Подводная лодка К-278 "Комсомолец" установила рекорд глубины погружения
Советская атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" относится к субмаринам 3-го поколения, это единственная подлодка проекта 685 "Плавник". 4 августа 1985 года она установила абсолютный рекорд по глубине погружения среди субмарин - 1027 метров.
Заложили подлодку К-278 22 апреля 1978 года в Северодвинске. 30 мая 1983 года субмарину вывели из цеха, а 3 июня спустили на воду. В августе 1983 года на подлодке подняли флаг ВМФ, а 28 декабря К-278 вступила в строй. Она вошла в состав Северного флота.
Подлодка состояла из двух цилиндрических титановых корпусов с усеченными конусами на оконечностях. Это был первый целиком созданный из титана корпус АПЛ. У него были явные преимущества: немагнитность металла и малый уровень шума при работе.
По техническим характеристикам подлодка проекта 685 не очень выделялась среди остальных субмарин. Длина - 110 метров, ширина - 12,3 метра. Скорость под водой - 30 узлов. Экипаж - 69 моряков. Но она имела отличительную особенность - повышенную глубину погружения.
По словам экспертов, обычные предельные глубины большинства атомных подлодок – в два раза меньше, а неатомных – в три. Погрузиться на такие глубины К-278 позволил сверхпрочный титановый корпус (на километровой глубине погружения давление на корпус достигает более 3 млн. тонн). Кроме повышения прочности применение титана позволило существенно уменьшить массу корпуса: всего 39% от нормального водоизмещения по сравнению с аналогичным показателем других АПЛ.
Несмотря на то что К-278 заложили на три года позже спуска головного авианосца "Нимиц", после принятия субмарины в состав флота американские авианосцы из грозного оружия начали постепенно превращаться в дорогую мишень с самолётами в ангарах. Вооружили "Комсомолец" по последнему слову техники — десять крылатых ракет "Гранат" и торпеды "Шквал", способные "прошивать" огромные авианосцы почти насквозь. Возможность применять "Шквал" с глубины и оставаться недосягаемой особенно беспокоила американских военных, поэтому для слежки за К-278 ЦРУ и разведка Пентагона выделили три спутника и два высотных самолёта-разведчика.
Применение титана, гребных винтов новой конструкции и мощного реактора с четырьмя парогенераторами позволяло подлодке уходить от любого преследования. После погружения реакторы "Комсомольца" выводили на максимальную мощность, и корабль моментально разгонялся до 60 километров в час, всего за пару минут "проваливаясь" на глубину 600–800 метров. После рекордного погружения на 1027 метров лодка начала нести боевую службу на Северном флоте и получила от американцев неофициальное прозвище "Булава" — в честь древнего славянского ударного оружия. Своё прозвище "Комсомолец" оправдывал с завидной регулярностью — субмарина каждый год срывала учения ВМС США и НАТО в северных широтах. Наиболее эффектным оказалось её всплытие в километре от кораблей ВМС США во время "северных" учений в 1988 году.
«4 августа 1984 года «Комсомолец» вышел в точку погружения, которая находилась в одной из глубоководных котловин Норвежского моря. Кораблем командовал капитан 1-го ранга Юрий Зеленский, старшим на борту был вице-адмирал Евгений Чернов, командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок, председатель Государственной приемной комиссии. В отсеках находился и главный конструктор уникального корабля - Юрий Кормилицын.
В этот день с глубиномера в центральном посту была оторвана черная бумажка, закрывавшая на его шкале, секретности ради, цифры предельной глубины. Рабочая глубина погружения 1000 метров, а предельная - 1250. Это втрое больше, чем могла погружаться обычная атомная подлодка», - так события этого дня описываются в книге подводника, капитана 1 ранга в отставке Юрия Бахарева «Триумф и трагедия «Комсомольца»». Уходили на глубину постепенно, через каждые сто метров задерживаясь для осмотра отсеков. Погружение на километр заняло несколько томительных часов. Как позже вспоминал один из участников этого уникального погружения - капитан 2 ранга Василий Кундрюков (его воспоминания были опубликованы в журнале «Морполит»), на глубине 1000 метров подлодка находились почти час (51 минуту).
«Затем погрузились еще, по одним манометрам это была глубина 1040 метров, но по общему согласию была официально зафиксирована глубина 1020 метров». При всплытии, на рабочей глубине 800 метров была выполнена фактическая проверка работы торпедо-ракетного комплекса: были успешно совершены выстрелы торпедами-болванками. Совершив глубоководное погружение, подводная лодка вернулась на базу, где ее встретил командующий Северного флота адмирал Иван Капитанец. Он поздравил «экипаж героев» с успешным проведением главных испытаний и пообещал представить всех членов команды к государственным наградам.
Естественно, что создание такой глубоководной субмарины как К-278 имело вполне прагматические цели. По мнению экспертов, погружение на глубины более 1 тыс. метров позволяет не только «спрятаться» от малогабаритных торпед, но и «может стать одним из ключевых способов ухода от обнаружения неакустическими авиационными и особенно космическими средствами».В июне 1987 года подлодка завершила опытную эксплуатацию и стала считаться боевой. В августе-октябре того же года К-278 выполнила задачи второй боевой службы. 31 января 1989-го получила название "Комсомолец".
7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы подводная лодка "Комсомолец" погибла. Это случилось в том же Норвежском море. Возник пожар в двух смежных отсеках. Из-за возгорания были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые лодку затопило забортной водой. Погибли 42 человека, 27 остались в живых.
В 1989 году К-278 "Комсомолец" вышел в свою третью "автономку". По плану экипаж должен был провести корабль через районы патрулирования ВМС США и НАТО и выйти в район Лабрадорского моря. Поход прошёл по плану, но на базу "Комсомольцу" вернуться было уже не суждено: 7 апреля 1989 года на глубине 380 метров в одном из отсеков "Комсомольца" начался пожар. Попытка потушить его силами экипажа закончилась безрезультатно, и командир корабля приказал всплывать. Быстрое всплытие с максимальной глубины было "визитной карточкой" К-278, и до глубины 150 метров аварийное всплытие шло как на учениях. Однако через пару минут сработала аварийная защита реактора. И у подлодки внезапно "пропала тяга". Огромная субмарина водоизмещением 8,5 тысячи тонн камнем пошла ко дну — туда, откуда её отчаянно пытались вытащить члены экипажа.
При попытке продуть главный балласт (с его помощью подлодка всплывает на поверхность) произошла новая авария — трубопровод, по которому подаётся воздух, оказался повреждён. Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи. К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу "Комсомольца" удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу "в ружьё" поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась "волна" коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний "мостик" на большую землю был сожжён пожаром.
Через несколько часов после всплытия "Комсомолец", и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал "заваливаться" назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала "заглатывать" тонны морской воды. Подводники, до последнего ожидавшие, что к ним на помощь придут спасатели Северного флота, не надевали жилеты и опомнились лишь в тот момент, когда оказались по колено в ледяной воде. Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и "встала свечкой" — вертикально, как "Титаник" во время крушения. В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние.
К-278 затонула на глубине 1658 метров. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек.
Самая опасная подлодка советского флота до сих пор лежит на дне — достать ракеты с ядерной боевой частью и демонтировать реактор никто так и не решился. Официально о спасении К-278 не сообщал никто, но в Норвежском море, где "Комсомолец" лежит до сих пор, несколько раз замечали "неизвестные подлодки". Целью экспедиций неизвестных кораблей, по некоторым версиям, может быть извлечение ракет и торпед с ядерной боевой частью, с помощью которых экипаж К-278 должен был топить корабли противника. Несмотря на заглушённый реактор, корпус подлодки, пролежавшей на дне моря больше 30 лет, может "рассыпаться" — тогда в Норвежском море может произойти авария, которая затмит трагедию на Чернобыльской АЭС.
Точную причину можно было бы восстановить в случае подъема лодки, - пояснил «КП-Петербург» Игорь Курдин. - По опыту того же «Курска», скажу, что это было бы можно сделать. Однако когда лодка не поднята, восстановить точные причины практически невозможно. Да и даже в случае подъема лодки, не всегда удается их установить. Но наиболее вероятной причиной стало неисправность датчика по кислороду. Из-за этого кислорода было слишком много. Это означает, что при любой искре, которую мог спровоцировать даже включатель освещения. Он мог дать ту искру, которая и привела к пожару. Дальше поступление воздуха раздуло пожар, как в доменной печи. Именно поэтому я свой экипаж обучал при любой неисправности немедленно объявлять аварийную тревогу. И никогда не ругал, если тревога была ложной.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь ссылками в социальных сетях. Спасибо за внимание!