помогал человечеству выжить. И потому мы обсасываем каждую плохую новость как в первый раз. Это же важно, надо же не быть обманутым, не потерять время, деньги и другие ресурсы. Хвалят люди редко, скорее критикуют чужую похвальбу или просто выбрасывают килознаки в однобоких категоричных высказываниях, которые не позволяют найти решение, истину или помочь как-то еще. И я очень устал от этого. Нет, я не хочу читать меньше новостей, не хочу не заходить в комментарии. Но хочу ловить себя на мысли вбросить или ответить на вброс, который не принесет совершенно никакого позитивного результата, а просто пройти мимо, если у меня нет желания развернуто ответить. Однозначное заявление с большой вероятностью не будет принято другими, это факт.

Действительно ли стало меньше разнообразия, и причем тут ностальгия?

Это все накрывается повальным «разнообразием», которое усугубляет нашу категоричность. Оно следует из попыток повторить уже чей-то громкий успех. Далеко не надо ходить — геройские шутеры. После того, как Overwatch стал феноменом, в который потек трафик, почти каждый издатель начал пинать свои студии в этом направлении. В какой-то момент, на каждой конференции, то и дело, анонсировали очередной геройский шутер, который пусть и отличался от того же хита Blizzard, но в базе своей был его копией, чаще всего. Туда же идет факт того, что разнообразие — штука субъективная и из-за того, что мы видели уже так много, то нас все труднее становится чем-то удивить и преподнести что-то действительно «новое».

А еще, на этом океане человеческого восприятия плавает резиновый утенок — идеализирующая линза, которая заставляет нас думать, что раньше трава была зеленее. Иначе говоря — ностальгия.

Ностальгия — это состояние, когда мы на некоторое время окунаемся в приятные воспоминания, переживаем вновь важные и теплые моменты нашей жизни, идеализируя их. В этом чувстве также присутствует некая тень утраты чего-то хорошего и значимого. И это чувство оказалось настолько прекрасно монетизируемым, что подлило масло в огонь, распалив костер попыток заработать проще и с меньшими тратами в процессе, лишний раз убедив потребителя в том, что время экспериментов прошло.

Тут кто-то может подумать, — «Да! Вот сейчас индустрия в жопе, не то что раньше. Сейчас большинство игр делают, лишь бы продаться миллиардным тиражом и заработать очередному Бобби Котику на новую яхту.»

Но суть в том, что так было и раньше. Тому же издательству Activision или ЕА уже 30+ лет, и они не были добрее раньше, а все также пытались заработать больше, потратив меньше. Были студии-разработчики, которые влетали в индустрию, создавай крутые игры в папином гараже. Такие студии есть и сейчас. Всегда выходили игры, которые не нравились конкретным людям и нравились другим. Ситуация почти никак глобально не изменилась. Просто обсуждать негативные факты мы стали больше, так как они теперь преподносятся нам мгновенно и из первых рук.

И кажется, что из-за общей турбулентности инфополя, многие игроки превращаются в «собак», которые сидят у дырки в заборе и разражаются заливистым лаем на регулярно проезжающие мимо машины. Да еще избирательно так, кого-то раздражают красные, а кого-то желтые, а кого-то все, кроме белых. И вся эта агрессия никак нам не помогает. Мы просто ломаем десятитысячные копья, в очередной раз критикуя что-то, что нам не нравится. И если бы мы пытались быть как можно объективнее, но нет, в большинстве ситуаций мы безапелляционны и нам лень вступать в конструктивный диалог с несогласными.

В итоге, чем больше лет мы потребляем «индустрию», тем больше этой индустрии нужно лезть вон из кожи, чтобы поддерживать наш интерес. Чаще всего, такие люди просто перестают играть в игры, интересоваться новинками кинематографа и замыкают свое внимание на других аспектах жизни. Но всегда остаются те, кто никак не увядает в своем интересе к медиа, постоянно потребляет сами продукты и все, что их сопровождает. Все это полируется ностальгией, искажениями воспоминания и все, — новой части игры в любимой серии становится труднее стать для тебя такой же любимой, потому что ты по-своему помнишь то, что было. Как правило, оно представляется лучше, чем было на самом деле. Нужно уметь абстрагироваться от прошлого опыта, если он позволил тебе подойти ближе к предмету анализа. Оценить его как можно беспристрастнее в этом смысле. Уверен, тогда много того, что предельно раздражало и возмущало, раскроется для вас с новой стороны и получит второй шанс. И это нормально, если даже так вы сделаете негативные выводы. Но какой толк зацикливаться на этом? Ладно, хороший опыт, его можно потреблять и потреблять, получая много позитивных эмоций. Но с негативным зачем нянчиться? Понял, что не твое — пошел дальше. В мире так много вещей, которые именно для тебя могут оказаться намного лучше.

Есть ли смысл в критике?

Когда игра, разработанная в США, критикуется вами на русском языке на каком-нибудь новостном русскоязычном портале — эта критика, скорее всего, никогда не дойдет до тех, кто эту игру сделал. На самом деле, прикрываясь нуждой доказать правду, мы лишь пытаемся заставить других людей поменять резонанс их шума, образумить их. Но на самом деле, почти никогда тупой долбежкой человека переубедить не получится. Скорее всего, вы просто заставите оппонента уйти в глухую оборону, когда он тем более не воспримет ваше мнение в объективном ключе. Вы просто обольете друг друга помоями с ног до головы и неудовлетворенные пойдете дальше.

Из-за других потрясений в жизни, мы имеем обыкновение, транслировать негатив из одного места в другое. И в итоге ищем место для разрядки. Чем также выступает интернет. Но я поймал себя на мысли, что мне надоело в очередной раз пытаться доказать кому-то свою точку зрения. А многие вообще, как будто спорят просто ради спора, даже не стараясь подбирать аргументы и действительно попытаться донести то, что думают.

Негатив и резкие реакции становятся новым языком общения. Мы постоянно триггеримся на все вокруг. Некоторые люди целенаправленно бегают по одним и тем же новостям на каком-нибудь сайте и, раз за разом, пишут одно и то же свое единственно верное мнение, переходя на личности со всеми, кто думает по другому. В итоге, многие ресурсы из-за огромного количества людей и информации превращаются в бесконечно длинную скамейку с карикатурными сварливыми бабками, которые лишь изредка говорят о чем-то позитивном, а в основном хают всех вокруг, целенаправленно выискивая то, за что можно зацепиться.

В итоге мы оказались в мире, в котором понятие "критика" потеряло здоровый смысл. Она интересна, если человек сразу подкрепляет свои суждения доводами и попытками анализа или сравнения. Но сейчас все чаще заметно, что для людей критика стала равна негативной реакции. Хотя изначально она была направлена на попытку понять, почему нам не нравится что-то, и как можно было бы это исправить.

Эти мысли не призваны как-то радикально изменить ситуацию. У меня нет психологического образования, я не собирался искать в этом тексте решение, как сделать мир лучше. В первую очередь, это моя собственная попытка собрать в кучку мысли и сделать выводы для самого себя. Что в мире, и без того очень много негатива, а мои личные вложения в его количество — никому и никак не помогут. Есть места, где надо писать впечатления, стараться транслировать там свои ощущения и мысли. Я не говорю, что плохие вещи не нужно называть таковыми. Но наверное стоит не забывать, что ваше мнение, в большинстве случаев, будет оставаться субъективным. Особенно, если вы не попытаетесь грамотно донести свою точку зрения. Это уменьшит вероятность того, что вас не услышат. Хотя всегда будут люди, думающие иначе.

Начну с себя.

66
33
11
14 комментариев

Раньше было лучше. Раньше типичный развлекательный фильм был чем-то вроде маска зорро, часа пика и пиратов к моря, а теперь это шлак от марвел.
Думайте

4
Ответить

Ну и настрочил

3
Ответить

Написунькал, да

Ответить

Раньше, трава зеленее не была.Была

1
Ответить
1
Ответить

Статью не читал, но на форчане когда это обсуждали, пришли к выводу, что людям намного интереснее просто общаться и сраться, нежели в игры играть. В игры играть силы надо тратить, деньги, много десятков часов. А тут ты просто можешь 10 минут в сраче поучаствовать бесплатно, удовольствие получить.

Почему раньше такого не было не знаю. Может потому что средний возраст в интернетах меньше был, импотенции не было, могли играть и получать удовольствие. А сейчас можно получить удовольствие обосрав юбисофт в комментах, и тратить на это 60 часов не надо.

Ответить

Срачи были всегда. Мб людей в интернете было меньше

1
Ответить