Подводный флот Израиля
Среди всех структур Вооруженных сил Израиля особое место занимает его Военно-морской флот. Несмотря на то, что численный состав ВМФ относительно невелик, насчитывая всего около 12 тыс. человек, с его боевыми возможностями считаются не только близлежащие государства, но и ведущие мировые державы. А все дело в том, что он является постоянно действующей структурой, регулярно проводит очень сложные и крайне рискованные операции, в которых на практике обкатываются самые современные технологии боевых.
Официальной датой появления ВМФ Израиля считается 17 марта 1948 года. Именно в этот день командующим боевыми отрядами Хаганы был подписан приказ о создании морских частей пока только формирующейся Армии обороны Израиля. Однако на самом деле определенные движения в деле создания флота начали производиться гораздо раньше, более чем за 10 лет до рождения самой страны.
Пионером в этом деле стала организация Бейтар, открывшая в 1934 в итальянском порту Чивитта-Векьа собственное военно-морское учебное заведение. Начальником его назначили старшего офицера Бейтара Я. Хальперна. Молодые люди проходили здесь полный курс морского обучения, для чего в ней имелись довольно большие возможности. Школа обладала даже собственным кораблем – 4-мачтовым фрегатом «Сара Алеф», на котором курсанты ходили в морские походы по Средиземному морю, по Атлантике, Тихому океану.Когда 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, все евреи, имеющие морскую практику, отправились добровольцами во флот Британии. Они отметились практически во всех значимых морских сражениях, служа в подразделениях надводного и подводного флотов, морских коммандос. Еврейские добровольцы находились и в экипажах транспортных судов, которые доставляли в составе конвоев PQ-13 - PQ-18 снаряжение для воюющей армии.
ВМС Израиля сохраняют высокий уровень секретности в отношении своих подводных лодок. Контракт на новые подлодки увеличился вдвое. В чем причина повышения цены? Простое объяснение, что производство стало дороже не вызывает доверия.
Подводный флот в ЦАХАЛе практически отсутствовал почти десятилетие после воссоздания еврейского государства в 1948 году. Израильтянам приходилось обходиться без подлодок во всех военных конфликтах с соседями практически до начала 60-х годов прошлого века. Такая ситуация особую опасность для евреев не представляла, ибо противостоящие ЦАХАЛу арабские армии тоже не имели более или менее действенного подводного флота. Хотя, согласно ряду источников, в 1955 году египтяне получили две, а по другим данным, даже пять субмарин из. Чехословакии, государства, не имеющего выхода в море. И тогда и позже никто не сомневался, что по политическим соображениям Прага выступила всего лишь в качестве «посредника». На самом деле, Каир получил первые субмарины из Китая. По всей видимости, они были произведены в Поднебесной по советским чертежам. Об этом, ломая интригу, вскоре заявил занимавший в то время пост премьер-министра Чжоу Энь-Лай. Относительно других арабских государств следует заметить, что у них все рода ВМС развиты слабо, а субмарин на вооружении в большинстве тамошних армий просто не имеется.
Что же касается еврейского государства, то первые подводные лодки вошли в состав ВМС ЦАХАЛа 21 сентября 1958 года. Это были английские «Сангвин» (Sanguinе, в переводе с английского – «Радужный») и «Спрингер» (Springer – «Прыгун») типа «S» постройки 1944–1945 годов. В ЦАХАЛе их переименовали соответственно в «Рахав» и «Танин» («Крокодил») с номерами Ц-71 и Ц-73. Эти субмарины, прослужившие в израильском флоте десять лет, в 1968 году были заменены опять же на бывшие британские подводные лодки типа «Т» – «Турпин» (Turpin, названа в честь одного из героев британских баллад) и «Транчен» (Truncheon – «Дубинка»).
В ходе Шестидневной войны, в ночь с 5 на 6 июня 1967 года, подлодка «Танин» доставила израильских боевых пловцов в особо охраняемую акваторию египетской морской базы в Александрии. Израильтяне потопили ракетные катера противника непосредственно у причальных стенок. При отражении атаки египтяне обнаружили «Танин» и непрерывно атаковали ее глубинными бомбами. Израильская подлодка была повреждена, но смогла уйти.
ГИБЕЛЬ «ДАКАРА»
9 января 1968 года курс из британского Портсмута в Хайфу взяла дизельная подводная лодка «Дакар», шедшая без вооружения, с 69 членами экипажа на борту. Это была одна из трех подводных лодок, приобретенных Израилем у Великобритании. 15 января «Дакар» дозаправился в Гибралтаре, а 24 января в 10.00 утра проследовал мимо острова Крит. Об этом командир субмарины капитан 3 ранга Яаков Ранаан сообщил в Хайфу. В четверг, 25 января, в 00.02 «Дакар» в последний раз вышел с базой на связь, которая прервалась на полуслове. В тот же день, 25 января, в 12.25, как позже на заседании правительства докладывал тогдашний командующий ВМС адмирал Шломо Арэль, связь, казалось, восстановилась, но продолжалась менее минуты. По словам адмирала, «радист «Дакара» вызвав базу, поинтересовался качеством слышимости». Ему ответили: «в норме», и разговор сразу же прекратился». Поначалу на базе решили, что произошла простая техническая неполадка и ждали возобновления радиосвязи.
Тем не менее уже на следующий день израильские военные корабли и самолеты начали активные поиски «Дакара». Однако более 30 лет о судьбе этой субмарины и ее экипажа ничего не было известно. И все эти годы еврейское государство тратило десятки миллионов шекелей на организацию поисковых экспедиций. Израильские ВМС объявили награду в 300 тыс. долл. тому, кто представит информацию о предположительном местонахождении затонувшей субмарины.
Только 29 мая 1999 года между островами Кипр и Крит на глубине 3 тыс. м затонувший «Дакар» смогли обнаружить специалисты небольшой частной американской компании «Неотикус», ранее прославившиеся подъемом на поверхность предметов с легендарного «Титаника». В расколотом надвое корпусе «Дакара» зияла огромная пробоина. По результатам глубоководной съемки версия об атаке вражеских кораблей была опровергнута. Специалисты определили, что пробоина возникла вследствие удара подлодки о морское дно. Следов попадания снаряда или разрыва мины обнаружено не было.
На поверхность был поднят фрагмент рубки «Дакара», ныне экспонирующийся в Музее ВМС в Хайфе. Не было найдено и останков моряков. После пребывания разгерметизированного корпуса субмарины под водой в течение более 30 лет останки биологических объектов обычно не сохраняются.
Через 45 лет после гибели «Дакара», в 2013 году, в Иерусалиме, на горе Герцля, по решению правительства установили памятник с мемориальными досками 69 погибшим подводникам, среди которых, к слову говоря, были и выходцы из СССР. Сам памятник выполнен в виде погруженной в землю подводной лодки, в которую можно зайти и пройтись по коридору памяти.
В том же 2013 году были рассекречены 16 документов, касающихся гибели субмарины. Несмотря на то что по израильскому закону рассекретить документы можно лишь по истечении 50 лет с момента наложения на них грифа «Секретно», в 45-ю годовщину гибели подлодки правительство страны пошло на частичное рассекречивание документов. Остальные документы по этому вопросу опубликовали в 2018 году.
Из рассекреченных документов следует, что эксперты ВМС Израиля рассматривали три вероятных причины гибели субмарины: ошибка экипажа или техническая неисправность, вмешательство вражеского флота (вероятно, египетского или советского) и столкновение с другим плавсредством. Версия об атаке вражеских кораблей была опровергнута данными, полученными в результате глубоководной съемки – обшивка «Дакара» была повреждена не от попадания снаряда или разрыва мины, а от удара о морское дно. Предположение о том, что субмарину атаковали египетские или советские корабли, основывалось на предположении, что капитан подводной лодки использовал вынужденную задержку, связанную с опережением графика следования, для того, чтобы подойти к египетскому берегу и произвести съемку порта и военных объектов Александрии
Еще одна версия причины крушения «Дакара» также основывается на факторе вынужденной задержки в пути и предполагает, что капитан подлодки начал «играть» с проходившим рядом крупным судном, обходя его то с одного, то с другого борта. Тем самым он спровоцировал столкновение с этим судном, экипаж которого впоследствии скрыл этот факт от общественности. Тем не менее, эта версия до сих пор не подтверждается никакими данными.
Опубликованные Израилем документы также восстанавливают хронологию поиска подлодки в первые дни после ее исчезновения. 26 января 1968 года советник посольства Израиля в США Шломо Аргов сообщил в министерство иностранных дел Израиля о том, что американские СМИ, ссылаясь на британские источники, опубликовали информацию об исчезновении израильской подлодки «к северу от Александрии», что косвенно намекало на предполагаемую причастность к этому инциденту египетских или советских вооруженных сил.
Лодки
Согласно ряду военных источников, Израиль присоединился к тройке государств (Россия, США и Китай), имеющих на вооружении средства доставки ракет с ядерными боеголовками всех трех видов базирования. Считается, что Израиль постоянно держит одну-две подлодки типа «Дольфин» в Индийском океане, в непосредственной близости от Персидского залива. Израильские подводные лодки способны нанести сокрушающий удар по любому неприятелю в акваториях Средиземного, Красного и Аравийского морей.
Первые подводные лодки типа «Т» прекратили службу в 1974 году, а следующие поступили лишь спустя два года. И это была построенная на британских верфях дизель-электрическая субмарина «Галь» («Волна») усовершенствованного немецкого проекта 206 разработки IKL (Ingenieur Kontor Lubeck). Подводные лодки предыдущего немецкого проекта 205 предназначались в основном для выполнения задач береговой обороны.
По первой субмарине всю серию так и назвали «Галь». Всего таких лодок в составе израильских ВМС было три. На первое боевое патрулирование «Галь» вышла 13 января 1977 года в районе ливанского города Тир. В 1982 году субмарины этого типа принимали участие в 1-й Ливанской войне. Они вели разведку вдоль побережья, корректировали артиллерийский огонь, находились в состоянии готовности нанести удар по сирийскому флоту в случае начала полномасштабной войны с Сирией.
Подводная лодка «Галь» в составе израильских ВМС прослужила 27 лет. В середине октября 2007 года ее передали в Военно-морской музей в Хайфе. Разумеется, с нее были демонтированы секретные системы вооружения и связи, а для удобства обозрения посетителями ей навесили сбоку две двери и установили на земле подпорки.
Опыт, накопленный на предыдущих подводных лодках, позволил израильским инженерам разработать необходимые усовершенствования. Так, относительно маленькие (водоизмещением в 200 т, 49 м в длину и в ширину около 5 м), но зато быстрые и современные подлодки, были спланированы непосредственно под нужды израильского подводного флота. Установленное на них вооружение, оборудование для наблюдений и прослушиваний, а также вся остальная электроника были на тот момент самыми совершенными. Также их переоснастили противокорабельными ракетами и более современными торпедами.
В 1999 году в Хайфу пришли модифицированные «Рахав» и «Левиатан» («Кит»), на следующий год к ним присоединилась «Ткума» («Возрождение»). Эти три лодки за время своей службы приняли участие во множестве операций, большинство из которых будут засекречены в ближайшие десятилетия. В 2013 году в состав «Шайетет-7» вошла и субмарина «Танин» нового образца. Вероятно, следует пояснить, что эта лодка, не первая, которая так именуется. По традиции, соблюдаемой во многих странах, новые корабли нередко получают названия своих предшественников, уже списанных из составов флотов. Первая тезка нынешней субмарины «Танин» состояла на вооружении израильских ВМС с 1959 по 1968 год, вторая – с 1977 по 2002 год.
В начале нынешнего тысячелетия в израильском подводном флоте произошли качественные изменения, ибо на вооружение были поставлены усовершенствованные в соответствии с израильскими разработками немецкие дизель-электрические субмарины типа «Дольфин». Две первые субмарины Берлин Иерусалиму просто подарил. Стоимость третьей немцы и израильтяне разделили между собой пополам, за четвертую и пятую израильтяне заплатили две трети стоимости, треть опять добавила Германия. Но даже и при таком раскладе новые субмарины, стоящие по 400 млн евро каждая, стали самыми дорогими боевыми системами в составе вооруженных сил страны.
Первые субмарины израильского флота были почти все сплошь британские, такие как эта ПЛ «Сангвин».
Если в 2012 году только 36% времени израильские подводные лодки проводили в оперативных мероприятиях, посвящая остальное время боевой подготовке, то к нынешнему году операции вдали от берегов страны стали занимать уже не менее 60% всего времени. Поэтому задача, поставленная израильским ВМС на ближайшие годы, такова: сформировать по два экипажа для каждой подлодки с таким расчетом, чтобы корабль, заходя на базу лишь заправлялся и вновь выходил в море со вторым экипажем, пока первый отдыхает.
Следует особо отметить, что современные израильские субмарины оснащаются воздухонезависимой энергетической установкой, позволяющей подлодке дольше находиться в подводном положении, оставаясь не замеченной для противника. Они оборудованы самыми передовыми израильскими системами вооружения, а также средствами наблюдения и пр.
Увеличение количества подлодок соответственно потребовало и значительного расширения базы в Хайфе. Часть прилегающей к ней территории моря осушили, построили новый волнорез и дополнительные места для базирования кораблей. Кроме того, после 2-й Ливанской войны июля-августа 2006 года для защиты от ракетных обстрелов со стороны Ливана стоящих в порту субмарин были созданы железобетонные бункеры.
Пришлось резко увеличить и штат самого подразделения «Шайетет-7». Боевая единица, через которую за всю 50-летнюю историю израильского подводного флота прошло всего около 2000 человек, удвоила свой личный состав.
В нынешнем году в боевой состав «Шайетет-7», как уже упоминалось, вошла подлодка «Рахав». Еще одна, шестая подлодка типа «Дольфин» должна вошла в состав израильских ВМС в 2018 году.
Обучение израильских курсантов-подводников длится, как правило, год и четыре месяца, хотя моряков особых специальностей могут готовить и три года. При отборе учитывается как физическая подготовка, так и уровень знаний претендентами математики, физики, химии, иностранных языков. После демобилизации подводников чаще, чем других военнослужащих, вызывают на переподготовку. Все, что связано с израильским подводным флотом, относится к высшей степени секретности. Даже обсуждать программу подготовки друг с другом курсантам запрещено. Владение сотовыми телефонами во время прохождения курса также запрещено. С целью создания командного духа наказания только коллективные.
Боевые пловцы набираются в «Шайетет-13» («Флотилию-13») – элитное подразделение специального назначения (морские коммандос) ВМС Израиля, занимающееся как морскими, так и наземными операциями в тылу противника, включая антитеррор и спасение заложников. Уже в ходе, как минимум двадцатимесячной подготовки к прохождению службы в «Шайетет-13» новобранец осваивает плановую пехотную подготовку высокого уровня, а также программы десантника-парашютиста и, разумеется, морского диверсионно-подрывного дела.
Вполне успешно действовали израильские боевые пловцы во время Войны Судного дня октября 1973 года. Так, в ночь на 17 октября того года группа бойцов «Шайетет-13» была доставлена подводной лодкой в акваторию египетской военно-морской базы в Порт-Саиде. Израильтяне, скрытно подобравшись к египетским военным кораблям, сумели потопить корабль с ракетным вооружением и два торпедных катера. Через четыре дня другая группа израильских боевых пловцов, используя противотанковые гранатометы, потопила еще два египетских корабля-ракетоносца и уничтожила пусковые шахты.
Пресс-служба ЦАХАЛа редко публикует сведения об операциях израильских субмарин, но, по данным зарубежных изданий, в дополнение к сбору разведывательной информации и выполнению функции стандартной боевой единицы, оснащенной конвенциональным оружием, по меньшей мере, три "Дельфина" оснащены как торпедами, так и управляемыми ракетами, способными нести ядерные боеголовки. Когда одна из израильских субмарин прошла через Суэцкий канал несколько месяцев назад, СМИ расценили это как намерение израильтян разместить израильский подводный флот в Персидском заливе.
Как же готовят израильских подводников?
Им приходится намного тяжелее, чем коллегам из других стран (российские базы в тундре, думаю, в расчёт не принимались. Где общение также очень ограничено. Но на базе, в казармах оно почти свободно). Солдат начинают приучать к изоляции уже на начальных этапах подготовки. Хотя училище подводников является частью Хайфской военно-морской базы общей подготовки, но командиры искусственно создают атмосферу замкнутости и изоляции, как это было во время базовой подготовки в пустыне 20 лет назад."Они приходят вначале на три недели, и в тот момент, когда они переступают порог базы, они тут же сдают свои мобильные телефоны", - объясняет начальник курсов, майор Исраэль. – Им разрешается поговорить со своими родителями раз в неделю, по пятницам, с общественного телефона".
При этом в последние годы все больше юношей просят призывные комиссии отправить их служить на субмарины, сейчас конкурс составляет пять новобранцев на одно место. Однако более чем 40 процентов отсеиваются в течение первых нескольких месяцев.В течение первых четырех с половиной месяцев новобранцам разрешается перемещаться на базе только между зданием школы, столовой и общежитием. Любой, кто выходит за этот район наказывается. "Они будут жить в подводной лодке в течение 18-30 дней, там выйти некуда", - объясняет Исраэль. - Если мы застаем курсантов беседующими на базе с другими моряками, то в первый раз они получают предупреждение, во второй раз их сурово наказывают, а на третий раз мы просто вынуждены таких курсантов отчислять" (как просто "отвалить" для желающих).За 13 месяцев обучения новобранцы должны запомнить тысячи страниц сложной технической документации и научиться не только работать на своих боевых позициях, но и производить ремонт различных узлов и механизмов под водой, если это потребуется.
На первом этапе, конечно, солдаты по-прежнему участвуют в марш-бросках, в основном для того, чтобы у них сформировалось чувство товарищества и командного духа, но позже физическая подготовка уходит на второй план. Члены экипажей субмарин являются бойцами во всех смыслах, но в плане огневой подготовки они проходят тот же курс, что и солдаты небоевых частей ("Стрелок 02").В целях расширения возможности обучения, в последние два года были созданы два усовершенствованных тренажера. Стажеры практикуются на них сотни часов, прежде чем они выходят на выполнение оперативных задач. Тренажеры точно имитируют боевые позиции в оперативном пространстве подводной лодки: там есть информационный центр и технический центр управления всеми системами 1.900-тонных субмарин. Проект обошелся ЦАХАЛу в 30 миллионов шекелей.
Во время операции в крошечном боевом центре умещается примерно 20 офицеров и других членов экипажа. Каждый человек здесь знает точно, где он должен стоять и когда говорить.Большая часть работы подводных лодок – это сбор информации. Флот не раскрывает подробностей, касающихся технических возможностей детекторов и камер, установленных на двух перископах и не называет то расстояние от берега, на котором они могут работать. "Давайте просто скажем, что я вижу в домах людей", - говорит майор Менахем. - "Мы синхронизируем оборудование со светофором на прибрежном шоссе".В военно-морской флот Израиля внедрили такую схему: подводная лодка возвращается на базу, заправляется топливом, берет на борт свежий экипаж, и снова уходит в море. В численном выражении подводников будет в три раза больше.
Большая часть сведений о подводном флоте Израиля засекречена, но пресса сообщает, что подлодки, купленные у Германии, имеют 16 многоцелевых торпедных аппаратов, которые смогут запускать торпеды, крылатые ракеты Turbo Popeye и даже системы доставки пловцов. При установке на атомные подводные лодки система VLS позволит разместить еще больше различных видов оружия. «Если это так, то израильская подводная лодка станет второй в мире современной подводной лодкой с воздухонезависимым двигателем и с такими возможностями», - сообщает Naval News. По информации немецкого агентства печати, DPA, это будут самые крупные подводные лодки изготовленные TKMS, на сегодняшний день. До сих пор это были 70-метровые дизельные подводные лодки для ВМС Сингапура. Не секрет, что израильские подводные лодки несут на себе часть морского ядерного сдерживания страны. Израиль не объявлен государством обладающим ядерным оружием, но уже давно таковым является. Как пишет ArmsControl.Org : «Израиль публично не проводил ядерных испытаний, не признает и не отрицает наличия ядерного оружия и заявляет, что не будет первым, кто разместит ядерное оружие на Ближнем Востоке. Тем не менее повсеместно считается, что Израиль обладает ядерным оружием, хотя сколько его точно, неясно».
Трудно получить точные данные о количестве единиц боевой техники в Израиле, так как в военное время это секретная информация. По данным сайта globalfirepower.com на вооружении Израиля находятся 14 дизель-электрических подводных лодок класса Dolphin немецкого производства 1998 года. Они оснащены ядерным оружием и специальными вентиляционными системами, которые позволяют долгое время находится в автономном плавании. 5 подводных лодок на ходу.
Список:
Подводные лодки типа S (Великобритания)INS Tanin (1959) (бывш. HMS Springer (1945))INS Rahav (1959) (бывш. HMS Sanguine (1945))
- Подводные лодки типа T (Великобритания)INS Leviatan (1965) (бывш. HMS Turpin (1943))INS Dakar (1966) (бывш. HMS Totem (1943))INS Dolphin (1968) (бывш. HMS Truncheon (1944))
- Подводные лодки типа GalINS Gal (1975)INS Tanin (1975)INS Rahav (1977)
- Подводные лодки типа DolphinINS Dolphin (1996)INS Leviathan (1997)INS Tkuma (1998)
- Подводные лодки типа Dolphin 2INS Tanin (2012)INS Rahav (2013)
В отличие от надводного флота Израиля, где женщины давно уже служат в качестве матросов и морских офицеров, патриархат в экипажах подводных лодок пока свято сохраняется. Девушек среди кадетов училища подводного плавания сегодня не встретишь. Однако эта ситуация не будет продолжаться вечно — феминистские организации ведут активную борьбу за то, чтобы и этот последний мужской бастион был разрушен. Так что недалек час, когда девушки займут боевые посты и командные рубки израильских подводных лодок.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь ссылками в социальных сетях. Спасибо за внимание!