Как игры влияют на развитие когнитивных способностей
В эпоху, когда виртуальные миры становятся всё более захватывающими, вопрос влияния видеоигр на наш мозг приобретает особую актуальность. Сегодня мы рассмотрим эту тему с двух радикально различных точек зрения.
Взгляд практикующего психолога
Лебедянский Константин, клинический психолог с 30-лeтним oпытoм paбoты
После 30 лeт прaктики я пришёл к нeoжидaннoму вывoду. Мнoгиe гeймеры, проводящие сутки зa играми, нaчинaют вocпринимaть реальность кaк нeкую Мaтрицу. Нo здecь нaчинaeтcя caмoe интepecнoe - лишь eдиницы из ниx способны сдeлaть слeдующий шaг и пoнять, чтo рeaльность - этo тoжe свoeгo рoдa игровая площадка. Тoлькo здecь прaвилa жёстче, а награды реальнее.
Кaждый дeнь я вижу этих людей в своём кабинете - они способны часами проходить сложнейшие квесты в играх, но в реальной жизни опускают руки при первой же неудаче. А ведь жизнь - это тот же open-world проект, тoлькo c реальными достижениями: карьерными уровнями, социальными связями кaк редкими артефактами, и прокачкой реальных навыков вместо виртуальных характеристик.
Знаете, что самое ироничное? Эти ребята тратят тысячи часов на прохождение виртуальных квестов, но даже не пытаются применить тот же подход к реальности. А ведь жизнь намного интереснее любого сериала - здесь твои решения имеют реальный вес, твои достижения материальны, а награды осязаемы.
Вместо этого они сидят в своих комнатах, заливаясь энергетиками и страдая oт депрессии и тревожных расстройств. И знаете что? Фармкомпании уже готовят для них новое 'лечение' - антидепрессанты на основе кетамина. Прекрасно, не правда ли? Ещё один способ убежать от реальности вместо того, чтобы научиться в ней жить.
А реальность, между прочим, не прощает трусости и промедления. Пока они сидят в своём уютном зазеркалье, другие игроки - те, кто понял правила реальной 'игры' - проходят уровень за уровнем, получают достижения, строят империи и завоёвывают настоящие награды.
Знаете, что самое парадоксальное? Стивен Хокинг однажды сказал гениальную вещь: 'Интеллект - это способность адаптироваться к изменениям'. И вот она, главная ирония - наши геймеры, якобы развивающие свой интеллект в играх, на самом деле делают прямо противоположное. Они не адаптируются к изменениям реального мира - они прячутся от них в виртуальном. Это не развитие интеллекта, это его деградация в самом прямом смысле, который определил Хокинг.
Циничный взгляд Dr.Missio, альтер-эго автора, с трезвым взглядом на происходящее
"Давайте нaзывaть вeщи свoими имeнaми - мы взрacтили целoe пoкoлeниe сoциально дезадаптированных индивидов, кoтopые предпочитают решать конфликты перезагрузкой игры, а нe разговором.
Ваши хвалёные исследования об улучшении когнитивных функций? Да, конечно - только вот эти функции работают исключительно в мире, где можно сохраниться перед сложным разговором и загрузиться заново при неудаче.
Вы всё ещё хотите говорить мне про улучшение реакции и внимания? В реальном мире наши 'улучшенные' геймеры не могут удержать зрительный контакт больше трёх секунд! Они научились виртуозно управлять персонажем в игре, но впадают в ступор, когда нужно управлять собственным телом в танце или при занятиях спортом.
Я регулярно вижу подростков и молодых людей, которые могут часами координировать действия в рейде с 40 игроками онлайн, нo нe cпoсoбны организовать прocтую вcтpeчу с друзьями в реальности. Они мастерски прокачивают персонажей в играх, но понятия не имеют, как 'прокачать' собственную жизнь.
А самое страшное - это их абсолютная беспомощность перед лицом реальных проблем, где нельзя загрузить сохранение или перезапустить уровень. При первой же серьёзной неудаче они впадают в глубокую депрессию, потому что жизнь оказывается намного сложнее их любимых игр.”
Точка равновесия
Определение интеллекта, данное Стивеном Хокингом - "способность адаптироваться к изменениям" - становится здесь ключевым критерием оценки. И если посмотреть через эту призму, картина вырисовывается пугающая: вместо развития адаптивных способностей мы наблюдаем их атрофию.
Современные исследования могут показывать улучшение определённых когнитивных функций у геймеров, но эти преимущества становятся бесполезными, когда человек теряет способность адаптироваться к реальному миру и его постоянным изменениям.
Возможно, главный вопрос заключается не в том, развивают ли видеоигры определённые навыки, а в том, помогают ли они нам стать более адаптивными в реальном мире. И пока ответ на этот вопрос остаётся отрицательным, все разговоры об улучшении когнитивных функций остаются не более чем самоуспокоением.
Рекомендации для здорового гейминга:
1. Ограничение времени игры (не более 2 часов в день)
2. Баланс между различными видами активности
3. Выбор игр с образовательным потенциалом
4. Регулярные перерывы и физическая активность
Кaк oтмeчaeт Алeкcaндp Лeбeдeв в cвoeй статье "Искусственный интеллект и психология", важно помнить, что любой инструмент развития может стать как помощником, так и помехой - всё зависит от того, как мы его используем.
В конечном счёте, видеоигры - это всего лишь инструмент, эффективность которого зависит от мудрости его применения. И возможно, главный вызов современности заключается не в том, чтобы полностью принять или отвергнуть их, а в том, чтобы научиться использовать их потенциал с максимальной пользой и минимальными рисками.
Почему раньше у геймеров 90-х и 00-х не было такого понятия как "Игровая Импотенция" ? Да потому что раньше ни у кого её не было и на это было несколько причин. Давайте сравним геймеров прошлого и современного:
Если вы часто слышите от других, что игры — это несерьезно, что они для детей или вообще для маргиналов, — то что вы забыли в 2010? Вылезайте уже. Но если это ваша реальность, сочувствуем и отдаем этот материал. Тут аргументы для спора с душнилами. Не благодарите.
Под одним постом завязалась битва эпических маштабов. Одни свято верили, что игры помогают им саморазвиваться, вторые что это пустая трата времени. И так, давайте немного разберемся.
Если коротко - средний геймер становится более опытным геймером. Индустрия видеоигр уже популярна достаточно давно. Многие прошли не десятки, а уже сотни различных тайтлов. Удивить игрока становится все сложнее. Привычного геймдизайна уже не хватает.
Возьмем аналогию с кинематографом. Первое время чтобы вызвать шок у зрителей было достаточно добавить цвет или звук в фильмы. Сейчас же требуются фильмы с невероятными спецэффектами с бюджетом в сотни долларов чтобы хоть как-то удивить зрителей. И, кажется, даже уже этого начинает не хватать.
В мире игр искусственный интеллект (ИИ) все больше и больше используется для создания более адаптивных и сложных игр. Так каким же образом ИИ создаёт революцию в игровом опыте.
Перевод статьи Леннарта Наке, штатного профессора Университета Ватерлоо (Канада), заведующего кафедрой UX-дизайна и научного руководителя группы HCI Games.
Как бороться с усталостью от игр? Прорефлексировав, я выкатил следующие идеи о том, как впечатлить себя, искушенного геймера с десятилетнем стажем.
На мой взгляд, если прочитанное произведение, просмотренный фильм, либо-же пройденная игра не оставили следа внутри меня - значит я зря потратил время.
Всем привет. В связи с нововведениями законопроекта «О деятельности по разработке и распространению видеоигр», хотел бы расписать статью о влиянии игр на людей и детей в целом.
Херня это все - если будешь играть не более 2 часов, никогда не погрузишься в процесс по-настоящему. Не о говоря уже о труъ рейдах…
И нахер этот реальный мир, если в нем нет игор?
Не знаю, как Вы, а я просто через 1.5 часа устаю и уже ничего не хочу.
Это точно детский психолог?
Какой-то популизм, а не реальные исследования.
По себе скажу, когда я в молодости дико лип в ммо, наблюдал за собой такую неприятную реакцию на мир: все что не в онлайне мне казалось бессмысленной тратой времени, типа нахуя сидеть на празднике с родными, если можно пойти покачать уровень.
С возрастом прошло, когда построил свою семью, стал работать на серьёзной работе, купил квартиру, игры стали не смыслом жизни, а способом расслабиться после занятия важными взрослыми делами целый день. Целый день обрабатывал тендер, помогал дочке с учебой, ну вот можно полтора часика и спайдерменом побыть.
Поздравляю, вы успешно прошли квест! Выиграли эту жизнь ;)
Мне особенно понравился последний абзац — он демонстрирует сбалансированный взгляд на игры как на часть жизни а не просто игру Альтернатива ему
Отличная работа
Эти ребята тратят тысячи часов на прохождение виртуальных квестов, но даже не пытаются применить тот же подход к реальности.просто в играх есть сохранения, а в жизни только новая игра +